Архиереи



Иосиф (Дьяков)

  
  
Сан:  патриарх

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Иосиф, Патриарх Московский и всея Руси.
Родился в г. Владимире на Клязьме.
С 1639 г. — архимандрит Симонова монастыря.
27 марта 1642 г. поставлен патриархом Московским и всея Руси.
Это был пятый русский патриарх. Избирался он несколько своеобразно. Царь Михаил Федорович сам написал для избрания в патриарха 6 имен (в числе их был и Иосиф), запечатал записочки царской печатью и отправил их на собор. Святители взяли сначала 3 жребия и вложили их в панагию, которую носили прежние патриархи, положили панагию перед образом Владимирской иконы Божией Матери и после молебна вынули один из трех жребиев. Также поступили и с другими тремя жребиями. И снова вытащили один. В третий раз в панагию вложили вытащенные 2 жребия, снова отслужили молебен, вытащили один жребий и, не распечатывая, отправили его царю. Царь распечатал жребий в присутствии своего синклита и избранным оказался Иосиф.
Патриарх Иосиф пользовался глубоким уважением царя Алексея Михайловича. Но он (Иосиф) занял патриарший престол уже в старости и по слабости сил не мог быть таким советником молодому царю, какими были до него патриарх Филарет, а после него патриарх Никон. Ему было нелегко справляться и с чисто церковными делами. Он заботился о благоустройстве церквей и о благолепии церковной службы. На освящении церкви во имя св. пророка Илии в Ярославле в 1650 г. патриарх принес в дар новой церкви частичку Ризы Господней.
Принимал меры к насаждению школьного образования в Москве, для чего выписывал ученых из Киева.
При нем было упразднено "многоголосие клира", т. е. привившийся в то время вредный обычай одновременно совершать в разных местах храма различные части богослужения. Например, в одном месте читалось шестопсалмие, в другом — кафизмы, в третьем — канон или пелись какие-либо стихиры. Впрочем инициатором этого дела был митрополит Новгородский Никон, который в последние годы жизни патр. Иосифа пользовался большим влиянием в Москве и управлял всеми церковными делами. Слабый же патриарх беспокоился только о том, как бы его не сменили с патриаршества, этого он очень боялся.
При патр. Иосифе было напечатано много богослужебных книг и начато благое дело сличения их с греческим текстом. Для осуществления этого намерения в 1649 г. были вызваны из Киева ученые монахи Арсений и Епифаний, которым патриарх в качестве помощников поручил протопопов Аввакума и Иоанна Неронова, царского духовника Стефана Вонифатьева, попов Лазаря и Никиту (Пустосвята) и других. Однако последние не во всем слушались ученых монахов и по своему невежеству и упорной приверженности к мнимой старине не только не исправляли ошибок, но и внесли в книги некоторые раскольничьи мнения. В результате это благое начинание не дало положительных результатов. В то же время для изучения на месте обрядовой стороны греческого богослужения был послан в Грецию ученый монах Арсений Суханов.
При патр. Иосифе были открыты мощи преп. Саввы Звенигородского, преп. Александра Свирского и св. кн. Георгия Всеволодовича. При нем же, по мысли митр. Никона и соборному определению были перенесены в Московский Успенский собор останки святителей, пострадавших за веру и отечество, патриарха Иова из Старицы, св. патриарха Гермогена из Чудова монастыря и св. митр. Филиппа с Соловецкого острова.
Во время встречи тела патр. Иова престарелый святитель сказал царю: "Вот смотри, государь, как хорошо за правду стоять, и после смерти слава".
Вскоре после этого он заболел и 15 апреля 1652 г. скончался, не дождавшись прибытия мощей св. Филиппа.
Погребен в Московском Успенском соборе.
После смерти патр. Иосифа осталась большая сумма наличных денег, которые он собирал, желая купить себе земельное владение.
Завещания патр. Иосиф не оставил, и все его накопления по указанию царя были розданы в основном на монастыри, церкви, кафедры.

Труды:
Поучение к духовенству, изданное при вступлении на патриарший престол.
Наказ по поводу разных настроений в церковной жизни (1646 г.).

Литература:
М. Макарий И. Р. Ц., т.XI, с. 95-179.
Филарет, архиеп. И. Р. Ц., пер. IV, с. 17, 42, 192-195, 216, 224, 240.
Соловьев С. М. История России, кн. II, с. 1274, 1275, 1277, 1278, 1279, 1553-1557; кн. III, с. 201, 202, 207.
Мансветов Как правились на Руси церковные книги.
Белокуров Арсений Суханов.
Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 44, 511, 516, 519, 527, 528.
Боголюбский, прот. Московская иерархия. Патриархи. М., 1895, с. 21-24.
Ф. В. Четыркин Жизнеописание патр. москов. СПб, 1893, с. 42, 43, 47.
Строев П., с. 6, 151.
Гатцук Календарь на 1883 г., с. 131.
Булгаков, с. 1405.
Денисов, с. 74, 95, 106.
Ратшин, с. 99.
Летопись Е. А., с. 653, 654.
Сборн. для любит. дух. чтен. М., 1888, с. 304.
Всероссийский календарь. СПб, истор. отдел., 1917, с. 87.
М. Нкр., т. I, с. 515.
Прав. собес., 1874, июнь, с. 50.
Истор. вестн., 1882, май, с. 365, 1884, июнь, с. 680, 1888, июнь, с. 701-704, 1890, июль, с. 204, 1904, февраль, с. 688.
Рус. старина, 1876, июнь, с. 384, 1879, апрель, с. 734.
Ж. М. П., 1944, № 9, с. 14, 1945, № 3, с. 66-69, 1948, № 3, с. 6, 1954, № 4, с. 11.
Рус. архив, 1893, кн. 3-я, с. 6 (Скворцов Н. Московский Кремль), 1901, кн. 1-я, № 2, с. 219, 1910, кн. 1-я, № 3, с. 421, 422.
БЭЛ, т. VII, с. 442-445.
ЭС, т. XIII-а (кн. 26), с. 758.
РБС, т. VIII, с. 346-348.
Н. Д., с. 11.
Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно): Ч. 1-5. Куйбышев, 1971 (машинопись). Ч. 3.

 
Должности и места служения

патриарх
Русская Православная Церковь

27.03/06.04. 1642 г. 17 век   —  
15/25.04. 1652 г. 17 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–