|
Русская Православная Церковь
|
|
|
Организация:
[действующ.]
| |
Дата учреждения:
|
|
|
История
Православная Русская Церковь, учрежденная в 988 году в Киеве, без сомнения возникла значительно ранее этого года, но какой-то длительный период времени находилась в стадии естественного процесса формирования.
В 991 году кафедра Российских Первосвятителей была перенесена в Переяславль, откуда, после недолгого пребывания там, в 1035 году, вновь возвращена в Киев, где и утвердилась как митрополия Киевская и всея Руссии, состоящая в канонической зависимости от Константинопольского Патриарха, представляя собою крупнейшую из многочисленных церковных областей Византийской Церкви.
В связи с началом татарщины и разгромом юга Руси, Киевские митрополиты удаляются на север страны и, в 1300 г., переносят свою кафедру во Владимир на Клязьме, откуда, сохраняя титул Киевских Первосвятителей и первоиераршие полномочия, продолжают управление митрополией.
Наконец, в 1325 году Киевская и всея Руссии кафедра переносится в зарождавшуюся тогда Москву, где прочно утверждается и пребывает до наших дней, претерпев за истекшие века целый ряд административно-правовых и (соответственно) титулярных изменений.
До середины XV в. Всероссийские митрополиты поставлялись в Константинополе, — как правило из греков, — но с этой поры, после дарования Русской Церкви автокефалии, они избираются из числа русских архипастырей и пастырей и поставляются в Москве, нося сан и титул митрополитов Московских и всея Руссии.
"...Древние русские митрополиты, хотя и были в некоторой, в сущности номинальной только, зависимости от Константинопольской Церкви, пользовались властью не меньшей, чем заменившие их потом Патриархи. Весь сонм наших святых Первоиерархов, святители Петр, Алексий, Иона и Филипп были в сущности — Патриархи..." (Васильев А.В. "Деяния" Собора 1917-18 гг. кн. III, с. 35. Петроград, 1918 г.).
В конце XIV века (1589 г.), чести ради Отечественной Церкви, по почину благочестивого царя Феодора Иоанновича, в ней учреждается Патриарший Престол и, с тех пор, она возглавилась Святейшим Патриархом Московским и всея Руссии, по примеру всех прочих автокефальных (самоглавных) Православных Церквей-Сестер, в соответствии с ясными и твердыми требованиями 34-го Апостольского правила, о непременном возглавлении каждой отдельной Церкви единоличным носителем высшей церковной власти (с тем или иным титулом).
08/17.05.1590 г. новоучрежденная Московская Патриархия утверждается Константинопольским Собором и определяется на 5-е место в порядке Православных Восточных Церквей.
Кафедра Всероссийского Патриарха — в Московском Большом Успенском соборе.
По кончине Всероссийского Патриарха Адриана (скончался 16/26.10.1700 г.), после более чем двадцатилетнего периода местоблюстительства, указом Петра I от 14/25.02.1721 г., вместо упраздняемого Патриаршества (в нарушение вышеприведенного канонического требования), учреждается небывалый в истории Вселенского Православия институт коллегиального (не соборного) высшего церковного управления, под именем Святейшего Синода.
С 1700 г. назначались архиереи, управлявшие Патриаршей (позднее "Синодальной") областью, до восстановления Московской епархии в 1742 г.
Наконец, после более чем двухсотлетней акефалии (т. е. безглавия церковного), определением Поместного Собора 1917-1918 гг., от 04/17.11.1917 г., п. 2: "...восстанавливается Патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом..." (см. определение от 04/17 и 08/21.11.1917 г. — "Соборные определения и постановления", вып. 1, с. 3. М., 1918).
21.11/04.12 того же (1917) года происходит настолование избранного Собором Святейшего Патриарха Московского и всея России (с 1943 г. — "и всея Руси").
Таким образом, на протяжении своего тысячелетнего существования (за исключением синодального периода) Православная Русская Церковь, согласно канонических норм, неизменно управлялась единоличными возглавителями в лице своих Первоиерархов — митрополитов и Патриархов Всероссийских.
В периоды междупатриаршества Церковь возглавляется особым первенствующим архиереем (как правило митрополитом Крутицким) с титулом: "Местоблюститель Патриаршего Престола".
Карта епархий РПЦ, 1997 г. (Европейская часть)
Карта епархий РПЦ, 1997 г. (Урал, Средняя Азия, Сибирь, Дальний Восток)
|
|
|
Изменения названия
|
Российская Церковь |
|
Российская Церковь греческого закона |
|
Православная Российская Церковь |
|
Русская Церковь |
|
Российская Православная Церковь |
|
Российская Православная кафолическая Церковь |
|
Греко-Российская Церковь |
|
Православная Греко-Российская Церковь |
|
Российская Восточно-православная Церковь |
|
Московский и всея Руси Патриархат |
|
|
|
Статистика
1907:
Храмов — 51413 (735 соборных, 1765 монастырских, 38588 приходских, 2173 домовых и при учебных заведениях, 415 единоверческих, 5280 приписных и упраздненных, 2457 кладбищенских; часовен и молитвенных домов 20113).
1915 1 января:
3246 протоиереев, 47 859 священников, 15 035 диаконов, общим числом 66 140 человек.
1997 1 февраля:
124 епархии; 18000 приходов, 390 монастырей (185 мужских; 242 — в России, 89 — на Украине, 57 — в других странах);
146 архиереев (122 правящих, 24 викарных);
вне территории бывшего СССР — 7 епархий, 172 храма, 9 монастырей.
1999:
Тюремные храмы — согласно информации Министерства юстиции, в российских тюрьмах действуют 190 храмов и 660 молельных комнат, а еще 78 церквей находятся в стадии завершения строительства. Первый тюремный храм в современной России был освящен в 1990 году митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием, нынешним Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
2000 декабрь:
Русская Православная Церковь имеет 130 епархий, ее епископат насчитывает 153 архиерея. Количество монастырей достигло 545, из них 265 мужских и 280 женских, не считая 150 монастырских подворий.
Общее число приходов (не считая находящихся на Украине) — 19 417, на них служат 15 837 священнослужителей.
В ведении Патриарха находятся также 24 ставропигиальных монастыря.
На конец 2000 года общее количество Духовных школ составило 95, в том числе 5 Духовных академий, 29 Духовных семинарий, 40 Духовных училищ, 1 Богословский институт, 2 Православных университета, 8 подготовительных пастырских курсов (не считая имеющихся на Украине), 2 Епархиальных женских духовных училища, 8 школ катехизаторов. Кроме того, имеются регентские и иконописные школы и отделения, а также множество церковноприходских воскресных школ.
В непосредственном ведении Патриарха находится 590 храмов.
В ставропигиальных монастырях совершают служение 298 священников и 132 диакона.
Вместе с духовенством города Москвы общее число священнослужителей, находящихся в непосредственном ведении Патриарха, составляет 1370 человек.
конец 2002:
131 епархия, а число архиереев достигает 155 человек.
На территории России зарегистрировано 16 тысяч 195 приходов Русской Православной Церкви. В них служат 17 тысяч 480 священников и диаконов.
В России действуют 614 монастырей — 295 мужских и 319 женских. В это число не входит 160 монастырских подворий и 38 скитов.
Русская Православная Церковь имеет 43 духовных училища, 32 семинарии, 6 подготовительных пастырских курсов, 5 духовных академий, 2 православных университета, 2 епархиальных женских духовных училища и 1 богословский институт. Кроме того, открыты несколько регентских и иконописных школ, а также только в Москве — 135 церковно-приходских воскресных школ.
2004:
- 26 590 приходов (из них в России — 12 638, на Украине — 10 377 и 275 — в дальнем зарубежье).
- 652 (по др. свед.: 655) монастыря; из которых мужских — 321 и женских — 334.
Число монастырских подворий и скитов превышает 200.
В монашеских обителях на территории России церковное послушание проходят более 10 тысяч насельников и насельниц.
- 24 184 священника.
- 161 приют.
- 183 дома престарелых.
- более 1,5 тыс. благотворительных столовых.
- 9 468 воскресных школ,
- 453 молодежных центра.
2008 июнь:
представителей духовенства, сообщил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем отчетном докладе на открытии Архиерейского Собора 24 июня.
По его словам, Московский патриархат объединяет 156 епархий, в которых служит 196 архиереев (из них 148 епархиальных и 48 викарных).
Количество приходов Московского патриархата на сегодня достигло 29 141, общее число священнослужителей — 30 544.
У Московского патриархата имеется 769 монастырей (372 мужских и 392 женских).
Количество приходских воскресных школ — 11 051. Кроме того, в Церкви действует 463 молодежных центра.
2008:
Приведу также некоторую общую церковную статистику: сегодня в Русской Православной Церкви — 157 епархий; 203 архиерея, из них 149 правящих и 54 викарных; кроме того, 14 архиереев пребывают на покое. В Русской Православной Церкви 804 монастыря. Из них в России мужских — 234, женских — 244; в странах СНГ — 142 мужских и 153 женских; в странах дальнего зарубежья — 3 мужских и 3 женских монастыря; кроме того, 203 подворья и 65 скитов. В это число не входят 16 мужских и 9 женских обителей Русской Православной Церкви Заграницей.
Общее количество приходов — 29263. Общее число духовенства — 30670; из них священников — 27216, диаконов — 3454. Преподавание ведется в 11051 воскресной школе.
В ведении Патриаршего Престола находятся 25 ставропигиальных монастырей, в число которых входят 4 мужских и 4 женских обители, находящихся в Москве.
Общее количество храмов и часовен в Москве — 872. В их число входят:
7 Кремлевских соборов;
2 Кафедральных собора;
5 храмов и 1 часовня при Синодальных учреждениях;
335 приходских храмов;
140 Патриарших подворий;
108 монастырских подворий;
88 монастырских храмов;
17 крестильных храмов;
88 часовен;
82 храма и часовен в состоянии строительства.
Не возобновлено богослужение в 22 храмах.
Не освобождены прежними арендаторами 20 храмов.
На приходах Москвы совершают служение 823 священника и 301 диакон. В монастырях совершает служение монастырское духовенство: 414 священников и 192 диакона. Имеются клирики, состоящие за штатом: 39 священников и 26 диаконов. Запрещены в священнослужении 22 священника и 13 диаконов. Общее количество духовенства в г. Москве — 1309 священников и 529 диаконов, всего 1838 клириков; в том числе 14 клириков находятся в заграничных командировках.
В настоящее время в ведении Русской Православной Церкви 5 Духовных академий, 3 Православных университета, 2 Богословских института, 38 Духовных семинарий, 39 Духовных училищ, пастырские курсы Красноярской епархии. Таким образом, общее число духовных школ — 87. При нескольких академиях и семинариях действуют регентские и иконописные школы.
2013:
20 декабря 2013 года, 12:25
В Москве — почти тысяча православных храмов, лишь в половине из них служат регулярно
Москва. 20 декабря. ИНТЕРФАКС — 958 православных храмов насчитывается в Москве, сообщил патриарх Московский и всея Руси Кирилл в пятницу на Епархиальном собрании Москвы.
Только в 473 храмах регулярно совершаются богослужения.
Из общего числа храмов в стадии строительства находится 144, при светских учреждениях — 193, не освобождены прежними арендаторами — 24.
В столице служение несут 1515 священнослужителей, действует 31 монастырь.
Патриарх также сообщил, что в 2013 году было образовано 20 новых епархий Русской церкви и 11 митрополий. Всего сегодня в Московском патриархате 44 митрополии, 269 епархий, из них 160 — в России. Общее число епархий за пять лет с момента избрания патриарха Кирилла возросло на 110.
|
Библиография
1
|
Дурново Н.Н..
Девятисотлетие русской иерархии 988-1888: Епархии и архиереи..
Москва.
1888
.
[4],104,ХХ с..
|
|
2
|
Дурново Н.Н..
Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России до настоящего времени: [Ч. 1]-3..
Москва.
1892
- 1898.
|
|
3
|
Строев П.М..
Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви..
С.-Петербург.
1877
.
|
|
4
|
Списки архиереев иерархии всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего правительствущего Синода (1721-1895)..
С.-Петербург.
1896
.
|
|
5
|
Преображенский И.В..
Отечественная Церковь по статистическим данным с 1840-1841 по 1890-1891 гг. 2-е изд..
С.-Петербург.
1901
.
236 с..
|
|
|
|
Комментарии
1) По архимандриту Иосифу ("О Всероссийских Патриархах и патриархшей ризнице") первая дата иная: 23.01/01.02.1589 г.
По "Альбому: Вятские Епархиальные Преосвященные с 1658 по 1914 год" (Вятка, 1914) вторая дата иная: 24.06/04.07.1605 г.
Среди титулов Иова встречаются, например, следующие: "Патриарх Владимиро-Московский и всея Руси и всех гиперборейских земель и всего Северного края". Или: "Патриарх Владимирский, Московский и всея Руси" (последний в "Богословских Трудах" 1968, № 4, с. 263, 267) и т. д.
2) По Амвросию Орнатскому ("История российской иерархии", т. I, с. 42) "... посвящен не был...".
3) По Амвросию Орнатскому ("История российской иерархии", т. I, с. 42) первая дата иная: 11/21.04.1606 г. По архимандриту Иосифу ("О Всероссийских Патриархах и патриаршей ризнице") первая дата также иная: 25.06/05.06.1606 г.
4) Митрополит Казанский. По другим данным вторая дата: 26.12.1614/05.01.1615 г.
5) Митрополит Крутицкий.
По другим данным вторая дата иная: 21.06/01.07.1619 г.
6) По Амвросию Орнатскому ("История российской иерархии", т. I, с. 42) вторая дата (преставления) иная: 28.11/08.12.1641 г., по Забелину И. ("История города Москвы", с. 600) — 29.11/09.12.1640 г.
7) Митрополит Крутицкий.
8) Происхождение Патриарха Иосифа из тамбовских дворян и его фамилия усматривается из реферата А.Н. Барсукова "Всероссийский Патриарх Иоаким Савелов" (СПб., 1891, с. 3).
9) Дата соборного осуждения Никона — 12/22.12.1666 г. По Амвросию Орнатскому ("История российской иерархии", т. I, с. 43) — 12/22.12.1667 г.
10) Митрополит Крутицкий.
По другим данным первая дата иная: 11/21.07.1658 г.
11) Митрополит Ростовский.
12) Митрополит Крутицкий.
13) По Амвросию Орнатскому ("История российской иерархии", т. I, с. 43) первая дата иная: 29.12.1667/08.01.1668 г.
14) У Амвросия Орнатского ("История российской иерархии", т. I) с датами Питирима, в обоих случаях, картина иная. Первая дата: 18/28.05.1672 г. (с. 80), вторая: 18/28.03.1673 г. (с. 44).
По иеромонаху Леониду ("История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии". К., 1876, с. 132) поставление Питирима Новгородского в Патриарха было совершено 06/16.07.1673 г., по архимандриту Иосифу ("О Всероссийских Патриархах и патриаршей ризнице") — 06/16.07.1672 г.
15) Митрополит Крутицкий.
16) По другим данным вторая дата иная: 17/27.04.1690 г.
17) По Амвросию Орнатскому ("История Российской Иерархии", с. 44) вторая дата иная: 15/25.10.1700 г.
По другим данным — 15/25.08.1700 г.
С кончиною Святейшего Патриарха Адриана, канонический строй управления Русской Православной Церкви, произволом царя Петра был разрушен: Патриаршество прекращено и вместо него создано государственное управление Церковью, в лице так называемого Святейшего Правительствующего Синода — коллегиального органа из присутствующих в нем совершенно бесправных архиереев, руководимых и контролируемых в своей деятельности "оком государевым" — обер-прокурором Синода, назначавшемся из "добрых офицеров".
Ревниво-подозрительному царскому самодержавию петровской формации мало было вершить судьбами государства и внешней жизнью его населения и оно самонадеянно простерло свою власть и на внутреннюю, духовную стихию народа, стремясь поработить ее и направлять по своему произволу. Насколько домогательство это потерпело провал — доказывается всей последующей, послереволюционной жизнью Православной Русской Церкви в нашем Отечестве.
Для иллюстрации болезненности учиненного царем Петром насилия над церковно-религиозным сознанием Православных Русских людей, полагаем уместным привести следующую историческую справку, извлеченную из труда И. Забелина "История города Москвы" (с. 529-530):
"... Вместо Патриаршества был учрежден Святейший же Синод, получивший и особый Духовный Регламент, по пунктам которого проведены были новые порядки, отменившие многое, что происходило при патриаршей власти. Но авторитет Патриархов столько был силен, что долгое время сохранял еще свои старые порядки по крайней мере в домашних своих установлениях.
На Патриаршем дворе и в соборе в это время сохранялся еще старый церковный обычай, что при священнослужениях в отсутствие Патриарха творили поклонение, как присутствующему, его месту, на котором всегда стоял и патриарший посох. Само собою разумеется, что для новых порядков Духовного Регламента такое обстоятельство представлялось уже великою несообразностью, и потому Святейший Синод 14/25 августа 1721 г. определил: "В Москве, в Успенском соборе и в преждебывшем патриаршем доме, в церкви Двунадесяти Апостолов, патриаршим местам поклонения не творить и во оных, в соборе и в церкви, и в Крестовой палате и в прочих (местах) обретающиеся при патриарших местах посохи, отобрав, отдать в Ризницу". При расспросах по сему предмету ризничий объяснил: "Который де посох в церкви Двунадесяти Апостол, и оный де для того на том месте, что к тому месту, по прежнему обычаю, кланяются они (православные москвичи — Сост.) даже и до ныне" (1722 г. ...)."
То есть кланялись 22 года и, как видно, не собирались прекращать сего благочестивого обычая!
Бесправное положение Русской Церкви продолжалось более двухсот лет: до падения царизма в 1917 году, когда Поместный Собор 1917-1918 гг. восстановил Русское Патриаршество.
18) Митрополит Крутицкий, помогавший в делах управления старцу Адриану в конце его жизни и в/у по его кончине до назначения царем Петром Стефана Яворского Местоблюстителем.
19) С титулом "администратор, блюститель, викарий и экзарх Патриаршего Престола".
С ликвидацией Петром Патриаршества к установлением антиканонического (см. Ап. пр. 34) синодального строя, был назначен первым Президентом Св. Синода.
Митрополит Рязанский и Муромский. Скончался 27.11/08.12.1722 г.
20) В "Сарайской... епархии" (с. 106) читаем:
"... Указом Святейшего Синода от 27 января (07.02) 1719 года Сарскому митрополиту Игнатию велено "в Москве соборную церковь и патриаршую епархию, также и духовные всякие дела, ведать и отправлять, как ведал и отправлял Преосвященный Стефан, митрополит Рязанский и Муромский...".
Отсутствие в литературе ясных и четких данных об объеме канонических полномочий Игнатия Смолы, возбуждает недоуменный вопрос: был ли он лишь так сказать наместником Стефана в б. Патриаршей области "по административно-хозяйственной части" или был облечен и прерогативами местоблюстительской власти (о чем, кажется говорится в приведенном синодском указе)?
21) Епископ Мелиникийский. В/у совместно с тремя московскими архимандритами: Чудовским, Новоспасским и Златоустовским (позднее замененным Андроньевским).
22) Митрополит Фиваидский.
В/у "обще" с Григорием, епископом Мелиникийским.
Вскоре, однако, Святейший Синод отрешает их от порученного временного управления "... яко чужестранных и российских обычаев не приобыкших персон".
Управление передается Дикастерии во главе с новым Крутицким архиепископом Леонидом Петровским.
23) Архиепископ Крутицкий. С 1723 г. первоприсутствующий член Московской Дикастерии, образованной из бывших Патриарших Приказов, Синодальной Канцелярии и Московской Синодальной Конторы.
"... 07/18 февраля 1727 года канцелярия в Москве была упразднена и осталась одна Дикастерия с расширенными правами по управлению Синодальной областью..." (Профессор Покровский И.М. "Русские епархии...", т. II, с. 352).
По Дурново Н.Н. ("Иерархия Всероссийской Церкви", с. 17) первая дата иная: 10/21.04.1722 г.
24) Архиепископ Ростовский. У Дурново Н.Н. ("Иерархия Всероссийской Церкви") не упоминается, но профессор Покровский И.Н. ("Русские епархии...", т. II, с. 147, прим. 3) сообщает определенно, что после Леонида "... управителем Синодальной области был Иоаким, архиепископ Ростовский...".
25) Епископ Коломенский.
26) Епископ Тверской.
27) Титул Патриарха: Московский и всея России — установлен и утвержден соборным определением от 08/21.12.1917 г., п. 1 (см. Собрание определений и постановлений, вып. 1. Москва, 1918, с. 4) [...]
Титул Патриарха Московский и всея Руси введен после реставрации Патриаршества в 1943 году.
28) Митрополит Ярославский.
Доверенными патриаршими полномочиями "по обстоятельствам времени" практически не воспользовался.
29) Митрополит Крутицкий. В должности Патриаршего Местоблюстителя возглавлял Российскую Церковь с 30.03/12.04 по 27.11/10.12.1925 г. Далее (до дня смерти 29.08/11.09.1936 г.) — номинально.
30) Согласно полномочий, переданных своевременно, Патриаршим Местоблюстителем, митрополитом Крутицким Петром Полянским, митрополиту Нижегородскому Сергию Страгородскому, последний, с 01/14.12.1925 г. возглавил Русскую Церковь в звании заместителя Патриаршего Местоблюстителя, резиденция которого (с весны 1926 г.) находилась постоянно в Москве (первоначально на Лесной улице, затем — в Баумановском переулке).
С 25.11/08.12.1926 по 14/27.03.1927 г. (по ММЛ "РПИ" (792) — с 17/30.11.1926 по 14/27.03.1927 г.) по независящим от него обстоятельствам Церковью не управлял, передав Заместительские права и обязанности другим иерархам (см. выше, в списке, соответствующие годы).
С 1937 г. в связи с кончиною митрополита Петра Полянского правил Церковью в звании Патриаршего Местоблюстителя (см. определение Временного Патриаршего Священного Синода № 147 от 14/27.12.1936 г. и указ Московской Патриархии № 52 от 17/30.01.1937 г.).
31) Митрополит Ростовский. В звании Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Позднее — Ленинградский, Одесский (в оппозиции Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию Страгородскому и его Временному Патриаршему Священному Синоду).
32) Архиепископ Угличский, викарий Ярославской епархии. В звании Заместителя Патриаршего Местоблюстителя.
33) Биографические данные см. "Святейший Патриарх Сергий и его духовное наследство" и в "Журнале Московской Патриархии" за разные годы.
34) Митрополит Ленинградский. В звании Патриаршего Местоблюстителя.
35) Биографические данные см. "Журнал Московской Патриархии", 1970 г., № 2 и мн. другие номера за разные годы.
36) Митрополит Крутицкий и Коломенский; в звании Патриаршего Местоблюстителя.
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|