Биография
Иоанникий (Руднев), митрополит Киевский и Галицкий.
Родился 29 февраля 1826 г. в семье диакона Тульской губернии с. Вышнего Суворчего.
Обучался в Тульской духовной семинарии.
В 1849 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия и оставлен в академии бакалавром.
11 октября 1849 г. пострижен в монашество.
В сентябре 1849 г. назначен преподавателем Священного Писания в Киевской Духовной Академии.
6 ноября рукоположен во иеродиакона и 7 ноября — во иеромонаха.
21 декабря 1854 г. возведен в сан архимандрита.
С 1856 г. — инспектор Киевской духовной академии.
С 6 октября 1858 г. — ректор Киевской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря, а в 1859 году — ректор академии.
С 6 октября 1860 г. — ректор СПБ духовной академии.
12 июня 1861 г. хиротонисан во епископа Выборгского, викария С.-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора.
С 12 января 1864 г. — епископ Саратовский и Царицынский.
С 13 июля 1873 г. — епископ Нижегородский и Арзамасский.
14 февраля 1877 г. возведен в сан архиепископа.
С 8 декабря 1877 г. — архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии.
С 1881 года член Свят. Правит. Синода и почетный член Казанской духовной академии.
С 27 июня 1882 г. — митрополит Московский и Коломенский.
С 17 ноября 1891 г. — митрополит Киевский и Галицкий.
С 31 января 1892 г. почетный член Московской духовной академии.
14 мая 1896 г. награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре.
С 25 декабря 1898 г. был первенствующим членом Св. Синода. Скончался 7 июня 1900 г. в Голосеевской обители.
Погребен в Кресто-Воздвиженской церкви Киево-Печерской Лавры, на Ближних Пещерах, рядом с митрополитом Арсением (Москвиным).
.....известны его постническое воздержание, его удивительно широкая благотворительность, истинно-христианская скромность жизни, справедливость, простота и прямота в обращении и, наконец, молитвенное настроение духа, доходящее на общественных богослужениях до высокого вдохновения. В общественном служении он счастливо сочетал в себе зрелость и ясность понимания с выдающимися способностями к широкому почину и многосторонней практической деятельности. Во всякое дело, ему вверяемое, он умел вносить редкую ясность понимания, неистощимую энергию, внимательность и трудолюбие. На ученой кафедре он был даровитым профессором, в должностях педагога-начальника примерным руководителем-воспитателем, — в епархиальном управлении всюду заводил образцовый порядок, устанавливал правильное течение дел и вызывал к жизни многочисленные просветительные и благотворительные учреждения.
Укажем главнейшие проявления архипастырской заботливости митрополита Иоанникия о благе Церкви и подведомого ему духовенства:
В Саратовской епархии он обратил внимание на недостаточность средств в борьбе с расколом и основал с этой целью “Братство Святого Креста”. Он же был первым и главным жертвователем в пользу братства. Братство высылало в епархию своих миссионеров, которыми впоследствии были по большей части лица, обратившиеся из раскола. “Братство Святого Креста” было первым обществом, основанным для борьбы с расколом. По его образцу стали затем возникать и другие с той же целью. По инициативе митрополита Иоанникия, при братстве образовалась богатое собрание старопечатных книг, часто посещаемое даже самими раскольниками. При этом же братстве открыты были публичные собеседования с раскольниками, в которых Преосвященный Иоанникий принимал непосредственное участие. Для содействия братству в борьбе с расколом, учение о расколе в духовной семинарии было выделено им в самостоятельную кафедру. Изучение раскола велось, главным образом, по старопечатным книгам, причем ученикам семинарии вменено было в обязанность по очереди являться на публичные собеседования и составлять о них отчеты, разбираемые затем на уроках. При том же братстве впоследствии возникли: бесплатная столовая для бедных, помещающаяся под братской библиотекой, ремесленная школа, или учебно-заработный дом для бедных детей, и духовно-просветительный союз. Последний, в дополнение к полемическим задачам братства — борьбе с расколом, поставил своею целью распространение духовного просвещения, особенно в низших классах населения, путем религиозно-нравственных чтений и распространения душеполезных книг. Впоследствии духовно-просветительный союз открыл филиальные отделения не только в городах, но и во многих селах Саратовской епархии.
Благодаря митрополиту Иоанникию, Саратовская епархия одна из первых завела у себя училище для девиц духовного звания. Доброе дело началось добровольной подпиской, давшей сумму в несколько сот рублей. Остальная сумма была взята из местных епархиальных средств. На эти средства было куплено для училища особое помещение. Плата за содержание и обучение в этом училище была назначена настолько умеренная, что в училище стали поступать даже дочери псаломщиков. Кроме того, оказалось возможным давать бедным девицам по окончании курса пособие на первоначальное обзаведение, или оставлять их до приискания места в различных должностях при училище. Устройством женского епархиального училища он пришел навстречу насущной потребности Саратовского, особенно сельского духовенства, нуждавшегося в дешевых средствах образования своих дочерей. При отсутствии этих средств, девицы духовного звания часто оставались без всякого образования и нередко по той же причине без куска насущного хлеба. При Саратовском женском училище по его почину в скором времени образован был приют для малолетних бедных детей духовенства, которые по своему возрасту нуждаются в уходе, а по своему сиротству в крове отеческом. По мысли основателя этот приют стал не только убежищем от бедности, но вместе и воспитательным учреждением, и как бы ступенью к дальнейшему образованию. Несколько лет спустя, та же отеческая рука открыла при училище-приюте отделение для престарелых священно- и церковно-служителей, куда могли поступать лица, послужившие церкви и требующие по своим немощам посторонней помощи.
Главный источник епархиальных средств, необходимых на содержание помянутых благотворительных и просветительных учреждений, митрополит Иоанникий нашел в доходах свечного епархиального завода. Как основание епархиального завода, первого по времени в России, так и прочная постановка его операций принадлежали исключительно его стараниям и энергии.
В Нижегородской епархии по образцу Саратовского братства было основано митрополитом Иоанникием в тех же целях и такое же братство Святого Креста. Затем, его же заботами и щедротами приведено в лучшее состояние местное епархиальное училище для девиц духовного звания, и при училище положено основание для детского епархиального приюта, в котором еще при его жизни нашли себе теплое и надежное убежище до сорока детей. Вслед за учреждением приюта, ввиду беспомощного состояния тех детей, которые по болезни или неспособности к учению, обречены на безвыходное положение, той же отеческой заботливостью учреждена была митрополитом Иоанникием при Оранском монастыре ремесленная школа на сорок мальчиков. Школа напоминает собой такую же школу или учебно-заработный дом в Саратове. Особенную же заслугу для Нижегородской епархии составляло учрежденное им при Нижегородской семинарии, первое в России, общежитие для своекоштных воспитанников. В то время в Нижегородской семинарии было 288 учеников, из которых 108 содержалось на казенный счет, один на стипендию и 29 жили у родителей или родственников. Всех остальных воспитанников, а числе 151, приняло под свой кров семинарское общежитие.
Для общежития было построено великолепное здание в нескольких шагах от семинарии. Устройством семинарского общежития решались два крупнейших вопроса из быта Нижегородского духовенства — первый о практических способах обеспечения духовенства и второй — о лучших условиях образования духовного юношества. С учреждением семинарского общежития средства, тратившиеся раньше бедным духовенством на квартирное содержание своих детей, естественно пошли на семейные нужды и потребности, а с другой стороны открылась возможность получать образование тем из детей духовенства, которые до этого времени по бедности совсем не имели этой возможности, и вообще значительно улучшилась та обстановка, те материальные и моральные условия, среди которых приходилось жить большинству учащегося духовного юношества. Митрополит Иоанникий знал об этих условиях по личному горькому опыту, собственно и натолкнувшему его на давнишнюю и заветную мечту об училищных бесплатных или льготных общежитиях. В своей речи по случаю открытия при Нижегородской семинарии общежития он, между прочим, говорил: “Кому неизвестно необеспеченное состояние духовенства и скудость получаемых им средств для своего содержания. Но иное дело знать о скудости и бедности по слуху, иное самому на себе испытать их со всеми их тяжелыми последствиями. Мне судил Господь последнее. Не роскошной и не богатой обстановкой окружено было мое детство; много нужды и лишений испытал я в период своего воспитания. По собственному опыту известна мне вся привлекательность так называемой квартирной жизни воспитанников духовно-учебных заведений. Видел я, как многие способные и даровитые воспитанники гибли нравственно среди той неприглядной обстановки, в которой они жили в период своего воспитания.
Знал я немало из своих сверстников, которые единственно по недостатку каких бы то ни было, даже самых скудных, средств к своему содержанию, принуждены были прекращать свое образование, одни не докончив его, другие — дошедши до половины пути, а иные и едва начав. Было время, когда мне самому угрожала та же опасность. Она, конечно, и постигла бы меня, если бы благопопечительное начальство, может быть даже с отступлением от правды, не оказало мне помощи”. Все эти грустные явления, повторяющиеся ежегодно по два раза, глубоко падали на впечатлительную душу, и вот в голове, почти детской, в то время в первый раз возникает мысль о том, отчего бы не устроить дело так, чтобы все способные и желающие учиться могли беспрепятственно, не стесняемые материальными нуждами, получать образование.
Юношеские его мечты не заглохли среди других интересов, и после целых лет настойчивого труда воплотились в живом, созданном отеческой, твердой и умелой рукой, деле. — Главные средства на устройство и упрочение этого дела, как равно и других благотворительных и просветительных учреждений Нижегородской епархии, митрополит Иоанникий нашел опять в свечном епархиальном заводе, поставленном его творческим умением и энергией в наилучшие условия доходности. Другой источник епархиальных средств состоял, как и в Саратове, из добровольных пожертвований и, прежде всего, самого преосвященного.
Митрополит Иоанникий оставил многие памятники своей архипастырской заботливости и о нуждах Грузинской Церкви. В заботах о поддержании православия и насаждении духовного просвещения своей новой паствы, он положил здесь начало воскресным публичным собеседованиям о предметах веры, причем нередко принимал в них личное участие. Его заботливостью и энергией преобразован епархиальный свечный завод, начавший приносить более значительные, чем раньше, доходы, целесообразно распределяемые на нужды духовно-учебных заведений. Затем его же усердными стараниями было открыто и благоустроено женское епархиальное училище с приютом для малолетних сирот духовенства.
Устройством училища митрополит Иоанникий удовлетворил настоятельной потребности духовенства Грузинской Церкви в женском образовании. До того времени трудно было встретить во всей Грузии трех или четырех священников, имеющих образованную жену.
Не забыта была попечительным Экзархом Грузии и Тифлисская духовная семинария. По его почину было увеличено содержание воспитанников семинарии. Вообще же, насколько живо и отечески любвеобильно было участие митрополита Иоанникия к судьбам Грузинской Церкви, можно судить по тому, что почти все свое жалование за четыре с половиной года служения в экзархате (28.000 рублей) он пожертвовал на нужды духовного образования.
За Высокопреосвященным Иоанникием навеки упрочено имя отца-архипастыря, мужа силы духовной, великого милостивца и благодетеля. Такие же заботы о нуждах паствы и Церкви проявил он и в Московской и Киевской епархиях.
В литературе Высокопреосвященный Иоанникий известен многочисленными проповедями и небольшими религиозно-нравственными рассуждениями, которые печатались преимущественно в “Воскресном Чтении”. Все они собраны и напечатаны в книге — “Юбилейном Сборнике” (Речи, слова, беседы и назидательные статьи). СПБ, 1899 г.
Был образ верным словом, всегда кратким и неподкупным, прямым и властным, но исполненным силы и доброжелательства; житием — строго иноческим, смиренным, всегда и во всем скромным; любовию — сердечною, отеческою, ничего себе не ищущей, но всегда жертвовавшей для облегчения нужды, скорби и горя...
Мудрый и твердый администратор во всем и на всех ступенях своего служения Церкви и отечеству ставил во главу своего управления строгую законность, неподкупную правду, высокое беспристрастие и справедливость, чуждые человекоугодия и подобострастия.
Привлекал и подготовлял к Миссионерской деятельности молодых священников, выдающихся строгостью жизни и способностями.
Просвещенный покровитель и горячий поборник света богословской науки и литературы.
Основатель трех духовных журналов: “Руководство для сельских пастырей, “Труды Киевской Академии” и “Миссионерское обозрение”.
В истории внутренней миссии имя его будет стоять наравне с именами приснопамятных иерархов — Миссионеров Платона, Филарета и др.
Труды:
Речь, сказанная при вручении жезла Преосвященному Амфилохию, епископу Угличскому, вик. Ярославской епархии. “Приб. к “ЦВ” 1888, № 19, с. 507.
Приветственная речь в Успенском соборе. “Приб. к “ЦВ” 1888, № 44, с. 1203.
Речь к новорукоположенному епископу Виссариону 30 июля 1889 года. “Приб. к “ЦВ” 1889, № 33, с. 965.
Речь при освящении нового помещения для Перевинского духовного училища. “Приб. к “ЦВ” 1890, № 42, с. 1399.
Речь при хиротонии епископа Димитрия Самбикина. “Моск. Еп. Вед.” 1887, № 3.
Речь при вручении жезла новопоставленному епископу Александру. “Прав. Собес.” 1885, июль, с. 563.
Юбилейный сборник: Речи, слова, беседы и назидательные статьи. СПб., 1899.
Речь при вручении посоха новопоставленному епископу Можайскому Мисаилу 20 февраля 1883 года. “Прав. Обозрен.” 1883, февраль, с. 463.
Речь при открытии общежития при Московской духовной семинарии. “Прав. Обозрен.” 1885, октябрь, с. 375.
Речь, сказанная новопоставленному епископу Геннадию Сухумскому. “Прав. Обозрен.” 1887, январь, с. 3.
Речь при вручении посоха Преосвященному Амфилохию, епископу Угличскому. “Прав. Обозрен.” 1888, май-июнь, с. 485.
Речь при освящении нового дома общежития в Перервинском духовном училище. “Прав. Обозрен.” 1890, сентябрь, с. 206.
“Пять слов о покаянии”. СПБ, 1899.
“Для нового года верным чадам Церкви архипастырское наставление о том, чем и как каждый православный христианин должен служить святому делу вразумления заблудших братий”. СПБ.
Речь при вручении жезла новохиротонисанному епископу Чигиринскому Димитрию 28 июня 1898 года. “Труды К.Д.А.” 1898, июль, с. 111.
Слово в великий пяток. М., 1890.
Речь при прощании с московской паствою 8 дек. 1891 г. в кафедральном Христа Спасителя соборе. М., 1891.
Слово при вступлении в управление киевской паствою и Киево-Печерскою Успенскою лаврою. Киев, 1891.
Поучения, речи и внебогослужебные чтения. Киев, 1903.
Литература:
“Церк. Вед.” 1891, № 47, с. 357, 1896, № 19-20, с. 158, 1897, № 46, с. 413, 1899, № 1, с. 13.
“Приб. к “ЦВ” 1891, № 49, с. 1750, № 50, с. 1793, № 51, с. 1839, № 52, с. 1896, 1894, № 10, с. 337, 1899, № 44, с. 1795, № 46, с. 1883, 1900, № 24, с. 941, 1903, № 38, с. 1463, № 45, с. 1742-1744.
“Церк. Вестн.” 1891, № 8, с. 113, № 21, с. 333, № 29, с. 459, № 32, с. 511, № 45, с. 714, с. 762, № 51-52, с. 805, 817, 1895, № 19, с. 593.
“Изв. Каз. Еп.” 1878, № 2, с. 33, № 8, с. 199, 1882, № 21, с. 561, № 15, с. 385, № 16, с. 409-410, 1885, № 31, с. 779, 1886, № 12, с. 289-290, 1889, № 21, с. 972-973, № 22, с. 978, № 23, с. 1033-1041.
“Самар. Еп. Вед.” 1868, № 7, с. 151, 1874, № 18, с. 432.
“Труды К.Д.А.” 1870, сентябрь, с. 4, 33, 35, апрель-июнь, с. 6, 1874, март, с. 104, апрель, с. 183-184, 1882, сентябрь, с. 208-209, 1888, сентябрь, с. 123, октябрь, с. 341, 1890, август, с. 614-615, 1910, июль, с. 311-351.
“Русск. Архив” 1895, кн. 2-я, № 5, с. 5, 77, 1899, кн. 1-я, № 4, с. 661, 668-669, кн. 2-я, № 8, с. 520, 1903, ен. 2-я, № 8, с. 594, 1910, кн. 1-я, № 1, с. 102, 103, 104, 107, 110, 111, 1916, кн. 1-я, с. 133, 151.
“Красн. Архив” 1930, т. 40, с. 120.
“Русск. Стар.” 1880, март, с. 716, апрель, с. 292.
“Прав. Собес.” 1870, декабрь, с. 49, 1897, декабрь, с. 4, 1898, май, с. 516, 1899, январь, с. 4, 1900, январь, с. 101, 1902, декабрь, с. 762.
“Истор. Вестн.” 1883, февраль, с. 475, 1896, апрель, с. 157, 178, 180, 1900, июль, с. 368-369, 1913, апрель, с. 97.
“Прав. Обозрен.” 1884, февраль, с. 396, 1886, май-июнь, с. 402, июль, с. 606.
“Мисс. Обозрен.” 1899, январь, с. 129, 130, февраль, с. 221, ноябрь, с. 10, 1901, январь, с. 145.
“Богосл. Вестн.” 1915, X-XI-XII, с. 880.
“Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1894 г., с. 6-7, 1900 г., с. 4-5.
“Списки архиереев Иерархии Всерос.” СПБ, 1896 г., № 370, с. 50.
Юбилейный сборник. М., 1914, с. 633, 634, 657, 743, 746.
Родосский А. “Словарь воспитан. СПБ Дух. Акад., с. 17.
Титов Ф. свящ. “Высокопреосвященный Иоанникий митрополит Киевский и Галицкий”. Киев, 1899.
“50-летний юбилей священнослужения Иоанникия митрополита Киевского и Галицкого”. 1849-7.XI.1899 гг. “Труды К.Д.А.” 1900, № 1-2.
“Иоанникий, митрополит Киевский и Галицкий”. Последние дни жизни, кончина и погребение. Киев, 1900.
Некрологи:
“Новое время” 1900, № 8720.
“Новости” 1900, № 157.
“Русск. Ведом.” 1900, № 159.
“Одесск. Листок” 1900, № 147-148.
“Моск. Вед.” 1900, № 157, 160.
“СПБ Ведомости” 1900, № 154.
Денисов, с. 300.
Булгаков, с. 1399, 1403, 1405, 1406, 1412.
Толстой, с. 47, 370.
БЭС т. I, стб. 686, 1082, 1083, т. II, стб. 1330, 1602, 1634, 2004.
БЭЛ т. IV, стб. 730, т. VI, стб. 771-784, т. X, стб. 611.
НЭС т. XX, стб. 89 и доп. т. 1а, с. 851.
Исправления и дополнения А.А.
K. Chr. Felmy, Predigt im orthodoxen Ru?land. Gottingen 1972, S. 116.
Igor Smolitsh 311, 408, 414, 417, 652, 677.
Иоанникий, митр. Киевский. Киев, 1899.
Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков… Загорск, 1961. Ч. 1.
|