link6235 link6236 link6237 link6238 link6239 link6240 link6241 link6242 link6243 link6244 link6245 link6246 link6247 link6248 link6249 link6250 link6251 link6252 link6253 link6254 link6255 link6256 link6257 link6258 link6259 link6260 link6261 link6262 link6263 link6264 link6265 link6266 link6267 link6268 link6269 link6270 link6271 link6272 link6273 link6274 link6275 link6276 link6277 link6278 link6279 link6280 link6281 link6282 link6283 link6284 link6285 link6286 link6287 link6288 link6289 link6290 link6291 link6292 link6293 link6294 link6295 link6296 link6297 link6298 link6299 link6300 link6301 link6302 link6303 link6304 link6305 link6306 link6307 link6308 link6309 link6310 link6311 link6312 link6313 link6314 link6315 link6316 link6317 link6318 link6319 link6320 link6321 link6322 link6323 link6324 link6325 link6326 link6327 link6328 link6329 link6330 link6331 link6332 link6333 link6334 link6335 link6336 link6337 link6338 link6339 link6340 link6341 link6342 link6343 link6344 link6345 link6346 link6347 link6348 link6349 link6350 link6351 link6352 link6353 link6354 link6355 link6356 link6357 link6358 link6359 link6360 link6361 link6362 link6363 link6364 link6365 link6366 link6367 link6368 link6369 link6370 link6371 link6372 link6373 link6374 link6375 link6376 link6377 link6378 link6379

Архиереи



Антоний (Смирницкий)

  
Ф.И.О.:  Смирницкий Авраамий Гаврилович
  
Сан:  архиепископ
Место:  рождения: с. Повстино, Пырятинского уезда, Полтавской губ.
смерти: г. Воронеж
захоронения: Благовещенский собор г. Воронежа
Дата рождения:  29.10. 1773 г. 18 век
Дата пострига:  21.02. 1797 г. 18 век
Дата хиротонии:  31.01. 1826 г. 19 век
Дата смерти:  20.12. 1846 г. 19 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

Образование

Академия Киевская духовная

  —  
1796 г. 18 век  

  

Училище Киево-Подольское духовное

1783 г. 18 век    
  

 
Биография

Антоний (Смирницкий Авраамий Гаврилович), архиепископ Воронежский и Задонский.
Родился 29 октября 1773 года в с. Повстине Пырятинского уезда Полтавской губернии в благочестивой семье священника.
С самого раннего детства Авраамий воспитывался в духе благочестия, он очень любил посещать церковные службы. Однажды ночью (под новый год), догоняя отца, ушедшего в церковь, Авраамий попал в прорубь и чуть не утонул. Но Господь спас Своего избранника. В это время мимо ехали крестьяне на лошади. Лошадь, испугавшись барахтавшегося в воде мальчика, шарахнулась в сторону, благодаря этому крестьяне заметили его, вытащили из проруби и привезли к матери.
Первоначальное обучение Авраамий получил дома, первым педагогом его был родной отец.
В 1783 году Авраамий поступил в Киевское духовное училище. Хорошо подготовленный дома, он учился примерно, отличался тихим и кротким нравом, за что и получил свою фамилию "Смирницкий".
После окончания училища Авраамий поступил в Киевскую духовную академию.
В 1796 году академия была окончена и перед Авраамием встал вопрос о выборе дальнейшего пути. Он долго колебался, не решаясь принять монашество, жаль было расставаться с миром. Решение о поступлении в монашество было принято Авраамием после прочтения им книги Ефрема Сирина о страшном суде.
Подав прошение митрополиту Иерофею о пострижении его в монашество, Авраамий отказался от предложенной ему должности учителя риторики и изъявил желание поступить в Лавру в число братии. Прошение Авраамия было принято и с этого времени началось служение его в Лавре.
21 февраля 1797 года он был пострижен в монашество с именем Антония в честь преп. Антония Печерского. Через неделю инок Антоний был рукоположен во иеродиакона, а 20 ноября 1799 года — во иеромонаха.
С первых же дней иночества Антоний отдавался подвигам воздержания, молитвы и смирения. Его смирение было необычайно. "Много лет я прожил,- обыкновенно говаривал он,- а добрых дел нет". Если кто хвалил его, он всегда замечал: "Он еще не все знает мои слабости и недостатки".
Иеромонах Антоний выполнял все поручаемое при очередном богослужении в храме (пел, читал, делал проповеди), а вне храма с 1808 года заведывал лаврской типографией.
Личная жизнь иером. Антония отличалась большой строгостью в выполнении монашеских правил.
20 сентября 1814 года он был назначен начальником Ближних пещер. Посещая пещеры для наблюдения за порядком, он и сам мечтал о полном уединении, ему хотелось угодить Богу, отказавшись от всего мирского, тленного и всякой суетной славы и почести.
Антоний подал прошение о посвящении его в схиму, но в этом ему было отказано, так как другой путь был уготован ему свыше.
2 января 1815 года Антоний был назначен наместником Киево-Печерской Лавры. Он не возгордился своим новым назначением, но считал его побуждением к дальнейшему духовному совершенству. Еще больше внимания стал уделять иером. Антоний церковному богослужению, еще строже стала его монашеская жизнь. Не давал он послабления себе и в бытовых делах Лавры, являясь во всем примером для братии. Он был редким начальником для иноков, вел их просто, духовно, молясь за каждого, руководя ими по Божиему указанию, и тогда же было заметно, что Господь даровал ему дар прозорливости.
Он не оставлял без внимания и богомольцев, посещавших Лавру. До вечерни его келья была открыта для всех, и всем приходившим к нему он уделял внимание, поучая их в истинах православной веры и доброй христианской жизни.
10 июля 1817 года наместник Киево-Печерской Лавры иеромонах Антоний был возведен в сан архимандрита, в каковом звании он трудился в течение 8 лет, отличаясь необыкновенной преданностью делу, на которое себя посвятил. Особенное внимание он уделял богослужениям. Совершал их с благоговением, без излишней поспешности. Однажды Лавру посетил государь со своим хором. По желанию государя литургию служил наместник Лавры Антоний, а пели придворные певчие. После литургии государь спросил Антония, хорошо ли пели его певчие. "Скоропоспешно, — ответил Антоний, — так что я затруднялся в чтении молитв". "Люди дорожные", — оправдывался государь. "Дело Божие, — сказал набожный и прямодушный наместник, — должно делать в надлежащем порядке".
Незадолго до получения архиерейского сана Антоний получил откровение свыше. Отслужив утреню, он сидел в своей келье и читал книгу. Часов в 8 или 9 утра отворилась дверь, вошла великолепно одетая, в бриллиантах, царица и сказала ему: "О. Антоний, идите за мной". Она привезла его в церковь, они вошли, стали против аналоя, и царица приказала священнику венчать о. Антония, сама же взяла его за руку и водила вокруг аналоя. Затем они вернулись в дом наместника, где его поздравляли. Потом царица повела его в другую комнату. Там фрейлины держали большую, во всю залу, вощанку, которая была ветха и совсем худая. Царица сказала: "Видишь, что она худая, так следует тебе оную исправить заново". После того она уехала. Очнувшись, Антоний рассказал видение своему духовнику, подвижнику схимонаху Вассиану. "И он мне на оное сказал, — рассказывал Антоний, — это к тебе приходила Царица Небесная, а что повенчан ты с Нею браком, то значит — благословение на тебе Божие и будешь ты архиереем, и дана будет тебе худая епархия, которую ты должен исправить непременно, что означала большая ветхая вощанка".
Это было за полгода до назначения его во епископа.
31 января 1826 года архимандрит Антоний был хиротонисан в Лавре во епископа Воронежского. И в епископском сане он остался таким же смиренным, как и прежде. Уезжая из Киева в свою епархию, он говорил: "Не надеюсь на свои силы. Там есть два великих святителя Христовых: Митрофан и Тихон. На них я уповаю. Они меня подкрепят и помогут мне".
Новый епископ торжественно был встречен в Воронеже. При первой же его литургии паства заметила на лице своего епископа какое-то неземное сияние — знамение благодати Божией.
Воронежская епархия была тогда очень обширна, включала в себя всю Донскую область, но оказалась очень неблагоустроенной. Преосвященному Антонию пришлось там много поработать.
Первой заботой епископа Антония на новом поприще было благоустройство храмов. Так его стараниями прежде всего был капитально отремонтирован кафедральный Благовещенский собор — место покоя святителя Митрофана. Затем были отремонтированы, восстановлены и перестроены и другие храмы, а также различные церковные здания.
Много уделял внимания преосв. Антоний составу служителей храма и их благочестию.
Венцом благолепия и благоустройства храмов было самое служение епископа Антония. Сохранился ряд восторженных отзывов о торжественности и благоговейности служения преосв. Антония. Оно производило на молящихся сильное действие, так что, стоя в церкви, они невольно забывали все земное и сосредоточивались на совершении божественной службы. Действие благодати Божией при служении Антония ощущалось всеми присутствовавшими. Вот что рассказал об одной пасхальной литургии преосвященного Антония симбирский советник Н.А. Мотовилов, известный как близкий человек преп. Серафиму.
"Я с умилением и ужасом видел архипастыря окруженным светом немерцающего сияния, а когда владыка выходил из алтаря благословлять народ и произносил молитву о вышнем благословении насажденного Господнею Десницею винограда, видел пламень, выходящий из уст владыки Антония в виде огненного языка, устремляющегося на служащих и на молящихся и окутывающего каждого из них своим неизреченным светом. Прикосновения этого дивного пламени удостаивались не все. Некоторые, до которых пламень касался, светлели и начинали сиять тем же светом, что и владыка, других же этот божественный пламень обходил, и они чернели, как уголь. В числе сослужащих был один протоиерей, который весь был опоясан, как свивальниками, черными полосами. Вид его был, как зебра. Впоследствии этот протоиерей был изобличен в каких-то дурных деяниях и извергнут из сана".
Сослужащие епископу Антонию чувствовали особенное благоговение и некий священный страх.
Торжественности служения способствовал и замечательный хор кафедрального собора. Епископ Антоний был любитель хорошего церковного пения.
Ни одной службы в храме не проходило без проповеди. Часто архипастырь говорил сам или священники по его назначению. После литургии начинался прием посетителей, двери покоев епископа Антония были открыты для всех, и всех он принимал с одинаковым вниманием.
Он заботился о благоговейном воспитании своей паствы и призывал к этому всех священников.
В 1829 году преосв. Антоний предпринял первое обозрение своей епархии. Он пробыл в поездке 24 дня и при этом сам отслужил 22 литургии.
В 1831 году Воронежскую губернию постигла страшная болезнь — холера. Люди умирали сотнями, народ был в панике. В борьбу с этой болезнью мужественно вступил кроткий и слабый с виду епископ Антоний. Он сам обходил все дома и улицы, совершая крестные ходы, окропляя дома святой водой, наложил 3-дневный пост, призвал всех к покаянию. Все это укрепило в людях веру в свое спасение, и паника прекратилась.
В 1832 году совершилось открытие мощей Воронежского святителя Митрофана. Это событие явилось венцом славы праведной жизни епископа Антония.
Еще до открытия мощей свт. Митрофана многие хотели иметь изображение его, желал этого и преосв. Антоний. Он просил художника Шевцова снять копию с имевшегося старинного портрета святителя. Но ввиду большой ветхости портрета Шевцов не смог воспроизвести образ. Тогда епископ Антоний сказал ему: "Ты будешь видеть святителя наяву или во сне". На следующую же ночь Шевцову во сне явился старец, в котором он признал святителя Митрофана. Лик его так запомнился ему, что Шевцов без труда написал образ святителя.
Прежде чем получить разрешение Св. Синода на открытие мощей свт. Митрофана, епископ Антоний много ночей молился пред его могилой. Он надеялся и чувствовал, что будет благодать в Воронеже. В этой надежде укреплял его и современный ему подвижник, ныне прославленный преп. Серафим Саровский. Он поздравлял епископа Антония с открытием св. мощей угодника Божия Митрофана еще задолго до их открытия.
Поэтому, когда 7 августа 1832 года совершилось торжественное открытие мощей свт. Митрофана, радости епископа Антония и радости народной не было конца.
И еще одно радостное событие произошло в жизни Антония в этом году.
6 декабря 1832 года он был возведен в сан архиепископа.
С первых дней службы в Воронеже у преосв. Антония зародилась мысль об основании при своей кафедре нового монастыря. Эта мысль осуществилась после открытия мощей свт. Митрофана.
В честь этого угодника Божия в Воронеже 1 сентября 1836 года был открыт первоклассный монастырь.
Архиеп. Антоний тепло чтил свт. Митрофана и называл себя служкой его. При преосв. Антонии написано и житие свт. Митрофана, и акафист ему благочестивым князем С.А. Шихматовым-Ширинским (в иночестве иеромонах Аникита).
Со времени открытия мощей свт. Митрофана между архиепископом Антонием и святителем установилась духовная связь. Он являлся помощником и советником в делах преосв. Антония.
Когда архиеп. Антония стала настойчиво преследовать мысль оставить епархию, удалиться от славы и конец жизни провести в Киево-Печерской Лавре, свт. Митрофан сказал ему: "Напрасно ты так думаешь, ошибаешься ты. Епископство есть сораспятие Христу на кресте. А с креста не сходят, а возносятся и снимаются. Видит Господь труд твой и помогает тебе Своей благодатию в деле Своего Промысла о пастве и о тебе. И трудное, и непривычное дело с Его помощью ты сделаешь. Ты хочешь удалиться, уйти на покой в Киев. А когда ты там будешь оставлен только своим силам, что ты будешь делать? Немощи с тобой будут те же, а помоществующего не будет; надеешься ли ты на свои силы?"
"Да, я думал Бога ради это сделать, — тихо сказал Антоний, — лучше пещись о душе своей, нежели по неспособности своей не удовлетворять нуждам паствы моей".
"Если Бога ради думаешь делать, то передай дело свое Богу. Когда найдет Бог тебя неспособным, то Сам и повелит снять тебя со креста. И ты будешь в мире, что не своя, а Божия исполнилась с тобою воля".
С этих пор архиеп. Антоний отложил мысль о покое и предал себя воле Божией.
За период своего архипастырского служения в Воронеже преосв. Антоний снискал к себе всеобщую любовь и уважение.
Современное ему духовенство благословляло его, благоговело перед ним. Он никогда не злоупотреблял своей властью, был снисходителен к людям. Многие дела он решал, по возможности, сразу при просителях, не заводя никакой переписки. Если кто-нибудь обращался к нему с жалобой на другого, то Антоний старался поговорить с жалобщиком, а затем и с тем, на кого жаловались, так что каждый из них понимал свои ошибки и старался исправиться по отношению к другому. Так и во всех других вопросах он старался примирить людей и исправить их. Он не любил наказывать за проступки, зная, что наказание иногда не исправляет, а ожесточает человека. Главным средством архиеп. Антония было наставление, вразумление и увещевание.
Со словами вразумления преосв. Антоний при всяком удобном случае обращался к своим сотрудникам — пастырям церкви. Особенно поучал архиепископ тех, которых сам посвящал, призывая их быть примером для своих пасомых. Строго внушал он молодым, окончившим семинарию священникам, не искать преимуществ перед старшими. Его наставления приносили добрые плоды.
Не меньшую заботу проявил архиеп. Антоний и о своей пастве. Принимая всех со вниманием, он каждому мог сказать нужное слово и подать добрый совет, и все уходили от него утешенными и ободренными.
Большую любовь и милосердие проявил Воронежский архиепископ ко всем нуждающимся в помощи. Он был одним из самых деятельных членов Воронежского Попечительного комитета о бедных, часто сам от неизвестных благотворителей вносил по 300-500 рублей и призывал к пожертвованиям других.
Его покои всегда были полны бедными. К нему собирались ежедневно к обеденному времени странники, вдовы, сироты, калеки. И все получали от него какое-нибудь подаяние. Помощь архиепископа Антония нуждающимся была очень многообразна и неистощима.
Щедрые пожертвования посылал преосв. Антоний и на св. места: в Иерусалим, на Афон, на Синайскую гору.
На Афоне по его благословению и с его помощью иеромонахом Аникитой (Ширинским-Шихматовым) был основан храм во имя свт. Митрофана.
Не оставлял без внимания архиеп. Антоний и учебных заведений епархии как духовных, так и светских. Он помогал им материально. Иногда присутствовал на экзаменах, на которых, в первую очередь, обращал внимание на подготовленность воспитанников по богословским предметам.
Служение архиепископа Антония на Воронежской кафедре продолжалось в течение 20 лет. За этот продолжительный период времени он много сделал для своей епархии доброго и полезного и завоевал всеобщую любовь и уважение. Это был "муж в добродетели дивный", как говорил о нем наместник Троице-Сергиевской Лавры архимандрит Антоний. Архиепископ Антоний сиял на кафедре красотой безупречной жизни и дарами Св. Духа. Постоянно творил Иисусову молитву. Никто не видел, чтобы он когда-нибудь смеялся. Имел дар умиления и дар слез. На нем видимо почивал Дух Святый, прославивший его необыкновенными дарами благодати Божией — даром чудес, исцеления и прозрения будущего, даром проникать в глубину человеческого сердца и в сокровенные изгибы его.
Среди множества печатных сообщений об архиепископе Антонии были и такие, которые пытались опорочить его, выставить его очень хитрым, даже "замечательным по своей хитрости". Так характеризует его "Русский архив". В качестве примера там приводится эпизод, когда архиеп. Антоний просил назначить ему викария. Был назначен еп. Иринарх, которого преосв. Антоний оценил очень высоко. Благодаря за скорое исполнение его просьбы, он писал, что "присланный епископ так отличен по достоинствам своим, что приличнее мне быть у него викарием, чем ему у меня". После этого еп. Иринарх был переведен на самостоятельную кафедру, а викарием назначили бывшего ректора Воронежской семинарии.
Для беспристрастного взгляда этот случай только лишний раз подчеркивает смирение архиепископа, а "Русский архив" безапелляционно комментирует его, как факт, порочащий преосв. Антония: "Хитрый старик скоро заметил, что викарий сей скоро усилится, почему и ходатайствовал о перемене его".
Далее он рассуждает: "Преосв. Антония разумеют везде за весьма хорошего человека; надобно полагать, что он таков и есть. Впрочем, в разговорах и сношениях с ним заметна еще только ловкость, свойственная малороссиянам. Он со всеми обходителен, принимает и выслушивает людей всякого звания и состояния, помогает бедным и по наружним действиям его нельзя ни в чем опорочить".
В этих словах явно просвечивает тонкий яд, прозрачный намек на то, что все его добродетели чисто наружние, и, таким образом, "Русский архив" искусно бросает тень даже на такого святителя, против которого не нашел никаких порочащих сведений. Ясно видно, что характеристика "Русского архива" тенденциозна и неосновательна.
Свидетели, говорящие в пользу Антония, вполне безусловно авторитетны. В числе их преп. Серафим Саровский, который особенно почитал его, и лица, близкие к Дивеевской обители, после смерти преп. Серафима обращавшиеся за духовной помощью к архиеп. Антонию.
Еще при жизни о. Серафима и по его благословению ездил к архиеп. Антонию и получил исцеление от своей вторичной болезни близкий ученик о. Серафима, упомянутый выше Н.А. Мотовилов, видевший благодатный свет вокруг архиеп. Антония. Мотовилов в своих записках рассказал и другой чудесный случай, указывающий на духовное единение двух великих подвижников. "Я пробыл в Воронеже более 3-х месяцев в совершенном и полном здравии, — пишет он. — 2 января 1833 года вечером услыхал я от высокопреосвященнейшего Антония, что батюшка о. Серафим в ночь на этот день, во втором часу за полночь скончался, о чем он сам ему явясь, очевидно, возвестил. Он о нем сам в тот же день соборно отслужил панихиду. А я 4-го января выехал из Воронежа и 11-го прибыл в Саровскую пустынь через два дня после погребения о. Серафима".
Следует иметь в виду, что в то время не было не только привычных нам телеграфа и телефона, но даже и железной дороги. Мотовилов, который, несомненно, торопился, чтобы попасть к погребению о. Серафима, добрался от Воронежа до Сарова только на 8-й день, значит, и извещение о смерти старца не могло дойти в Воронеж быстрее этого. А между тем, архиеп. Антоний отслужил панихиду в самый день его смерти, соборно, в присутствии, можно думать, большого количества людей. Значит, у него не было ни малейшего сомнения в истинности полученного им особым путем известия.
Также еще при жизни о. Серафима к архиеп. Антонию приводили и известную впоследствии Дивеевскую юродивую Пелагею Ивановну. Она тогда еще только начинала свой подвиг. Родные считали ее "порченой" и в надежде на исцеление повели к мощам святителя Митрофана и к преосв. Антонию. Владыка благословил их и три часа беседовал с Пелагеей Ивановной наедине. Спутницы ее, гордившиеся тем, что могут сделать пожертвование, разобиделись, что преосвященный оказал предпочтение "дурочке", а он сказал им: "Не земного богатства ищу я, а душевного". И отпустил их с миром.
Невольно бросается в глаза, что ищущие исцеления шли в Воронеж не только к мощам святителя Митрофана, а к живому святителю Антонию. Так делали многие, в том числе и Н.А. Мотовилов, который пишет: "До сих пор... благодатию Божиею и общими молитвами великого старца Серафима и трех святителей великих: Митрофана, Тихона и Антония, пользуюсь в течение 38 лет совершенным здравием, о чем печатно свидетельствую".
Значит, слава благодатной жизни архиеп. Антония была настолько велика, что свет ее был виден даже рядом с такими великими светильниками, какими были свт. Митрофан, Тихон и преп. Серафим Саровский.
Незадолго до смерти, уже больной, архиепископ Антоний посетил Задонск, где были обретены мощи свт. Тихона. Это событие наполнило радостью сердце Антония. Перед гробом святителя он воскликнул: "Ныне отпущаеши раба Твоего, по глаголу Твоему, с миром!"
По возвращении из Задонска преосв. Антоний стал все более и более слабеть.
12 сентября 1846 года он в последний раз отслужил божественную литургию. Чувствуя общую слабость, он продолжал заниматься делами, в декабре диктовал поздравительные письма на праздник Рождества Христова.
17 декабря просил своего духовника совершить в его кабинете водоосвящение; пил св. воду и окропил ею свое лицо. Вечером того же дня он пожелал исповедываться, а 18 декабря после ранней обедни в своих покоях приобщился Св. Таин.
19 декабря архиепископ попросил отслужить в Благовещенской церкви молебен перед иконой Скорбящей Божией Матери, а сам в это время долго молился в своем кабинете. Затем сдал все дела викарию, а всю ночь провел на молитве.
Утром 20 декабря назначил соборование на 6 часов вечера, велел раздать милостыню нищим, послать к празднику денежные письма бедным.
По окончании соборования преосв. Антоний благословил всех находившихся у него, попросил у всех прощение, затем пожелал остаться один. В самые последние минуты он опять позвал всех к себе, попросил зажечь побольше свеч, сам лежал на одре, а окружающие стояли перед ним на коленях, и он возлагал на всех крестообразно руки свои, дыхание его уже прерывалось.
И в десятом часу вечера 20 декабря 1846 года, на 74 году жизни архиепископ Антоний отошел ко Господу.
Погребение его было совершено 27 декабря в Благовещенском соборе, рядом с могилой свт. Митрофана.
И при жизни, и по кончине своей преосв. Антоний не раз являлся разным людям в сонном видении, то утешая, то предостерегая, а иногда и наказывая. Иногда являлся не один, а со святителями Митрофаном и Тихоном.
Архимандрит (впоследствии митрополит) Серафим Чичагов в своей "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря" приводит некоторые данные об архиеп. Антонии, именно как о человеке, которого особенно уважал преп. Серафим, и при этом делает следующий вывод: "В счастливые первые 30 лет XIX столетия в России еще были светильники и великие рабы Божии, которые, может быть, своими молитвами и спасали отечество в тяжелые годины нашествия двунадесяти язык и западных влияний. К ним должен быть причислен и преосв. Антоний".
Народ еще при жизни архиеп. Антония считал его святым. Могила его до нашего времени привлекала богомольцев, которые служили на ней панихиды и по милости Божией и по вере своей получали исцеление, особенно от зубной боли.
По словам митрополита Мануила, на Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. было принято решение о канонизации архиепископа Антония.
В ходе проведения Дней славянской письменности и культуры 26 мая 2003 г., по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II митрополит Астанайский и Алма-Атинский Мефодий совершил причисление к лику святых Воронежской епархии святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского. Честные останки святителя Антония, архиепископа Воронежского и Задонского, предположительно находящиеся под спудом в архиерейском некрополе Воронежского Алексиево-Акатова монастыря отныне будут именоваться святыми мощами.
Память святителю Антонию Воронежскому в Воронежской епархии определено праздновать в день его кончины — 20 декабря (2 января), в день прославления 10 мая (23 мая) и в день празднования Собора Воронежских святых 4 сентября (17 сентября); имя святителя Антония включить в Собор Воронежских святых.

Труды:
Проповеди. // Христианское чтение. 1837. апр.; 1848. янв.
Слова на память святителя Митрофана. СПб., 1848.
Письмо о посещении Александра I Киевской Лавры. // Чтения в обществе истории и древностей. 1862. с. 189-190.
8 слов Антония. // Жизнь преосв. Антония архиеп. Воронежского и Задонского. СПб., 1852.
Духовное завещание.

Литература:
Севостьянов Н.М. Жизнь преосв. Антония архиеп. Воронежского и Задонского. СПб., 1852; Воронеж, 1914.
Кременецкий А., свящ. Антоний (Смирницкий) архиеп. Воронежский. Воронеж, 1906.
Аскоченский В. Киев. т. II. с. 362-384.
Порфирий (Григорьев), монах. Письма затворника Георгия. СПб., 1894. с. 90-96.
Александр, архим. Высокопреосв. Антоний (Смирницкий) архиеп. Воронежский. Воронеж, 1915.
Поселянин Е. Русские подвижники 19 века. 1-е изд. СПб., 1900. с. 46-48; 3-е изд. доп. 1910.
Поселянин Е. На молитве. СПб., 1916. с. 471.
Некрасов М.И., прот. Жизнеописание архиеп. Антония Воронежского. Воронеж, 1890.
Нилус Сергей. Служка Божией Матери и Серафимов. М., 1904. с. 79-82, 102, 103.
Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. 2-е изд. СПб., 1903. с. 302-305, 470-472, 480-481, 513, 704, 801.
Венгеров. т. I. с. 647.
Геннади Г. Словарь. с. 36.
Леонид, архиеп. Записки. М., 1907. с. 68, 69.
Строев. стб. 839.
Булгаков. с. 1398.
Толстой Ю. № 251.
Обзор русской духовной литературы. с. 463.
Записки игум. Евгении Озеровой. с. 64-65.
Письма митр. Филарета к С.Д. Нечаеву. с. 77, прим. 2.
Рескрипты высочайших особ Антонию. // Русский архив. 1897.
Юбилейный сборник. с. 19-54, 59, 60.
Русский инок. 1910. № 14. с. 55-63.
Православный собеседник. 1899. июнь. с. 753.
-"- -"- 1905. май. с. 98.
Душеполезное чтение. 1895. ч. III. с. 120, 369.
-"- -"- 1897. ч. II. с. 532-536.
Русская старина. 1882. янв. с. 97, 100, 106.
-"- -"- 1885. окт. с. 160 п/с. 1.
Русский архив. 1895. кн. 1. № 2. с. 194-196; кн. 1. № 4. с. 483; кн. 3. № 11. с. 396.
-"- -"- 1899. кн. 2. № 6. с. 207.
ЖМП. 1945. № 12. с. 45.
ЖМП. (ЖПБ ?) т. II, доп. с. 574-575.
-"- 1907. т. III. с. 215, 216, 219, 222, 359; т. V. с. 105, 192, 194, 296, 297; т. Х. с. 324; т. ХII. с. 490-526, 566, 710-715, 762-763.
Московские церковные ведомости. 1907. № 4. с. 104-105.
БЭЛ. т. I. с. 885-887; т. III. с. 844.
БЭС. т. I. с. 193, 552.
РБС. т. II. с. 225.
Н.Д. с. 61.

 
Должности и места служения

наместник
Лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы Киево-Печерская

02.01. 1815 г. 19 век   —  
31.01. 1826 г. 19 век
  
  

 
Библиография

   1   Мануил (Лемешевский), митр., Иоанн (Снычев), еп.. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно). (Машинопись).. Куйбышев. 1971 . 5 ч..
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–