Комментарии
1) По "Словарю историческому о святых..." дата преставления иная: 14/21.03.1353 г.
Также и по "Сарайской... епархии".
2) "... Макарий (Булгаков) архиепископ Харьковский (Ист. т. IV, 181) говорит, что "митрополит Алексий в 1354 году ездил в Царьград. В его отсутствие Переяславлем и делами митрополии управлял епископ Волынский Афанасий..." ...О епископе Владимиро-Волынском Афанасии усматривается, что он, выбывши неизвестно когда между 1332-1352 г. из Волыни, жил до 1354 года включительно в Переяславле Залесском..." ("Сарайская... епархия", с. 34-45).
Даты отсутствия св. Алексия в Царьграде (и, следовательно, в/у Афанасия) приводятся по вычислению Е.Е. Голубинского (там же, с. 33).
3) Как сообщает ... (Рыбинский Вл., с. 16), — "... в первые годы управления Русскою Церковью св. Алексеем на Киевскую кафедру изъявил притязания Роман, возведенный одновременно с Алексием в сан Литовского митрополита по просьбе Ольгерда. "Содеяся мятеж во святительстве", замечает по этому поводу Степенная книга, "его же не бысть прежде сего в Руси... поставлен бысть тогда другий митрополит на Русь, именем Роман, и бысть ему со блаженным митрополитом Алексием крамола велия... В Киеве Романа не признавали митрополитом...".
По кончине святителя Алексия Плещеева, краткое время местоблюстительствовал Герасим, епископ Коломенский.
4) "... Пред кончиною Св. Алексия великий князь Димитрий Иванович подготовлял преемника ему в лице Митяя, саном священника в Коломенском, потом вдруг архимандрита Спасского у дворца монастыря. Св. Алексий не хотел благословить его в преемники себе, потому что он молод в иночестве, но Цареградский Патриарх Макарий конечно узнав о желании князя иметь митрополитом Митяя, прислал грамоту на имя Митяя, в которой еще до рукоположения предоставлял ему полную власть над Церковью Русской. Митяй поселился в митрополичьем доме, надел белый митрополичий клобук, стал носить митрополичью мантию и жезл, в церкви садиться на митрополичьем месте, и распоряжаться казною и ризницею митрополита и править делами Церкви. Незаконный захват власти церковной и гордое обращение Митяя возмутило все духовенство. В 1379 г. Митяй с большое свитою отправился в Царьград за поставлением в митрополита, но погиб (предполагали насильственною смертью) не доезжая до Царьграда, и погребен был в предместии Царьграда — в Галате..." (Протоиерей Боголюбский Н.С. "Московская Иерархия", с. 10).
Или (судя по другим данным) по кончине Св. Алексия Плещеева, отвергнув кандидатуру Дионисия Суздальского, предложенную преп. Сергием Радонежским, великий князь Димитрий Иоаннович Донской пожелал возвести на митрополичью кафедру в Москву своего любимца Новоспасского архимандрита Митяя, который не доехав до Царяграда скончался в пути, будучи всего лишь архимандритом, хотя и избран был Собором русских епископов, и утвержден — как нареченный митрополит — великим князем.
В нашем списке показан в скобках.
5) Как сообщает В. Рыбинский ("Киевская митрополичья кафедра...", Киев, 1891) "... в июне 1380 г. Собор Константинопольский лишил Киприана кафедры, а для Киева и всея Руси поставлен был митрополитом Пимен...", сопровождавший в Царьград умершего в пути Митяя. Доехав до Царяграда и обманом получив сан митрополита, он (по возвращении) как обманщик был великим князем лишен кафедры и отправлен в заточение.
По Булгакову, удален в том же 1380 году.
Паки возвращен на кафедру в 1382 году.
6) Св. Киприан был отрешен великим князем за оставление Москвы при нашествии Тохтамыша и за связь с Михаилом Александровичем Тверским не поддержавшим великого князя Димитрия Иоанновича в борьбе с татарами. Митрополит Киприан уезжает в Киев, а на место его возводится привезенный из заточения митрополит Пимен.
"Словарь исторический о святых..." рисуя тогдашнюю внутрицерковную обстановку, сообщает (на с. 148):
"... Великий князь Московский простил Пимена единственно в досаду Киприану, но не мог к нему иметь уважения, и желал дать Церкви другого достойного пастыря. Он обратил внимание на Дионисия и велел ему ехать в Константинополь для поставления".
Таким образом Киприан утвердился (пока) на митрополии Киевской.
Для внесения некоторой ясности в этот чрезвычайный запутанный момент высшего церковного возглавления и управления приведем некоторые даты.
Митрополит Киприан прибыл в Москву 23/30.05.1381 г.
Удален из Москвы в октябре 1382 г. и пребывал в Киеве около 8 лет.
Последовательное местонахождение его (по Булгакову) рисуется в следующем виде:
1375 — 1381 в Киеве (Киевский и Галичский);
1381 — 1382 в Москве (Киевский и всея Руссии);
1382 — 1390 в Киеве (Киевский и Галичский);
1390 — 1406 в Москве (Киевский и всея Руссии).
К концу этого периода картина осложнилась единовременным двоевластием (Киприан в Киеве, Пимен — в Москве) и наконец, троевластием, когда (с 1383 г.) появился еще и Дионисий (скончался в Киеве, в заключении, 15/22.12.1385 г.)
(По В. Рыбинскому "Киевская митрополичья кафедра...", Киев, 1891 и др.).
7) По "Словарю историческому о святых..." Пимен преставился в Халкидоне, в 1390 году, где находился проездом в Царьград, к Вселенскому Патриарху, куда направился тайно от великого князя, в поисках укрепления своего положения в Москве. "... Кончина Пимена соединила обе митрополии и Киприан заступил его место, быв для того в Царьграде..." (с. 148).
8) О митрополичьем достоинстве Дионисия Суздальского в источниках царит разноголосица.
С одной стороны (Богословская Энциклопедия, т. 4, с. 1093) говорится: "... в Константинополь Дионисий отправился в июне 1384 г. Патриарх принял его и затем отправил его обратно в Россию с двумя митрополитами и несколькими чиновниками... чтобы эти лица в Москве... поставили на Московскую митрополию Дионисия. Но на обратном пути в Киеве Дионисий был схвачен князем киевским Владимиром Ольгердовичем... подвергнут заключению в котором и скончался 26.06/03.07.1385 г. ..." (по др. свед.: 15/22.10.1385 г.)
Следовательно, Дионисий почил в киевском заключении еще до своей интронизации на Московскую митрополичью кафедру (то есть пребывая еще архиепископом Суздальским, хотя и нареченным на митрополию. Возникает недоуменный вопрос: какой же смысл и значение для Владимира Ольгердовича Киевского имело задержание и заточение Дионисия, если он и не являлся еще главою Церкви, Московской и всея Руссии? Ответа не находим).
С другой стороны, о митрополичьем сане Дионисия встречаем иные, противоположные сообщения. В "Словаре исторической о святых..." читаем (в ст. "Киприан"): "... Владимир Ольгердович Киевский остановил нового митрополита на возвратном пути из Греции в Москву, объявив, что Киприан есть Глава всей Российской Церкви. Дионисий умер под стражею...".
Богословская Энциклопедия т. 10, с. 45, со своей стороны сообщает: "... Владимир Ольгердович... не пропустил в Москву поставленного в митрополиты Дионисия Суздальского и задержал его в Киеве, где он и умер 15/22.10.1385 г. ...".
Что же касается Строева, то в своих "Списках" (с. 654) он, в согласии со второй версией, прямо заявляет, что Дионисий "... в 1384 г. в Царьграде посвящен в митрополита Всероссийского; скончался 15/22.10.1385 г. в Киеве...".
При наличии столь неразрешимого разноречия полагаем за лучшее считать Дионисия в митрополитах всея Руссии — условно и потому вносим его имя в список святителей Московских и всея Руссии в скобках.
У Амвросия Орнатского ("История Российской Иерархии", т. I, с. 50) он идет в Киевских за Киприаном, под № 5.
9) У Амвросия Орнатского (указ. соч., с. 5) приводится иная дата поставления: 16/24.09.1407 г.
Полагаем уместным хронологически где-то здесь упомянуть о продолжительной системе наместничества, практиковавшейся Киевскими и всея Руссии святителями, во время проживания их вне пределов своего стольного града.
По этому вопросу в труде В. Рыбинского ("Киевская митрополичья кафедра..." Киев, 1891, с. 52) читаем:
"... В то время, когда митрополиты жили в Москве, власть их Киевских наместников иногда простиралась не только на Киев, а и на Вильно, Новгородок, Гродно и вообще на все места, которые принадлежали к митрополичьей епархии...
... С разделения митрополии в Вильне и в других городах мы видим уже постоянно своих особых наместников. Наместник же Киевский с этого времени заведует только самым Киевом и селами, принадлежащими Киевской кафедре.
Что касается наконец, лиц, которым отдавалось Киевское наместничество, — то до половины XV в. это были исключительно лица духовные и по преимуществу архимандриты. С половины же XV века в числе наместников мы видим большею частию лиц светских, двух протопопов и не встречаем ни одного архимандрита..."
Дополним эту выписку перечнем некоторых сохранившихся имен этих наместников, встретившихся в литературе (Рыбинский В. и др.)
Киприанов наместник в Киеве;
в 1390 - 1396 чернец Фома;
с 1397 - архимандрит Тимофей
Ионины наместники в Киеве:
1451 - 1455 старец Михаил;
1455 - 1455 архимандрит Давид;
1455 - (?) архимандрит Акакий;
Наместники Киево-Литовских митрополитов в Киеве:
ок. 1496 - 1507 (?) Панько;
- Антоний Крицкий;
- 1517 Василий Шишка;
- (1518) Василий Панкевич;
ок. 1549 - он же (?);
1556 - протопоп Яков Гулькевич;
- 1564 Есько (Иосиф) Прокопович;
1565 - Феодор Тиш;
1575 - 1589 Богуш Гулькевич Глебовский;
1589 - 1590 Остафий Родовецкий;
1590 - протопоп Афанасий Одоней;
- (1594) протопоп Иоанн;
- Гурин.
10) Судя по "Царственному Летописцу", "Словарю Историческому о святых..." и некоторым другим данным, дата преставления его иная: 02/10.07.1431 г. (по др. свед.: 01/09.07.1431 г.
11) У одного из исследователей в области истории отечественной иерархии, встречаем следующее любопытное сообщение филологического порядка, связанное с титулом пресловутого митрополита Исидора.
"... Когда попередники (предшественники — Сост.) Исидора писались митрополитами всея Руси, Исидор, яко Грек или Болгарин родом стал писатися митрополитом всея Росеи, по греческому произношению слова Рус, Рос, отчего впоследствии образовались чудовищные названия Россия, Россиянин, Российский, свидетельствующие о том, что северная Русь не знает или не хочет назвати себе собственным своим именем, ибо по греческому выговору переделала свое домашнее название Русь на Россию, а Русина на Россиянина, подавая темже повод к различным нелепым толкам и разъединении (разъединению — Сост.) Руси..." (Петрушевич "Холмская епархия..." с. 30).
Об исчезновении Исидора из Москвы, после неудачи с насаждением здесь унии, Царственный Летописец повествует: "... в лето 6951 месяца Септеврия в 15/23 день... Исидор митрополит не стерпе сидети и пождати в монастыре у Чюда; и тако нощию безверием исшед тайно бегу ятся и с ученики своими; с чернцем Григорием и Афанасием, и обежа с Москвы ко Тфери. А изо Тфери к Литве, да и к Риму и Папе своему..." ("Царственный Летописец", с. 242).
Скончался Исидор в 1463 г. в Риме "... титулярным Константинопольским Патриархом и старейшим кардиналом..." (Новый Энциклопедический Словарь Брокгауза-Ефрона, т. 19, с. 679).
Строев, со своей стороны, замечает, что "... после сего митрополита последовало совершенное отделение Москвы от Западной России ("Списки...", с. 3).
12) "... Великий князь Василий Васильевич (Темный) и архиереи Русские не захотели иметь общение с виновником унии императором Иоанном Палеологом и с покорным Папе Патриархом Григорием Маммою,... а вследствие того и епископ Рязанский Св. Иона посвящен в сан митрополита в 1449 году Российскими епископами в Москве...
... Святитель Иона в 1454 г. писал к Киевскому князю: "До сего времени не было митрополита в Святейшей Русской Митрополии. Не к кому было посылать. Царь не таков и Патриарх не таков. Иное мудрствуют: сближаются с латинянами" (Акты историч. т. I, № 47)..." ("Сведения о Российской Православной Иерархии", с. 9).
По кончине Фотия, Иона, епископ Рязанский был наречен в митрополита Киевского и всея Руссии и поставлен Собором русских епископов в 1448 г., а в 1451 г. грамотой Казимира, за ним утверждалось право на Киев и всю Литву.
Судя по протоиерею Боголюбскому М.С. ("Московская Иерархия") митрополит Иона происходил из села Одноушева нынешнего Солигаличского района (Костромская епархия).
По Амвросию Орнатскому (т. I, с. 53) первая дата иная: 15/23.12.1449 г.
13) Феодосий Бывальцев (1461-1464 гг.) ревностным отношением к архипастырскому долгу, возбудил к себе "... в толпе попов и дьяконов великую нелюбовь и проклятие за свои строгие к ним распоряжения, желая неволею привести их к правому пути Божию... Услыхав затем всеобщий ропот на себя, он разболелся и, издоровев, поселился в келье Чудова монастыря, взяв к себе расслабленного старца, — служил ему, омывал его струпы..." (Ив. Забелин "История города Москвы" М., 1905, с. 302).
По Амвросию Орнатскому (т. I, с. 54), а также и "Списку погребенных в Троицкой Сергиевой Лавре..." (М., 1880, № 65) первая дата иная: 09/17.05.1461 г.
По другим данным вторая дата иная: 03/11.09.1464 г. (скончался в Сергиевой лавре в 1475 г.).
14) По Амвросию Орнатскому (т. I, с. 54) первая дата иная: 11/19.11.1465 г., по др. свед.: 17/25.11.1464 г.
15) По Иеромонаху Леониду ("История Церкви в пределах...", Калуга, 1876, с. 59) митрополит Геронтий преставился 08/16.05.1489 г.
16) Епископ Сарский и Подонский (Крутицкий).
17) По другим данным первая дата иная: 26.09/04.10.1491 г. По Богословской Энциклопедии и др. вторая дата: 17/25.05.1494 г. или 19/27.05.1494 г.
В действительности 17/25.05.1494 г. отрекся от престола, а 09/17.02.1495 г. лишен сана за покровительство ереси жидовствующих.
Сослан в Сергиеву лавру, где и скончался.
По протоиерею Боголюбскому М.С. ("Московская Иерархия", с. 23) Зосима преставился в Кириллове Белозерском монастыре.
18) По другим данным первая дата иная. По Строеву: 22/30.09.1495 г.; по Амвросию Орнатскому (т. I, с. 56) — 20/28.09.1496 г.
19) По другим данным дата ссылки Варлаама в Спасо-Каменный монастырь (вторая в списке) иная: 17/26.12.1521 г. По Амвросию Орнатскому (т. I, с. 56) — 17/26.12.1522 г.
20) По другим данным первая дата иная: 23.02/04.03.1522 г. По Богословской Энциклопедии вторая дата — 26.04/04.04.1539 г.
"... Боярин Иван Васильевич Шуйский свел с престола митрополита Даниила и заключил его в Иосифов монастырь..." где он и преставился 22/31.05.1547 г. (Протоиерей Боголюбский М.С. "Московская Иерархия", с. 27).
21) По "Сарайская... епархия" первая дата иная: 09/18.02.1539 г. По Амвросию Орнатскому (т. I, с. 57) вторая дата иная: 1543 г. По другим данным — 03/12.01.1540 г.
Окончил свою деятельность также печально, как и предшественник. С 01.1542 г. по 1547 г. пребывал в заточении в Кириллово-Белозерском монастыре, затем по кончину 27.07/05.08.1555 г. в Троицкой Сергиевой лавре. Там же и погребен ("Список погребенных в Троицко-Сергиевой лавре..." М., 1880, № 66).
22) У Амвросия Орнатского (с. 58) даты иные. Первая 1543 г., вторая 31.12.1564 (или 1565 г.)/09.01.1565 или 1566 г.) — по-видимому ошибочны.
23) По другим данным вторая дата иная: 19/28.05.1566 г.
"... В 1566 г. в Москве оставил митрополию святитель Афанасий по случаю великой немощи и сошел в Чудов монастырь на свое пострижение..." (Ив. Забелин "История города Москвы", М., 1905).
В связи с уходом митрополита Афанасия, происходит любопытный и достойный быть отмеченным эпизод, о котором повествует в своем труде протоиерей Боголюбский М.С. ("Московская Иерархия", с. 33-34):
"... У Курбского, и только у него одного — сообщено сведение, что в 1566 г. на Земском Соборе, по желанию царя, в митрополиты выбран был Казанский архиепископ Герман (Садырев-Полев, святый — Сост.) и возведен на митрополичий двор. Через два дня царь имел с ним беседу наедине, и после нее по совету своих любимцев выгнал Германа из палат митрополичьих. Курбский сообщает это сведение, как слух; подтверждения сего ни в летописях, ни в иных сказаниях нет...".
24) По Амвросию Орнатскому (т. I, с. 58-59) Филипп Колычев в "... 1569 году лишен сана и послан в заточение в Тверской Отрочь монастырь, где в 1570 году, декабря 23/01.01.1571 г., а по другим 1572 умерщвлен...".
По протоиерею Боголюбскому М.С. ("Московская Иерархия", с. 36) Св. Филипп задушен Малютою 23.12.1569/01.01.1570 г. По другим данным — 08/17.11.1568 г.
25) Печальное окончание святительства Дионисия у И. Забелина ("История города Москвы", с. 452) рисуется следующим образом:
"... Митрополит Дионисий и... Крутицкий архиепископ, видя... изгнание боярам и многое убийство и кровопролитие неповинное, начали обличать в этом Годунова и говорить царю Федору о его неправдах. За это обличители лишились своих санов и были сосланы в заточение в Новгородские монастыри, там и скончались..."
По протоиерею М.С. Боголюбскому ("Московская Иерархия", с. 38) Дионисий был сослан в Хутынь, где и скончался 15/24.10 (год не указан).
26) "... Первым епархиальным архиереем был Иосиф (Вичанский) (? — Сост.). Он вскоре помер (в 1745 г.) в Донском монастыре, где проживал, но погребен в Чудовом монастыре..."
(Ив. Забелин, "История города Москвы", М., 1905, с. 307).
27) Крутицкий. По другим данным вторая дата: 05/16.04.1748 г. Далее, говоря о назначении Платона Малиновского в 1748 г. правящим Московской епархией, Амвросий Орнатский ("История российской иерархии", т. I, с. 91) сообщает нечто совершенно неудобопонятное: "... в 1748, марта 15/26 и апреля 05/16 переведен из Крутиц с переименованием Московского и Севского..." (!?)
28) Крутицкий.
29) Был погребен в Чудове монастыре. Первый из архиереев, останки коего отпеты по священническому чину. После сего Св. Синодом сделано общее узаконение об отпевании всех преставляющихся святителей тем же чином.
30) Крутицкий.
31) "... После мученической кончины ревностного Амвросия (Зертис-Каменского, убитого толпой у Донского монастыря во время чумного бунта 1771 г. — Сост.), московская паства оставалась без архипастыря. Государыня, как бы в наказание, более трех лет не назначала в Москву епархиального архиерея и сама ее не посещала. Епархиальными делами управляли члены Конторы Святого Синода: чередные епископы, Суздальский Геннадий Драницын и Крутицкий Самуил Миславский..." (Снегирев И.М. "Жизнь Московского митрополита Платона", М., 1891, с. 39).
32) Вторая дата Геннадия Драницына и первая Самуила Миславского неизвестны.
33) Следует отметить, что при хиротонии архимандрита Платона Левшина во епископа (Тверского), за ним был сохранен и титул священно-архимандрита Свято-Троицкой Сергиевой лавры, который, со времени назначения его на Московскую кафедру, остался преимуществом Московских святителей и впредь. (По Толстому, с. 16).
По Амвросию Орнатскому (т. I) первая дата иная: 21.01/01.02.1775 г. По Горскому А.В. ("Историческое описание... лавры". М., 1890, с. 124) первая дата 1787 г. (!) явная опечатка. По другим данным: 27.01/07.02.1775 г.
Как сообщает Снегирев И.М. "... на прошение архиепископа Платона об увольнении его от епархии императрица ответствовала, что он и без увольнения может быть свободным, и предоставило его воле пребывание в Троицкой лавре, с дозволением 1781 г. поручить епархиальное правление данному ему в помощь прежнему его питомцу, викарию и епископу Севскому, Амвросию Подобедову, впоследствии митрополиту Новгородскому. С того особенно времени Платон более уединялся в Троицкую лавру..." (Снегирев. Жизнь..., с. 79).
По другим данным Платон Левшин уволился от управления Московской епархией 13/25.06.1811 г., скончался 11/23.11.1812 г.
34) Дмитровский, викарий Московской епархии.
По Ю. Толстому ("Списки архиереев..." СПб., 1872, с. 26), А.В. Горскому ("Историческое описание... лавры", М., 1890, с. 124), И. Снегиреву ("Очерки жизни Московского архиерея Августина", с. 70) и другим данным "... за оказанные услуги во время вторжения неприятеля (французов — Сост.) в Москву и успешное приведение духовной части в порядок..." (из высоч. указа) с 30.08/11.09.1814 г. пожалован саном архиепископа (Дмитровского), священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой лавры, а также званием члена Святейшего Правительствующего Синода, с поручением ему продолжения в/у Московской митрополией (в подтверждение и продолжение действия указа от 28.12.1812/09.01.1813 г., изданного в связи с кончиною митрополита Платона Левшина).
19.02/03.03.1818 г., в день торжественного открытия в Москве памятника Минину и Пожарскому (на Красной площади), — как бы в воздаяние патриотическим заслугам в дни минувшей наполеоновской войны, — архиепископ Августин Виноградский бывший доселе Дмитровским викарием, — утверждается в звании "архиепископа Московского и Коломенского".
Скончался 03/15.03.1819 г. (от туберкулеза — И. Снегирев) и погребен в Успенском соборе Троицкой Сергиевой лавры.
35) По другим данным вторая дата иная: 19/31.07.1821 г.
36) Епископ Дмитровский.
37) Епископ Дмитровский.
38) Епископ Дмитровский.
39) Известный среди Московского духовенства своей "строгостью" митрополит Сергий, носил фамилию Ляпидевского — по матери. Фамилия его отца, тульского священника была Каркадиновский (по родному селу Каркадинову, Епифанского уезда, Тульской губернии).
40) Епископ Дмитровский.
41) Епископ Можайский.
42) Епископ Дмитровский.
43) Епископ Дмитровский.
44) В 1917 г. с восстановлением Патриаршества, Московская епархия становится "Патриаршей Областью", управляемой по поручению Патриарха экстерриториальными Крутицкими владыками (как правило) или Московскими викариями (вначале 1918-1920 гг.).
Первый из управлявших "Патриаршей Областью" викарный епископ б. Дмитровский Иоасаф Каллистов титуловался "Патриаршим Наместником, епископом Коломенским и Можайским" (1918-1920 гг.).
С 1920 г. идут Крутицкие (формально до 1936 г. с перерывом в шесть лет и затем непрерывно до наших дней).
45) Первый из Крутицких митрополитов, кафедра которых (церковь Успения на Крутицах, около Новоспасского монастыря) восстановлена после 132-летнего перерыва, в 1920 г. (см. Крутицкая).
46) Архиепископ Крутицкий.
47) Архиепископ Верейский.
48) Митрополит Крутицкий. Практически управлял по 12.1925 г., номинально по 29.08/11.09.1936 г. (до кончины).
49) Епископ Клинский, викарий Московской епархии. В/у недолгое время.
50) Назначенный в Воронеж б. Старицкий архиепископ Петр Зверев очень недолгое время (около двух месяцев) в/у Московской епархией, в самый смутный период ее существования, когда высшей церковной власти в лице Патриаршего Местоблюстителя, в Москве уже не было, а новоявленные раскольники — Григорианцы — прилагали все усилия к захвату ее в свои руки.
Временное управление епархией было поручено архиепископу Петру Звереву, по-видимому во второй половине декабря 1925 года, одновременно с переводом его из Старицы в Воронеж, состоявшемся по указу Заместителя П.М. митрополита Сергия Страгородского, проживавшего тгда в Нижнем Новгороде.
Утвердившиеся в покоях почившего Патриарха в Донском монастыре руководители Григорианского раскола, в это самое время основываясь на спровоцированной ими известной резолюции Местоблюстителя о передаче им своих полномочий Коллегии из трех архипастырей, делают (неудачную) попытку к захвату высшей церковной власти, указом от 18.02/03.03.1926 г. устраняют от управления Московской епархией архиепископа Петра Зверева и назначают на его место Московского викария, епископа Можайского Бориса Рукина. Архиепископ Петр Зверев отбывает в Воронеж, доложив Заместителю о создавшейся обстановке.
В противовес Григорианцу Борису Рукину, на основе той же (вышеупомянутой) резолюции Местоблюстителя митрополита Петра Полянского, для управления Московской епархией создается Совет Викариев (триумвират).
51) По завещательному распоряжению Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) от 23.11/06.12.1925 г., временное управление Московской епархией поручается Совету Викариев, под председательством Преосвященного Дмитровского Серафима Звездинского. В его состав входили: епископ Серпуховской Алексий Готовцев, епископ Клинский Гавриил Красновский и епископ Бронницкий Иоанн Василевский.
Практически состав Совета был иным: Председательствующий Серафим Звездинский отсутствовал, а в работе Совета, кроме перечисленных, периодически принимал участие еще Преосвященный Сергиевский (то ест Загорский) Амвросий Смирнов.
Резиденция Совета находилась в подвале храма Николы в Кошелях, что у Яузских ворот (не сохранился).
52) Архиепископ Звенигородский.
По ММЛ "РПИ" (816) в это же время (1928-1929 гг.), будучи Каширским, епископ Стефан Гнедовский якобы временно управлял Московской Епархией.
Такого факта не припоминаем. Преосвященный Стефан Гнедовский действительно проживал в те годы в Москве (в колокольне храма св. Иоанна Богослова, в Богословском переулке на Тверском бульваре), но управляющим Московской епархией, насколько было тогда известно не состоял.
53) Архиепископ Дмитровский.
54) Архиепископ Горьковский и Арзамасский.
55) Митрополит Киевский и Галицкий, Патриарший Экзарх Украины, в период эвакуации в Ульяновск Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Московского и Коломенского Сергия Страгородского.
56) Митрополит Крутицкий и Коломенский.
57) Митрополит Крутицкий и Коломенский.
58) Митрополит Крутицкий и Коломенский.
|