Биография
Филарет (Романов-Юрьев Феодор Никитич), патриарх Московский и всея Руси.
Родился между 1551 и 1560 гг. в родовитой боярской семье Романовых.
Получил прекрасное по своему времени образование.
С 1586 г. начал службу в качестве наместника Нижегородского, а затем и Псковского. Выполнял ряд дипломатических поручений.
Ясный ум и открытый сердечный нрав сделали его популярным в народе, его прочили в преемники бездетному царю Федору Иоанновичу. Но Борис Годунов, боясь этого, постриг его в монашество в 1601 г. и сослал в древний Антониев Сийский монастырь.
В 1606 г. Филарет хиротонисан во епископа Ростовского с возведением в сан митрополита.
В 1611 г. в составе боярского посольства был послан в Польшу, там взят под стражу и оставался пленником до 1619 г., когда после заключения мирного договора и обмена пленными, получил возможность вернуться на родину. Его торжественно встретили, и Собор русских иерархов предложил ему патриаршество.
29 июня 1619 г. совершилось наречение его в патриарха Московского и всея Руси. Торжественное поставление в патриарший сан Филарет принял в Успенском соборе от Иерусалимского патриарха Феофана, бывшего тогда в Москве и от русских иерархов.
Скончался 1 октября 1633 г. в глубокой старости.
Патриарх Филарет — страдалец земли русской, испил до дна чашу горечи и уничижения. Счастлив он был только во дни юности и старости, а двадцать лет почти непрерывных страданий разделяют черной полосой его светлые годы. Клевета, страх пыток, изгнание, насильственная разлука с дорогими сердцу и насильственный постриг, лишение почестей, богатства, свободы, плен, поругание — вот беды, обрушившиеся одна за другой на Филарета непрерывной цепью. Дважды он был взят в плен (тушинским вором и поляками) и 10 лет томился в последней неволе. Трижды избирался в патриархи: Василием Шуйским назначен и низложен в мае 1606 г.; в Тушинском таборе Филарет опять был признан патриархом и к рассылаемым им грамотам прилагал патриаршую печать, но полную патриаршую власть он получил только после возвращения из плена.
В это время на царство был избран его юный сын Михаил. Как отец юного царя и человек государственного ума и политической опытности, он стал первенствующим в направлении государственных дел и придворных отношений. Пользовался большим авторитером и влиянием. Он отличался большим умом, любознательностью и начитанностью, был приветлив. По наружности отличался такой красотой, что не было в Москве человека мужского пола красивее его, так что его красота вошла в пословицу.
Политическая сторона деятельности Фалирета виднее, чем церковная. С его именем связаны все государственные и дворцовые события, происходившие в Москве с 1619 по 1633 г. Он был истинным представителем окрепшей его трудами государственной власти и устроителем государственного порядка, в этом, главным образом, историческая заслуга патриарха Филарета.
В сфере церковного управления, подлежавшего прямому ведению патриарха, он не оставил глубокого следа. В делах церковных он всячески поддерживал чистоту православия. При нем было усилено книгопечатание, он много заботился об исправлении богослужебных книг, открывал школы, учредил греко-славянское училище в Чудовом монастыре. Строил и украшал храмы, был милостив к духовенству, щедр для нищей братии, заботился о благолепном праздновании церковных торжеств и порядке в службе. При нем составлен целый устав о трезвонах, за выполнением которого он строго следил. "Был опаличив и мнителен, а такой владетельный, что и сам царь его боялся". Строгий к провинившимся, но справедливый.
Ревнуя о православии, он назначил первого архиепископа в Сибирь и прилагал все заботы к обращению иноверцев.
Филарет не любил иностранцев и велел уничтожить две немецкие церкви.
При нем возобновились сношения Руси с восточными патриархами и в Москву стали охотно приезжать и представители.
Патриарх Филарет был не сребролюбив и отличался чувством благодарности, жаловал всех, кто стоял твердо на службе государя в "безгосударное время".
Любил во всем порядок, был расчетлив, нерасточителен, скромен и прост в своих издержках — менял верх на шубе, отдавал старые сапоги в починку, с необыкновенной предосторожностью отдавал чистить и мыть свой единственный белый шелковый вязаный клобук с шитым золотом и серебром херувимом.
Ему постоянно покупали к столу на рынке "хлеб да калачик на 4 или на 3 деньги и на 2 деньги клюквы". Покупка оловянной да деревянной посуды, в свою очередь, свидетельствовал о простоте повседневных потребностей этого святителя.
Труды:
Грамоты (см. Акты исторические, II, 136; III, 230, 319-320).
Поучение, там же, IV, 12.
Об исправлении церковных книг (М. Макарий, И. Р. Ц., т. IV, с. 210-212).
Несколько поучительных грамот его напечатаны в Российской Вивлиофике.
Литература:
Смирнов А. Святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея России. М., 1847. (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1872-1874 гг.).
Боголюбский М.С., прот. Московская иерархия. Патриархи. М., 1895, с. 16-18.
М. Макарий История России, кн. II, с. 580 и далее.
Голиков Деяния Петра Великого, 2-е изд., т. XII.
Четыркин Ф.В. Жизнеописание патр. Московского и всея России. Петроград, 1893, с. 30.
Глинский В.В. Россия под скипетром дома Романовых (по случаю 300-летия Романовых). Истор. вестн., 1913, январь.
Орлов Ф. Легенда о митр. Филарете в Варшаве 1614-1914 гг. (По поводу брошюры М.П. Устиновича Митр. Филарет и царь Василий Шуйский в плену. Петроград, 1915.
Его же Исконно-русское достояние в Варшаве и четвертый раздел (1610-1612) (по поводу сооружения памятника-часовни патр. Филарету в Варшаве). СПб, 1912.
Фон Эдинг Борис Ростов Великий, Углич. Памятники худож. старины. Изд. Кнебель. М., с. 20.
Толстой М.В. Древн. святыни Ростова, 2-е изд. М., 1860.
Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы, 3-е изд. СПб, 1909, с. 211.
Карамзин Н. См. т. XI и XII.
Булгаков, с. 1405, 1418.
Денисов, с. 14, 32, 183, 268, 398, 416, 424, 492, 638, 639, 802, 803.
Ратшин, с. 98.
Обзор рус. дух. лит., с. 220-221.
Летопись Е. А., с. 644, 766, 631.
Портреты имен. мужей Рос. Церкви. М., 1843, с. 11, 12.
Акты историч., собр. археолог. комиссией, т. II, № 38 и 54.
Дополнение к этим актам, т. II, № 76.
Всероссийский календарь. СПБ, 1917, изд. Сойкина, с. 93-99.
Н. Д., с. 11, 24.
Истор. вестн., 1884, январь, с. 23; декабрь, с. 810.
-"- 1885, октябрь, с. 116.
-"- 1886, январь, с. 78.
-"- 1887, май, с. 259.
-"- 1888, декабрь, с. 116.
-"- 1889, июль, с. 212.
-"- 1890, октябрь, с. 190.
-"- 1891, январь, с. 214; июль, с. 194.
-"- 1894, июнь, с. 768.
-"- 1896, с. 2 п/с. 1.
-"- 1900, январь, с. 319, 323.
-"- 1904, март, с. 1178-1179; май, с. 767-768.
Церк. вестн., 1891, № 7, с. 104.
Прав. собес , 1866, январь, с. 37-38; апрель, с. 311-321.
-"- 1867, июнь, с. 84, 123.
-"- 1907, март, с. 367.
Рус. старина, 1875, февраль, с. 455; апрель, с. 816, 819.
-"- 1888, февраль, с. 394.
-"- 1879, апрель, с. 733-734.
Рус. палом., 1888, № 35, с. 413-415; № 36, с. 425-426.
-"- 1913, № 7, с.108-109; № 10, с. 153.
-"- 1914, № 3, с. 45-47.
Рус. архив, 1893, кн. 3-я, с. 12, 24 (Скворцов Н., свящ. "Московский Кремль).
-"- 1897, кн. 3-я, с. 153-154, 156 ("Из рукописи древлехранилища при Нижегородской семинарии).
Рус. архив, 1901, кн. 1-я, № 2, с. 184, 187-189.
-"- 1903, кн. 1-я, № 3, с. 419; кн. 2-я, № 5, с. 92.
-"- 1904, кн. 1-я, № 1, с. 107; № 2, с. 287-288.
-"- 1910, кн. 3-я, № 11, с. 338.
Ж. М. П., 1944, № 9, с. 13.
-"- 1945, № 6, с. 68; № 10, c. 5.
-"- 1954, № 5, с. 33.
-"- 1957, № 12, с. 36.
БЭС, т. II, 2230-2231.
РБС, т XXI, с. 94-103.
ЭС, т. 35-а (кн. 70), c. 735-737.
Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно): Ч. 1-5. Куйбышев, 1971 (машинопись). Ч. 5.
|