Епархии
Поиск


Крутицкая епархия

  
Адрес : Россия, 119435, г. Москва, Новодевичий проезд, 1.
Телефон(ы): (495) 246-08-81
  
Организация: [действующ.] [самостоятельн.]
  
Дата учреждения:    1261 г. 13 век
  
  

Схема подчинения

Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Учреждена в 1261 г., в Великом Сарае, столице Золотой Орды (в б. Царицынском уезде Саратовской губернии, в районе нынешнего города Волжского на Ахтубе. В 1454 г. кафедра из Великого Сарая перенесена в Москву на Крутицы (названные по Крутой, гористой местности).
По Дурново. Иерархия... (с. 373-374) "... г. Сарай первоначально находился в 110 верстах от Астрахани, где ныне село Селитряный Городок, впоследствии перенесен на то место, где сейчас Новый Сарай (Богословский вестник. 1893, VI, с. 442-443, прим. 3); по другим историческим сведениям город Сарай находился близ нынешнего города Царицына (Волгограда — Сост.). (Чтения в Обществе Ист. и Древн. Росс., 1863, кн. 2, отд. 1, с. 23; Арцыбашев, II, кн. 3, с. 32). В древней Российской Идрографии на с. 167 сказано: "а по реке по Ахтубе (рукав Волги), на 90 верст от Царицына Золотая Орда, мечети татарские каменные". В 1843 г. при разрытии курганов около Царева нашли между прочим половину архиерейской рипиды. Полагают, что Сарай был около Царева...".
Предположение это подтвердилось археологическими раскопками.
"...Остатки столицы Золотой Орды, обозначающиеся по левому берегу реки Ахтубы, раскиданы ныне в беспорядочной куче курганов и насыпей; в многообразных направлениях искусственных каналов, водохранилищ, озер и насыпных валов, окружавших Сарай; все это растянуто на двадцативерстном протяжении, от селения Пришиб до деревни Колобовщины и занимает под собой: часть селения Пришибы, весь город Царев с его окрестными полями; пригородной слободой Солодовкою и всю деревню Колобовщину, называемую иначе Растяжевской.
Но в самом большом и явственном положении рассыпаны остатки от речки Калькутты,... и лежат со включением города Царева,... на одиннадцативерстном пространстве...
... Прежде полагали и утверждали, что Сарай находится на месте нынешнего Селитряного городка, отстоящего от Астрахани в 60 верстах. Но самая местность противоречит этому — именно: протяжение Селитряна и города едва на 1,1/2 верст, а вся окружность его около 4 верст, окружность города не имеет тех явственных следов, какие представляются в окружности Царева..." (Терещенко А. "Исследование местности Сарая").
"...Наверное можно заключить, что настоящее место Сарая, славнейшей столицы Золотой Орды, непременно должно быть не под Селитрянскими бедными развалинами, но под величественными и до днесь еще развалинами Царевскими..." (Из рапорта прот. г. Царева Иосифа Шиловского епископу Саратовскому Иакову Вечеркову от 09/21.02.1837 г. Эта и предыдущая выписки — из сборника "Материалы для истории Саратовской епархии". вып. 3-й, с. 6, 15, 16).
По иеромонаху Леониду (Кавелину): "... В 1261 году, к утешению Российской Церкви и народа, страдавших от ига татарского, в самой Орде поставлена была кафедра христианского епископа. Святитель Сарайский был наставником и учителем князей, томившихся в Орде, и целых тысячей русского народа, захваченных в плен татарами, и оставшихся в Орде в виде рабов, — и имел титул Сарского и Подонского; ибо область его простиралась от Черного Яра по Хопру и по Дону. Промыслу Божию, посетившему наше отечество несчастием, угодно было устроить так, что Православная вера наша находила себе покровительство в Золотой Орде, у потомков Чингиз-Хана, даже и тогда, как Берки-Хан, первый из Золотоордынских ханов принял исламизм. В его столице русское духовенство свободно отправляло богослужение, и не было обложено податями; а достоинство Православной веры ограждалось ханским законом, осуждавшим на смертную казнь того, кто будет хулить сию веру..." (с. 56).
С 1454 г. Сарская или Сарайская кафедра переносится в Москву на Крутицы и святители ее становятся ближайшими административными помощниками Первосвятителей Русской Церкви; границы епархии (Сарской-Крутицкой) расширялись до конца ее существования в XVIII столетии.
К концу XVII века в нее входили города и территории: Орловские — Болхов, Мценск, Карачев, Ливны; Калужские: все кроме Калуги; Смоленские — Вязьма и др.; Московские — загородная десятина от Звенигородской по Боровскую дорогу, Можайск и мн. др.
К концу XVIII века она была одной из обширнейших епархий Русской Церкви, в которую входило до 907 храмов (с. 58, 59).
В связи с постоянным пребыванием в столице Крутицким владыкам усвоены были некоторые особенности или прерогативы чести и власти.
Так, с 1551 года преимущество замещать вакантную Первосвятительскую кафедру (во время ее вдовства) предоставлено соборными правилами Сарскому владыке.
"... Во время учреждения Патриаршества в 1589 году преимущество это подтверждено за ними Собором же, коим определено: "быть митрополиту близь царствующего града, Москвы на Крутицах". Вследствие чего, тогдашний епископ Сарский и Подонский Геласий возведен в сан митрополита..." (с. 59).
Кроме того "... в качестве блюстителя патриаршего престола, заведывая делами обширной Патриаршей области..." (с. 59).
Экстерриториальная.
С 05.1589 г. — митрополия.
06/17.05 (по др. свед.: 15/26.05).1738 г. упразднена с присоединением к Московской епархии.

Наименования:
с конца XIII в. (по Амвросию Орнатскому, т. I, с. 11) — Сарская, Подонская и Козельская;
с 1310 г. — Сарская и Подонская (то есть по реке Дону).

Восстановлена в 1920 г. для Патриаршего Наместника, иерарха (архиепископа или митрополита) управляющего по уполномочию Святейшего Всероссийского Патриарха, патриаршей областью состоящей из Московской епархии, патриарших ставропигий и проч.
  
  

Изменения названия

   Сарайская    с 1261 г. 13 век
   Переяславская и Сарайская    с 1269 г. 13 век
   Сарская, Подонская и Козельская    с 13 век
   Сарская и Подонская    с 1310 г. 14 век
   Крутицкая и Подрельская    с 15 век
   Крутицкая и Можайская    с 28.05/08.06. 1764 г. 18 век
   Крутицкая    с 1920 г. 20 век
   до 1947 г. 20 век
   Крутицкая и Коломенская    с 20 век
  
  

Служители

 Глава
  
   Феогност 13 век   —  
1291 г. 13 век
     1
  
   Измаил 13 век   —  
1312 г. 14 век
     3
  
   Софония 1330 г. 14 век   —  
1334 г. 14 век
  
  
   Иоанн 1356 г. 14 век   —  
14 век
     4
  
   Савва 19/26.01. 1382 г. 14 век   —  
09/17.07. 1403 г. 15 век
  
  
   Тимофей 20/28.07. 1404 г. 15 век   —  
15 век
     5
  
   Иов 15 век   —  
15 век
  
  
   Прохор 11/19.03. 1471 г. 15 век   —  
12. 1492 г. 15 век
     7
  
   Силуан Грек 04/12.05. 1493 г. 15 век   —  
1496 г. 15 век
  
  
   Евфимий (Подрез) 18/24.12. 1496 г. 15 век   —  
12/20.06. 1499 г. 15 век
     8
  
   Досифей (Забела) 23.01/01.02. 1508 г. 16 век   —  
02/11.02. 1544 г. 16 век
  
  
   Савва (Черный) 24.02/04.03. 1544 г. 16 век   —  
17/26.02. 1554 г. 16 век
  
  
   Галактион 08/17.04. 1565 г. 16 век   —  
30.08/08.09. 1568 г. 16 век
  
  
   Герман 1568 г. 16 век   —  
1572 г. 16 век
  
  
   Тарасий 1572 г. 16 век   —  
20/29.12. 1578 г. 16 век
  
  
   Феодорит 16 век   —  
16 век
  
  
   Симеон 1581 г. 16 век   —  
22.09/01.10. 1582 г. 16 век
     9
  
   Геласий 11. 1586 г. 16 век   —  
26.09/06.10. 1601 г. 17 век
  
  
   Пафнутий   —  
17 век
  
  
   Павел I 1612 г. 17 век   —  
1613 г. 17 век
     11
  
   Павел II 31.12. 17 век   —  
1636 г. 17 век
  
  
   Серапион (Сысоев) 01/11.01. 1637 г. 17 век   —  
02/12.05. 1653 г. 17 век
  
  
   Сильвестр 10/20.07. 1653 г. 17 век   —  
06. 1654 г. 17 век
  
  
   Павел III 22.08/01.09. 1664 г. 17 век   —  
09/19.09. 1675 г. 17 век
  
  
   Евфимий (Рылков) 12/22.08. 1688 г. 17 век   —  
14/24.04. 1695 г. 17 век
  
  
   Тихон (Воинов) 21.04/01.05. 1695 г. 17 век   —  
25.03/04.04. 1699 г. 17 век
  
  
   Трифиллий (Инихов) 20/30.07. 1699 г. 17 век   —  
28.06/09.07. 1702 г. 18 век
     17
  
   Иларион (Властелинский) 21.03/01.04. 1703 г. 18 век   —  
11/22.03. 1711 г. 18 век
     18
  
   Феодосий (Вадбольский) 25.03/05.04. 1711 г. 18 век   —  
13/24.08. 1712 г. 18 век
  
  
   Иларион (Григорович) 22.05/02.06. 1748 г. 18 век   —  
03/14.12. 1760 г. 18 век
     21
  
   Евсевий (Никольский) 18.02. 1920 г. 20 век   —  
18/31.01. 1922 г. 20 век
     26
  
   Петр (Полянский), св. 1924 г. 20 век   —  
1937 г. 20 век
  
  
   Питирим (Свиридов) 19.09. 1960 г. 20 век   —  
10.08. 1963 г. 20 век
  
  
   Ювеналий (Поярков) 11.06. 1977 г. 20 век     
  
  
  

Комментарии

1) "... Первый епископ жил в Сарае, а другой в Переяславле Русском, и потому именовался Сарайским и Переяславским. Последовавшие же епископы, поелику имели потом в своем ведомстве и по Дону лежащие церкви, начали именоваться Сарскими и Подонскими..." ("Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии", с. 23).
По Покровскому ("Русские епархии в XVI-XIX вв...", том I, Казань, 1897), — с 1269 по 1279 гг. титуловался Переяславль-Сарайским.
По священнику Соловьеву ("Сарайская... епархия"), — резиденция в Переяславле.

2) Варлаам заключен у нас в скобки по той причине, что он не имел прямого (ни духовного, ни административного) отношения к Сарайской епархии и связан с нею лишь созданием того территориального пункта в Москве (Крутицкого подворья) по имени которого впоследствии будет называться исторически разваливающаяся Сарайская (в Орде) епархия. Затем, после ее окончательной ликвидации, Крутицкая (б. Сарайская) епархия превратится в экстерриториальную кафедру, восседающие на коей архиереи явятся ближайшими административными помощниками Всероссийских митрополитов и Святейших Патриархов.
Варлаам — гречекий епископ. "... Прибыв в Москву в конце XIII века и по повелению Московского князя Даниила, освятив, около 1300 года, храм на Круицах, по воле его, князя Даниила, пребывал при новосозданном храме на Крутицах, именуясь епископом Крутицким не по епархии, которой в то время под сим именем не было, а по месту своего жительства, без всякого отношения к епархии Сарайской. А когда Москва сделалась постоянным местопребыванием священноначальника земли Русской, то иногородние высшие власти, становясь в зависимость от Всероссийского митрополита, на время своих приездов в Москву для духовных дел, находили нужным заводить в ней свои подворья. Вероятно, метопребывание епископа Варлаама, названное Крутицами, по смерти его, и обращено было в подворье для приезда в Москву Сарайских епископов..." ("Сарайская... епархия", с. 22-23).
Отметим здесь кстати, что в различные списки Сарайских (Крутицких) владых нередко были включаемы более или менее мифические личности, последовательный перечень которых здесь и приводим.
- Галактион
1404 - 1411 Феодосин
Иларион
- Исаия
1616 - 1619 Павел
("Сарайская... епархия").

3) Св. митрополитом Петром Волынянином в 1312 г. за некую вину (надо думать немалую) лишен кафедры.
В "Сарайской... епархии" (с. 24) встречаем такое рассуждение Е.Е.Голубинского по этому вопросу: так как Измаил в Орде "... как епископ Сарайский занимал такое положение, что мог играть очень важную политическую роль, направляя благоволение ханского двора в ту или иную стороны, то могло быть, что епископа постигла казнь церковная за вину нецерковную..."

4) Даты и последовательность владык: Варсонофия, Софонии, Афанасия, Исаакия и Иоанна приводятся по Дурново Н.Н. ("Девятисотлетие Русской Иерархии", М., 1888).
Последний из перечисленных владык и его ближайшие преемники являлись современниками ордынских междоусобий и беспорядков, так как по свидетельству "Новороссийского Календаря на 1872 г." отд. 4, с. 25 "... известно, что по смерти Бирдибека до воцарения Тхтамыша (1359-80) Золотоордынское ханство было до такой степени терзаемо смутами, что не только в разных частях ханства властвовали единовременно по нескольку лиц, но и в самой столице Сарае сменялись по четыре и более ханов в год..."

5) По "Сарайской... епархии" первая дата иная: 22/30.06.1404 г.

6) "... При ослаблении ханствого могущества в XV веке, епископ Вассиан перенес кафедру свою на Московские Крутицы, где образовалась особенная епархия..." (Иеромонах Леонид, "История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии", К. 1876 г., с. 57).
В "Сарайской... епархии" (с. 41) относительно владыки Вассиана читаем:
"... С сего года (1461 г. — Сост.) епископы Сарайские при всех церковных обрядах и торжествах всегда находились в Москве", а митрополит Платон (Левшин — Сост.) присовокупляет (Истор. 1, 140): "и были ближайшими помощниками митрополиту Всероссийскому, имея в управлении особую свою епархию".
Традиция эта началась при Вассиане, так как "... с епископа Вассиана все преемники его, епископы Сарские и Подонские, начали потоянно жить уже в Москве на Крутицах (История Российской Иерархии, 1, 237; Арцыбашев, том III, дополн. к V книге, с. 337, примеч. 2; Фил. Штраля Ист. с. 470; "Чтен. в Общ. Ист. и Древн.", 1877 г., кн. 2, отд. 5, с. 50)..."

7) По "Сарской... епархии" первая дата иная: 17/25.03.1472 г.
Так же по Дурново Н.Н. ("Иерархия Всероссийской Церкви", с. 365).

8) По Дурново Н.Н. ("Иерархия Всероссийской Церкви", с. 26 и 365) вторая дата (кончины) Евфимия Подреза иная: 30.06/08.07.1499 г.; приводится по надгробию в Крестовой церкви на Крутицах.

9) По Дурново Н.Н. ("Иерархия Всероссийской Церкви", с. 27 и 365) вторая дата ;кончины) Симеона иная: 02/11.09.1582 г.; приводится по надгробию в Крестовой церкви на Крутицах.

10) По "Сарайской... епархии", вторая дата иная: 25.09/05.10.1602 г.

11) После Пафнутия, в период "смутного времени", кандидатом на Крутицкую кафедру со стороны князя Пожарского выдвигался игумен Сторожевского монастыря Исаия, но поставлен не был.

12) По иеромонаху Леониду ("История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии", к., 1876 г., с. 95) скончался в 1621 г.

13) По другим данным первая дата иная: 12/22.12.1625 г.; переведен на Крутицы из Тобольска (куда хиротонисан был 1621 г.).

14) О Серапионе Сысоеве встречаем следующие сообщения: "... В глубокой старости, ища покоя и уединения, он, по болезни, оставил управление епархией, и прибыл на покой в Колязинский монастырь, где и умер того же 1652 года мая 02/12 дня.
Тело митрополита Серапиона погребено в западной части паперти с правой стороны от западных дверей соборного храма.
Память о митрополите Серапионе в Колязине сохраняется с благоговением, и у гробницы его совершаются по нем весьма часто панихида..." ("Троицкий Колязин... монастырь". Колязин. 1897 г., с. 51-52; иеромонах Павел Крылов).
По "Сарской... епархии" (с. 87) разрыв с приведенной в нашем списке второй датой — один год. Он проистекает из сообщения о том, что на одном из надгробий, находящихся в соборном Троицком храме Колязинского монастыря имелась следующая надпись: "На сем месте почивает под спудом Преосвященный Серапион, митрополит Сарский и Подонский, постриженец, Калязина монастыря, а урожденец города Кашина, скончавшийся маия 2-го (12) дня 1652 года".
В помянутом выше труде ("Троицкий Колязин... монастырь", с. 55, кроме того встречается и следующее любопытное сообщение, относящееся к иконографии Серапиона Сысоева.
В Сретенской (б. Борисоглебской) теплой церкви Колязина монастыря находился "... портрет митрополита Серапиона во весь рост, шитый шелком и золотом...
...По преданию портрет этот устроен Санкт-Петербургским купцом, которому во время его болезни, во сне явился святитель Серапион, и, назвав себя, повелел изобразить свой образ в таком виде, в каком больной сподобился зреть его во сне, и отослать оный в Колязинский монастырь. В 1799 году портрет сей и был доставлен в монастырь чрез архимандрита Стефана, бывшего на чреде в Санкт-Петербурге".

15) Формально дважды на этой кафедре, но практически — за краткостью времени (две недели), по-видимому пребывал здесь безвыездно.
У Дурново Н.Н., ссылающегося на рукописное собрание Московской Патриаршей Библиотеки ("Иерархия Всероссийской Церкви", с. 545), сообщается:
"... Определен в октябре 1657 года митрополитом Белгородским (ук. 09/19.11), но вскоре отставлен Сарским (ук. 23.11/03.12)..."

16) В 1681 г. Варсонофий Чертков-Еропкин был переведен в Тверь, так как кафедру ее предполагалось тогда возвысить до митрополичьей. Когда же это не состоялось, возвратился на Крутицы.

17) По "Сарайской... епархии", Амвросию Орнатскому ("История российской иерархии", том I, с. 238) и Иеромонаху Леониду ("История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии", к., 1876 г., с. 107) первая дата иная: 23.07/02.08.1699 г.

18) По Горскому А.В. ("Исторической описание... лавры", М., 1890 г., с. 124) первая дата Илариона Властелинского иная: 1704 г.
По Амвросию Орнатскому ("История российской иерархии") и Иеромонаху Леониду ("История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии", К., 1876 г., с. 108) вторая дата иная: 27.03/07.04.1711 г. переведен в Белгород.

19) По другим данным первая дата иная: 21.01/01.02.1714 г.

20) По другим данным первая дата иная: 18.02/01.03.1722 г.

21) По "Сарайской... епархии" первая дата иная: 28.05/08.06.1748 г. По другим данным вторая дата 03/14.12.1759 г.

22) С 06/17.07.1764 г. титул изменен на Крутицкий и Можайский.

23) По Ю. Толстому ("Списки архиереев...", СПб, 1872 г., с. 15) Сильвестр Страгородский "... сын... священника Илии Гаврилова; при пострижении наменован Сергием, но переменил имя в честь своего благодетеля архиепископа Санкт-Петербургского Сильвестра Кулябки..."
"... В 1771 году по одним "24 февраля (07.03)", по другим "14 (25) марта", уволен на покой (по ипохондрии) и определен для жительства в Московский Николо-Угрешский монастырь с управлением сим монастырем..." ("Сарайская... епархия", с. 124). Почил Преосвященный Сергий-Сильвестр Страгородский на 80-м году жизни, состоя на покое в московском Спасо-Андрониевом монастыре, 19/31.10.1802 г. Погребен при входе в Знаменскую церковь монастыря. Над могилой помещалась (в раме) эпитафия, написанная им самим, — следующего содержания:
"На месте сем Сильвестр епископ погребен.
В безвестной участи скончав последний день,
Он стать на суд, и дать отчет в делах обязан:
По списку совести в них должен быть истязан,
Где истец враг души, а иск тщета ея,
Суд не приемный лиц, Всеведец Судия,
Где все дела, слова и помыслы сердечны
Приемлют мзду свою или казнь, а казнь огнь вечный.
О помощи душе он просит всех своей
В столь страшном подвиге спастись от бедства ей,
Он просит всех простить, кому в чем был виною,
И, вспомня общий рок, вздохнуть о нем с мольбою.
А ты, кой чтешь сие, прохожий мой любезный,
Смотря на трен и прах, что гробный кроет спуд,
Прими умершего совет тебе полезный:
Чтоб, помня смерть, всегда готову быть на суд!"
("Списко настоятелей... Спасо-Андрониева... монастыря". М., 1895 г., с. 42).

24) По другим данным первая дата иная: 14/25.09.1771 г.

25) По Амвросию Орнатскому первая дата 23.05/03.06.1782 г.; по друг.: 25.04/06.05.1781 г.
Следует здесь отметить, что вскоре после упразднения древней Крутицкой (Сарской и Подонской) кафедры, едва не погиб и единственный, оставшийся после нее вещественный памятник, — замечательная архитектурный ансамбль Кпутицкого подворья, одна из ценнейших достопримечательностей древней Москвы, дошедшая до наших дней (на Крутицкой горке, рядом с б. Новоспасским монастырем).
Так (по сообщению И.Сегирева, "Очерки жизни Московского Архиерея Августина", с. 58) вскоре по окончании войны 1812 г., "... по распоряжению светского начальства, предназначено было на месте Крестовой (Успенской — Сост.) церкви Крутицких Владык, поврежденной пожаром и временем, построить сараи для казарм (! — Сост.). Но как церковь сия замечательно многовековою древностью и гробницами погребенных в ней митрополитов и епископов Сарских и Подонских, то Августин ходатайствовал чрез Новгородского митрополита Амвросия о сохранении сего древнего храма и в месте могил святительских, предлегая в Крутицком Архиерейском доме устроить больницу, или духовное училище, какое и прежде в ней было. Государь император повелел остановить строение, предназначенное на месте Крутицкой церкви, а над гробами похороненных там архиереев поставить надгробные камни с приличными надписями..."
Судя по Строеву ("Списки..." с. 1029), в нижнем храме Успенской, что на Крутицах церкви, погребены следующие четырнадцать Крутицких владык:
1. Евфимий Подрез, скончался 12/20.06.1499 г.
2. Трифон Дубина, скончался в 1507 г.
3. Досифей Забела, скончался 02/11.02.1544 г.
4. Савва Черный, скончался 02.1554 г.
5. Нифонт Кормилицын, скончался в 1558 г.
6. Галактион
7. Симеон
8. Геласий, скончался 26.09/06.10.1601 г.
9. Павел, скончался в 1636 г.
10. Серапион, скончался 02/12.05.1653 г. (? см. выше, прим. 14)
11. Павел, скончался 09/19.09.1675 г.
12. Варсонофий Еропкин, скончался 18/28.05.1688 г.
13. Трифиллий Инихов, скончался 28.06/09.07.1702 г.
14. Иларион Григорович, скончался 03/14.12.1760 г.

26) Б. Владивостокский и Приморский.
Первый из Крутицких по восстановлении этой древней кафедры, предназначаемой специально для "Патриарших Наместников", в ведении и управлении которых сосредоточены "Патриаршая Область", то есть Московская епархия и Патриаршии ставропигии.
Скончался 18/31.01.1922 г. (будто бы от отравления рыбой). Отпевание в храме Христа Спасителя (сонмом иерархов во главе со Святейшим Патриархом Тихоном). Погребение (через несколько дней по отпевании, в течение которых тело находилось в Амросиевской церкви) — у северного крыльца Смоленского собора Московского Новодевичьего монастыря, — возглавлено архиепископом Верейским Иларионом Троицким.

27) По ММЛ "РПИ" (587) обе даты иные: 1918 г., 1920 г., и обе неверны.

28) Завещательным распоряжением Святейшего Патриарха Тихона от 25.12.1924/07.01.1925 г. указан (третьим) в числе трех Местоблюстителей Патриаршего Престола, на случай кончины или иного внезапного прекращения своей деятельности Патриархом.
Осуществлял возложенное на него послушание по возглавлению Церкви с 30.03/12.04.1925 г. по 27.11/10.12.1925 г. (фактически), а по 29.08/11.09.1936 г. (день кончины), — номинально.

29) По ММЛ "РПИ" (639) — первая дата иная: 15(?)/28.01.1944 г.



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–