Монастыри
Поиск


Лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы Киево-Печерская

  
Адрес : Украина, 01015, г. Киев, ул. Январского восстания, 25.
Телефон(ы): (044) 290-46-27 (л), 290-82-48; www.lavra.kiev.ua
  
Организация: [действующ.]
  
Дата учреждения:    1051 г. 11 век
  
  

Схема подчинения

Киевская епархия (Епархии)
Украинская Православная Церковь-Московский Патриархат (Церкви)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История


Киево-Печерская Лавра, общий вид с запада


Около 800 лет тому назад на месте, где сегодня красуется Успенская Киево-Печерская Лавра, находились дремучие леса. Недалеко отсюда располагалось село Берестово, летнее местопребывание киевских князей. В сельской церкви во имя апп. Петра и Павла служил старец Иларион. Склонный к уединенной молитве, на одном из холмов на береге Днепра старец выкопал пещеру, но по воле Ярослава Мудрого был вынужден оставить место своих подвигов и занял кафедру митрополита Всероссийского. Выбранное старцем место понравилось прибывшему сюда с Афона иноку Антонию. К святому отшельнику отовсюду стали стекаться люди. Так в подземных пещерах в 1051 году образовался монастырь. Сам преподобный Антоний удалился на соседний холм, где теперь находятся ближние пещеры, а над братией поставил игуменом Варлаама. Варлаам устроил под пещерами церковь в честь Успения Божией Матери, но вскоре и церковь и пещеры стали очень тесны. Строительство новой , более обширной, каменной обители, осуществил преподобный Феодосий, поставленный игуменом после Варлаама, на средства дарованные монастырю Симоном, прибывшим в Киев из Германии в 1027 году. Исполняя обет, данный в час битвы с половцами, Симон подарил обители богатое имение, пожертвовал золотой пояс и венец, снятые им с изображения Распятого Иисуса, некогда сооруженного его отцом и чтимого на его далекой родине. Другим событием, содействовавшим осуществлению намерений преподобных Антония и Феодосия, стало прибытие из Царьграда четырех искусных греческих зодчих, видевших, по преданию, изображение самой церкви на облаке и, кроме того, получивших от Божией Матери храмовую икону Успения Пресвятой Богородицы и святые мощи семи мучеников.
Храм заложен в 1073 году епископом юрьевским Михаилом при участии великого князя Святослава Ярославовича. Строительство храма закончено в 1089 году. В этом же году церковь освящена митрополитом Иоанном.
В 1078 году еще не окрепшая обитель перенесла ужасное нападение половцев. Православные святыни были разграблены и поруганы. Но уже в 1108 году при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен, и, более того, в нем появились новые постройки: каменная трапеза вместе с церковью по повелению и на средства князя Глеба Всеславича. В 1151 году монастырь был разграблен торками, а в 1169 году при взятии Киева полчищами великого князя Андрея Боголюбского он был вопреки приказанию самого князя зажжен его союзниками, берендеями. В 1205 году при новом опустошении Киева Рюриком Ростиславичем и половцами Киево-Печерская обитель была вновь разграблена. Но самое ужасное разорение Лавры произошло в 1240 году, когда полчища Батыевы взяли Киев и овладели всей южнорусской землей. Монастырь обезлюдел окончательно. Большая часть иноков была избита, часть уведена в плен, а оставшиеся в живых разбежались по лесам, и только изредка, тайком, могли пробираться в полуразрушенный храм и справлять божественную литургию на останках престола некогда великолепной Великой церкви. Хотя бедствия от нашествия татар повторялись в Киеве не раз еще и в последующие три века, как, например, в 1300 году, в 1399 году, в 1482 году, обитель вновь возрождалась и продолжала дело своего благоустройства.
Одновременно с внешним процветанием в ней не угасала и внутренняя, духовная мощь, благодаря которой Лавра могла стать оплотом против опасного врага — унии. Попытка униатов овладеть монастырем кончилась безуспешно в 1598 году при архимандрите Никифоре. Ян Кошиц, которому королевской грамотой было поручено захватить обитель, нашел монастырские ворота запертыми, а перед воротами несколько сот вооруженных казаков, гайдуков и монастырских крестьян.
Более счастливые времена для обители начались с присоединением Малороссии к России, но пожар 1718 года опять разорил ее, уничтожив древние грамоты, сокровища и библиотеку. Благодаря Петру Великому, монастырь вскоре восстановлен, а в 1786 году утвержден в степени лавры.
С первых же дней своего существования Лавра оказывала весьма сильное влияние на все стороны российской жизни. В отношении внешней стороны церковной жизни значение монастыря состояло в распространении его иноками православной веры как между русскими, так и инородцами. Известен своею миссионерской деятельностью преподобный Феодосий, немало потрудившийся для обращения киевских евреев в христианскую веру, а также подвижники Печерского монастыря Леонтий, Исайя и Аврамий. Леонтий, в сане епископа Ростовского, заботился о воспитании детей в духе христианства. Свои подвиги он закончил мученической кончиной. Исайя, преемник Леонтия на ростовской кафедре, стал продолжателем его дела, ходил по селам и городам ростовской и суздальской земли, истреблял идолов, строил храмы и многих обращал в христианство. Благодаря ему, был сокрушен идол Волос, пользовавшийся большим почетом у ростовцев. К инокам-миссионерам из Печерского монастыря принадлежал также св. Кукша. Никон Сухой, Евстратий и Герасим. Св. Кукша был распространителем христианства у вятичей, за что претерпел от них мученическую кончину. Никон Сухой, взятый в плен половцами, склонил к крещению своего господина-половчанина. Евстратий, подвергшийся вместе с 30 своими товарищами истязаниям от крымских евреев, предсказал им гибель от греков. Исполнение этого пророчества побудило многих евреев креститься. Св. Герасим, поселившись близ Вологды и построив монастырь св. Троицы, в течение 30 лет занимался обращением в христианство соседних финских племен.
Велико значение в сфере внутренней жизни русской церкви просветительская деятельность монастыря. Уже при преподобном Феодосии в обители возник кружок любителей просвещения, во главе которого стоял сам преподобный игумен. Они собирали книги, читали их, переписывали и переплетали. Летописец Нестор свидетельствует, что сам Феодосий нередко прял нитки для переплета книг. О другом иноке Григории известно, что он ничего не имел у себя, кроме книг, и ворвавшиеся однажды в его келью воры ничего не нашли и вынуждены были уйти ни с чем.
Монастырское просвещение не ограничивалось стенами монастыря, но проникало из него в народную массу. Среди духовных писателей до-монгольского периода прежде всего известны проповедники преподобный Феодосий и Кирилл Туровский, иноки монастыря. Первый оставил после себя несколько поучений к братии, в которых он, налагая обязанности иноков, обличает некоторые недостатки в их жизни. К народу он написал "О казнях Божиих" и "Против пьянства". Также ему принадлежат два послания к великому князю Изяславу: "О посте в среду и пяток" и "О варяжской вере". В последнем Феодосий, указывая на догматические и обрядовые особенности православных и латинян, запрещает православным сношения с латинянами. Кирилл Туровский был одним из самых блестящих проповедников своего времени, за что и получил у современников название Златоуста.
Известны и представители исторической письменности. Первое место среди них по праву занимает Нестор, составитель жития Феодосия, жития Бориса и Глеба и известной русской летописи "Повести временных лет", в которой повествует об истоках возникновения Руси, Киева, о том, как крестился св. Владимир с подданными и о других событиях до 1111 года, рассматривая все события с религиозной точки зрения. Другие памятники исторической литературы принадлежат Иакову Черноризцу, описавшему мученическую кончину Бориса и Глеба, и Поликарпу и Симону, епископу владимирскому, написавшим жития многих печерских угодников.
В обитель ведут двое ворот: святые и экономические. Перед святыми воротами расположена Великая церковь, освященная в честь Успения Богоматери. Она построена в XI веке и возобновлена в XVIII столетии. У южной стены главного иконостаса покоились в кованной серебряной гробнице глава св. князя Владимира и под спудом мощи преподобного Феодосия Печерского, а у северной стены иконостаса мощи св. Михаила, киевского митрополита. Над царскими вратами главного алтаря Великой церкви находилась древняя чудотворная икона Успения Богоматери — главная святыня Лавры. В приделе во имя св. Иоанна Богослова у северной стены помещалась Игоревская местночтимая икона Божией Матери. Здесь же в Великой церкви были погребены многие выдающиеся деятели: киевские митрополиты Петр Могила и Варлаам Ясинский, Тобольский митрополит Павел Конюшкевич, печерские архимандриты Иннокентий Гизель, Роман Копа и Лука Белоусович, князь Константин Острожский, граф П.А. Румянцев и граф И.В. Гудович. Снаружи у южной стены этой церкви находились гробницы католикоса имеретинского и абхазского Максима и княгини Наталии Борисовны Долгорукой, в монашестве Нектарии.
На хорах Великой церкви хранилась библиотека, высочайшие грамоты, рескрипты и разные старинные документы, священные предметы: Евангелия, напрестольные и ручные кресты, потиры, дарохранительницы, панагии, наперстные кресты, митры, палицы и облачения.
У входа в братскую трапезу погребены Василий Кочубей и Иван Искра, казненные гетманом Мазепой за их донос на него Петру Великому.
Над Лаврой возвышается каменная четырехэтажная колокольня 46 саженей высотой, построенная в 1745 году и обновленная в 1825 году.
Киево-Печерская Лавра имела свою типографию, основанную около 1616 года печерским архимандритом Елисеем Плетенецким, иконописную мастерскую, книжный магазин для продажи лаврских изданий, гостиницу для богомольцев, лечебницу на 80 кроватей с храмом в честь иконы Богоматери "Всех скорбящих Радость", свой свечной завод и бесплатную трапезную для бедных стариков, основанную графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской.
К 1930 году монастырь был полностью ликвидирован. Начавшаяся эпоха музейного строительства была проникнута противоречивыми процессами. С оджной стороны, власти декларировали неустанную заботу государства об охране памятников истории икультуры, всячески при этом принижая духовное наследие исторического прошлого и искажая его истинное гуманитарное значение. С другой стороны, Заповедник стал научным и культурно-просветительским центром республики.
Огромный ущерб монастырю нанесла Великая Отечественная война. В 1942 году фашисты разрешили возобновить деятельность монастыря на нижней территории Киево-Печерского заповедника. Инициатором его возрождения стал бывший архиепископ Херсонский и Таврический Антоний (князь Давид Абашидзе), постриженец Киево-Печерской Лавры. Заигрывая с церковью, оккупанты, однако, не упускали из виду одну из главных своих целей: разграбить и уничтожить культурное, в том числе культовое наследие нашего народа. Фашисты днем и ночью вывозили на машинах ценности уникального музея. Они даже украли документы из архивов Киевских митрополитов, книги из личной библиотеки Петра Могилы.
3 ноября 1941 года в два часа дня фашисты взорвали жемчужину зодчества Украины — Успенский собор.
В 1961 году действующий монастырь, возобновленный на территории Нижней Лавры в годы Великой Отечественной войны, был упразднен, а его насельники изгнаны.
В 60-70 гг. в Заповеднике проводились восстановительные и ремонтно-реставрационные работы. В 1970 году реставраторы завершили работы в церкви Рождества Богородицы, в 1972 году отремонтировали предпещерную галерею, а в 1975 году галерею от Ближних к Дальним пещерам. В 1980 году была завершена реставрация фасадов Большой Лаврской колокольни и колокольни на Ближних пещерах, церкви Спаса на Берестове, а в течение последующих двух лет — Ковнировской колокольни, Никольской церкви, живописи Троицкой надвратной церкви, фасадов Трапезной церкви и палаты и др.
В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси и согласно постановлению Совета Министров УССР новосозданной Печерской общине передана территория Ближних пещер.

  
  

Изменения названия

   Лавра Свято-Успенская Киево-Печерская
  
  

Служители

 Глава
  
   игумен
   Антоний Печерский Киевский, преподобный
1051 г. 11 век   —  
10.06. 1073 г. 11 век
  
  
   игумен
   Феодосий Печерский, Киевский, преподобный
11 век   —  
1074 г. 11 век
  
  
   инок
   Агапит Печерский, врач безмездный, преподобный
11 век   —  
11 век
  
  
   игумен
   Феоктист, св.
1103 г. 12 век   —  
1113 г. 12 век
  
  
   инок
   Авраамий Печерский, затворник, преподобный
    
  
   инок
   Авраамий Печерский, Трудолюбивый, преподобный
    
  
   инок
   Агафон Печерский, преподобный
    
  
   архимандрит
   Петр (Могила)
1626 г. 17 век   —  
1646 г. 17 век
  
  
   наместник
   Варлаам (Ясинский)
1680 г. 17 век   —  
31.08. 1690 г. 17 век
  
  
   настоятель
   Тимофей (Щербацкий / Щербак)
14.04. 1740 г. 18 век   —  
1748 г. 18 век
  
  
   наместник
   Феофилакт (Слонецкий)
1792 г. 18 век   —  
1795 г. 18 век
  
  
   наместник
   Антоний (Смирницкий)
02.01. 1815 г. 19 век   —  
31.01. 1826 г. 19 век
  
  
   наместник
   Авксентий (Галицкий)
1826 г. 19 век   —  
1834 г. 19 век
  
  
   наместник
   Иоанн (Петин)
1852 г. 19 век   —  
1862 г. 19 век
  
  
   наместник
   Иларион (Юшенов)
24.12. 1878 г. 19 век   —  
1884 г. 19 век
  
  
   наместник
   Ювеналий (Половцев)
21.05. 1884 г. 19 век   —  
1892 г. 19 век
  
  
   наместник
   Сергий (Ланин)
1893 г. 19 век   —  
1896 г. 19 век
  
  
   наместник
   Амвросий (Булгаков)
09. 1909 г. 20 век   —  
20.01. 1918 г. 20 век
  
  
   настоятель
   Михаил (Митрофанов)
1925 г. 20 век   —  
20 век
  
  
   наместник
   Ермоген (Голубев)
5/18.10. 1926 г. 20 век   —  
1931 г. 20 век
  
  
   наместник
   Питирим (Старинский)
23.02. 1992 г. 20 век   —  
1992 г. 20 век
  
  
   наместник
   Ипполит (Хилько)
25.08. 1992 г. 20 век   —  
8.12. 1992 г. 20 век
  
  
   наместник
   Павел (Лебедь)
30.03. 1994 г. 20 век     
  
   настоятель
   Ахила
20 век     
  
 архимандрит
  
   Мстислав (Волонсевич) 06. 1955 г. 20 век   —  
03. 1956 г. 20 век
  
  
 игумен
  
   Феофил (Россоха) 1988 г. 20 век   —  
08. 1993 г. 20 век
  
  
 духовник
  
   Спиридон (Лукич) 1990 г. 20 век   —  
2.09. 1991 г. 20 век
  
  
 благочинный
  
   Евмений (Хорольский) 03. 1950 г. 20 век   —  
1954 г. 20 век
  
  
   Ефрем (Кицай) 1992 г. 20 век   —  
1996 г. 20 век
  
  
   Ириней (Семко) 09. 1996 г. 20 век   —  
06. 2007 г. 21 век
  
  
 эконом
  
   Евмений (Хорольский) 1946 г. 20 век   —  
1950 г. 20 век
  
  
 ключарь
  
   Назарий (Блинов) 1903 г. 20 век   —  
1910 г. 20 век
  
  
 инок
  
   Василий Печерский, преподобномученик 11 век   —  
11.08. 1091 г. 11 век
  
  
   Феодор Печерский, преподобномученик 11 век   —  
11.08. 1091 г. 11 век
  
  
   Феофил Печерский, преподобный     
  
   Алипий Печерский, иконописец, преподобный   —  
1114 г. 12 век
  
  
   Арефа Печерский затворник, преподобный   —  
12 век
  
  
   Феофан Печерский, постник, преподобный     
  
   Анатолий Печерский, затворник, преподобный     
  
   Афанасий Печерский, затворник, преподобный 13 век   —  
02.12. 1264 г. 13 век
  
  
   Арсений Тверской, святитель     
  
 иеродиакон
  
   Анастасий Печерский, священномученик   —  
12 век
  
  

 
Библиография

   1   Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне... [1910]. (Репр. изд. СПб., 1994).. С.-Петербург. Сойкин П.П.. 1994 .
  
   2   Киево-Печерская Лавра в ее прошедшем и нынешнем состоянии.. Киевская старина.. Киев. 1886 . т. 15-16..
  
   3   Титов Ф.Н.. Краткое историческое описание Киево-Печерской Лавры и других святынь и достопримечательностей города Киева.. Киев. 1911 . 156,III с., 45 л. ил..
  
   4   Шаповалова Н.С.. К 945-летию Киево-Печерской Лавры. Харьковские Епархиальные Ведомости. Харьков. 1996 . № 10 (29). с. 6..
  
  
  

Состав

   Храмы
 

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы (монастырский)

Храм во имя Всех Святых (монастырский)

Храм во имя свв. апп. первоверховных Петра и Павла (трапезный)

Храм во имя свт. Митрофана Воронежского (монастырский)

Храм во имя свт. Михаила митрополита Киевского (монастырский)

 
   Святыни
 

Мощи прп. Авраамия Печерского, Трудолюбивого (Ближние, Антониевы пещеры)

Мощи прп. Авраамия, затворника Печерского (Ближние, Антониевы пещеры)

Мощи прп. Агапита Печерского (Ближние, Антониевы пещеры)

Мощи прп. Агафона, чудотворца Печерского (Дальние, Феодосиевы пещеры)

Мощи прп. Афанасия, затворника Печерского (Ближние, Антониевы пещеры)

 
   Периодические издания
 

Свет Печерский



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–