Епархии
Поиск


Киевская епархия

  
Адрес : Украина, 01015, Киев, ул. Январского восстания, 25, корп. 49.
Телефон(ы): (044) 290-15-08; факс: 290-43-96
  
Организация: [действующ.] [самостоятельн.]
  
Дата учреждения:    988 г. 10 век
  
  

Схема подчинения

Украинская Православная Церковь-Московский Патриархат (Церкви)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Учреждена в 988 г. (по Строеву — в 1037 г.).
В одном из исследований автор, ссылаясь на "Photii Epistolae" (Лондон, 1651 г.) и Шлецера, сообщает, что "... со времени похода Киевского Россов в Грецию, то есть с 866 г., можно достоверно полагать первое начало Христианства в землях Русских. Это видно из грамоты Патриарха Цареградского Фотия, которою он торжественно возвестил всем епископам об обращении Руссов, как деле великом и знаменательном, и за тем незамедлил вписать Русь в число епископств своей паствы..." (с. 3-4).
"... Русская митрополия считалась 61-ю по уставу императора Льва (886-911 гг.)..." (Иерархи Р-Я, с. 5).
По Петрушевичу А.С. ("О введении Христианства...", с. 72) "... Патриарх Фотий в своем окружном послании около 867 года (возвестил — Сост.)... "Россы... ныне сделались Христианами, и приняли себе епископа...".
"... К 891 году относится первое известие об особой Киевской епархии (или митрополии), значившейся 60-й в списке Церквей, подведомственных Патриарху Константинопольскому. Допустим, что эта митрополия в строго иерархическом смысле была лишь номинальной, то есть она не была еще правильно организована и не имела непрерывной преемственности епископской власти, но это все же факт существования в Киеве при Олеге и христиан и церквей, и иерархии..." (Преображенский И. "Начало христианства на Руси и святый равноапостольный князь Владимир", в "Церковных Ведомостях" Приб. № 25 1915 г., с. 752-753).
"... Митрополия всероссийская первоначально установлена была в 988 году в Киеве. В 991 г. митрополия перенесена в Переяслав, оттуда в 1035 г. возвращена в Киев, в 1299 г. перенесена во Владимир на Клязьму и, наконец, в 1325 г. в Москву..." (Дурново. Иерархия..., т. I).
С половины XIV в., вследствие стремления южно-русских князей иметь своего митрополита, Всероссийская митрополия делилась на две и более митрополии. В 1458 г. Всероссийская митрополия окончательно разделилась на северо-восточную или Киево-Московскую и юго-западную или Киево-Литовскую. Киевские митрополиты, имевшие кафедру в Москве, именовались Московскими и всея России или Руссии (с 1461 г.). Титул Киевских и всея России перешел к митрополитам юго-западной Руси, утвердившим кафедру в Вильне. В 1595 г. Киевская юго-западная митрополия отпала в унию. В 1620 г. восстановлена в Киеве, а в 1686 г. присоединена к Московскому Патриархату, учрежденному в 1589 г. в Москве вместо митрополии Московской и всея России, преемствовавшей Киевской и всея Руссии митрополии, обосновавшейся в Москве еще с 1325 г.
По другим данным эволюция Киевской и всея России митрополии рисуется следующим образом:
"...До половины XV века Киевская митрополия была епархиею митрополита Киевского и всея России, управлявшего всею Русскою Церковью, в зависимости от Константинопольского Патриарха.
С половины XV века и до 1685-86 гг. Киевская митрополия-епархия была епархией митрополита, носившего прежнее название, но управлявшего одною только западно-русской Православной Церковью, находившейся под властию Вселенского Патриарха. В 1685-86 гг. Киевская епархия подчинилась Московскому Патриарху, которого с 1721 г. заменил Св. Синод и вошла в состав Всероссийской Православной Церкви.
Епархия состояла из двух частей на правом и левом берегах Днепра, в пределах Черниговской и Полтавской губерниях. Большая часть епархии называлась Собственно Киевской епархией, а меньшая — Заграничной. Заграничную часть епархии составляли в 17-18 вв. монастыри и приходские церкви. Заграничные монастыри в 17-18 вв. разделились на несколько групп: 1) Литовскую или Виленским старшинством (всеми монастырями этой группы заведовал Виленский старший, т. е. игумен Свято-Духовского монастыря); 2) Слуцкую архимандрию (всеми монастырями этой группы управлял архимандрит Слуцкого Свято-Троицкого монастыря, называвшийся наместником Киевского православного митрополита); 3) Белорусскую: 4) Подлясскую; 5) Полесскую и 6) Украинскую. Число монастырей было не всегда одинаково. До конца 18 века сохранилось 36 обителей. Кроме монастырей, заграничную часть Киевской митрополии-епархии 17-18 вв. составляли еще приходские церкви, которые находились преимущественно на Полесье. Здесь было несколько (до 100) церквей приходских, составлявших 6 протопопий: 1) Слуцкую, 2) Мозырскую, 3) Петриковскую, 4) Пинскую, 5) Туровскую и 6) Давидгородецкую. В ведении Киевского митрополита в 18 веке находилась Польская православная церковь или Варшавская капеллания. Собственная Киевская митрополия-епархия в 17-18 вв. находилась только отчасти на правом берегу Днепра, а преимущественно она была расположена на левом берегу.
Границы и территориальный состав Киевской митрополии-епархии в XVII-XVIII веках весьма часто менялись, иногда довольно существенно..." (Брокгауз-Ефрон, т. 21, с. 771). Так, с 1685-6 до 1701 г. Киевская митрополия обнимала собой на правом берегу реки Днепра почти всю территорию нынешней Киевской епархии, всю территорию нынешней Полтавской епархии и значительною часть нынешней Черниговской епархии. В 1701 г. было учреждено Переяславское коадъютарство (викариатство), в состав которого вошли все церкви Переяславского полка (на левом берегу Днепра) и запустелые монастыри — Каневский и Трехтемировский (на правом берегу Днепра). В 1715 г. во владение Переяславского коадъютора были переданы на правой стороне Днепра церкви Консунского и Богуславского полков, т. е. Каневского, Черкасского и Звенигородского уездов Киевской епархии. В 1756 г. от Киевской епархии были перечислены в Переяславскую епархию церкви Крыловской и Новомиргородской протопопий, находившихся на правой стороне Днепра. В 1776 г. некоторые монастыри и церкви Киевской митрополии-епархии, находившиеся в южных пределах Полтавской губернии, были отделены в состав новообразованной тогда Славянской и Херсонской епархий. В 1777 и 1778 гг. многие монастыри и церкви Киевской епархии были перечислены в Переяславскую епархию. В 1785 г., по случаю уравнения границ Киевской епархии с границами Киевского наместничества, территориальный состав Киевской епархии совершенно изменился. В 1790 г. территория ее снова изменилась. Только с 01.09.1797 г. Киевская митрополия-епархия вся находится на правом берегу Днепра и совпадает с границами Киевской губернии. В 1844 г. к епархии был причислен от Волынской епархии город Бердичев с уездом.
Приводим также и краткий обзор историй Киевской митрополии из известного труда Амвросия Орнатского "История Российской Иерархии" (т. I, с. 15-18):
"... В России с самого начала был один только главный митрополит, живший в Киеве, который по причине нашествия от татар, оставив в Киеве своего викария, переехал во Владимир... а оттуда в Москву. Пока митрополиты жили в Киеве и Владимире, то все было спокойно. А по переселении в Москву католики и униаты беспокоить начали Киевские церкви и поставляли или по крайней мере выбирали особых митрополитов, и часто в одной время было их по нескольку, но все были сопротивны московскому. Во время св. Феогноста один был митрополит, во время св. Алексия три, а при св. Киприане четыре. От сего крайне возмущаема была Всероссийская митрополия и Церковь. Один из них неизвестно куда девался в Киеве, другой в Литве и Волыни, по многих возмущениях имел митрополию, третий за Днепром скитался, четвертый умер на пути в Константинополь, пятый и шестый мало известны были, седьмой умер позван будучи в Константинополь, наконец последний бедственно скончался в Киеве в темнице. А при митрополите св. Фотии совершенно разделилась митрополия на две части. Потому что великий князь Литовский Витовт Кестутьевич повелел в Новегородке Литовском Православным Малороссийским, Волынским и Литовским епископам в 1415 году, хотя и противу их воли, избрать особенного митрополита, приказал именоваться ему митрополитом Киевским и всея России. Правда, Витовт незадолго до смерти своей, кажется примирился с св. Фотием. Однакож и после того два митрополита продолжали удерживать сопротивную митрополию в Киеве, и из них последний за непреклонность к унии заживо сожжен в Витепске. Наконец, по долговременном терзании Всероссийской Митрополии, великороссияне избрали себе собственного митрополита, а украинские и заднепровские жители совсем отторглись от Российской Церкви, и избрали себе особенного же. Каковое разделение с тех пор и осталось. Митрополит, всегда Православным пребывавший, именовался Московским и всея России, а другой, часто отступавший от Православия, Киевский и всея России. Переметчивые Киевские митрополиты, по причине беспрестанных утеснений от татар и соседей, перенесли престол свой из Киева в Вильну, а наконец предались совсем к униатам. Греческие Патриархи, сожалея о долговременных промежутках их митрополии, наконец начали поставлять в Киев Православных митрополитов, которые именовались с 1621 по 1685 год Православными Архиепископами, Митрополитами Киевскими, Галицкими и всея России, и Ексархами Святейшего Апостольского Константинопольского Престола. Уже в 1686 году, при государе царе Петре великом, с согласия Константинопольского Патриарха, причислены опять Киевские митрополиты к Российской Иерархии, с прозванием Киевских, Галицких и всея Малые России. Но по указу сего же государя, последовавшему в начале XVIII века, именовались они только Архиепископами, а в половине того же века по указу государыни императрицы Елисаветы Петровны опять пожалованы митрополитами, с тем же титулом. Впрочем и униатские лжемитрополиты до исхода XVIII века присвояли себе титул не только Киевских, но и всея России митрополитов...".
С 1918 г. украинские епархии образуют церковную область "с особыми преимуществами на началах автономии" или Украинский Экзархат Московской Патриархии, возглавляемый митрополитом Киевским и Галицким, Патриаршим Экзархом Украины (см. "Собрание определений и постановлений". вып. IV. М., 1918. с. 15-19).

Наименования:
988-991 гг. — Киевская (?);
991-(1474) 1481 гг. — Киевская и всея России (991-1035 гг. — в Переяславе Русском);
(1474) 1481-1596 гг. — Киевская, Галицкая и всея России (09/18.10.1596 г. — отпала в унию. Восстановлена 09/19.10.1620 г.);
1620-1767 (?) гг. — Киевская, Галицкая и всея Малые России (с 1686 г. — в составе Московского и всея Руссии Патриархата);
02/13.04.1767-1918 гг. — Киевская и Галицкая (епархия-митрополия);
с 1918 г. — Киевская и Галицкая, Украинский Экзархат Московской Патриархии;
Киевская и всея Украины.

(Примечание:
По Дурново. Иерархия..., с. 339, — Киевские митрополиты стали писаться "... Галицкими и всея России" с 09.1509 г. При этом он ссылается на Акты Западной России и Историю Церкви митрополита Макария; однако тут же приводит подпись Григория Цамблака — "Киевский и Галицкий и всея России").

  
  

Изменения названия

   Киевская ?    с 988 г. 10 век
   до 991 г. 10 век
   Киевская и всея России    с 991 г. 10 век
   до 1481 г. 15 век
   Киевская, Галицкая и всея России    с 1481 г. 15 век
   до 1596 г. 16 век
   Киевская, Галицкая и всея Малые России    с 1620 г. 17 век
   до 18 век
   Киевская и Галицкая    с 02/13.04. 1767 г. 18 век
   до 1918 г. 20 век
   Киевская и Галицкая, Украинский Экзархат Московской Патриархии    с 1918 г. 20 век
   Киевская и всея Украины    с 20 век
  
  

Служители

 Глава
  
   Алексий (865) 9 век   —  
(867) 9 век
     1
  
   митрополит
   Михаил Сирин, св.
09. 988 г. (987) 10 век   —  
15/18.06. 992 г. 10 век
     2
  
   митрополит
   Леонтий I
992 г. 10 век   —  
1007 г. 11 век
     3
  
   митрополит
   Иоанн I
1008 г. 11 век   —  
1035 г. 11 век
  
  
   митрополит
   Феопемт
1035 г. 11 век   —  
1049 г. 11 век
  
  
   митрополит
   Кирилл I Грек
1050 г. 11 век   —  
11 век
  
  
   митрополит
   Иларион, св.
1051 г. 11 век   —  
1054 г. 11 век
     4
  
   митрополит
   Ефрем I
1055 г. 11 век   —  
11 век
  
  
   митрополит
   Георгий I
1067 г. 11 век   —  
1077 г. 11 век
  
  
   митрополит
   Иоанн II
1077 г. 11 век   —  
25/29.08. 1089 г. 11 век
     5
  
   митрополит
   Иоанн III
1089 г. 11 век   —  
1091 г. 11 век
  
  
   митрополит
   Ефрем II, св.
1092 г. 11 век   —  
1097 г. 11 век
     6
  
   митрополит
   Николай, св.
1097 г. 11 век   —  
1102 г. 12 век
     7
  
   Кирилл II Грек 1248 г. 13 век   —  
07/13.12. 1280 г. 13 век
     16
  
   Иосиф (Болгаринович) I 30.05/07.06. 1498 г. 15 век   —  
01/09.05. 1500 г. 15 век
   в/у
  
   Иосиф (Болгаринович) I 01/09.05. 1500 г. 15 век   —  
1503 г. 16 век
  
  
   Иона II 1503 г. 16 век   —  
1507 г. 16 век
  
  
   Иосиф (Солтан) III 1507 г. 16 век   —  
03. 1509 г. 16 век
   в/у
  
   Иосиф (Солтан) III 03. 1509 г. 16 век   —  
1521 г. 16 век
  
  
   Иосиф (Русин) 1523 г. 16 век   —  
1534 г. 16 век
  
  
   Макарий (Москвитянин) II 01/10.03. 1534 г. 16 век   —  
09/18.04. 1535 г. 16 век
   в/у
  
   Макарий (Москвитянин) II 09/18.04. 1535 г. 16 век   —  
1555 г. 16 век
  
  
   Илия (Куча) 23.09/02.10. 1577 г. 16 век   —  
1579 г. 16 век
  
  
   Исаия (Копинский-Борисович) 20/30.07. 1631 г. 17 век   —  
05/15.10. 1640 г. 17 век
     39
  
   Петр (Могила) 28.04/08.05. 1633 г. 17 век   —  
31.12. 1646 г. 17 век
     40
  
   Варлаам (Ясинский) 31.08/10.09. 1690 г. 17 век   —  
22.08/02.09. 1707 г. 18 век
  
  
   Рафаил (Заборовский) 13/24.04. 1731 г. 18 век   —  
22.10/03.11. 1747 г. 18 век
  
  
   Тимофей (Щербацкий / Щербак) 10/21.03. 1748 г. 18 век   —  
22.10/03.11. 1757 г. 18 век
  
  
   Арсений (Могилянский) 22.10/03.11. 1757 г. 18 век   —  
08/19.06. 1770 г. 18 век
     54
  
   Серапион (Александровский) 29.09/10.10. 1799 г. 18 век   —  
21.08/05.02. 1822 г. 19 век
  
  
   Евгений (Болховитинов) 24.01/05.02. 1822 г. 19 век   —  
23.02/07.03. 1837 г. 19 век
     56
  
   Филарет (Амфитеатров) 18/30.04. 1837 г. 19 век   —  
21.12. 1857 г. 19 век
  
  
   Арсений (Москвин) II 01/13.07. 1860 г. 19 век   —  
28.04/10.05. 1876 г. 19 век
  
  
   Иоанникий (Руднев) 17/29.11. 1891 г. 19 век   —  
07/19.06. 1900 г. 19 век
  
  
   Сильвестр (Малеванский) 07/19.06. 1900 г. 19 век   —  
13/25.08. 1900 г. 19 век
   в/у   60
  
   Феогност (Лебедев) II 13/25.08. 1900 г. 19 век   —  
22.01/04.02. 1903 г. 20 век
  
  
   Флавиан (Городецкий) 01/14.02. 1903 г. 20 век   —  
04/17.11. 1915 г. 20 век
  
  
   Владимир (Богоявленский), священномученик 23.11/06.12. 1915 г. 20 век   —  
25.01/07.02. 1918 г. 20 век
  
  
   Антоний (Храповицкий) 17/30.05. 1918 г. 20 век   —  
1921 г. 20 век
  
  
   Димитрий (Вербицкий) 04. 1930 г. 20 век   —  
01/14.02. 1932 г. 20 век
  
  
   Сергий (Гришин) 21.03/03.04. 1932 г. 20 век   —  
26.06/09.07. 1934 г. 20 век
  
  
   Константин (Дьяков) 26.06/09.07. 1934 г. 20 век   —  
16/29.09. 1937 г. 20 век
  
  
   Александр (Петровский) 1937 г. 20 век   —  
1938 г. 20 век
   в/у   66
  
   Пантелеимон (Рудык) 1941 г. 20 век   —  
1943 г. 20 век
   в/у   68
  
   Николай (Ярушевич) 15/28.07. 1941 г. 20 век   —  
15/28.01. 1944 г. 20 век
     67
  
   Иоанн (Соколов) II 30.01/12.02. 1944 г. 20 век   —  
17/30.03. 1964 г. 20 век
  
  
   Иоасаф (Лелюхин) 17/30.03. 1964 г. 20 век   —  
11/24.04. 1966 г. 20 век
  
  
   Алипий (Хотовицкий) 1966 г. 20 век   —  
01/14.05. 1966 г. 20 век
   в/у   69
  
   Филарет (Денисенко) 14.05. 1966 г. 20 век   —  
1991 г. 20 век
  
  
   Владимир (Сабодан) 27.05. 1992 г. 20 век   —  
05.07. 2014 г. 21 век
  
  
  
  

Статистика

1904 г.:
1498 лиц монашествующего духовенства. 1855 церковных школ: 1 церковно-учительская школа, 12 второклассных, 51 двухклассная, 1298 одноклассных, 493 школ грамоты, 4 образцовых. Церковных библиотек: 1 епархиальная, 48 окружных при благочиннических округах, 1270 при церквах. Народных библиотек-читален 2. Больниц при монастырях было 1 и при церквях 1. Богаделен было при церквях 6. Церковно-приходских попечительств в епархии было 415. Киевская духовная консистория в 1904 г. состояла из 7 членов, из них 4 было штатских и 3 сверхштатских. Под начальством секретаря консистории находилась канцелярия, состоящая 7 столоначальников, казначея, регистратора, архивариуса и 43 писца, большей частью вольнонаемных. Благочинных в епархии 79 над приходскими церквами и два архимандрита над монастырями.

1912 г.:
Церквей — 1710, часовен и молитвенных — домов — 117;
Монастырей — 26 (6 женских);
Духовная академия, Духовная семинария, 4 духовных училища, 1 епархиальное женское училище, 1 женское училище духовного ведомства, 1888 церковных школ;
Больницы — 2.


2006 г.:
Киевская митрополия имеет пять викарных архиереев, из которых три архиепископа и два епископа. Киевская епархия насчитывает 457 приходов (из них в городе Киеве — 120, включая 26 больничных), в которых служат 482 священника и 45 диаконов, 12 мужских и 7 женских монастырей с 495 насельниками и 536 насельницами.

 
Библиография

   1   Список лиц, служащих по духовному и духовно-учебному ведомствам в Киевской епархии за... [1863, 1867] г.. Киев. 1863  - 1867.
  
   2   Адрес-календарь личного состава Киевской епархии, с алфавитным списком протоиереев и священников, за 1894 г.. Киев. 1894 . 184,36 с..
  
   3   Памятная книжка Киевской епархии на... [1910, 1913].. Киев. 1910  - 1913.
  
   4   Копецкий П.А.. Историческая записка о состоянии 1-го Киевского женского училища духовного ведомства в течение первого 50-летия его существования 1861-1911 г.. Киев. 1911 . 255,11 с..
  
   5   Титов Ф.Н.. Краткое историческое описание Киево-Печерской Лавры и других святынь и достопримечательностей города Киева.. Киев. 1911 . 156,III с., 45 л. ил..
  
  
  

Состав

   Епархии
 

Белогородское викариатство

Богуславская и Липовецкая

Бориспольское викариатство

Васильковское викариатство

Викариатство Киевской епархии

Вышгородское викариатство

Каневское викариатство

Макаровское викариатство

Обуховское викариатство

Переяслав-Хмельницкое викариатство

Почаевское викариатство

Сквирская и Бердичевская

Таращанское викариатство

Уманское викариатство

Черкасское викариатство

Чигиринское викариатство

Яготинское викариатство

 
   Монастыри
 

Лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы Киево-Печерская

Монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (мужской)

Монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (мужской)

Монастырь в честь Вознесения Господня Флоровский (женский)

Монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы (женский)

Монастырь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (мужской)

Монастырь в честь Преображения Господня (мужской)

Монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы (Китаевская пустынь) (мужской)

Монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы Ионовский (мужской)

Монастырь во имя св. ап. Андрея Первозванного Киевский Янчин (женский)

Пустынь в честь Покрова Пресвятой Богородицы Голосиевская (мужской монастырь)

Скит во имя св. вмч. Пантелеимона Свято-Покровского женского монастыря

 
   Храмы
 

Собор во имя Софии, Премудрости Божией в г. Киеве

Храм в честь Воздвижения Креста Господня в г. Киеве

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы на Батыевой горе

Храм во имя прп. Агапита Печерского в г. Киеве

Храм во имя св. прор. Илии в г. Киеве

Храм во имя свт. Николая Чудотворца в г. Ирпень

 
   Учебные заведения
 

Академия Киевская духовная

Семинария Киевская духовная

Училище Богуславское духовное

Училище Киево-Подольское духовное

Училище Киево-Софийское духовное

Училище Киевское епархиальное женское

Училище Киевское женское духовного ведомства

Училище Уманское духовное

Училище Черкасское духовное

 
   Периодические издания
 

Киевские епархиальные ведомости

Кириллица

Православна газета

 
   Братства, сестричества, общины, комитеты, союзы, фонды
 

Братство Киевское Богоявленское

Братство Киевское Свято-Владимирское

Братство Киевское Свято-Георгиевское

Комитет Киевский духовной цензуры

Общество Киевское церковно-археологическое

 
   Библиотеки, архивы, музеи
 

Архив Киевской духовной консистории

Музей Киевский церковно-археологический

  
  

Комментарии

1) Несомненно, что Православие на юге России появилось и постепенно распространилось среди местного язычества задолго до 988 г. — общепризнаны иные даты учреждения Киевской митрополии. Вероятнее всего, что оно распространялось здесь из Крыма, из древнейших епархий Тавриды и Причерноморья, расширяя с течением времени сферу влияния Константинопольской Патриархии вглубь материка.
Известны и некоторые святители, появлявшиеся здесь из Царьграда до 988 года. Так например "... Алексий архиепископ, прислан в Русь в 865 году, св. Фотием, Патриархом Константинопольским. Он крестил в Киеве, в мае 866 года (по друг. 867 г.) русских князей Аскольда и Лира (во крещении Николая и Илию) и народ..." (Дурново Н.Н. "Иерархия Всероссийской Церкви", том I, с. 99).
Что касается национальности прибывавших тогда в Россию епископов, то в том же труде (с. 101) узнаем, что они были "... большей частью из Македонских славян.
Основаны ли были в 991-991 г. какие-либо другие епархии при св. Владимире (989-1015) неизвестно. Епархии: Юрьевская, Туровская, Польская и Тмутараканская, упоминаются в первый раз в летописях, значительно позже..."

2) По "Сведениям о Российской Православной Иерархии" (с. 16, прим. 31) — "... первый митрополит Киевский Св. Михаил был ученик 95-го Патриарха Антиохийского Иоанна (см. изданную С. Шевыревым брошюру, под заглавием "Антиохийская Церковь", Санкт-Петербург, 1850, с. 12)..."
Там же (с. 18, прим. 35) о кончине его читаем: "... того же лета преставился Преосвященный Михаил митрополит Киевский и всея Руссии, иже поживе крепким житием, и мног труд о Господе показа о новокрещенных людях, и перу Православну соблюде, и всех благоразумию научи. И много о сем поскорбе и прослезися Володимир... бяху бо всегда в любви и совете с Владимиром..."

3) "... При м. Леонтии явился в России первый еретик, скопец, монах Адриан, укорявший Церковь и все ее уставы и все священство...
...Адриан пришел с востока, зараженный ересию Павликиан, в X веке умножившихся в Болгарии и Славонии, которые заимствовав ересь Манихейскую, принимали одно духовное исповедание веры без всяких внешних обрядов..."
Скончался Адриан примирившись с Церковью.
("Сведения о Российской Православной Иерархии", с. 28, прим. 49).

4) "... В Никоновской Летописи (2, 139)... говорится: "6559-1051 Ярославу сыну Владимирову со греки брани и нестроения быша; и сице Ярослав с епископы своими русскими совещавше, умыслиша... и... сошедшися русские епископы, поставиша Илариона Русина митрополита Киеву и всей Рустой земли, не отлучающеся от православных патриарх и благочестия греческого закона, ни гордящеся от них поставлятися, но соблюдающеся от вражды и лукавства, якоже быша тогда..." ("Сведения о Российской Православной Иерархии", с. 32, прим. 59).
Как местночтимый киевский святый, изображен на иконах в Успенской Лаврской церкви.

5) По "Памятникам византийской литературы" (М. 1869 г., с. 203), родной дядя по отцу известного византийского писателя эпохи Комников — Феодора Продрома.
Там же вторая дата указана иная: 1088 г.
По Дурново Н.Н. ("Еирархия Всероссийской Церкви", с. 7) именовался "Добрым", прибыл будто бы только в 1080 г. Вторая дата указывается иная: 31.08/04.09.1089 г.

6) Епископ Переяславский.
По Дурново Н.Н. ("Иерархия Всероссийской Церкви", том I, с. 7) прибыл с острова Митилины. Числится митрополитом, а не "временно-управляющим" митрополией.

7) В Густынской летописи посвящение его в митрополита отнесено к 1102 году ("Сведения о Российской Православной Иерархии", с. 39, прим. 75).

8) Грек "из Сиры Ликийской".

По "Сведения о Российской Православной Иерархии", с. 39, первая дата 06/11.12.1104 г. — прибытие в Киев. 18/29.12.1104 г. — вступил в управление митрополией.

9) По Голубинскому ("История Российской Церкви") управлял по 09/14.03.1126 г., что совпадает с данными Царственного Летописца (с. 15) и Амвросия Орнатского ("История Российской Иерархии", том I, с. 46), а также со "Сведениями о Росийской Православной Иерархии", с. 40.

10) Сведения о митрополите Михаиле довольно разноречивы.
По Дурново Н.Н. ("Иерархия Всероссийской Церкви", том I, с. 8) хиротонисан в 1127 г., вступил в управление в 1129 г.
Другой исследователь ("Михаил, митрополит Киевский", с. 2) сообщает, что "... митрополит Михаил, по всей вероятности грек, прибыл в Киев летом 1131 года..."
Относительно кончины его также встречаются противоречия.
Так, по "Сведениям о Российской Православной Иерархии", с. 41, митрополит Михаил удалился в 1146 г. в Константинополь "... утомившись душею от беспрерывных смут и междоусобий князеских..." и там скончался через два год (1148?).
Автор другого исследования ("Михаил, митрополит Киевский", с. 11) сообщает иное, что кончина его последовала "... не позже 1147 года..." по-видимому в заточении в Печерском монастыре.
Наконец, Дурново Н.Н. ("Иерархия Всероссийской Церкви", с. 256-357) сообщает, что скончался митрополит Михаил "... в 1148 г. на покое в Киево-Печерской лавре, признававшийся святым и чудотворцем по смерти (см. "Полинодия", том IV, с. 1013). Он положен в Антониевых пещерах..." — далее следует ссылка на Татищева.

11) Черниговский.

12) Хиротонию Климента Смолятича "... Киевская летопись так описывает...: ... "постави (6655-1147 г.) Изяслав митрополитом Клима Смолятича, вывед из заруба: бе бо черноризечь — скимник, и бысть книжник и философ так, якоже в Русской земли не бяшесть. Рече бо Черниговски епископ: "аз сведе, яко достоит сшедшися епископам митрополита пославити. И снидошась... рекоста: "не есть того в законе яко ставити епископом митрополита без Патриарха, — поставить Патриарх митрополита, а ни поклониветися, ни служити с тобою, за не взял еси благословенья у святее Софье, ни у Патриарха, еще ли же ся исправиши... тогда поклониве яко не достоит нам без митрополита тися в святей Софье служити". Он же на ня про то тяжко сердце имея. Онуфрий же Черниговски рече: "аз сведе: достоить ни поставити, а глава у нас есть св. Климента якоже ставят греци рукою св. Ивана", и тако скадавше епископи, главою св. Климента поставиша митрополитом. (Собран. лет. II, слич. том I, 137 Никон. 2,95)..." ("Сведения о Российской Православной Иерархии", с. 42, прим. 89).

13) У Амвросия Орнатского ("История Российской Иерархии", том I, с. 47) приводится вне порядковой нумерации (между № 20 и № 21), как "сомнительный", Дионисий Грек, хиротонисанный в 1217 г.
Основания для "сомнительности" не указаны.

14) У Амвросия Орнатского ("История Российской Иерархии", том I, с. 48) приводится под № 22.
По "Сведениям о Российской Православной Иерархии" (с. 58) вторая дата (кончины) иная: 26.08/01.09.1220 г.

15) Об этом Иоасафе епископе Холмском (или Угровском) в Волынской летописи записано так: "... пискуп Асаф во Угровску, иже скочи на стол митрополич (то есть Киевский и всея Руссии — Сост.) и за то свержен бысть с стола своего..."
(По епископу Модесту Стрельбицкому "Холмская Православная епархия", с. 24).

16) "... Киевский митрополит Кирилл II получил посвящение в сан митрополита в Никее около 1248 г.,... возвратился с востока около 1250 г..." ("Холмская Православная епархия", с. 51). Следовательно, Киев был уже разгромлен татарами.
"... После разорения этой древней столицы великокняжеской и святительской татарами в 1240 году,... митрополит Кирилл видя всю паству свою опустошенную татарами и видя продолжение их набегов, не мог уже жить здесь, и отправился в северо-восточные области Русские, и всю жизнь провел в странствованиях, пока не окончил ее в Переславле-Залесском..." ("Сведения о Российской Православной Иерархии", с. 14-15).
Таким образом, Кирилл был первым из появившихся во Владимире на Клязьме Киевских и всея Руссии митрополитов, ищущих себе достойного и спокойного пристанища вне Киева, разгромленного ордами Батыя.
По Голубинскому — управлял по 06/12.12.1281 г.
По Амвросию Орнатскому — первая дата 1250 г., вторая 07/13.12.1280 г.
Повествуя о кончине митрополита Кирилла, происшедшей в Переяславле-Залесском 07/13.12.1280 г., В.Рыбинский ("Киевская митрополичья кафедра...", Киев, 1891 г., с. 8) приводит следующее летописное сообщение:
"... Преставися в Переяславли митрополит Кирил Киевский и всея Руси; ту сушу князю великому Дмитрию Александровича, и архиепископ Климент Новгородский, и епископ Игнатий Ростовский и Володимерский и епископ Феодор, и певше под (над? — Сост.) ним обычные песни, и вложиша во гроб тело его и проводиша его честно; повезоша бо его в Киев". Воскр. 174-175. "Везено же бысть тело его в Киев и положено в святой Софии". Софийск. I, 199..."

17) С этого времени по почину Максима, резиденция митрополитов Киевских и всея Руссии неофициально переносится во Владимир на Клязьме, а позднее — в Москву и затем здесь утверждается. Святители, продолжающие пребывать в Киеве (или носящие титул Киевских) постепенно становятся местными (южными и западно-русскими) митрополитами. Далее, в связи с широким распространением унии, и общей церковной и политической смутой на Украине, Москва окончательно порывает с Киевом, который впоследствии становится епархией Автокефальной (с 1448 г.) Православной Всероссийской Церкви, имеющей Первосвятителей в Москве.
По Амвросию Орнатскому — скончался во Владимире в 1305 г.

18) См. епархии: Владимирскую и Московскую.

19) После Феофила Киевского и др. епархии подчинились Московскому митрополиту св. Феогносту, до кончины последнего в 1353 г.

20) По Булгакову: митрополит в Киеве и Галиче.
В. Рыбинский (указ. соч., с. 13) сообщает, что Галицкий инок Феодорит "... в 1352 г... прибыл в Царьград и, уверяя Патриарха, что Феогност скончался, просил поставления на Киевскую кафедру. Но Патриарх не согласился посвятить Феоорита до тех пор, пока не будут собраны более точные сведения о Феогносте. Тогда Феодорит, видя, что обмен его не удался, бежал из Константинополя в Тернов и здесь Болгарским Патриархом был посвящен в сан русского митрополита. Прибывши в Россию, незаконно поставленный митрополит остановился в Киеве и поселился при митрополичьей кафедре. По свидетельству Степенной книги, киевское духовенство отвергло Феодорита, как самозванца, и он "ничтоже получи". Со своей стороны Константинопольский Патриарх немедленно осудил Феодорита..." Скончался в 1354 г.

21) По Строеву ("Списки...", с. 2) "...с половины XIV века было по два митрополита: один в Москве, другой в Западной России..."
Роман (литовский, западно-русский) в Киеве не был принят и, по определению Константинопольского Синода с 1356 г. имел кафедру в Новогрудке (недалеко от Вильны).
Из позднейшего синодального акта 1361 г. усматривается, что "... о преосвященном митрополите Романе, как рукоположенном в Литву, высочайший и святой самодержец (имеется в виду Константинопольский Патриарх Филофей — Сост.)... определил (в 1355 г.) чтобы он вместе с двумя литовскими епископиями, Полоцкою и Туровскою, с присоединением Новгрудка, имел еще епископии Малой Руси..." (Профессор Павлов А.С. "О начале Галицкой и Литовской митрополии...", с. 36).
Касательно тогдашнего политического значения фигуры Романа, в труде Н.П. Лихачева ("Два митрополита", СПб, 1913 г.), где он ссылается на Голубинского (ПРЦ) и Н. Тихомирова ("Галицкая митрополия"), читаем:
Тверские "... князья, заклятые враги Москвы, были союзниками и родственниками Ольгерда литовского, кандидатом которого был Роман; кроме того есть указания, что он сам был родственником князей Тверских, и следовательно, нужно думать, что он был рекомендован Ольгерду, как кандидат в митрополиты именно сими князьями..."
... Как появление митрополита Романа, так и вся кипучая деятельность его... были лишь одним из фазисов борьбы Москвы с Тверью за господство над всей Русью...
... и Москва победила и на этот раз..." (с. 5, 8).
По Голубинскому — митрополит Ромен "скончался в исходе 1361 года".

22) У Амвросия Орнатского ("История Российской Иерархии", том I, с. 49), приведен под № 3).

23) "... В 1376 г. Киевская кафедра была отнята у св. Алексия. В этом году Патриарх Филофей рукоположил в сан митрополита Киевского и Литовского Киприана, признавши за ним право после смерти Алексия и на всю Россию.
Новопоставленный митрополит поселился в Киеве и имел этот город местом своего постоянного пребывания в течение 14 лет..." (В. Рыбинский "Киевская митрополичья кафедра", с. 18).
Профессор Павлов А.С. ("О начале Галицкой и Литовской митрополии", с. 40) дополняет, что митрополит Киприан перенес кафедру в Киев из Новогрудки; время перенесения устанавливается точно (11/18.06.1376 г.) на основании цитаты из письма Киприана преподобному Сергию Радонежскому от 1378 г., где сказано:
"... а как въехал есмь на Киев, два лета и 14 дний до сего дни, еже есть иуниа месяца 23 день..."

24) Иначе: Семивлах. Волыно-Литовский (Строев). По-видимому, в Киеве никогда не бывал из-за последнего опустошения его Едигеем (1416 г.), а проживал в Новгороде — столице Литовских князей.
Что касается времени кончины Григория Цамблака, то приведем о сем следующую любопытную выписку из труда В. Рыбинского ("Киевская митрополичья кафедра", Киев, 1891 г., с. 32, прим. 2):
"... По свидетельству... одного молдавского летописца, Григорий в этом году не скончался, а только переселился, неизвестно почему, из России в Молдавию, где будто бы жил очень долгое время и в 1439 г. был утвержден в звании молдавского митрополита. М.Макарий. "История Русской Церкви", IV, 100-101..."
У Амвросия Орнатского ("История Российской Иерархии", том I, с. 5) перед ним (Григорием Цамблака) идут без дат: Геронтий и Зосима.
Что же касается поставления Григория Цамблака (племянника митрополита Киприана) в митрополиты Киевского, стольного города Киево-Литовской митрополии, то оно состоялось в Новогрудке (столице Литовских князей), по постановлению Собора литовских епископов, с подчинением ему семи епархий: Полоцкой, Черниговской, Луцкой, Владимиро-Волынской, Смоленской, Холмской и Туровской.
Чин поставления совершен в Новогрудке.

25) Смоленский. В 1433 г. поставлен в митрополита Киевского и всея Руси, но продолжал проживать в Смоленске.
По Строеву и друг. в 1435 г., а по Амвросию Орнатскому ("История Российской Иерархии", том I, с. 52) в 1434 году, изменил своему покровителю Великому князю Литовскому Свидригайлу и вступил в тайную переписку с королем Сигизмундом Польским.
Уличен в измене Свидригайлом и по его приказу в феврале 1435 г. заключен в темницу, а летом того же года живым сожжен в Витебске.
"... Пр. Платон причину такой мученической смерти, по свидетельству некоторых летописцев, находит в тайных происках католиков, которые по ненависти к митрополиту за его ревность к Православию, постоянно искали случая погубить его. Действительно, около этого времени уния стала распространяться заметно близ Смоленска, и были даже назначены униатские епископы, под именем Смоленских, только они не могли жить в Смоленске, а избрали местопребывание в 15 верстах от Мстиславля, в бывшем Православном Онуфриевском монастыре..." ("Историко-статистическое описание Смоленской епархии", с. 82).
По Амвросию Орнатскому Герасим сожжен "за непреклонность к унии".

26) Из бывших протодиаконов и учеников митрополита Исидора. Появился у Казимира с грамотами от Папы Пия II, Патриарха Григория Маммы и митрополита Исидора. Утвердился (и постоянно проживал) в Новогрудке (а в Киеве не бывал и там не признан).
С ним юго-западная митрополия окончательно отделилась от Московской и всея Руссии.

27) "... Поставленный в Риме 1458 отпавшим в унию б. Патриархом Константинопольским Григорием Маммой... в сентябре того же года прибыл в Вильно. В 1464 г. подчинился Патриарху Константинопольскому..." (Дурново Н.Н. "Иерархия Всероссийской Церкви", с. 12).

28) Епископ Смоленский.

29) В 1476/1477 г. по воле Султана, Патриарх Константинопольский посвятил Спиридона Тверитянина в митрополита Литовского, но ни в Киеве, ни в Литве его не приняли, а в России отлучили и заточили в Ферапонтов монастырь, где он и скончался в 1503 году.
По Амвросию Орнатскому ("История Российской Иерархии", том I, с. 52) отлучение Спиридона состоялось в 1442 (?) г.
Константинопольским Патриархом утвержден другой кандидат — Симеон.

30) Архиепископ Полоцкий.

31) По "Словарю историческому о святых" (с. 172) хиротонисан в Вильне в 1490 г. из архимандритов Троицкого монастыря. Там же и проживал, а не в Киеве, "... ибо Киев, по причине татарских набегов, не представлял в то время надежного местопребывания для Владык Российской Церкви..."
Убит татарами под Мозырем (1497 г.).

32) Епископ Смоленский.

33) Епископ Пинский.

34) Епископ Смоленский.

35) Епископ Полоцкий.

36) Епископ Луцкий.

37) У Амвросия Орнатского ("История Российской Иерархии", том I, с. 250) о нем читаем: "... Макарий, россиянин, епископ, бывший при дщери великого князя Иоанна Васильевича Елене Иоанновне, Королеве Польской, княгине Литовской около 1527 года. Потом в 1538 переведен митрополитом в Киев..."

38) Епископ Львовский.

39) По другим данным обе даты иные. первая: 29.10/08.11.1631 г. Вторая — 1633 г.

40) Петр Могила при содействии гражданских властей (король Владислав I) избран и назначен на Киевскую митрополию (поставление во Львове) при живом и правящем Исаии Борисовиче-Копинском, который не уступал митрополии до самой смерти в 1640 г. (Покровский, том I, с. 430-432).

41) С 1647 по 1650 гг. титуловался: архиепископ митрополит Киевский, Галицкий и всея России, епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский. (Покровский, том I, с. 446).

42) Архиепископ Черниговский.

43) Епископ Луцкий.

44) В связи с чрезвычайной церковной смутой на Украине в середине и конце XVII в., вызванной униатским наступлением и внутренними политическими неурядицами, к Киевской митрополии имели касательство (кроме правящих) еще и другие архиереи, например:
1657-1661 Лазарь Баранович, епископ Черниговский, с титулом: Блюститель Киевской митрополии ("по особым обстоятельствам");
Дионисий Балабан, который, по свидетельству Чистовича (том II, с. 137-138), "... в июле 1658 г. выехал из Киева в Чигирин к гетману Выговскому и уже более не возвращался в Киев..."
И, вероятно, уже отсюда, из Чигирина, "... митрополит Дионисий Балабан жаловался Константинопольскому Патриарху, что мефодий выгнал его и силою похитил митрополичий престол посредством мирской власти. Патриарх выдал на Мефодия проклятие: но Мефодий просил царя ходатайствовать перед Патриархом о снятии проклятия...";
1694-1704 гг. Серапион Полховский, епископ Могилевский, с титулом: "Наместник митрополит Киевской и Экзаршеской трона Константинопольского".
И проч.

45) Архиепископ Черниговский.

46) Епископ Мстиславский и Оршанский с титулом "Блюститель Митрополии Киевской".

47) Епископ Могилевский.
06/16.03.1668 г. Константинопольским Патриархом утвержден в звании Киевского митрополита.
Говоря о нем (Иосифе Нелюбовича) и его преемнике по кафедре (Антонии Винницком), Строев отмечает: "... при двух последних митрополия находилась в великом расстройстве от униатов..." (с. 4).
Последнее время жил и скончался в Чигирине (по Строеву скончался 26.07/05.08.1676 г.).
По Дурново Н.Н. ("Иерархия Всероссийской Церкви", с. 15), был "... заточен поляками в Мариенбург 1665; освобожден 1667...
... скончался в Чигиринском Троицком монастыре, где имел пребывание. Погребен в Лубенском Мгарском монастыре, где мощи его нетленны..."

48) Епископ Перемышльский.
Избран в одно время с Иосифом Нелюбовичем-Тукальским. "... Неутвержденный в сане (митрополита — Сост.) Патриархом, несмотря на многие утвердительные грамоты польских королей; вступил в управление частию митрополии в 1676 г.; почил в 1679 в Вильне..." (Дурново Н.Н. "Иерархия Всероссийской Церкви", с. 16).
Или, как сообщает Чистович (том II, с. 140), "... в 1664 г. польское правительство дало привелегию на Киевскую митрополию Перемышльскому епископу Антонию Винницкому, запретив духовенству... признавать пастырем Тукальского...
... Смутам и безначалию, или чему иному, нужно приписать, что в то же время и Львовский епископ Афанасий Желиборский именовал себя "администратором митрополии Киевской, Галицкой и всея России..."
... Преемник его, осиф Шумлянский предъявляет те же права..."

49) Архиепископ Черниговский.

50) По И.Забелину ("История города Москвы", с. 562) первая дата иная: 09/19.11.1685 г., в связи с чем он пишет: "... в 1685 г. ноября 09/19 в Крестовой палате (в Кремле, у Патриарха — Сост.) был стол для поставления Гедеона, епископа Луцкого, в митрополиты в Киев..."
Отныне титул Гедеона был "Малые России митрополит Киевский и Галицкий". (Покровский, том I, с. 487).
Полагаем уместным отметить здесь, что при митрополите Гедеоне произошло крупнейшее событие в жизни нашей Церкви — объединение юго-западной и северо-восточной частей под главенством Патриарха Всероссийского.
По этому поводу в "Сведениях о Российской Православной Иерархии" (с. 5) читаем:
"... Киевские митрополиты с подчиненными им архиереями, во владениях Литовско-Польских, состояли в полной зависимости от Константинопольского Патриархата до 1685 года когда, с согласия восточных Патриархов, вся Малороссийская Церковь присоединилась к составу Церкви Всероссийской под главным управлением Патриарха Московского, так как и вся Малороссия с Киевом с 1654 года принадлежала уже державе царей Русский..."

51) По другим данным вторая дата иная: 11/22.07.1718 г.

52) Епископ Переяславль-Хмельницкий.

53) По другим данным первая дата иная: 13/24.05.1722 г. "... хиротонисан из архимандритов Михвинских Богородицк. Леон...; оговоренный Новогородским архиепископом Феофаном Прокоповичем в разных злоупотреблениях, им не содеянных, лишен сана и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь 20 ноября (01.12) 1730; возвращен сан в 1741; скончался 1751 в Тихвинском монастыре..." (Дурново Н.Н. "Иерархия Всеросийской Церкви", с. 30).

54) По Горскому А.В. ("Историческое описание... лавры", м., 1890 г., с. 124) первая дата иная: 12.1758 г.

55) Первый из Киевских владык стал именоваться "и священно-архимандритом Киево-Печерской Лавры".

56) По другим данным первая дата иная: 30.01/11.02.1822 г.

57) По другим данным первая дата иная: 15/27.05.1876 г.

58) По священнику С.Петровскому ("Семь Херсонских архиепископов") первая дата иная: 06/18.02.1882 г.

59) Епископ Каневский.

60) Кпископ Каневский.

61) Епископ Черкасский.

62) Завещательным распоряжением Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра Полянского от 23.11/06.12.1925 г. указан (2-м) в числе Заместителей Патриаршего Местоблюстителя на случай внезапного прекращения своей деятельности последним.
(От принятия и выполнения данного послушания отказался, ссылаясь на плохое состояние здоровья).

63) Епископ Таращенский. В/у периодически и кратковременно.

64) Епископ Уманский.

65) Епископ Радомысльский.

66) Архиепископ Харьковский.

67) Номинально, так как в 1941-1943 гг. территория епархии была оккупирована немецко-фашистскими войсками.

68) Архиепископ б. Харьковский.

69) Епископ Винницкий.



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–