Архиереи



Иннокентий (Вениаминов-Попов), св.

  
Ф.И.О.:  Вениаминов-Попов-Ангингский Иван Евсеевич
  
Сан:  митрополит
Место:  рождения: с. Ангинское, Иркутская епархия
Дата рождения:  26.08. 1797 г. 18 век
Дата пострига:  29.11. 1840 г. 19 век
Дата хиротонии:  15.12. 1840 г. 19 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

Образование

Семинария Иркутская духовная

   
  

 
Биография

Иннокентий (Вениаминов-Попов Иоанн Евсеевич), митрополит Московский.
Родился 26 августа 1797 г. в семье пономаря села Ангинского, Иркутской епархии.
С девяти лет он обучался в Иркутской Духовной семинарии. В 1814 году Иван Попов получил новую фамилию — Вениаминов, в честь известного архиепископа Вениамина (Румовского-Краснопевкова).
13 мая 1817 г. (еще учеником семинарии) рукоположен во диакона к Благовещенской церкви. В июне того же года окончил семинарский курс образования.
По окончании семинарии Иван Вениаминов был определен учителем в приходское училище, а через год — 18 мая 1821 г. рукоположен в сан священника.
В 1823 г. иркутскому духовенству было преложено отправиться на о. Уналашку для просвещения алеутов. По благословению епископа Иркутского и Нерчинского Михаила (Бурдукова), 29 июля 1824 года назначен миссионером (7 мая — отправился в путь, прибыл на место 29 июля) в Америку и вскоре отец Иоанн со своим семейством прибыл на остров Уналашка в Русской Америке, где пробыл пятнадцать лет. Он просвещал обитателей Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, крестил тысячи людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них детей. Был священником, учителем, плотником, кузнецом, механиком, часовщиком, отливал восковые свечи, прививал оспу.
Проводя большую часть жизни в миссионерских путешествиях, отец Иоанн глубоко изучил языки, быт и нравы народов, среди которых жил. Он на несколько языков перевел Слово Божие. За десять леь он обратил в христианство население Алеутских островов. Труды отца Иоанна Вениаминова по географии, этнографии, языкознанию получили широкую известность.
22 августа 1834 г. переведен в Новоархангельский порт на о. Ситху, для просвещения колошей.
8 ноября 1838 г. отправился в Петербург, чтобы решить вопрос о расширении миссионерского дела на Алеутских островах, об образовании Камчатской епархии, и за разрешением печатать свои переводы священных книг на инородческие языки.
25 декабря 1839 г. возведен в сан протоиерея.
29 ноября 1840 г. после смерти жены принял монашество (митрополит Московский Филарет (Дроздов) совершил пострижение) и 30 ноября возведен в сан архимандрита.
15 декабря 1840 г. хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского.
С 21 апреля 1850 г. — архиепископ.
Преосвященный Иннокентий принимал самое деятельное участие в разрешении "амурского вопроса", касавшегося присоединения Приамурья к России. Он был ближайшим сподвижником генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева.
В 1858 году архиепископ Иннокентий вместе с Н.Н. Муравьевым отправляется по Амуру для переговоров с китайскими послами о границе между государствами. 5 мая они прибывают в Усть-Зейскую станицу, и 9 мая Преосвященный Иннокентий закладывает здесь храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. А через несколько дней в городе Айгуне был заключен новый мирный договор с Китаем, по которому весь Амурский край перешел к русским.
В 1858 году Благовещенск становится центром Камчатской епархии, куда входит и Амурская область, и архиепископ Иннокентий переезжает сюда из Якутска. По его проекту и при его непосредственном участии в Благовещенске были построены кафедральный храм, Никольская церковь, возведен архиерейский дом — комплекс из шести деревянных зданий.
В 1857 г. вызван в С.-Петербург для присутствия в Св. Синоде.
5 января 1868 г. назначен митрополитом Московским на место почившего митр. Филарета.
Скончался 31 марта 1879 г. Погребен в Троице-Сергиевой Лавре, в церкви Филарета Милостивого.
Рано оставшись сиротою, будущий великий миссионер и ревностный деятель Православной Церкви, самоучкой выучился грамоте и семи лет уже прекрасно читал за литургией Апостола. Прихожане уговорили его мать отдать сына в ученье, и он был принят в Иркутскую семинарию на казенный счет.
Окончил ее с отличием, женился и был рукоположен в сан священника, а вскоре после этого со всей семьей добровольно поехал для миссионерской деятельности на остров Уналашку. Большую часть своей жизни провел он на трудном поприще миссионера, в негостеприимных владениях России на берегах Тихого океана. Много лет прожил на Алеутских островах крестя инородцев и переводя книги на их язык. Делал он все это не ради личной славы, почести или земных выгод, а по одной любви к делу и к своим духовным детям. Под его руководством миссионерская деятельность в этих краях получила небывалое развитие. Его неутомимая плодотворная деятельность привлекла к нему почтение и уважение даже иностранцев. Перед этой величавой светлой личностью особенно преклонялись англичане и американцы и даже воспевали ее в стихах.
Поприще его многотрудной деятельности не ограничилось русской Америкой; он простер свой жезл даже и на Азиатский материк, именно на Якутскую область, которая жалчайшим состоянием своим обратила на себя его внимание, и через некоторое время была присоединена к его епархии.
На новом месте служения, став митрополитом Московским, святитель был по-прежнему неутомим. Близко вникал в нужды духовенства, устроил огромную Островскую богадельню для вдов и сирот, основал Православное Миссионерское общество, оставил после себя много научных трудов.
Митрополит Иннокентий был выдающимся церковным деятелем, этнографом, филологом. Он внес огромный вклад в освоение и научное изучение Камчатки, Аляски, Приморья.
От природы митр. Иннокентий имел крепкое и плотное телосложение, высокий рост, и даже в преклонном возрасте, украшенный сединами, все еще был бодр, жив, весел, добр, ласков, прост, но в то же время и сильно строг. Неутомимо деятелен и чрезвычайно опытен по жизни и духу. Одним словом — святитель. Его называли — АПОСТОЛ АМЕРИКИ.
Митрополит Иннокентий канонизирован в октябре 1977 г.

Труды:
Письма (1823-1878 гг.) собраны И. Барсуковым, 3 т. СПб, 1897, 1901.
Творения, три книги, собраны И.Барсуковым. М., 1886-1888.
Слово при вступлении в управление Московской паствой 26.05.1868 г. (Прав. обозрен., 1868, май, с. 153-154).
Указание пути в Царствие небесное. М., 1871, см. также Изв. Казан. еп., 1882, № 7, с. 151; 1886, № 7, с. 180; 1893, с. 18.
Русская Церковь и дружба между народами (Ж. М. П., 1959, № 11, с. 50).

Литература:
Барсуков И. Иннокентий, митр. Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1883.
Смирнов П.А. Сочинения, т. II. СПб, 1897.
Фиалкин В. Московский период миссионерской деятельности высокопреосвящ. Иннокентия Вениаминова (Странник, 1891, I и II).
Анатолий, архим. Американские очерки. Одесса, 1907, с. 19-21.
Булгаков, с. 1395-1405.
Толстой Ю., № 299.
Строев П., с. 132, 141, 1021.
Денисов, с. 432, 462, 464.
Н. Д., с. 15, 76.
Списки архиереев, № 299.
Летопись Е. А., с. 800, 828, 858.
Юбилейный сборник, с. 94, 125, 143, 152-154, 155, 165, 196, 335, 336, 410, 479 и др.
Иннокентий проповедник на Алеутских островах. Жизнь и подвиги. СПб. Родник, 1887 (составлено Сысоевой Е.А. по книге Барсукова И. Иннокентий митр. Московский и Коломенский).
Письма Филарета, митр. Московского к высоч. особам, т. II, с. 138, пр. 2, 144 и пр. 1, 264-265, 266, 281 и пр. 3.
Приб. к Ц. В., 1895, № 18, с. 632-633.
-"- 1897, № 3, с. 80; № 34, с. 1201; № 36, с. 1265-1271; 1285, 1286.
-"- 1900, № 3, с. 97-107.
-"- 1901, № 37, с. 1361-1362.
-"- 1903, № 50, с. 1964-1965.
-"- 1907, № 40, с. 1743.
Труды К. Д. А., 1870, май-июнь, с. 15.
-"- 1875, июнь, с. 209-210.
Прав. собес., 1897, март, с. 185; май, с. 216-217.
-"- 1898, октябрь, с. 394.
-"- 1901, апрель, с. 51.
-"- 1905, январь, с. 99-110; июль-август, с. 18.
-"- 1907, апрель, с. 579-586; май, с. 708-736; ноябрь, с. 120-147.
-"- 1908, март, с. 384.
Странник, 1872, май, с. 73.
-"- 1891, май, с. 83.
Церк. вестн., 1891, № 4, с. 62-63.
Душеп. чтен., 1897, ч. 2, с. 662, 669.
Изв. Казан. еп., 1868, № 3, с. 65; № 13, с. 337-338, 347-350.
-"- 1870, № 3, с. 71, 72.
-"- 1873, № 16, с. 491.
-"- 1879, № 8, с. 205, 206.
Русск. старина, 1874, август, с. 778.
-"- 1879, апрель, с. 268, 303.
-"- 1882, апрель, с. 182, 185; июнь, с. 28-29; октябрь, с. 179.
-"- 1888, март, с. 715.
Прав. обозрен., 1868, январь-декабрь, с. 1, 30-31, 76-91, 138.
-"- 1870, декабрь, с. 428-430.
-"- 1889, сентябрь-декабрь, с. 742-769.
Самар. еп. вед., 1868, № 4, с. 79; № 19, с. 417.
-"- 1873, № 3, с. 61-63.
-"- 1879, № 9, с. 166.
-"- 1880, № 17, с. 267.
-"- 1891, № 24, с. 771.
-"- 1897, № 18, с. 861.
Истор. вестн., 1887, апрель, с. 213-214.
-"- 1889, август, с. 370.
-"- 1896, август, с. 431.
-"- 1906, апрель, с. 290.
Ж. М. П., 1945, № 3, с. 69, 70.
-"- 1949, № 7, с. 36-44.
-"- 1950, № 7, с. 75.
-"- 1960, № 7, с. 46-47.
Ж. П. Б., февраль, с. 573, март, с. 346, 352.
БЭЛ, т. V, с. 963; т. VIII, с. 232.
БЭС, т. I, с. 945; т. II, с. 1602.
РБС, т. VIII, с. 121-122.
Анисов Л.М. Просветитель Сибири и Америки: Жизнеописание святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. 224 с.

 
Должности и места служения

Американская епархия

15/27.12. 1840 г. 19 век   —  
1853 г. 19 век
  
  

Петропавловская епархия

15/27.12. 1853 г. 19 век   —  
5/17.01. 1868 г. 19 век
  
  

Московская епархия (г. Москва)

5/17.01. 1868 г. 19 век   —  
31.03/12.04. 1879 г. 19 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–