link12728 link12729 link12730 link12731 link12732 link12733 link12734 link12735 link12736 link12737 link12738 link12739 link12740 link12741 link12742 link12743 link12744 link12745 link12746 link12747 link12748 link12749 link12750 link12751 link12752 link12753 link12754 link12755 link12756 link12757 link12758 link12759 link12760 link12761 link12762 link12763 link12764 link12765 link12766 link12767 link12768 link12769 link12770 link12771 link12772 link12773 link12774 link12775 link12776 link12777 link12778 link12779 link12780 link12781 link12782 link12783 link12784 link12785 link12786 link12787 link12788 link12789 link12790 link12791 link12792 link12793 link12794 link12795 link12796 link12797 link12798 link12799 link12800 link12801 link12802 link12803 link12804 link12805 link12806 link12807 link12808 link12809 link12810 link12811 link12812 link12813 link12814 link12815 link12816 link12817 link12818 link12819 link12820 link12821 link12822 link12823 link12824 link12825 link12826 link12827 link12828 link12829 link12830 link12831 link12832 link12833 link12834 link12835 link12836 link12837 link12838 link12839 link12840 link12841 link12842 link12843 link12844 link12845 link12846 link12847 link12848 link12849 link12850 link12851 link12852 link12853 link12854 link12855 link12856 link12857 link12858 link12859 link12860 link12861 link12862 link12863 link12864 link12865 link12866 link12867 link12868 link12869 link12870 link12871 link12872 link12873 link12874 link12875

Архиереи



Иоанн II

  
  
Сан:  митрополит

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Иоанн II, митрополит Киевский и всея Руси.
По происхождению грек (по другим предположениям болгарин).
С 1077 г. (по другим источникам — с 1080 г.) — митрополит Киевский.
В сан митрополита возведен патриархом Николаем (Грамматиком).
Глубокое и всеобщее уважение заслужил свят. Иоанн в Киеве. Замечательный отзыв о нем дал известный русский летописец преп. Нестор. Он, восхищенный высокими качествами митр. Иоанна, говорит, что "подобного ему еще не было на Руси, да и не будет, это муж сведущий в книгах, искусный в учении, милостивый к убогим и вдовицам, ласковый ко всякому, богатому и бедному, смиренный и кроткий любитель молчания, владевший даром слова и утешавший святыми беседами печальных".
В этой краткой характеристике перед нами встает замечательный облик святители. Проследим эти характерные черты св. Иоанна на примерах из жизни его.
Искусный в книгах и учении, т. е. он был муж, по апостолу, учителен. Он хорошо знал Св. Писание и каноны св. Церкви. В учительстве своем св. Иоанн следовало всецело учению св. Церкви, наставлял паству свою православным догматам и истинному благочестию. Причем характер его учительства отличался особою мягкостью, смиренным тоном и убедительностью. Таково послание его к папе Клименту III.
Важное значение в характере св. Иоанна занимает его милосердие в отношении к убогим и вдовицам. Оно выражалось в сочувствии бедствующим и нуждавшимся.
Кроме названных выше качеств святителя его отличали и другие не менее важные: рассудительность в надзоре за пастырями, архипастырями и паствою, которая выражалась в усердном хранении нравственности, в соблюдении церковных канонов; ревность с отсечением человекоугодия пред сильными мира сего; благоговение в отношении к святыням церковным.
Таким образом, св. Иоанн был истинным пастырем своего словесного стада. Его даже называли "пророком Христовым".
Впервые на Руси митр. Иоанн стал носить белый клобук, потому, что, как полагают историографы, святитель среди митрополитов домонгольского периода представлял собою явление выдающееся и даже исключительное.
Из деятельности его по епархии известно лишь то, что в 1086 г. он основал храм ап. Андрея в Андреевском монастыре; в 1087 г. торжественно предал погребению тело убитого кн. Ярополка и освящал храм архангела Михаила в Выдубицком монастыре; 14 августа 1089 г. освящал чудную, великую церковь Печерскую.
31 августа 1089 г. св. Иоанн скончался.
Память его совершается 31 августа и 25 октября.

Труды:
Послание к папе Клименту или послание к архиепископу Римскому об опресноцех.
Церковное правило или Послание к черноризцу Иоакову.

Литература:
Сементовский Н. Киев, его святыни, древн. и достопам. Киев и СПб, 1881, с. 28.
Захарченко М. М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 134.
Филарет И. Р. Ц., ч. I, с. 76, пр. 101, с. 122, пр. 181, с. 123; 140-143, 154, 170, 181-182, 184, 190, 196, 198, 202-204, 237.
Он же Обзор рус. дух. лит., с. 15.
Евгений Словарь писат. дух. чина.
Попов Историко-лит. обзор древне-рус. полем. соч. против лат.
Голубинский И. Р. Ц., ч. I, с. 358.
Самбикин Д. Месяцеслов, т. III, с. 250-252.
Поселянин Жития святых, август, с. 174-175.
Филарет, архип. Русские святые, 1864, август, с. 144-152.
Протопопов Жития святых, август, с. 481.
Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 19, 32.
Булгаков, с. 1402.
Барсуков, с. 244.
Гатцук Календарь на 1883 г., с. 149.
Строев П., с. 1.
Святая Русь, № 16.
П. С. Р. Л., т. I, с. 88; т. II, с. 276.
Прав. собес., 1858, март, с. 437, 438 п/с, 1866, октябрь, с. 155-162.
Ж. М. П., 1945, № 8, с. 71, 1959, № 11, с. 48.
БЭС, т. I, с. 1102.
РБС, т. VIII, с. 283-285.
Н. Д., с. 12.

 
Должности и места служения

митрополит
Киевская епархия

1077 г. 11 век   —  
25/29.08. 1089 г. 11 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–