|
Русская Православная Церковь Заграницей
|
|
|
Организация:
[действующ.]
| |
Дата учреждения:
|
|
|
История
После большевистской революции 1917 года более миллиона русских оказалось в эмиграции во многих странах мира. Многие бежали из России после поражения Белой армии, пытавшейся бороться с советским режимом. С этой группой Россию покинуло значительное число священников. В 1920 году 20 русских православных епископов собрались в Константинополе. Они решили создать временную автономную Церковь для русских эмигрантов, готовую восстановить канонические отношения с Московским патриархатом, как только это станет возможным.
Русская Православная Церковь Заграницей как юрисдикция, объединяющая епископов Русской Церкви, оказавшихся в эмиграции, была создана в 1924 г. в Сремских Карловцах (Сербия). Каноническим основанием для ее создания был Указ св. Патриарха Тихона 362 от 7/20 ноября 1920 года.
Указ предусматривал, что "в случае, если епархия вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т.п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление во главе с Святейшим Патриархом почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Правительства или митрополичьего округа или еще иначе (...). Попечение об организации Высшей Церковной Власти для целой группы... епархий составляет непременный долг старейшего в означенной группе по сану Архиерея (...). В случае невозможности установить сношения с Архиереями соседних епархий и впредь до организации высшей инстанции церковной власти, епархиальный Архиерей воспринимает на себя всю полноту власти, предоставленной ему церковными канонами, принимая все меры к устроению местной церковной жизни и, если окажется нужным, к организации епархиального управления, применительно к создавшимся условиям, разрешая все дела, предоставленные канонами архиерейской власти, при содействии существующих органов епархиального управления (Епархиального Собрания, Совета и проч. или вновь организованных); в случае же невозможности составить вышеуказанные учреждения — самолично и под своею ответственностью".
Созданный в соответствии с этим Указом Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей (по приглашению Сербской Православной Церкви Синод разместился в Карловцах (Югославия)) возглавил один из старейших и самых авторитетных иерархов того времени митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), который в 1917 году был одним из трех кандидатов на Патриарший престол. Тогда он набрал больше всех голосов, но поскольку избрание Патриарха осуществлялось не по голосованию, а по жребию, Патриархом был избран митрополит Тихон (Белавин), по количеству голосов остававшийся на последнем месте.
В 1921 году Синод высказался за восстановление в России династии Романовых и тем самым заявил о своей приверженности к монархии (впоследствии в 1981 году Синод канонизировал царя Николая II и его семью). В мае 1922 года патриарх Тихон упразднил Синод за поддержку монархии.
После опубликования в 1927 г. Декларации заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) Архиерейский Синод РПЦЗ разорвал общение с церковным управлением в России, сохранив его только с катакомбными общинами. В 1928 году, после того как Карловацкий Синод решительно отверг обращение патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия Страгородского ко всем епископам об отказе от политической деятельности, Сергий издал указ о роспуске Синода. В 1934 году митрополит Сергий и Русский Православный Синод в Москве объявили всех епископов Карловацкого Синода подлежащими церковному суду (который так и не состоялся).
Большинство епископов Синода либо не пережили Второй мировой войны, либо в индивидуальном порядке вернулись в Московский патриархат. Но к карловчанам примкнули те православные епископы, которые оказались на территории Советского Союза, оккупированной нацистской Германией, а затем покинули страну. Во время войны руководство Церковью перебралось из Карловцов в Мюнхен, а в 1950 году — в США.
Московский патриархат неоднократно призывал эту группу вернуться к каноническому общению, но безрезультатно. В 1974 году патриарх Пимен обратился к Синоду епископов, клириков и мирян Зарубежной Церкви и призвал их признать Московский патриархат и вступить в литургическое общение с ним. Патриархат более не говорил о поддержке советской власти, однако Синод по-прежнему отрицает подлинную церковность как Московского патриархата, так и тех Церквей, которые, как Православная Церковь в Америке, находятся в полном литургическом общении с ним.
Поместный собор Русской Православной Церкви, проходивший в июне 1988 года в Загорске по случаю тысячелетия Крещения Руси, обратился с призывом к единству всех русских православных и выразил надежду на скорое начало диалога для его достижения.
В середине 1990-х годов оживленные дебаты в Церкви вызвали предложения о примирении с Московской патриархией. Синод епископов Русской Православной Церкви Заграницей продолжал настаивать на том, что никакого примирения не может быть до тех пор, пока Московский патриархат не отвергнет "апостазию" "сергианства" (так Синод называет отношения между Церковью и государством в советское время) и экуменизм, который Синод считает "отречением от чистоты Православия".
Русская Православная Церковь Заграницей управляется Архиерейским Синодом, первым председателем которого был митрополит Антоний (Храповицкий). Затем на этом посту его сменяли митрополиты Анастасий (Грибановский), Филарет (Вознесенский), Виталий (Устинов). Ныне Первоиерарх Зарубежной Церкви — митрополит Лавр (Шкурла).
В 1990 году открытые приходы РПЦЗ появились на территории России (первоначально в Суздале, где в юрисдикцию РПЦЗ перешел со своей паствой архимандрит Валентин (Русанцов), в 1991 году рукоположенный в РПЦЗ во епископа, в 1996 году лишенный сана и ныне возглавляющий юрисдикцию Российской Православной (Автономной) Церкви с центром в Суздале). На территории России и Украины в настоящее время РПЦЗ имеет несколько епархий, духовную семинарию в Одессе.
Основной центр духовного образования в РПЦЗ — Свято-Троицкая семинария в Джорданвилле (США), где также находится Свято-Троицкий монастырь. В Иерусалиме находится Русская Духовная миссия. На Афоне — Ильинский скит.
В настоящее время РПЦЗ объединяет за пределами России около полумиллиона (по другим сведениям: 150000) последователей, проживающих более чем в 30 странах. Наибольшее их количество в США, Австралии, Германии, Канаде и Франции. Приходы имеются также в Бельгии, Нидерландах, Ливане, Турции, Австралии, Новой Зеландии и других странах. В юрисдикции РПЦЗ 19 архиереев, около 600 священнослужителей (священников и диаконов), 16 епархий, 39 монастырей и скитов в 40 странах мира, 454 прихода.
Во главе — Архиерейский Синод, состоящий из 5 правящих архиереев. Во главе Синода стоит митрополит, избираемый по жребию на Соборе. Резиденция митрополита и Синода в Нью-Йорке.
Выпускаются периодические издания "Православная Русь", "Церковная жизнь", "Православная жизнь", "Русский пастырь", "Православный путь", "Русское возрождение", "Благовестник", "Трезвон" (для детей), ряд епархиальных периодических изданий на русском и английском языках. Имеются свои издательства и типографии.
· Местонахождение: по всему миру
· Глава: митрополит Иларион
· Титул: Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей
· Резиденция: Нью-Йорк (США)
Адрес в интернете: http://www.russianorthodoxchurch.ws/
(см. также: Роберсон Р. Восточные христианские Церкви: Церковно-исторический справочник. СПб., 1999. с. 127-129);
Попов А. В. Российское православное зарубежье: История и источники: С приложением систематической библиографии. М.: Институт политического и военного анализа, 2005. 619 с.
Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Восточной Европе: 1920-1995: Биографический справочник. — М.: Русский путь, 2007. — 576 с.
|
|
|
Изменения названия
|
Карловацкая Церковь |
|
Русская Православная Зарубежная Церковь |
|
|
|
Комментарии
Акт о каноническом общении
Мы, смиренный Алексий Второй, Божией милостью Патриарх Московский и всея Руси, купно с Преосвященными членами Священного Синода Русской Православной Церкви — Московского Патриархата, собравшимися на заседание Священного Синода 3/16 мая 2007 года в Москве, и смиренный Лавр, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, купно с Преосвященными Архиереями — членами Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, собравшимися на заседание 5/18 апреля 2007 года в Нью-Йорке,
руководствуясь стремлением к восстановлению благословенного мира, богозаповеданной любви и братского единения в общем делании на ниве Божией всей Полноты Русской Православной Церкви и верных ее, в Отечестве и в рассеянии сущих, принимая во внимание исторически сложившееся устроение церковной жизни русского рассеяния вне пределов канонической территории Московского Патриархата,
учитывая, что Русская Православная Церковь Заграницей осуществляет свое служение на территории многих государств,
— настоящим Актом утверждаем:
1. Русская Православная Церковь Заграницей, совершая свое спасительное служение в исторически сложившейся совокупности ее епархий, приходов, монастырей, братств и других церковных учреждений, пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви.
2. Русская Православная Церковь Заграницей самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей Полнотой Русской Православной Церкви.
3. Высшую духовную, законодательную, административную, судебную и контролирующую власть в Русской Православной Церкви Заграницей осуществляет ее Архиерейский Собор, созываемый ее Предстоятелем (Первоиерархом) согласно Положению о Русской Православной Церкви Заграницей.
4. Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей избирается ее Архиерейским Собором. Избрание утверждается, в соответствии с нормами канонического права, Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.
5. Имя Предстоятеля Русской Православной Церкви, а также имя Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей возносится за богослужением во всех храмах Русской Православной Церкви Заграницей перед именем правящего архиерея, в установленном порядке.
6. Решения об образовании или упразднении епархий, входящих в Русскую Православную Церковь Заграницей, принимаются ее Архиерейским Собором по согласованию с Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.
7. Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей избираются ее Архиерейским Собором или, в случаях, предусмотренных Положением о Русской Православной Церкви Заграницей, Архиерейским Синодом. Избрание утверждается на канонических основаниях Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.
8. Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей являются членами Поместного и Архиерейского Соборов Русской Православной Церкви и участвуют в установленном порядке в заседаниях Священного Синода. Представители клира и мирян Русской Православной Церкви Заграницей участвуют в Поместном Соборе Русской Православной Церкви в установленном порядке.
9. Вышестоящей инстанцией церковной власти для Русской Православной Церкви Заграницей являются Поместный и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.
10. Решения Священного Синода Русской Православной Церкви действуют в Русской Православной Церкви Заграницей с учетом особенностей, определяемых настоящим Актом, Положением о Русской Православной Церкви Заграницей и законодательством государств, в которых она осуществляет свое служение.
11. Апелляции на решения высшей церковно-судебной власти Русской Православной Церкви Заграницей подаются на имя Патриарха Московского и всея Руси.
12. Изменения, вносимые в Положение о Русской Православной Церкви Заграницей ее высшей законодательной властью, подлежат утверждению Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви в том случае, если таковые изменения имеют канонический характер.
13. Русская Православная Церковь Заграницей получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси.
Настоящим Актом восстанавливается каноническое общение внутри Поместной Русской Православной Церкви.
Ранее изданные акты, препятствовавшие полноте канонического общения, признаются недействительными либо утратившими силу.
Восстановление канонического общения послужит, Богу содействующу, укреплению единства Церкви Христовой и делу ее свидетельства в современном мире, способствуя исполнению воли Господней о том, «чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин. 11, 52).
Воздаем благодарение Всемилостивому Богу, Своею всесильною десницею направившему нас на путь к уврачеванию ран разделения и приведшему нас к вожделенному единству Русской Церкви на родине и за рубежом, во славу Его Святого Имени и на благо Его Святой Церкви и верных чад ее. Молитвами Святых Новомучеников и Исповедников Российских Господь да дарует благословение Единой Русской Церкви и чадам ее, во отечестве и рассеянии сущим.
+АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
+ЛАВР, МИТРОПОЛИТ ВОСТОЧНО-АМЕРИКАНСКИЙ И НЬЮ-ЙОРКСКИЙ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ
Во граде Москве
в день Вознесения Господня
4/17 мая 2007 года
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|