|
Русская духовная миссия в Китае
|
|
|
Организация:
[недействующ.]
| |
Дата учреждения:
|
Дата закрытия: |
|
|
|
История
Из России в Китай христианство впервые было занесено еще в XIII веке несколькими тысячами русских пленников, потомки которых, составляющие особый отряд еще в 1331 г., впоследствии совершенно исчезли в громадной империи. В 1681 г. в Даурию была отправлена миссия из игумена Феодосия и черного попа Макария с братией. В завоеванном русскими казаками г. Албазине была православная церковь. В 1685 г. Албазин был снова взят китайцами и часть русских пленных, в числе 45 человек с несколькими женщинами и детьми, пожелала принять китайское подданство и, уходя из Албазина в Пекин, насильно увела с собой русского священника Максима Леонтьева, захватила также церковную утварь и иконы. По прибытии в Пекин пленникам, по распоряжению императора Канхи (или Кванги), был отдан участок земли в северо-восточном углу города, буддийское капище и кладбище за городом. Капище было превращено в часовню св. Николая Чудотворца, и отец Максим открыл в ней богослужение. Митрополит Тобольский Игнатий в 1695 г. прислал священника, диакона и все необходимое для освящения храма в честь Софии Премудрости Божией. Церковь была освящена в 1696 г., и отец Максим деятельно продолжал свой апостольский подвиг еще долгое время (ум. 1711 или 1712 г.). Петр I издал указ 18.06.1700 г., которым повелел писать митрополиту Киевскому (Варлааму Ясинскому), чтобы он нашел для занятия митрополичьей кафедры в Тобольске человека доброго и ученого, а митрополиту повелевалось избрать 2-3 молодых людей для изучения китайского и монгольского языков, чтобы они впоследствии могли распространять христианство в Китае. Этим указом определялись задачи миссии: 1) быть посредницей между Россией и Китаем, 2) поддерживать христианство среди русских поселенцев и, по возможности, привлекать к христианству китайцев и 3) доставлять драгоманов, каковыми, действительно, до самого последнего времени были члены пекинской миссии. Русская миссия была утверждена в 1712 г. в составе архимандрита Илариона (Лежайского), иеромонаха Лаврентия, иеродиакона Филиппа и 7 причетников. О деятельности первой миссии сохранилось мало сведений. По Кяхтинскому договору (1728 г.) дозволено было при посольском дворе жить одному русскому священнику. При посольстве была устроена церковь во имя Сретения Господня. С этого времени определено было впредь посылать через каждые 10 лет архимандрита, 2 иеромонахов, иеродиакона, 2 причетников и 4 учеников из средних духовно-учебных заведений. Новая миссия (1729 г.) расположилась в посольском подворье, где с этого времени и жила по 1863 г., когда она вернулась на прежнее свое место. В миссию Амвросия Юматова (1755-1771 гг.) церковь и другие здания были отремонтированы. В таком положении принял русскую миссию Иакинф Бичурин и передал ее своему преемнику с 1818 г. архимандриту Петру Каменскому. При Каменском была устроена школа для албазинцев. В миссию, организованную при Азиатском департаменте в 1839 г., были приглашены и студенты С.-Петербургской духовной академии для изучения Китая. Архимандрит Гурий Карпов перевел на китайский язык Евангелие. По Тяньзыньскому договору (1858 г.) была разрешена пропаганда во внутренних областях Китая и миссионерам позволено выезжать, когда и куда угодно. Это благоприятно повлияло на деятельность пекинской миссии, — тем более, что она имела таких выдающихся членов, как архимандрит Палладий Кафаров (ум. 1878 г.) и иеромонах Исаия Пешкин (ум. 1871 г.). Архимандрит Палладий долгое время был занят обработкой «Китайско-русского словаря» (изд. в 1889 г. П.С. Поповым), а отец Исаия работал над устройством миссии на новом ее месте и являлся деятельным проповедником. Он положил начало переводу богослужебных книг на китайский язык и распространению православия среди китайцев за пределами Пекина, окрестив несколько китайских семейств (1868 г.) в деревне Дунь-динь-ане, где потом была построена церковь во имя Иннокентия Иркутского. В 1866 г. позволено вести богослужение на китайском языке. Следующая миссия, во главе с архимандритом Флавианом (Городецким), занята была учебно-издательской деятельностью. Его помощники иеромонахи Алексей Виноградов и Николай Адоратский занялись собиранием и проверкой прежних переводов и они же принимали участие в переводе Октоиха. Богослужебные книги были изданы в 1884 г. в 20 томах. При архимандрите Амфилохии Лутовинове (1884-1895 гг.) православное служение, кроме пекинских подворий и деревни Дунь-динь-ань, совершалось еще в Ханькоу, Тяньцзине, Калгане и Урге. Во время боксерского движения (1900 г.) русская миссия спаслась в здании английского посольства, но церкви были сожжены, и не удалось спасти церковную утварь. Особенно важна была потеря типографии, где погибло до 30000 вырезанных на дереве китайских значков и досок с текстом богослужебных книг, и архива миссии. Паства потеряла из 1000 до 300 убитыми и многие отреклись от Христа. 25.05.1902 г. бывший начальник миссии архимандрит Иннокентий (Фигуровский) был назначен епископом в Китай с наименованием «Переяславский». 10.06.1902 г. утверждены были новые штаты: во главе миссии должен быть епископ и при нем состоять 2 иеромонаха или священника, 1 иеродиакон и 2 причетника. При миссии же должны быть 3 иеромонаха, 1 священник, 1 катехизатор и 3 учителя китайского языка. После возвращения миссии из Шанхая, куда она выезжала на время после своего освобождения международными войсками, ею восстановлен на месте разрушенного подворья первоклассный (с 1864 г.) Успенский монастырь. При миссии в 1902 г. учреждены женская община со школой для девочек. В своем ведении миссия имела, кроме того Сретенскую церковь при дипломатической миссии, церкви в Урге (с 1860-х гг.), г. Ханькоу (с 1884 г.), Пэйтахо (с 1901 г.), на станции Манчжурия (с 1902 г.) и в Харбине (с 1903 г.); затем — миссионерские отделения: Таинское (1904 г.), Хайларское, Тяньцзинское с вагоном-церковью (с 1904 г.), Юнпинфуское с церковью и школой для мальчиков, молитвенный дом и мужскую школу на 30-40 мальчиков в Пекине при кирпичном заводе и пекинское подворье с воскресной школой в Петербурге. В 1904 г. в Харбине, по инициативе епископа Иннокентия, было учреждено «Братство Православной Церкви в Китае». Братство имело отделения на ст. Хань-дао-хеузцы, Манчжурия, Пограничная и Цицикарь. С 25.03.1904 г. братство издавало «Известия Братства Православной Церкви в Китае». С проведением Сибирской железной дороги на многих ее станциях были построены так называемые церкви-школы. Во время войны были упразднены церкви в г. Дальнем, Ляояне и часовня в с. Юнь-цзи-коу.
Литература:
Красносельцев Н.Ф. Западные миссии против татар язычников. Казань, 1872. с. 98-129.
Шумахер П. Наши сношения с Китаем 1567-1805 гг. // Русский Архив. 1879. № 6.
Мартенс. Россия и Китай. СПб., 1881.
Ивановский А. Богослужебные книги православной церкви на китайском языке. // Христианское чтение. 1885.
Николай (Адоратский), иером. Православная миссия в Китае за 200 лет ее существования. // Православный собеседник. 1887; Православие и устройство церковных дел в Даурии, Монголии и Китае в XVII и XVIII вв. // Православный Благовестник. 1896; К вопросу о двухсотлетнем юбилее Китайской миссии. // Православный Благовестник. 1898; Страница из истории православной миссии в Китае. // Богословский вестник. 1897-1898.
Архангелов С. Наши заграничные миссии. СПб.
Авраам, архим. Православная Китайская миссия. М., 1903.
Корсаков В.В., д-р. В проснувшемся Китае: Дневник хроника русской жизни перед русско-японской войной: Ч. 1. [M., 1911]. [2],404 с.: ил.
Краткая история Русской православной миссии в Китае, составленная по случаю исполнившегося в 1913 году двухсотлетнего юбилея ее существования. Пекин, 1916. [4],II,221,[3] с.: ил.
Православная Богословская энциклопедия. т. 10. стб. 511-521.
|
|
|
Статистика
1 января 1914 г.:
состав: начальник миссии, два архимандрита, игумен, 2 иеромонаха, 5 священников, 8 иеродиаконов, диакон, 6 монахов, 7 послушников, 3 псаломщика; итого: 19 священнослужителей и 16 лиц, не имеющих сана;
китайцев: 3 священника, иеродиакон, диакон, 2 монаха, 2 послушника;
433 китайца участвуют в работе миссии; 24 учителя и катехизатора и 9 служащих.
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|