Архиереи



Сергий (Ляпидевский)

  
Ф.И.О.:  Ляпидевский Николай Яковлевич
  
Сан:  митрополит
Дата смерти:  11.02. 1898 г. 19 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Сергий (Ляпидевский Николай Яковлевич), митрополит Московский и Коломенский.
Родился 9 мая 1820 года в г. Туле в семье протоиерея. День ангела 25 сентября.
Обучался в Тульской духовной семинарии.
В 1844 году окончил Московскую духовную академию.
За диссертацию "О поминовении усопших" получил степень степенью магистра богословия.
24 июня 1844 года года пострижен в монашество, 20 июля рукоположен во иеродиакона, а 6 августа того же года рукоположен во иеромонаха и 30 октября определен бакалавром Московской духовной академии.
25 октября 1845 года утвержден в степени магистра богословия.
С 23 апреля 1848 года — инспектор Московской духовной академии.
15 января 1850 года возведен в сан архимандрита.
С 20 марта 1851 года — экстраординарный профессор по православному и Пастырскому богословию.
С 4 октября 1857 года — ректор Московской духовной академии.
С 18 апреля 1858 года — настоятель Высокопетровского монастыря, а с 8 августа 1859 года — настоятель Заиконоспасского монастыря.
1 января 1861 года хиротонисан во епископа Курского и Белгородского.
С 11 января 1880 года — архиепископ Казанский и Свияжский.
С 21 августа 1882 года — архиепископ Кишиневский.
С 1883 года — почетный член Казанской духовной академии.
С 1884 года — почетный член Московской духовной академии.
9 апреля 1889 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
С 12 января 1891 года — архиепископ Херсонский и Одесский.
14 мая 1896 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре.
С 15 мая 1893 года — член священного Синода.
С 9 августа 1893 года — митрополит Московский и Коломенский и Свято-Троицкой Лавры — священно-архимандрит.
Митрополией управлял пять лет.
Скончался 11 февраля 1898 года в С.-Петербурге. Отпевание совершено в Чудовом монастыре 14 февраля. Погребен в склепе Успенского собора Лавры. Гроб положен рядом с гробом митрополита Леонтия.
Высокопреосвященный Сергий обладал той единоспасающей православной церковностью, которая предохраняет пасомых от всяких и явных и скрытых опасностей. Он был глубоко проникнут верой в вечную истину вечно Православной Церкви, где ничего нельзя ни прибавить, ни убавить без искажения истины. Подобно митрополиту Филарету, он хранил церковность, как святыню. Во имя церковной правды он старался поддержать и возвысить высокий дух в служителях Церкви, памятуя однако и границы человеческих сил, а потому не впадая в обманчивую строгость непримиримого ригоризма (оцепенения, неподвижности), он охранял права Церкви с той же осмотрительностью; его любимым наставлением было правило, что должно достигать торжества правды, а не огорчения противника. Эту осмотрительность, эту обязательную зрелость и взвешенность всякого решения не могли не уважать самые нетерпеливые ревнители, склонные видеть в ней медлительность.
Глубокий знаток православного учения, он обладал и тонким умом, воспитанным в школе той же духовной дисциплины. Всегда спокойный, владеющий своим разумом, думая только о торжестве истины, а не об "огорчении противника", митрополит своими меткими замечаниями тем более поражал противников, что не чувствовали себя лично задетыми, не могли не сознавать, что для него вопрос состоял только в истине.

Духовно-нравственный облик митрополита Сергия
Советников у него не было, приближенных тоже. Он всех держал в почтительном отношении. "Строго взвешивайте советы других, — говорил он молодому архипастырю, — а лучше молитесь Богу и поступайте , как Бог положил Вам на сердце".
Он был муж мудрый, — суж мудрый безмолвие водит: он не любил никому открывать своих заветных дум: внутренний мир души его мало кому был доступен: во святое святых души его редко кто входил.
Сам строгий исполнитель закона, он требовал и от других исполнения законов. Сам воздержник, он любил и в других видеть воздержание. Сам постник, он требовал, чтобы и другие постились.
Его нельзя было подкупить фразами, он не любил фраз; "Вы говорите мне дело и правду".
Был строг к другим , особенно к тем, которые в действиях своих проявляли упорную и злую волю.
Он никогда не принимал в свою епархию никого из своих родных.
О нестяжательности его говорит то, что никогда ничего не заключал под замок. Во всей его комнате не было замков.
Еще он носил на себе подвиг частого совершения крестных ходов.
Он подобно Филарету , чтил святыню русского сердца — молитвенного воспоминания великих исторических дней небесной милости и своим соучастием поддерживал красоту церковную, окрыляя народные исторические воспоминания. Дух его при таких случаях, как бы не знал утомления....
Неутомимые, изумительные в его преклонном возрасте шествия в величественных и довольно продолжительных ходах были истинным подвигом.
....И в то время,. Когда естественные силы у человека слабеют, какая у него была энергия! Какая сила воли! Какой светлый взгляд на вещи! Какая твердая память! Как глубоко вникал он в каждое дело! Как мудро и просто решал он самые запутанные вопросы одним или двумя словами.
Классическая точность мысли, а отсюда происходящая как бы некая скупость на слова чувствовалась и при произнесении поучений. "Я всегда предварительно обдумываю не только мысли, но и форму их выражения, когда собираюсь что-либо говорить в храме", — говорил он близким.
Какая осторожность в слове!
Достойно внимания его правило — всякое дело, распоряжение, ходатайство — утверждалось на достаточном основании.
Архипастырь любил кроткий, молчаливый дух: все свои подвиги скрывал в тайниках своего сердца, которое не терпело никаких внешних выражений славы и похвал, даже в делах достойных похвалы.
Он любил монашество, он разрешал пострижение в монашество с большой осторожностью: тридцать лет, и ни одним месяцем меньше.
О послушании его нечего говорить: всем широко известна его преданность закону.
Верный хранитель заветов мудрого присннопамятного святителя Филарета.
Внешность митрополита Сергия была величественная, импозантная. Взгляд его был ласковый, душу согревающий.

Труды:
"О поминовении усопших". (Магистерская диссертация). Москва, 1844.
"О побуждениях к исполнению нравственного закона". "Приб. к твор. свят. отцов" 1851, ч. X.
"О клятве" "Приб. к твор. свят. отцов" 1853, ч. XIV.
"О любви к Богу, испытуемой скорбями"
"Приб. к твор. свят. отцов" 1856, ч. XV.
"О произвольных обетах". "Приб. к твор. свят. отцов" 1856, ч. XVII.
"О таинстве Елеосвящения".
"О терпении и молитве".
"Об исхождении Духа Святого".
"Ответ на письма князя- писателя относительно учения латинского о папе". "Приб. к твор. свят. отцов" 1859, ч. XVIII.
"Брак и безбрачие лиц духовных" "Приб. к твор. свят. отцов" 1860, ч. XIX.
Речь при наречении его во епископа. 1860.
"Слова и речи епископа Курского". Москва.
"Слова и речи архиепископа Херсонского и Одесского".
"Проповеди". (Душепоп. Чтение). ??
"Лекции по Пастырскому богословию" " Богосл. Вестник".
"Речь, произнесенная 5 сент. 1893 года при вступлении на Московскую паству" "Приб. к "ЦВ" 1893, № 37, с. 1335.
"Послания". (Меры, выработанные собором архипастырей Юго- Западного края по борьбе со штундой). Мемуары, ч. I, с. 11-12.
"О приготовлении к пастырскому служению". "Богослов. Вестник" 1902, сент., с. 1.
"О призвании к пастырскому служению". "Богослов. Вестник" 1901, июль- авг., с. 518.
"Достоинства священства" "Богослов. Вестник" 1900, сент., с. 45.
"О трудностях пастырского служения".
"Богослов. Вестник" 1900, окт., с. 221.
"Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы"
"Прав. Собес." 1880, май, с.3-5.
"Слово в неделю Крестопоклонную".
"Прав. Собес." 1881, март, с. 243-246.
"Слово в неделю Ваий". ""Прав. Собес." 1881, март, с. 247-249.
"Слово в Великий Пяток" "Прав. Собес." 1881, апр., с. 479-481.
"Слово в неделю 7-ю по Пасхе и в день св. Марии Магдалины"
"Прав. Собес." 1881, май, с.72-76.
"Письмо к профессору Субботину Н.И."
"Богослов. Вестник" 1914, окт., нояб., с. 473.

Переводы:
"Творения Ефрема Сирина".
"Творения Иоанна Лествичника".
"Творения блаженного Феодорита" и другие.

Литература:
"Церк. Ведом." 1889, № 15-16, с.139.
"Церк. Ведом." 1891, № 3, с. 23.
"Церк. Ведом." 1891, № 20, с. 166.
"Церк. Ведом." 1893, № 33, с. 271.
"Церк. Ведом." 1894, № 16-17, с. 165.
"Церк. Ведом." 1895, № 46, с. 409.
"Церк. Ведом." 1896, № 19-20, с. 158.
"Приб. к "ЦВ" 1891, № 27, с.887.
"Приб. к "ЦВ" 1891, № 41, с.1419.
"Приб. к "ЦВ" 1893, № 34, с.1225.
"Приб. к "ЦВ" 1893, № 37, с.1335.
"Приб. к "ЦВ" 1897, № 8, с.299.
"Приб. к "ЦВ" 1898, № 8, с.311-313, 318-326.
Булгаков, с. 1401, 1402, 1404, 1405, 1416.
"Прав. Собес." 1897, дек., с. 5.
"Прав. Собес." 1898, март, с. 282.
"Прав. Собес." 1899, янв., с. 5, 25.
"Прав. Собес." 1904, нояб., с. 835.
"Прав. Собес." 1909, июль-авг., с. 411.
"Русск. Паломн." 1889, № 16 с. 195.
Труды К.Д.А. 1874, март, с. 109-110.
Труды К.Д.А. 1888, февр., с. 262-263.
Труды К.Д.А. 1888, сент., с. 8.
Труды К.Д.А. 1888, дек., с. 298,306.
Труды К.Д.А. 1891, май, с. 159.
"Красный Архив" 1928, т. 38, с. 113, 129, 136, 138.
"Красный Архив" 1928, т. 39, с. 104,114.
"Красный Архив" 1928, т. 40, с. 114. 120, 121.
" Симб. Епар. Вед." 1898, № 2, с.78.
"Изв. Каз. Еп." 1880, № 4, с. 89.
"Изв. Каз. Еп." 1880, № 6, с. 142-147.
"Изв. Каз. Еп." 1880, № 8, с. 226-232.
"Изв. Каз. Еп." 1880, № 12, с. 316-334.
"Изв. Каз. Еп." 1881, № 8, с. 194-197.
"Изв. Каз. Еп." 1881, № 15, с. 396-411.
"Изв. Каз. Еп." 1881, № 16, с. 415-427.
"Изв. Каз. Еп." 1881, № 17, с. 441-448.
"Изв. Каз. Еп." 1882, № 18, с. 465.
"Изв. Каз. Еп." 1886, № 7, с. 176-177.
"Изв. Каз. Еп." 1893, № 1, с. 11.
"Изв. Каз. Еп." 1898, № 5, с. 120,130.
"Изв. Каз. Еп." 1913, № 42, с. 256.
"Богослов. Вестник" 1915, X-XI-XII, с. 876.
"Журнал Нива" 1898, № 9, с. 177-178 (с портретом).
"Детское Чтение" 1897, № 2, с. 662-663.
"Правосл. Собес." 1880, апр., с. 415.
"Правосл. Собес." 1899, янв., с. 5.
"Душесп. Чт." 1898, июнь, с. 260.
"Душесп. Чт." 1898, авг. с. 666 (с портретом).
"Богослов. Вестник" 1904 июнь с. 296.
"Церковный вестник" 1891, № 4, с. 58.
"Церковный вестник" 1891, № 8, с. 113.
"Церковный вестник" 1891, № 24, с. 381.
"Церковный вестник" 1891, № 48, с. 763.
"Церковный вестник" 1891, № 50, с. 795.
"Церковный вестник" 1895, № 19, с. 59.
"Церковный вестник" 1895, № 38, с. 1215.
"Казан. Сборн. статей архиеп. Никанора" Казань,1909.
"Толстой", с. 47/369.
И. Пахамович, "Архипастыри Кишиневской епархии". Кишинев, 1910.
Корсунский И.Н. проф. "Сергий митр. Московской".
Св. Троице-Сергиевой Лавры, 1901, 2-изд.
Летопись епископа Арсения, с. 871.
Юбилейный сборник 1914, с. 104.113.. 115, 122.. 132, 133, 136.
138, 434, 469, 661, 695, 696.
БЭС т. II cтб. 1140, 1321, 1502, 1602, 2046, 2047,. 2275.
БЭЛ т. VII, cтб. 721, 722.
БЭЛ т. X, стб. 528, 529.
НЭС т. 29а, с. 649,650.
"Памяти Преос. Сергия, митрополита Московского" Москва 1898.
"Состав Свят. Правит. Всерос. Синода и Рос. Церковн. Иерархии на 1897 год"
с. 10-11.
"Списки архиереев Иерархии Всерос.", СПБ, 1896, № 369, с. 50.
P. Hauptmamm, Die Katechismen in der russisc-orthodoxen Kirche (Gottingen 1971) 94.
Митр. Евлогий, Путь моей жизни 546.
J.W. Cunningham, A vanquished Hope 62, 64.
Мануил (Лемешевский), митр. Die russischen orthodoxen Bischofe von 1893-1965 = Русские правоcлавные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно): Bio-Bibliographie ... / Bis zur Gegenwart erganzt von P. Coelestin Patock: Th. 1-6.- Erlangen, 1979-1989.- T. 6.

 
Должности и места служения

инспектор
Академия Московская духовная

23.04. 1848 г. 19 век   —  
19 век
  
  

ректор
Академия Московская духовная

04.10. 1857 г. 19 век   —  
1861 г. 19 век
  
  

настоятель
Монастырь во имя свт. Петра, Митрополита Московского (Высокопетровский) (патриаршее подворье)

18.04. 1858 г. 19 век   —  
1859 г. 19 век
  
  

настоятель
Монастырь Заиконоспасский

08.08. 1859 г. 19 век   —  
1861 г. 19 век
  
  

Казанская епархия

1880 г. 19 век   —  
1882 г. 19 век
  
  

Московская епархия (г. Москва)

09/21.08. 1893 г. 19 век   —  
11/23.02. 1898 г. 19 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–