Архиереи



Дионисий, св.

  
  

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Св. Дионисий (в мире Давид), митрополит Киевский и всея России.
Родился около 1300 г. в Киевской губернии.
Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха в Киево-Печерском монастыре. Затем удалился из монастыря и поселился один в пещере, ископанной им самим на берегу реки Волги, недалеко от Нижнего Новгорода. В 1330 г. на этом месте Дионисием была основана Печерская обитель с храмом во имя Вознесения Господня, где он был игуменом, а затем архимандритом. Эта обитель сделалась "училищем христианской веры и благочестия". В ней насчитывалось до 900 иноков.
Обширным знанием правил веры и строгою подвижническою жизнью Дионисий приобрел всеобщее уважение. Современники видели в нем "мужа кроткого, рассудительного, знающего св. Писание, учительного, славного постничеством и исполненного любви ко всем".
В 1374 г. Дионисий за добродетельную жизнь и образованность был хиротонисан во епископа Суздальского и Нижегородского свят. Алексием, митр. Московским.
В следующем (1375) г. преосвящ. Дионисий, подвергая свою жизнь опасности, участвовал в умиротворении Мамаевой смуты.
После смерти св. Алексия преп. Сергий предлагал вел. кн. Димитрию избрать на митрополичью кафедру еп. Дионисия. Но вел. кн. пожелал иметь митрополитом своего духовника Новоспасского архимандрита Михаила (Митяя).
По повелению князя Михаил был избран в Москве собором епископов в митрополита Московского.
Святитель Дионисий смело выступил против вел. кн., указав ему на то, что поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха будет незаконно.
Митяй вынужден был ехать в Константинополь. Последний озлобился на св. Дионисия и угрожал, что по своем возвращении из Греции не оставит его (Дионисия) даже священником.
Дионисий хотел опередить Митяя и ехать в Константинополь сам, но был задержан и взят под стражу вел. кн. Желая освободиться, Дионисий дал обещание не ехать в Константинополь и представил за себя порукою преп. Сергия. Но как только получил свободу, по вызову патриарха, поспешил в Грецию вслед за Митяем. Своим поступком он причинил много неприятностей преп. Сергию.
В Константинополе св. Дионисий пробыл более года. За это время он прислал из Царьграда два списка с иконы Божией Матери Одигитрии, потом часть Животворящего древа и "страсти Христовы", т. е. частицы орудий, которыми мучили Спасителя.
Константинопольский патриарх высоко оценил достоинства свят. Дионисия, возвел его в сан архиепископа и наградил многокрестной фелонью.
После несчастной смерти Митяя Дионисий, пользуясь расположением патриарха, мог бы испросить себе сана митрополита, но он не искал земной славы.
В конце 1381 г. свят. Дионисий возвратился из Греции с патриаршим поручением заботиться об истреблении ереси стригольников в Новгороде и Пскове.
Убедившись в достоинствах свят. Дионисия (после смены двух митрополитов), вел. кн. пожелал, наконец, видеть его на митрополичьей кафедре.
В 1383 г. Дионисий вторично отправился в Царьград и был возведен в сан митрополита.
Возвращаясь в Москву через Киев, Дионисий был задержан литовским князем Владимиром Ольгердовичем, который объявил, что так как московский князь по своей воле изгнал митрополита Киприана, то и князь киевский, подражая ему, задерживает Дионисия.
Находясь в заключении, св. Дионисий проводил время в молитвах и сердечном сокрушении.
Скончался он 15 октября 1384 г. Погребен в Антониевых пещерах, где мощи его почивали открыто.
По древним памятникам он называется чудотворцем. Память его празднуется 26 июня и 15 октября.

Литература:
Протопопов Жития святых, кн. VI, с. 488-507.
Лавров Св. Дионисий, архиеп. Суздальский и митр. всея России. Нижний Новгород, 1892.
М. Макарий И. Р. Ц., кн. IV, с. 73-74, 111-112, 150, 154, 194.
Толстой М.В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 186-188, прим. 22.
Голубинский И. Р. Ц., т. II.
Сементовский Киев, его святыни, древности и достопамятности. Киев и СПб, 1881, с. 154.
Поселянин Жития святых, июнь, с. 151.
Макарий, иером. Сказание о жизни и подвигах пр. Макария Унжен. М., 1850, с. 15-28.
Булгаков, с. 1402.
Строев П., с. 3, 654.
Денисов, с. 531-534.
Летопись Е. А., с. 510.
Обзор рус. дух. лит., с. 75-82, № 71.
Жития святых, изд. Св. Синода, том доп. СПб, 1916, с. 387, прим. I.
Святая Русь, № 18.
Троицкий Патерик, с. 53-57.
Прав. собес., 1866, март, с. 209; апрель, с. 239-250.
Истор. вестн., 1890, ноябрь, с. 489-490.
Рус. архив, 1904, кн. 2-я, № 8, с. 604.
Н. Д., с. 13, 44.
БЭЛ, т. IV, с. 1092, 1094.
БЭС, т. I, с. 744, 745.
БЭЮ, т. 8, с. 534.
РБС, т. VI, с. 422-423.

 
Должности и места служения

игумен
Монастырь в честь Вознесения Господня Печерский (мужской)

14 век   —  
14 век
  
  

Владимирская епархия

11/18.02. 1374 г. 14 век   —  
1383 г. 14 век
  
  

Московская епархия (г. Москва)

1384 г. 14 век   —  
26.06/03.07. 1385 г. 14 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–