Биография
Исидор, митрополит Киевский и всея Руси.
По происхождению грек.
Родился в г. Фессалониках.
В 1437 г. был хиротонисан Константинопольским патр. Иосифом на русскую митрополию. Его назначение в Россию имело определенную цель — склонить русских к участию в соборе по объединению церквей.
В Москве Исидор был принят неохотно, т. к. на Московскую митрополию был избран другой кандидат, из русских, который был отправлен в Константинополь для посвящения.
Прибыв в Москву, Исидор сразу же заговорил о предстоящем соборе в Италии и выразил желание поехать на него в качестве представителя Русской митрополии. Вел. кн. Василий убеждал Исидора не ездить в латинскую землю и даже запрещал ему своею властью. Наконец, видя упорство Исидора, согласился, взяв с него клятву, что он "ничто странна и чюже" не принесет от латинят и крепко будет стоять за православие.
Однако уже в Юрьеве (Дерпте) Исидор поклонялся прежде "крыжу ляцкому", а потом уже православному.
На соборе в Ферраре, а потом во Флоренции он явно был на стороне латинян и подписал соборное определение о соединении церквей. От папы Исидор получил сан кардинала и звание "лягата от ребра апостольского" для всех северных стран. На обратном пути в Будине, Кракове, Львове он объявлял о соединении церквей и совершал литургии в латинских храмах.
В 1441 г., когда он вернулся из Италии в Москву перед ним несли латинский крест. На первой же литургии, которую совершал сам митрополит, на эктениях вместо патриархов восточных поминали папу Евгения. По окончании службы архидиакон стал читать с амвона определение Флорентийского собора. От изумления все безмолвствовали. Но сам вел. кн. выступил с обличительным словом. Он назвал Исидора волком-хищником, лжепастырем, еретиком, губителем христианских душ, приказал посадить его в заключение в Чудов монастырь. Затем созвал собор для рассмотрения Флорентийских соборных постановлений. Последние были признаны противными древнему православному учению. Было решено призвать Исидора к раскаянию и исправлению, но напрасно — из заключения он успел убежать в Тверь, а оттуда через Литву пробрался в Рим, где получил место в совете кардиналов.
Известия русских летописей об Исидоре заканчиваются заявлением, что в Риме он "нигде же пристанища не имел".
Скончался по одним источникам 14 марта 1463 г., по другим — в 1472 г.
Это был последний митрополит, избранный и поставленный для России в Константинополе. С Исидором окончился тот период, когда наши первосвятители избирались то в Греции, то в России или Литве, когда в России появлялось одновременно по два и даже по три митрополита и происходили разные беспорядки от искателей митрополичьей власти.
Литература:
Соловьев С. М. История России, кн. I, с. 1259-1260.
Макарий И. Р. Ц., т. IV, кн. I, с. 107-108.
Булгаков, с. 1402.
Денисов, с. 425.
Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 225-227, 229-231.
Строев П., с. 3.
Летопись Е. А., с. 533, 535, 543, 548.
Др. Рос. Вивлиофика, т. VI.
П. С. Р. Л., II, с. 354; III, с. 112; IV, с. 122, 210-212; V, с. 29, 30, 267; VI, с. 151-169, 319; VII, с. 163; VIII, с. 100, 109, 122.
Русская старина, 1904, июль, с. 142.
Ж. М. П., 1950, № 7, с. 41, прим.
БЭЛ, т. V, с. 1065.
БЭС, т. I, с. 964-965; т. II, с. 1574.
ЭС, т. XIII (кн. 25), с. 364-365.
РБС, т. VIII, с. 147-148.
Н. Д., с. 13.
|