link15794 link15795 link15796 link15797 link15798 link15799 link15800 link15801 link15802 link15803 link15804 link15805 link15806 link15807 link15808 link15809 link15810 link15811 link15812 link15813 link15814 link15815 link15816 link15817 link15818 link15819 link15820 link15821 link15822 link15823 link15824 link15825 link15826 link15827 link15828 link15829 link15830 link15831 link15832 link15833 link15834 link15835 link15836 link15837 link15838 link15839 link15840 link15841 link15842 link15843 link15844 link15845 link15846 link15847 link15848 link15849 link15850 link15851 link15852 link15853 link15854 link15855 link15856 link15857 link15858 link15859 link15860 link15861 link15862 link15863 link15864 link15865 link15866 link15867 link15868 link15869 link15870 link15871 link15872 link15873 link15874 link15875 link15876 link15877 link15878 link15879 link15880 link15881 link15882 link15883 link15884 link15885 link15886 link15887 link15888 link15889 link15890 link15891 link15892 link15893 link15894 link15895 link15896 link15897 link15898 link15899 link15900 link15901 link15902 link15903 link15904 link15905 link15906 link15907 link15908 link15909 link15910 link15911 link15912 link15913 link15914 link15915 link15916 link15917 link15918 link15919 link15920 link15921 link15922 link15923 link15924 link15925 link15926 link15927 link15928 link15929 link15930 link15931 link15932 link15933 link15934 link15935 link15936 link15937 link15938 link15939 link15940 link15941 link15942

Архиереи



Флавиан (Городецкий)

  
Ф.И.О.:  Городецкий Николай
  
Сан:  митрополит

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Флавиан (Городецкий Николай), митрополит Киевский и Галицкий.
Родился 26 июля 1840 года в семье дворянина г. Орла. На четвертом году от рождения он лишился отца, а на десятом — матери. Домашнее воспитание получил в доме тетки. Среднее образование — в Орловской гимназии, куда поступил прямо в четвертый класс в 1853 году. По окончании курса учения в гимназии он поступил в Московский университет на юридический факультет, где с большим рвением занялся изучением юридических наук. Глубокая религиозная настроенность, полученная им еще с малых лет, побудила его порвать связи с мирскими влечениями, и на четвертом курсе он решил окончательно отдаться служению Святой Церкви в иноческом звании. Уволившись с этого курса, он пешком направился за 90 верст в Николо-Спешинский монастырь, где был принят в число послушников и назначен на черные послушания при кухне и трапезной.
10 декабря 1863 года поступил послушником в Московский ставропигиальный Симонов монастырь.
23 декабря был посвящен в стихарь.
С глубоким христианским смирением исполнял он сначала черные работы, а затем назначен был на высшее послушание в храм, где в качестве пономаря обязан был следить за чистотой храма и его утвари, вытирать пыль и сметать сор.
В 1866 году он поступил частным секретарем к архимандриту Гурию, назначенному настоятелем русской посольской Церкви в Риме.
В том же году 17 февраля был пострижен в монашество, а 18 февраля рукоположен во иеродиакона.
Вследствие перерыва сношений русского правительства с папским двором архимандрит Гурий и иеродиакон Флавиан оставили Рим и направились в Неаполь, а оттуда в г. Казань, куда архимандрит Гурий был назначен на кафедру епископа Чебоксаркого, викария Казанской епархии, с поручением ему управления Спасо-Преображенским монастырем.
Здесь в 1867 году иеродиакон Флавиан зачислен был в число названной обители и 9 апреля рукоположен во иеромонаха.
15 февраля 1868 года перемещен по собственному желанию в Симферополь в число братии Таврического архиерейского дома, где исполнял многочисленные обязанности, возлагаемые на него духовным начальством.
В 1871 году нес обязанности инспектора классов и законоучителя Таврического епархиального женского училища, где безвозмездно преподавал географию и был духовником при архиерейском доме.
16 апреля 1873 года определен настоятелем Бахчисарайского Успенского скита.
6 июня того же года назначен членом Пекинской миссии. С апостольской ревностью в течение десяти лет проходил он здесь свое миссионерское служение. Прежде всего он с рвением занялся изучением китайского языка, как разговорного, так и письменного. Затем, по поручению начальника миссии, принял на себя труд перевода на китайский язык богослужебных книг и книг религиозно-нравственного содержания, составляя в то же время и самостоятельные сочинения, полезные для дела миссии. Много потрудился он и над приведением в порядок оставленных ему архимандритом Палладием материалов для китайско-русского словаря, впоследствии изданного. Помимо этих работ, ознакомившись с китайскими нравами и верованиями, он вел беседы с язычниками-китайцами.
2 января 1879 года назначен был начальником Пекинской духовной миссии и возведен в сан архимандрита.
Благодаря его неусыпным трудам и стараниям, богослужение стало совершаться на китайском языке. Православная паства в Китае стала увеличиваться с каждым годом.
В 1882 году архимандрит Флавиан был в Японии у епископа Николая для представления одного китайца к рукоположению в священный сан. Десятилетнее миссионерское служение, полное всяких невзгод и лишений, утомило, однако самоотверженного труженика, и он просил у Святейшего Синода необходимого отдыха.
В 1884 году по возвращении в Россию был зачислен в число братии Александро-Невской Лавры.
2 февраля 1885 года хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии. (В БЭС т. I, стб. 768, ошибочно указан год пребывания на этой кафедре 1880-й).
С 29 июня 1885 года — епископ Люблинский, вик. Холмско-Варшавской епархии.
С 14 декабря 1891 года — епископ Холмский и Варшавский. Здесь он вел борьбу с воинствующим католицизмом, высоко держа знамя православия.
15 мая 1892 года возведен в сан архиепископа с оставлением Холмским и Варшавским.
С 1892 по 1894 год присутствовал в Св. Синоде.
14 мая 1896 года награжден панагией с украшениями.
С 21 февраля 1898 года — архиепископ Карталинский и Кахетинский — Экзарх Грузии.
В этом же году награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке и утвержден постоянным членом Св. Синода.
1898-1899 гг. — почетный член Духовных Академий Казанской и С.-Петербургской.
С 10 ноября 1901 года — архиепископ Харьковский и Ахтырский. На этой кафедре пробыл он всего четырнадцать месяцев, но и за это немногое время сделал весьма многое. При нем преобразован был епархиальный сиротский приют. Усилилась религиозно-просветительная деятельность духовенства. Возникли проповеднические кружки, открылись пастырские собеседования во многих пунктах города, учреждено религиозно-просветительное братство. Он придавал особенное значение уставности, благолепию и осмысленности в совершении всех служб церковных и треб.
Прилагая заботы о развитии церковно-школьного дела в епархии, владыка благожелательно относился и к светской школе, проявляя трогательную заботливость и попечение о ней, о преподающих и обучающихся в ней. Он оказывал внимание и Харьковскому университету, участвуя в его торжествах и совершая в церкви университета богослужения. Что касается духовно-учебных заведений, то они пользовались особым его вниманием и доброжелательством. Владыка содействовал улучшению учебного и воспитательного в них дела, заботился об улучшении их содержания, сокращал излишние по ним расходы, облегчая тем церкви и духовенство, вызывал упорядочение и строгость в ведении отчетности. Часто и усердно он совершал в их храмах богослужения, присутствовал на уроках, экзаменах и торжественных собраниях. По его предложению было открыто братство во имя св. великомученицы Варвары, имеющее целью оказывать материальную помощь бедным воспитанницам епархиального женского училища.
С 8 декабря 1902 года — почетный член Киевской духовной академии.
1 февраля 1903 года возведен в сан митрополита и награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре.
С 1 февраля 1903 года — митрополит Киевский и Галицкий и священно-архимандрит Киево-Печерской Успенской Лавры.
29 августа 1911 года награжден правом предношения креста за богослужением.
Скончался 4 ноября 1915 года от астмы сердечной в Киевской Лавре.
Это был великий иерарх Русской Церкви. Он отличался крайней добротой. Помогал он всем, буквально, никому не отказывал в материальной помощи.
В Киеве были назначены определенные дни для приема неимущих: с утра до вечера стекался к нему народ, раздача денежных пособий была щедрая.
В Петрограде не было определенных им дней для приема бедноты, а потому, когда день на неделе был свободный от заседаний в Св. Синоде, то Киевское подворье (на Васильевском острове), где проживал митрополит, осаждалось беднотой.
За свою праведную жизнь перед кончиной ему было возвещено в видении грядущие судьбы Русской Православной Церкви, о чем в своей время было напечатано в Синодальной газете "Всероссийский Церковно-Общественный Вестник" в ноябрьских номерах за 1915 год.
Он очень почитал митрополита Тобольского Павла (Конюскевича), о прославлении которого он возбуждал ходатайство пред Св. Синодом в 1914-1915 годы.
Знаменательно то, что митрополит Флавиан скончался именно в тот день, в который преставился и митрополит Павел.

Труды:
Речь при встрече его в Киево-Софийском кафедральном соборе, 25 февраля 1903 года. "ТКДА" 1903, март, с. 1.
Речь в Киево-Печерской Лавре 25 февраля 1907 г. "ТКДА" 1903, март, с. 5.
"Послание пастырям Киевской епархии". "ТКДА" 1905, октябрь, с. 133.
"Речи при вступлении царей в Киево-Софийский собор 29 августа 1911 года". "Приб. к "ЦВ" 1911, № 38, с. 1557.
"Слово духовенству Киевской епархии". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 33, с. 1447.
"Речь, сказанная при вручении жезла новохиротонисанному епископу Каневскому Василию, первому викарию Киевской епархии 6 августа 1914 года". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 34, с. 1499. "ТКДА" 1914, сентябрь-октябрь, с. 1.
"Объяснение православного богослужения". Материалы для китайского словаря.
Переводы на китайский язык:
"Указания пути в Царство Небесное". Преосвящ. Иннокентия.
"Краткое изложение христианской веры". Составлено прот. Н. Волубовым.

Литература:
"Церк. Ведом." 1891, с. 403, 1892, № 20, с. 176, 1896, № 19-20, с. 160, 1898, № 9, с. 43, 1901, № 46, с. 375, 1903, № 6, с. 37, 1910, № 22, с. 240, 1911, № 39, с. 307, 1913, № 18-19, с. 179.
"Приб. к "ЦВ" 1910, № 6, с. 242-250, 1914, № 34, с. 1499.
Булгаков, с. 1395, 1399, 1400, 1403, 1416.
БЭС т. I, стб. 686, 768, т. II, стб. 1330, 1331, 2253, 2272, 2289.
БЭЛ т. IV, стб. 731, 732, т. X, стб. 612-618.
"Русск. Паломн." 1889, № 44, с. 521-522, 1910, № 9, с. 141, 142, 1910, № 26, с. 422, 1911, № 11, с. 162, 1911, № 39, с. 621, 1915, № 52, с. 831, 832.
"Русский Инок" 1911, март, вып. V, с. 35, 1911, октябрь, вып. 44, с. 76, 1915, № 21, с. 1265-1273, 1915, № 22, с. 1317, 1915, № 23, с. 1386-1389, 1915, № 24, с. 1438-1443.
"Всерос. Церк. Обществ. Вестник" 1915, ноябрь.
"Церк. Вестник" 1891, № 40, с. 636, 1891, № 51-52, с. 816, 1908, № 27, с. 841, 1908, № 30, с. 936, 1908, № 38, с. 1191.
"Правосл. Собес." 1899, ноябрь, с. 180, 1900, июль-август, с. 16, 1905, июль-август, с. 8, 1914, ноябрь, с. 4.
J.M. Cunningham, A vanquished Hope passim.
"Прав. Календарь" 1918, с. 22.
"Мисс. Календарь" 1907, с. 139.
"Дух. Вестн. Груз. Экзарх" 1901, № 23-24.
Илиодор, с. 104, 107.
Поливанов А.А. "Из дневника и воспоминаний 1907-1916 гг.". М., 1929 г., т.I, с. 1-240.
Денисов, с. 783.
Багрецов Л. "Член Св. Синода Высокопр. Флавиан, архп. Харьковский и Ахтырский и вступление его на кафедру Харьковской епархии". С приложением его портрета. Харьков, 1901.
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1910 г.", с. 3, 24-25.
"Списки архиереев Иерархии Всерос." СПБ, 1896, № 486, с. 72-73.
"Воскресный день", 1900, № 31, с. 369.
"Отдых христиан." 1908, август-сентябрь, с. 59.
"Нива" 1892, № 47, с. 1040.
"Красный Архив" 1936, т. 4(77), с. 201.
"Изв. Каз. Еп." 1885, № 5-6, с. 89, 1885, № 14, с. 355, 1907, № 40, с. 1239, 1911, № 9, с. 271, 1912, № 41, с. 1242, 1913, № 1, с. 22, 1913, № 39, с. 1174.
Теодорович Т.П. "К сорокалетию пастырства", ч. I, с. 107.
N. Rklickij, Zizneopisanie IV, 35.
A. Levitin — V. Savrov, Ocerki po istorii I, 68.
P, Hauptmann, Die Katechismen der russisch-orthodoxen Kirche, 96.
F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 19, 25, 28.
ZMP 1950, 1, 60: 1911 weihte er die Nikolaj-Kirche im Pokrovskij-Frauenkloster.
M Evlogij, Put' moej zizni 91, 108, 195, 205f, 214, 235, 242, 272.

 
Должности и места служения

член миссии
Русская духовная миссия в Китае

6.06. 1873 г. 19 век   —  
1879 г. 19 век
  
  

начальник
Русская духовная миссия в Китае

2.01. 1879 г. 19 век   —  
1884 г. 19 век
  
  

Аксайское викариатство

02/14.02. 1885 г. 19 век   —  
24.06/06.07. 1885 г. 19 век
  
  

Варшавская епархия

14/26.12. 1891 г. 19 век   —  
21.02/05.03. 1898 г. 19 век
  
  

член Св. Синода
Синод Святейший Правительствующий

1898 г. 19 век   —  
4.11. 1915 г. 20 век
  
  

Киевская епархия

01/14.02. 1903 г. 20 век   —  
04/17.11. 1915 г. 20 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–