link14504 link14505 link14506 link14507 link14508 link14509 link14510 link14511 link14512 link14513 link14514 link14515 link14516 link14517 link14518 link14519 link14520 link14521 link14522 link14523 link14524 link14525 link14526 link14527 link14528 link14529 link14530 link14531 link14532 link14533 link14534 link14535 link14536 link14537 link14538 link14539 link14540 link14541 link14542 link14543 link14544 link14545 link14546 link14547 link14548 link14549 link14550 link14551 link14552 link14553 link14554 link14555 link14556 link14557 link14558 link14559 link14560 link14561 link14562 link14563 link14564 link14565 link14566 link14567 link14568 link14569 link14570 link14571 link14572 link14573 link14574 link14575 link14576 link14577 link14578 link14579 link14580 link14581 link14582 link14583 link14584 link14585 link14586 link14587 link14588 link14589 link14590 link14591 link14592 link14593 link14594 link14595 link14596 link14597 link14598 link14599 link14600 link14601 link14602 link14603 link14604 link14605 link14606 link14607 link14608 link14609 link14610 link14611 link14612 link14613 link14614 link14615 link14616 link14617 link14618 link14619 link14620 link14621 link14622 link14623 link14624 link14625 link14626 link14627 link14628 link14629 link14630 link14631 link14632 link14633 link14634 link14635 link14636 link14637 link14638 link14639 link14640 link14641 link14642 link14643 link14644 link14645 link14646 link14647 link14648 link14649 link14650 link14651

Архиереи



Кирилл II Грек

  
  
Сан:  митрополит

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Кирилл III (?), митрополит Киевский и Галицкий.
Был игуменом одного из южных монастырей.
В 1243 г. избран на Киевскую митрополию.
В 1250 г. посвящен в митрополита Киевского в Никее.
Митр. Кирилл принял управление Русской Церковью после разрушения Киева Батыем. Страшную картину представляла тогда русская земля. Храмы и монастыри были разорены, священники избиты и отведены в неволю, тысячи русских людей погибли от меча неприятельского. Погибли и епископы Владимирский и Переяславский, пропал без вести сам митрополит Киевский Иосиф.
Это было тяжелое время не только на Руси, но и в Греции. Константинополем завладели латиняне, так что патриарх Константинопольский вынужден был удалиться в Никею. Римский папа, пользуясь тяжелым положением русских князей, делал попытки склонить некоторых из них в латинство.
Ввиду всеобщей разрухи вновь избранный митрополит только в 1250 г. смог получить посвящение от патриарха Константинопольского.
По возвращении из Никеи митр. Кирилл объехал северные епархии — Чернигов, Владимир, Рязань, Новгород. Везде его встречали с великой радостью. Но постоянного места жительства у него не было. Киев лежал в развалинах. Уцелевшие жители его разбежались, в основном переселились на север. И митр. Кирилл поселился в новой столице — Владимире. Официально он не переносил туда своей кафедры, но жил чаще всего там, по временам совершая продолжительные путешествия то по южным, то по северным епархиям.
"Во время многолетнего своего святительства он старался восстановить разрушенное опустошителями, водворить мир между враждующими, оберечь вверенное ему стадо от римского влияния" — пишет о нем М. В. Толстой. Своим вмешательством он удерживал новгородцев от междоусобной борьбы со своим князем. Он пользовался уважением даже среди язычников-татар. Хан Мангу-Темир прислал ему ярлык, по которому церковные имения и духовенство освобождались от дани. "Кто их веру похулит, — сказано в ярлыке — или будет над нею ругаться, тот ничем не извинится и умрет злою смертью".
Митрополит распространил свое влияние даже на столицу ханскую Сарай, учредил Сарайскую епархию и послал туда епископа и священников. Это было истинным благодеянием для томившихся там русских пленников, да и из татар немало обратилось в христианство.
Заметив во время объездов серьезные беспорядки в совершении таинств и обрядов, а также в жизни народа и духовенства, митр. Кирилл собрал в 1274 г. собор епископов во Владимире, один из замечательнейших соборов до XV в. На этом соборе митрополит произнес известное "Правило" или "Поучение попом", которое впоследствии было разослано по всем епархиям для руководства. Это поучение заслуживает того, чтобы на нем остановиться подробнее. Святитель начинает с того, что указывает священникам на высоту их ангельского служения. "Вы сводите с небеси Дух Святый... вами совершает Господь тайну спасения рода человеческого". И жизнь иереев должна быть такой, чтобы не осквернить святыню свою и не соблазнить никого. Простец отвечает только за себя, а иерей, согрешив, соблазняет многих и несет ответ за души их. Особенно предостерегает Кирилл, чтобы не служили имея на душе тяжелый грех. "Недостоинство бо иерейское сводит гнев Божий на люди". "Лживых книг не почитайте, — пишет он, — еретиков уклоняйтесь..., глаголющим не от Божественного Писания заграждайте уста. Аще ли кто от вас недоумеет, мене вопросите. Аз же не ленюся вам глаголати". Митрополит обращает особое внимание на то, чтобы священники следили за своими детьми. "Если поп и без греха был пред Богом, за сыновние грехи послан был в муку, потому что не учил на добро сыновей своих".
Определения этого собора восстановили забытые древние постановления Церкви. Было указано строго испытывать избираемых во священство и поставлять только достойных. "Пусть лучше будет один достойный служитель Церкви, нежели тысяча беззаконных", — говорилось на соборе. Был установлен строгий порядок при совершении таинств, запрещены языческие обычаи, сохранившиеся среди народа. Особое внимание было обращено на распространившиеся в Новгороде и в других городах кулачные бои. Убитых в эти боях запрещалось отпевать.
Заметив, что непорядки церковные происходили не только от небрежности пастырей, но и от невразумительности некоторых правил, митр. Кирилл затребовал от наместника царя Болгарского полный список церковных правил с толкованиями Зонары.
Перед концом своей жизни митрополит пожелал еще раз объехать северные епархии и во время объезда 9 декабря 1280 г. скончался в Переяславле Залесском. Тело его было перевезено во Владимир, а затем в Киев и погребено в Софийском соборе.
Митр. Кирилл был великий светильник Русской Церкви, пастырь многопопечительный и добродетельный. Своей неутомимой деятельностью на благоустройство русского общества в одну из самых тяжелых эпох в его истории, он заслужил глубокое уважение всех современников. Карамзин говорит, что едва ли какой другой митрополит превосходил Кирилла пастырскими добродетелями.

Труды:
Слово во время собора 1274 г.
Правило о благочинии жизни и богослужения (Поучение попам).

Литература:
Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 92, 98-99, 100, 101, прим. 3, 102-104, 114-115.
М. Макарий И. Р. Ц., т. IV, с. 7-13, 309-310; т. V, с. 131-133.
Соловьев С. М. История России, кн. I, с. 843, 1242, 1243, 1268, 1270, 1306, 1307.
Поторжинский, прот. Ист. Рус. церк. проповеди, 2-е изд. Киев, 1891, с. 98.
Карамзин, т. IV, с. 26, 43-47, 56, 94, 95.
Булгаков, с. 1402.
Гатцук Календарь на 1883 год, с. 132.
Петров Л. Словарь, с. 128.
Строев П., с. 2.
Ратшин, с. 94.
Обзор рус. дух. лит., с. 58, № 53.
Летопись Е. А., с. 461, 470, 471.
Прибавл. к твор. св. отцов, 1843, I, с. 414-427.
Истор. Владим. Успенск. кафедра собора. Владимир, 1877, с. 62, 63.
Владим. еп. вед., 1867, № 22.
Церковн. вестн., 1895, № 36, с. 143.
БЭЛ, т. X, с. 393-397.
БЭС, т. II, с. 1305.
ЭС, т. XV (кн. 29), с. 120.
РБС, т. VIII, с. 664.
Н. Д., с. 12.

 
Должности и места служения

Киевская епархия

1248 г. 13 век   —  
07/13.12. 1280 г. 13 век
  
  

Владимирская епархия

1250 г. 13 век   —  
1274 г. 13 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–