Биография
Петр (Могила), митрополит Киевский, Галицкий, экзарх Константинопольский.
Родился в 1597 г. Воеводич молдавский. Образование получил во Львовском братском училище.
Выслушал полный курс словесных наук и богословия в Парижском университете.
Служил в польских войсках и отличился под Хотином.
Около 1624 г. поступил в Киево-Печерскую Лавру.
С 1626 г. — архимандрит Лавры.
28 апреля 1632 г. хиротонисан во Львове во епископа с возведением в сан митрополита Киевского и Галицкого.
В 1640 г. собрал собор в Киеве для опровержения сочинения Кассиана Саковича и утверждения православного исповедания веры.
Скончался 31 декабря 1646 г. (в ночь на 1647 г.).
Согласно завещанию, погребен в склепе Великой Церкви Киево-Печерской Лавры, в средней части храма.
Петр Могила происходил из знатного молдавского рода, славившегося ревностью к православной вере. Его могло ожидать блестящее будущее, но он оставил все и пришел в Лавру, чтобы разделить судьбу гонимых польской властью православных иноков. Надо сказать, что несмотря на гонения, а, может быть, как раз благодаря воодушевлению, часто возникающему вследствие гонений, в Лавре в то время собралось много высокообразованных иноков, поставивших своей целью поддержание православия. Среди них были святогорские иноки: Киприан, получивший образование в Венеции и Падуе; Иосиф, протосингелл Александрийского патриарха, виленский проповедник лаврентий Зизаний Тустановский и другие.
Одни из них занимались переводами святоотеческих книг, другие писали труды в защиту православия. В лаврской типографии печатались книги для церквей и училищ.
В такой среде молодой инок Петр довершил в православном духе свое образование, начатое за границей. Воодушевленный их примером, с благословения митр. Иова (Борецкого) и архимандрита Лавры Захарии (Копыстенского), он на свои средства отправил за границу несколько способных молодых людей для усовершенствования в науках.
В 1626 г., после смерти архим. Захарии, по настоянию ученых монахов, 30-летний Петр был избран архимандритом Лавры. Этого звания он не сложил и будучи митрополитом и всегда усиленно заботился о ней (Лавре). Его попечением была обновлена церковь Успения Божией Матери, украшены святые пещеры, возвращен под управление Лавры древний Пустынно-Николаевский монастырь; он же основал Голосеевскую пустынь и на свой счет устроил богадельню.
Много сил положил он и на основание высшего духовного училища в Киеве, необходимого для защиты православия от униатов, получавших высшее образование в Риме и в своих коллегиях.
Архим. Петр дождался возвращения посланных за границу юношей и поставил их учителями, взял ученых из Львовского братства, организовал в Лавре первое общежитие для бедных учеников, дав для содержания училища несколько деревень из своего имения и волостей лаврских. Вскоре по просьбе духовенства и народа он объединил новое училище с Братским, воспитанники которого уже были готовы к получению высшего образования. Необходимость и своевременность создания этого училища подчеркивает тот факт, что это дело благословил патриарх Константинопольский Кирилл Лукарь, митрополит Киевский Исаия, письменно одобрили православные епископы и знатнейшее духовенство и братство лаврское. Один из братии подписался так: "Антоний Мужиловский, иеромонах и старец монастыря Печерского, в том кровь свою пролить готов".
В 1632 г. архимандрит Петр Могила был депутатом на сейме, избравшим нового короля польского Владислава IV. В это время усиленными стараниями Могилы и других православных депутатов, в первый раз после основания унии, было торжественно признано существование православной митрополии в Киеве и четырех епархий. Митрополитом Киевским был избран Петр Могила. Это избрание дало повод для упреков Петру в неблагодарности к своему благодетелю митрополиту Исаии, который был еще жив. Но Петр понимал, что борьба с униатами еще только разгорается, что дряхлый митр. Исаия не сможет вести ее достаточно энергично; он сам поставил это на вид православным членам сейма и без колебаний принял избрание, а затем и хиротонию.
Борьба, которую он предвидел, разгорелась тут же на сейме. Новый митрополит начал ходатайствовать о преобразовании Братско-Богоявленской школы в академию. Католическое и униатское духовенство и некоторые из знатнейших членов сейма решительно воспротивились этому. Но король не решился восстанавливать против себя православных и, по неотступному ходатайству Петра Могилы, дал ему желаемую привилегию. Только вместо академии училище было названо коллегий с пространным курсом богословия и философии. Митрополит не счел нужным гнаться за названием, когда дело было сделано. После этого он завел еще низшее училище в Виннице.
Пользуясь возможностями, которые дал ему сан митрополита, Петр Могила восстановил разрушенные во времена унии и запустевшие древние святыни — Софийский собор, храм Спаса на Берестове, Выдубицкий монастырь и Десятинную церковь, под развалинами которой обрели мощи св. кн. Владимира.
Большое внимание обратил он и на издание церковных книг, причем требовал, чтобы никакие книги не печатались без сличения их с греческими подлинниками. При нем были пересмотрены и подготовлены к изданию Служебник, Цветная Триодь и Требник с важными наставлениями для священнослужителей о совершении семи таинств. При нем был составлен Патерик Печерский и введен обычай совершения пассий.
Особенного труда потребовало обличение сочинения отступника от православия Кирилла Саковича, который издал книгу, полную клеветы на православие и обвинил православие в усвоении реформаторских мнений. Митр. Петр написал опровержение на нее, в 1640 г. собрал собор. Записанные определения собора, осуждающие ошибочное учение как католиков, так и реформаторов, получили название "Изложение веры Руссов".
В мае 1643 г. это изложение было одобрено всеми восточными патриархами.
Митр. Петр Могила скончался не дожив до 50 лет. Перед смертью он завещал Киевской коллегии свою библиотеку, приобретенную для нее недвижимую собственность и значительную сумму денег, а наставников ее обязывал, чтобы они жили по его правилам и каждый Четверг совершали о нем поминовение.
Много завещал он Лавре и другим монастырям и церквам, воздвигнутым им из развалин. Он вполне мог сказать? "все, что имел я, посвятил вместе с собой на хвалу и служение Богу".
Жизнь он вел строго аскетическую.
"Имя его одно из лучших украшений церковной истории, — говорит преосвящ. Макарий, — он превосходил всех современных ему иерархов не только малорусской, великорусской, но и восточной церкви своим просвещением и своими подвигами в пользу просвещения и Церкви".
Но существует и совершенно противоположное мнение о нем. Вот отзыв архиеп. Филарета Гумилевского: "Признаюсь искренно, что Могила мне очень не нравится по образу мыслей и некоторых дел, да и нет почти ничего у него собственного, а все, что названо его именем, принадлежит не ему. Потому мне очень не хотелось бы, чтобы дано было ему почетное место между учителями и просветителями Церкви. Папистический энтузиазм или фантазия не дают права на такое звание". + 1647.
Труды:
Поучение о кресте Господа нашего Иисуса Христа и каждого христианина. Киев, 1632.
Слово на брак Януша Радзивилла. Киев, 1645.
Духовное завещание (Киев. пам., с. 149-181).
Обет об устроении школ (Там же, с. 149-181).
Грамота бельским гражданам с благословением на учреждение братства и школы (Акты зап. России, т. 5, № 9).
Грамота Львовскому братству 1640 г.
Анфология или молитвы и поучения душеполезные. Киев, 1636.
Камень на сокрашение оболгания Кассиана Саковича (сочинение против унии). Киев, 1644.
Записки о событиях южного края (Киев. еп. вед. 1861-1862).
Православное исповедание веры. М., 1696.
Поторжинский, прот. История русской церк. проповеди. Киев, 1891, с. 164.
Попов М. С., свящ. Свят. Димитрий Ростовский и его труды. СПб, 1910, с. 55.
Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 497-505.
Захарченко М. М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 56, 59, 60, 62, 100, 104, 107, 182, 200, 206, 209, 214, 248, 250, 282, 283, 286.
Едлинский М., свящ. Подвижники и страдальцы за веру прав. и землю русскую. СПб, 1899, т. II, с. 159-171.
Вербицкий В. Поездка на Валаам (Ист. вестн., 1913, март, с. 988-1015).
Сементовский Н. Киев и его святыни, 6-е изд. СПб и Киев, 1881. Киев, 1883.
Булгаков, с. 1403.
Гатцук Календарь на 1883 год, с. 134.
Ратшин, с. 123.
Строев П., с. 4.
Сергий, еп. Православие и гитлеризм. Одесса, 1946-1947, с. 110.
Денисов, с. 164, 167, 295, 307, 383, 397, 478, 717, 828.
Летопись Е. А., с. 641, 643, 647, 648, 652.
Портреты именит. мужей Рос. Церкви. М., 1843, с. 5, 6.
Обзор рус. дух. лит., с. 190-193.
Жития святых, синод. изд., сентябрь, с. 408, прим. 2.
Прав. собес., 1897, декабрь, с. 708, 1901, февраль, с. 132; июль-август, с. 33-73.
Приб. к Ц. В., 1897, № 1, с. 23.
Труды К. Д. А., 1869, июль-сентябрь, с. 439-486, 1870, июль-сентябрь, с. 110, 129, 154, 438, 542, 562, 563, 575, 1888, февраль, с. 206, 1890, ноябрь-декабрь, с. 535-557.
Душеп. размышл., 1884, с. 357-400.
Рус. инок, 1916, № 6, с. 317.
Рус. палом., 1893, № 44, с. 695.
Рус. старина, 1872, декабрь, с. 687, 1876, июнь, с. 288-289, 1888, ноябрь, с. 543, 1907, май, с. 381, 1911, июнь, с. 634.
Церк. вестн., 1891, № 41, с. 650; № 42, с. 665, 1895, № 10, с. 310.
Ж. М. П., 1950, № 7, с. 29, 1954, № 5, с. 35.
Изв. Казан. еп., 1884, № 4, с. 125.
Прав. обозрен., 1865, апрель, с. 203, 204, 1874, январь-февраль, с. 210-243; март-апрель, с. 303-326.
Рус. архив, 1895, кн. 2-я, № 7, с. 350, 352.
БЭС, т. II, с. 1802, 1803.
ЭС, т. XXIII-а (кн. 46), с. 484, 485.
Н. Д., с. 14.
|