link1595 link1596 link1597 link1598 link1599 link1600 link1601 link1602 link1603 link1604 link1605 link1606 link1607 link1608 link1609 link1610 link1611 link1612 link1613 link1614 link1615 link1616 link1617 link1618 link1619 link1620 link1621 link1622 link1623 link1624 link1625 link1626 link1627 link1628 link1629 link1630 link1631 link1632 link1633 link1634 link1635 link1636 link1637 link1638 link1639 link1640 link1641 link1642 link1643 link1644 link1645 link1646 link1647 link1648 link1649 link1650 link1651 link1652 link1653 link1654 link1655 link1656 link1657 link1658 link1659 link1660 link1661 link1662 link1663 link1664 link1665 link1666 link1667 link1668 link1669 link1670 link1671 link1672 link1673 link1674 link1675 link1676 link1677 link1678 link1679 link1680 link1681 link1682 link1683 link1684 link1685 link1686 link1687 link1688 link1689 link1690 link1691 link1692 link1693 link1694 link1695 link1696 link1697 link1698 link1699 link1700 link1701 link1702 link1703 link1704 link1705 link1706 link1707 link1708 link1709 link1710 link1711 link1712 link1713 link1714 link1715 link1716 link1717 link1718 link1719 link1720 link1721 link1722 link1723 link1724 link1725 link1726 link1727 link1728 link1729 link1730 link1731 link1732 link1733 link1734 link1735 link1736 link1737 link1738 link1739

Архиереи



Исаия (Копинский-Борисович)

  
  
Сан:  митрополит

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Исаия (Копинский-Борисович / Исаакий Копыстенский), митрополит Киевский.
Воспитанник Острожской школы.
Пострижен в монашество в Киево-Печерской Лавре.
14 октября 1615 г. перешел в новооснованный Братский Богоявленский училищный монастырь и организовал там общежитие. Состоял старшим иеромонахом монастыря и был первым ректором православного училища.
С 1616 г. — настоятель Межигорского Спасо-Преображенского монастыря. В то же время принял на себя заботу об устроении вновь основанного Густынского монастыря.
В 1619 г., оставаясь настоятелем Межигорского монастыря, основал недалеко от г. Прилук Лубенский Мгарский монастырь.
6 октября 1620 г. хиротонисан во епископа Перемышльского. Хиротония совершалась Иерусалимским патр. Феофаном в Киево-Братском монастыре тайно, ночью при пении патриаршего монаха из опасения насилия со стороны поляков. По причине недоброжелательства со стороны поляков на епархии не был.
С 1628 г. — архиепископ Смоленский и Черниговский. Непризнанный польским правительством, проживал в заднепровских монастырях.
20 июля 1631 г. избран митрополитом Киевским. Ввиду различных затруднений поселился в Киево-Михайловском монастыре.
В 1632 г. представителями православных на сейме, избравшим королем Владислава IV, был отстранен от митрополии и переведен в Киево-Печерскую Лавру. Митрополитом избран Петр (Могила).
Скончался 5 октября 1640 г. (по другим источникам — в 1634 г.). Погребен в Киево-Печерской Лавре.
Современники называли митр. Исаию "богомысленным мужем"; М. В. Толстой — "подвижником с молодых лет до гроба".
14 лет провел он в Антониевой пещере и был ее настоятелем. Впоследствии в Ладинском скиту, где была игуменьей его сестра Александра, он вместе со своим послушником Геннадием выкопал своими руками пещеру и подолгу жил там.
Во епископа он был посвящен почти одновременно с Иовом Борецким, получившим сан митрополита. Вместе с ним и другими епископами святитель перенес все ужасы тяжелого гонения, воздвигнутого на них иезуитами и униатами. Основанное им училище, подобно другим православным училищам, было разгромлено, церковь разграблена, братство рассеяно, ученики и учителя умирали в истязаниях. Сам еп. Исайя, как и митр. Иов, был объявлен изменником и скрывался вдали от своей епархии. В дальнейшем обвинение в измене было с них снято. Однако польское правительство не признавало прав митр. Исаии, его не допускали в епархиальный город, и он лишь издали управлял своей паствой.
Гонения и утеснения в Малороссии до того усилились, что даже киевский воевода счел необходимым подать жалобу королю и сенату о том, что русский народ доведен до крайности. После нескольких кровавых восстаний на Украине король, наконец, был вынужден дать православным некоторые льготы. Снова возобновилась деятельность духовных школ. Митр. Исаия с радостью благословлял игумена Киево-Печерской Лавры Петра Могилу на основание высшей духовной школы при Лавре.
Большим горем для святителя Исаии было отпадение от православия влиятельного князя Иеремии Вишневецкого. Именно на пожертвования его родителей (кн. Михаила и кн. Ирины (Раины) Вишневецких) были созданы и украшены монастыри, о которых заботился еп. Исаия. Он писал Вишневецкому, увещевая его возвратиться к правой вере.
В 1632-1633 гг. на сейме, избравшем нового короля Владислава IV впервые (от основания унии) польским правительством были признаны православный Киевский митрополит и четыре епископа, но престарелому митр. Исаии не пришлось воспользоваться плодами этой победы православия. На том же сейме было определено, что дряхлый и слабый Исаия не сможет возглавить новую напряженную борьбу с униатами и иезуитами, и митрополитом Киевским был избран более молодой и энергичный Петр Могила. Как отнесся митр. Исаия к избранию Петра Могилы? Мнения историков в этом вопросе расходятся. Одни считают, что митр. Исаия не препятствовал Петру Могиле и даже сам благословил его добиваться первосвятительства.
Другие говорят, что он не препятствовал новому энергичному митрополиту лишь только потому, что видел бесполезность борьбы, но и не содействовал ему.
Однако есть и такое мнение, что митр. Исаия вступил в тяжбу с митр. Петром и последнему потребовалось много труда и энергии, чтобы отстоять свою кандидатуру на сейме.
Какое из этих мнений считать более основательным или правдивым — определить трудно. Но есть общее мнение всех историков, которое является наиболее важным и существенным для характеристики жизни и деятельности святителя — митр. Исаия был "муж Богомудрый", подвижник, всю свою жизнь самоотверженно трудившийся на пользу православия и своей угнетенной, гонимой паствы.

Труды:
Древняя лествица.
Наказ священникам.
Увещательное письмо князю Иеремии Вишневецкому.

Литература:
М. Евгений (Болховитянов) Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. Киев, 1825, с. 166-171.
М. Макарий И. Р. Ц., т. XI, с. 397-413, 457, 458.
Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 495-496, 500-501.
Голубев История Киевской дух. академии.
Чистович Очерк истории зап.-рус. церкви, т. II.
Строев П., с. 4, 17, 25, 591, 928, 930, 1042.
Санковский А. Кракт. опис. церквей Смол. еп., вып. I. Смоленск, 1898, с. 13.
Захарченко М. М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 224.
Петров Л. Словарь, с. 105.
Булгаков, с. 1403, 1413.
Денисов, с. 302, 677, 678, 683.
Акты зап. России, т. IV, № 526.
Летопись о создании Густынского м-ря. М., 1848, пред., с. II, с. 63.
Киево-Златоверхий Михайловский м-рь. Киев, 1889, с. 53-59.
Истор.-стат. опис. Смол. еп. СПб, с. 91, 92.
Летопись Е. А., с. 631, 643.
Труды К. Д. А., 1869, сентябрь, с. 359, 364, 382.
Рус. палом., 1911, № 38, с. 597.
Приб. к Ц. В., 1897, № 1, с. 23.
Истор. вестн., 1900, март, с. 1234.
Изв. Казан. еп., 1912, № 33, с. 992.
Прав. обозрен., 1874, январь-июнь, с. 210-243, 303-326.
Ж. М. П., 1951, № 3, с. 40-41, 1954, № 4, с. 11; № 5, с. 32, 34, 35.
БЭС, т. I, с. 962-963.
БЭЮ, т. 15, с. 588.
РБС, т. VIII, с. 141.
ЭС, т. XIII (кн. 25), с. 363.
Н. Д., с. 14, 32, 39.
Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно). Ч. III. Куйбышев, 1971 (машинопись).

 
Должности и места служения

Киевская епархия

20/30.07. 1631 г. 17 век   —  
05/15.10. 1640 г. 17 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–