Биография
Ювеналий (Половцев Иван Андреевич), архиепископ Виленский и Литовский.
Родился 21 октября 1826 года в гор. Ораниенбауме Петербургской губернии.
Окончил Михайловскую артиллерийскую академию и состоял на военной службе. Однако в его нежной душе таились такие нравственно-религиозные задатки, которые совершенно не гармонировали с его блестящим светским положением. Религиозный с самых юных лет, он постоянно "ходил пред Богом" и мечтал о скромной келии отшельника. Его стремлений к монашеству не могли поколебать даже насмешки его товарищей-артиллеристов, которые вышучивали его религиозность и в насмешку сулили ему белый клобук. Даже его мать (лютеранка по вероисповеданию, женщина умная и влиятельная в высшем Петербургском обществе) должна была уступить желаниям своего сына, — блестящего офицера), когда он после своей тяжелой болезни, решительно заявил о своем намерении принять монашество.
15 марта 1847 года в возрасте 21-го года он поступил послушником в Оптину пустынь.
29 апреля 1855 года пострижен в монашество.
11 июля 1857 года рукоположен во иеромонаха и 22 октября назначен вместе с иеромонахом Леонидом (Кавелином) сотрудником в Иерусалимскую миссию под начальство еп. Кирилла (Наумова).
10 октября 1861 года по возвращении в Россию возведен в сан игумена и назначен настоятелем Глинской Рождества Богородицкой пустыни Курской епархии.
8 мая 1862 года назначен настоятелем Коренной Рождества Богородицкой пустыни, а 15 августа возведен в сан архимандрита.
21 декабря 1867 года назначен наместником Александро-Киевской Лавры.
26 июня 1871 года уволен по болезни на покой в Оптину пустынь Калужской епархии.
21 мая 1884 года назначен наместником Киево-Печерской Лавры.
25 октября 1892 года хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Хиротонию совершали: митрополит Киевский Иоанникий, архп. Холмско-Варшавский Флавиан и епископы: Гурий, Герман, Антоний, Никандр и Николай.
С 3 сентября 1893 года епископ Курский и Белгородский.
7 марта 1898 года возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Литовским и Виленским.
С 1899 года — почетный член Казанской духовной академии.
Скончался 12 апреля 1904 года в г. Вильно и погребен в Свято-Духовом монастыре.
С детства отличался постоянным благочестием. Ученик Оптинского старца Макария, под руководством которого свыше десяти лет подвизался смиренномудрию и послушанию. Был связан тесными узами с игуменом Исаакием Оптинским. Имел особое расположение к старцу Агапиту, который за пять-шесть лет до возведения его во епископы в Киево-Печерской Лавре увидел его (еще архимандритом) сияющим в архиерейском саккосе и омофоре. Очевидно на Ювеналии была особая печать Божия. Много потрудился, принимая участие "в Божьем деле", по выражению старца Макария, т.е. занимался подготовительной работой к печати произведений аскетической литературы и переводом с новогреческого языка на русский книгу преп. Дамаскина.
В продолжении многолетнего служения его Церкви, он явил собой светильник, горевший ярким светом православия и благочестия, Владыку, сердце которого всегда горело любовью к Богу и ближним, особенно влекло к обездоленным, неимущим, вдовам и сиротам. Он был мудрым и заботливым (хозяином) начальником, отечески милостивым наставником и руководителем и высоким примером жизни, благоустровенной по правилам веры и благочестия христианского. Забота о просвещении юношества в духе благочестия была одной из самых дорогих и близких его сердцу забот.
Заботами архипастыря в Вильне был выстроен величественный Знаменский храм, выстроено 7 новых, отремонтировано девять и испрошено пособий на тринадцать новых храмов, что при отсутствии храмов в Литве имело огромное значение для укрепления православия.
Архиепископ Ювеналий в совершенстве владел языками французским, немецким и английским, а приняв монашество, прекрасно изучил греческий, латинский и сирийский язык.
Труды:
"Речь при наречении его во епископа". "Приб. к "ЦВ" 1892, № 44, с. 1522-1524.
"Жизнь и творения св. Петра Дамаскина".
"Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея". М. 1868.
"Монашеская жизнь по изречениям о ней св. отцов подвижников". "Истор. Вестн." 1904, май, с. 766.
"Для духовного руководства ученым инокам". (Письмо иеродиакону о. студенту К.Д. Акад.). "Русск. Инок" 1911, март, вып. 5, с. 12-13.
"Сила Божия и немощь человеческая".
Литература:
"Церк. Ведом." 1891, № 20, с. 173, 1892, № 41, с. 413, 1893, № 37, с. 289, 1896, № 19-20, с. 163, 1898, № 11, с. 53, 1900, № 6, с. 35.
"Приб. к "ЦВ" 1892, № 44, с. 1522-1524, 1905, № 1, с. 14, 1905, № 16, с. 584-586.
"Русск. Инок" 1916, № 7, с. 440, 443.
"Прав. Собес." 1900, ноябрь, с. 7, 1904, май, с. 842, 1905, июль-август, с. 9.
"ЖМП" т. II, с. 226, 227, т. VIII, с. 436, т. IX, с. 484, 505, 506.
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1904 г.", с. 52-53.
"Списки архиереев Иерархии Всерос." СПБ, 1896, № 536, с. 81.
"Церк. Вестн." 1891, № 1, с. 11.
"Мисс. Обозр." 1904, август, с. 312.
"НЭС" 1904, т. 41, с. 276.
"Истор. Вестн." 1904, январь, с. 225, 1904, май, с. 766-767, 1908, сентябрь, с. 882.
"Русск. Паломн." 1904, № 18, с. 311-312.
Булгаков, с. 1404, 1406.
БЭС т. II, стб. 1502, 1528, 2391.
Денисов, с. 66, 273.
"Мое бытие". "Воспом. архим. Евгения". СПБ, 1911, с. 128, 129, 132, 133, 456, 462, 469.
"Хроника моей жизни" 1904, т. V, с. 555, 1906, т. VI, с. 585.
Рункевич С.Г. "Александро-Невская Лавра". СПБ, 1913, с. 918, 919.
Половцев А.В. "Ювеналий архп. Литовский и Виленский".
"Страж православия в Литве". И. 1904, с. 154.
"Очерки жизни настоятеля Оптиной пустыни архим. Исаакия". "Изд. Козел. Введ. Оптин. пустыни". М. 1899, с. 44.
"На память о Высокопреосв. Ювеналии, архиепископе Литовском и Виленском". Вильно, 1904.
|