Биография
Иоаким (Савелов), патриарх Московский и всея Руси.
Родился в 1620 г.
Происходил из рода московских дворян Савеловых. Дворянское происхождение заставило его в молодости поступить на военную службу, но эта деятельность была не по душе молодому Савелову и на 35 году жизни (в 1655 г.) он оставил воинское звание и вступил в число иноков Киево-Межигорского монастыря.
В 1657 г. назначен патр. Никоном строителем Новгородского Иверского монастыря. Вскоре, по ходатайству боярина Ртищева, переведен в Москву строителем Андреевского монастыря, а затем келарем Новоспасского монастыря.
С 1664 г. — архимандрит Чудовского монастыря.
22 декабря 1672(3?) г. хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан митрополита.
26 июля 1674 г., после годового междупатриаршества, избран Патриархом Московским.
В 1681 г. дал грамоту о построении каменной церкви в честь Владимирской Божией Матери в г. Арзамасе, вместо сгоревшей.
В 1685 г. посвящал Гедеона, князя Четвертинского, в митр. Киевского.
Скончался 17 марта 1690 г. Погребен в Московском Успенском соборе.
Самостоятельная деятельность Иоакима проявилась с 1673 г., с назначением его митр. Новгородским.
Первые его распоряжения касались внешней обрядности, на которую он вообще обращал большое внимание.
Он указал игуменам и протопопам, спорившим о местах, "кому под кем стоять и заседать", установил кем должна собираться церковная дань, ввел представление сведений митрополиту о материальном положении причта и приходов.
В 1673 г. посылал из Новгорода архим. Макария на увещевание взбунтовавшихся монахов Соловецкого монастыря.
Будучи избран на патриарший престол, Иоаким за все свои 16 лет патриаршества принимал деятельное участие в событиях религиозной и политической жизни Московского государства.
Патриарх принимал в свое ведение богадельни, повелевая нищим селиться при церквях Важным актом государственной деятельности Иоакима было его участие в уничтожении местничества среди бояр.
Основные его усилия были направлены на борьбу против новых веяний, проникавших в то время в русское общество, против стремлений сблизиться с иноземцами, против иностранного влияния, шедшего главным образом из Польши.
В 1686 г., благодаря его стараниям, к Московскому патриархату была присоединена Западнорусская митрополия, находившаяся под властью Константинопольского патриарха и служившая проводником латинской пропаганды в Россию.
Представителями польско-латинской культуры в Москве были выходцы из южной России, особенно после присоединения Малороссии к Московскому государству. В Москве в тот период образовались две религиозно-политические партии — одна латинствующая, во главе которой стоял ученый монах, настоятель Заиконоспасского монастыря, Сильвестр Медведев, другая — ревнителей православия, возглавляемая патр. Иоакимом.
Для борьбы с польско-латинским направлением патр. Иоаким испросил в 1685 г. от восточных патриархов двух ученых греков, монахов братьев Лихудов, поставил их во главе "греческого" училища, основанного в Москве в 1679 г., и поручил им опровергать сочинения латинствующих. Но этим борьба не закончилась. По инициативе патр. Иоакима созывался собор, на котором Медведев был приговорен к строгому заключению. В дальнейшем передан гражданским властям, подвержен пыткам и казнен.
С чувством особой суровости и даже враждебности относился патр. Иоаким к расколу. Строгость и суровость проявлял он и в отношении ко всей пастве. На Соборе 1681 г. провел постановления, которые должны были парализовать старообрядческое движение — например, об отсылке упорных раскольников к градскому суду, о строгом контроле за продажей "тетрадей" у Спасских ворот, о бесплатной выдаче новоисправленных богослужебных книг.
С особой настойчивостью преследовал Иоаким патр. Никона, низложенного с патриаршего престола. В 1676 г. он перевел последнего в Кириллов монастырь под строжайший надзор.
Следует отметить, что патр. Иоаким проявлял большую заботу о духовенстве. Он стремился поставить его в юридическую и материальную независимость от светской власти, выделить среди других сословий и доставить ему, по возможности, самостоятельность во внутреннем его управлении.
В 1681 г. он, заботясь об экономическом благосостоянии духовенства, настоял на отмене закона 1676 г., запрещавшего приписывать церквям земельные наделы. В 1675 г., по его инициативе, решением собора был упразднен Монастырский Приказ и было строго подтверждено, что духовенство должно быть судимо только духовными судьями. По его же предложению Соборы 1675 и 1682 гг. сформулировали несколько определений, направленных на исправление нравов духовенства. Заботясь о сохранении неповрежденности обрядов Русской Церкви, он осуществлял критическую проверку богослужебно-обрядовой практики и очистку ее от привнесенных в нее излишних канонических наслоений. В то же время при нем был исправлен и издан ряд богослужебных и других церковных книг.
Оценивая деятельность патр. Иоакима, можно сказать, что он не является личностью светлой и симпатичной; даже среди современников он выделялся своей нетерпимостью и суровым, подчас жестоким фанатизмом. В то же время он представляет из себя личность цельную, с твердым и непреклонным характером, с непоколебимой силой воли, с железной энергией и настойчивостью.
Труды:
Увет духовный.
Слово поучительное.
Литература:
Боголюбский М.С., прот. Московская иерархия. Патриархи. М., 1895, с. 31-45.
Смирнов И. Иоаким, патриарх Московский // Чтения общества любителей духовного просвещения. 1879. ч. I-II; 1880. ч. I; 1881. ч. I (отд. изд. М., 1885).
Шляпкин Св. Димитрий Ростовский и его время.
Горский И. Патриарх всероссийский Иоаким в борьбе с расколом. СПб., 1864.
Толстой М. Рассказы из И. Р. Ц., с. 558-568, 574-591.
Скворцов Г.А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды.
Сементовский Н. Киев и его святыни. 6-е изд. допол. и испр. СПб и Киев, 1881, с. 251.
Сменцовский М.Н. Братья Лихуды. СПб., 1899.
Барсуков. Всероссийский патриарх Иоаким Савелов. СПб., 1890.
Писарев Н.Н. Домашний быт русских патриархов. Казань, 1904. с. 192-198.
Едлинский М., свящ. Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю свято-русскую. СПб, 1903, с. 116-135.
Соловьев С.М. История России, кн. III, с. 468, 740-746, 775, 818-900, 905-928; 1046-1095; 1190.
Белокуров С.А. Сильвестр Медведев об исправлении богослужебных книг при патриархах Никоне и Иоакиме // Христианское чтение. 1885. ч. II.
Булгаков, с. 1405, 1406.
Денисов, с. 95, 427, 501.
Ратшин, с. 99.
Строев П., с. 7, 37, 163.
Н. Д., с. 12, 19.
Учреждение Арханг. еп. и ее архипастыри. Архангельск, 1889, с. 3.
Приб. к твор. св. отц., т. 32 (статья И. Мансветова "Как у нас привились книги" и др.).
Материалы для истории раскола, т. IV.
Житие и Завещание патр. Иоакима, изд. отдельно Императ. общ-м любителей древн. письм., № 47.
Обозрен. еп. преосвящ. Ионафаном, еп. Яросл. и Рост. Ярославль, 1881, с. 6.
Летопись Е. А., с. 576, 677, 671, 672.
М. Нкр., т. I, с. 508.
Сборн. любит. дух. чтен. М., 1888, с. 311.
Прав. собес., 1866, январь, с. 38 и п/с.
-"- 1867, ноябрь, с. 193.
Истор. свед. о г. Арзамасе, 1911, с. 42.
Душеп. чтен., 1897, ч. 2, с. 531.
Рус. палом., 1889, № 34, с. 401, 402; № 35, с. 415-418.
Странник, 1872, февраль, с. 89.
Истор. вестн., 1880, январь, с. 21.
-"- 1881, март, с. 548-549; ноябрь, с. 665-668.
-"- 1885, октябрь, с. 115.
-"- 1886, т. 25, с. 589.
-"- 1890, октябрь, с. 190.
-"- 1895, апрель, с. 544.
-"- 1896, июль, с. 82 п/с.
Прав. собес., 1873, июль, с. 336.
Рус. архив, 1889, кн. 2-я, с. 304 (Казанский митр. Маркелл).
-"- 1893, кн. 3-я, с. 15-17 (Н. Скворцов, свящ., Московский Кремль).
-"- 1895, кн. 1-я, № 4, с. 530-531.
-"- 1910, кн. 1-я, № 3, с. 423, 425-427; кн. 3-я, № 9, с. 8.
Ж. М. П., 1944, № 9, с. 15.
-"- 1945, № 3, с. 68; № 4, с. 66; № 7, с. 50.
-"- 1948, № 3, с. 6.
БЭЛ, т. VI, с. 729-735.
БЭС, т. I, с. 1078-1079.
РБС, т. VIII, с. 174-177.
ПБЭ, т. 6. стб. 729-735.
Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно): Ч. 1-5. Куйбышев, 1971 (машинопись). Ч. 2.
|