Биография
Иларион Русин, святой, митрополит Киевский.
Родился в семье Нижегородского священника и сам был священником в княжеском селе Берестове. Уже в эти годы Иларион вел строгую подвижническую жизнь. Он ископал себе пещеру на берегу Днепра и временами оставался в ней для тайной, уединенной молитвы. Впоследствии эту пещеру занял Антоний Печерский. От преп. Антония Иларион принял монашеский постриг.
В 1051 г. собором русских архиереев независимо от Византийского патриарха Иларион был возведен на Киевскую митрополию. После возведения в митрополита Иларион, по установившемуся обычаю, испрашивал и получил утверждение себе в звании митрополита от патриарха.
Это был первый русский митрополит в Киеве. Он отличался прекрасным для своего времени образованием, был блестящим духовным оратором. Его деятельность проходила в период утверждения и укрепления христианства на Руси. Для достижения успеха в этом важном деле митр. Иларион придавал большое значение развитию грамотности. Будучи проповедником христианства, митрополит Иларион писал труды, в которых прославлял христианство, показывал его превосходство перед старой верой. "Уже не зовемся более идолослужителями, но христианами, — говорил он, — мы более уже не безнадежны, но уповаем в жизнь вечную, не строим более капищ, но зиждем церкви Христовы; не закалаем бесам друг друга, но Христос закалается за нас и дробится в жертву Богу и Отцу".
В 1054 г. митр. Иларион удалился от управления митрополией.
Скончался он в 1067 г. и причислен к лику святых. Память его празднуется 28 августа.
Труды:
Слово о законе и благодати (Памятники древн. рус. лит., вып. I).
Похвала князю (кагану) Владимиру, просветившему Русь св. крещением. (Там же).
Молитва к Богу от лица всей новопросвещенной Руси. (Там же).
Изложение или исповедание веры.
Поучение о пользе душевной.
Литература:
Посторжинский М., прот. История русской церк. проповеди, 2-е изд. Киев, 1891, с. 11-31.
Соловьев С.М. История России, кн. 1-я, с. 210, 211 пр. 1-е, 254, 255, 260, 261.
Касаткин В., прот. Монастыри, соборы и прих. церкви Влад. еп., ч. I, 1906, с. 135, 158, 222.
Захарченко М.М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 150, 229.
Протопопов Д. Жития святых, 1885, август, с. 436-438.
Токмаков И. Историч. и археологич. опис. Покровского девичьего м-ря в Суздале. М., 1889, с. 19-27.
Филарет (Гумилевский) И. Р. Ц., период I, с. 76, 89-91, 106 пр. 149; 119 пр. 178; 120, 155, 170-173, 185, 196.
Строев П., с. 1.
Булгаков, с. 1402.
Летопись Е. А., с. 362-364.
Н. Д., с. 12.
Истор. вестн., 1895, май, с. 629.
Ж. П. Б., декабрь, с. 1012, 1045.
П. С. Р. Л., т. I, с. 67, 254-255; т. II, с. 268; т. III, с. 2; т. V, с. 138; т. VI, с. 84; т. VII, с. 332, 339.
Ж. М. П., 1951, № 6, с. 46-48.
-"- 1954, № 10, с. 44.
БЭЛ, т. V, с. 846.
БЭС, т. I, с. 932; т. II, с. 1573.
РБС, т. VIII, с. 85.
|