link5811 link5812 link5813 link5814 link5815 link5816 link5817 link5818 link5819 link5820 link5821 link5822 link5823 link5824 link5825 link5826 link5827 link5828 link5829 link5830 link5831 link5832 link5833 link5834 link5835 link5836 link5837 link5838 link5839 link5840 link5841 link5842 link5843 link5844 link5845 link5846 link5847 link5848 link5849 link5850 link5851 link5852 link5853 link5854 link5855 link5856 link5857 link5858 link5859 link5860 link5861 link5862 link5863 link5864 link5865 link5866 link5867 link5868 link5869 link5870 link5871 link5872 link5873 link5874 link5875 link5876 link5877 link5878 link5879 link5880 link5881 link5882 link5883 link5884 link5885 link5886 link5887 link5888 link5889 link5890 link5891 link5892 link5893 link5894 link5895 link5896 link5897 link5898 link5899 link5900 link5901 link5902 link5903 link5904 link5905 link5906 link5907 link5908 link5909 link5910 link5911 link5912 link5913 link5914 link5915 link5916 link5917 link5918 link5919 link5920 link5921 link5922 link5923 link5924 link5925 link5926 link5927 link5928 link5929 link5930 link5931 link5932 link5933 link5934 link5935 link5936 link5937 link5938 link5939 link5940 link5941 link5942 link5943 link5944 link5945 link5946 link5947 link5948 link5949 link5950 link5951 link5952 link5953 link5954 link5955 link5956 link5957 link5958 link5959

Архиереи



Серафим (Глаголевский)

  
Ф.И.О.:  Глаголевский Стефан Васильевич
  
Сан:  митрополит
Дата смерти:  17.01. 1843 г. 19 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Серафим (Глаголевский Стефан Васильевич), митрополит С.-Петербургский, Новгородский, Эстляндский и Финляндский.
Родился в 1757 г. в г. Калуге в семье причетника.
Первоначальное образование получил в Калужском духовном уездном училище. Затем продолжил его в Николо-Перервинской семинарии и в филологической семинарии ученого дружеского общества, основанного в Москве известными мистиками Новиковым и Шварцем. Окончил свое образование в Московской духовной академии и Московском университете.
С марта 1785 г. начал педагогическую деятельность учителем Троицкой семинарии.
В 1787 г. определен учителем риторики в Московской духовной академии и академическим катехизатором.
2 декабря 1787 г. пострижен в монашество в Заиконоспасском монастыре.
С 21 августа 1790 г. — префект Славяно-Греко-Латинской академии.
С 1791 г. — цензор печатных книг.
12 февраля 1795 г. возведен в сан архимандрита Московского Лужецкого монастыря и назначен членом Московской духовной консистории. В том же году вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди.
28 сентября 1798 г. назначен ректором Московской академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря.
25 декабря 1799 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии Московским митр. Платоном.
29 января 1804 г. назначен епископом Вятским и Слободским.
7 июля 1805 г. переведен епископом Смоленским и Дорогобужским.
7 февраля 1812 г. переведен в Минск с возведением в сан архиепископа и назначением присутствующим членом Св. Синода.
С 30 августа 1814 г. — архиепископ Тверской и Кашинский, постоянный член Св. Синода и член комиссии духовных училищ.
С 15 марта 1819 г. — митрополит Московский и Коломенский.
С 19 июня 1821 г. — митрополит С.-Петербургский, Новгородский, Эстляндский и Финляндский и священно-архимандрит Александро-Невской Лавры.
Скончался 17 января 1843 г.
Погребен в Александро-Невской Лавре в церкви Св. Духа, перед местной иконой сошествия Св. Духа.
Митр. Серафим усиленно заботился о поднятии дела проповедничества, наблюдал за чистотой и строгостью жизни монашествующих, за образом жизни учащих и учащихся в духовных учебных заведениях. Много внимания уделял просвещению, печатанию богослужебных книг. Боролся с масонскими и мистическими идеями.
Он в союзе с Аракчеевым добился от государя низложения министра духовных дел кн. Голицына, склонного к поощрению этих идей. В борьбе с мистическими обществами митрополит держался охранительного направления. На первом же заседании в комитете Библейского общества своим молчанием и угрюмым видом показал несочуствие делу и после отчета заметил: "так могут рассуждать только люди, не понимающие православия".
В мае 1824 г. митр. Серафим был избран председателем Библейского общества, а в декабре того же года, под сильным давлением Шишкова и Аракчеева, он представил государю доклад о связи Библейского общества с мистическими лжеучениями и о необходимости его закрытия, что и было исполнено.
Во время восстания декабристов 1825 г. митр. Серафим не устрашился идти к ним на площадь в полном облачении и увещевать их.
Много заботы проявил святитель по устройству храмов, монастырей и духовно-учебных заведений. Стараниями митр. Серафима выстроен в г. Смоленске над Днепровскими воротами новый каменный храм, а чудотворная икона Божией Матери Одигитрии украшена им новою ризою.
Он сделал большие денежные пожертвования на храмы, монастыри и семинарии разных епархий.
К концу своего служения, слабый по силам и преклонный по летам, митрополит во всех делах имел помощников. В последние пять лет он уже не обладал ясностью ума, нигде не бывал, доступ к нему был почти невозможен. В самых крайних случаях его выводили под руки.
Известен как духовный писатель. Пользовался большим уважением Московского митр. Филарета.
В то же время человек он был довольно своеобразный. Одевался обычно в три зипуна или полукафтанья, один короче другого. В комнатах его свободно летали канарейки, пение которых митрополит очень любил.
Эпизод из жизни митр. Серафима.
11 августа 1839 г. в приемной зале с.-петербургского дома митрополита Серафима между другими просителями и жаждавшими благословения преосвященного стоял крестьянин, не обращавший на себя никакого внимания. Преосвященный, собравшийся ехать в Синод, вышел в свою залу, выслушивал просьбы, раздавал милостыню и благословение... Вдруг крестьянин (названные выше), к которому подошел митрополит, взмахнул рукой и закричав: "Еретик, сын антихриста!", — ударил его. Преосвященный в это время нагнул голову и удар пришелся более по клобуку, однако митрополит зашатался и был поддержан подбежавшими к нему служителями. Он сохранил все приличное его сану спокойствие. Отступив сначала спросил его: "За что ты меня ударил?" Но потом, как бы жалея, что сделал и этот вопрос, сказал: "Я тебя прощаю" и вышел из комнаты, не дав никакого приказания о крестьянине. Последний оказался сектантом-беспоповщиком.

Труды:
Исследование доказательств бытия Божия. М., 1789.
Пастырское увещание по случаю холеры. СПб, 1831.
Слово при вступлении в 1821 г. на СПб митрополию.
Слово, сказанное в Библейском обществе в 1826 г.
О младенчестве Иисуса (рукопись).
Предупреждение относительно опасности от мистицизма.
Слова и речи на разные случаи.
Письма к митр. Филарету. См. Письма дух. и светских лиц митр. Филарету.

Литература:
Санковский А. Краткое описание церквей Смол. еп., вып. 1, с. 15, 19.
Рункевич С. Г. Александро-Невская Лавра 1713-1913 гг. СПб, 1913, с. 861, 862.
Его же Русская церковь XIX в., с. 63-67, 132, 133.
Его же Краткое историч. опис. столетия Минской епархии. Минск, 1893, с. 53-56.
Его же История Минской архиепископии (1793-1832). СПб, 1893, с. 514, 516-519, 524, 527, 540, 543.
Чистович И. А. Руководящие деятели в России в 1-й половине XIX в., с. 116, 212-242.
Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896, с. 107.
Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 11, 12.
Пимемский А. Ф. Собрание сочинений, т. 8, с. 187.
Розанов Н. История Моск. епарх. управл. М., 1870.
Булгаков, с. 1398, 1404, 1405, 1411, 1413, 1414.
Толстой Ю., № 184.
Строев П., с. 132, 133, 160, 180, 266, 445, 534, 592, 800.
Денисов, с. 403, 479.
Никанор (Бровкович) Минувшая жизнь, т. I. Одесса, 1913, с. 29, 105, 106, 108.
Списки архиереев, № 184.
Ист.-стат. опис. СПб епархии, т. VIII.
Пб. Нкр., т. IV, с. 60.
Труды К. Д. А., 1875, июнь, с. 734, 769-770, 776, 777, 782-794, 1884, июль, с. 439.
Рус. старина, 1870, т. 1, с. 258, 291-293, 424, 574; т. 2, с. 223, 224, 574-576, 1872, март, с. 471; апрель, с. 539, 1874, сентябрь, с. 68, 1875, март, с. 641; август, с. 468, 470, 476; сентябрь, с. 204-207, 1876, февраль, с. 321, 323; июнь, с. 299; октябрь, с. 304, 1878, август, с. 571, 1879, апрель, с. 659, 660, 1880, февраль, с. 281; март, с. 510, 706; апрель, с. 714; май, с. 117, 224; ноябрь, с. 605, 1881, январь, с. 207, 208; март, с. 497, 498; сентябрь, с. 188, 1883, июнь, с. 565; август, с. 441; октябрь, с. 166, 1885, январь, с. 119-126; апрель, с. 189, 190; июнь, с. 577, 579, 1886, март, с. 592, 1888, август, с. 304, 1904, январь, с. 97, 233; июль, с. 11; сентябрь, с. 659-663.
Прав. собес., 1899, февраль, с. 198; май, с. 612, 1902, июль-август, с. 150, 1907, сентябрь, с. 36, 1910, март, с. 343, 1914, январь, с. 83.
Истор. вестн., 1882, апрель, с. 33, 35; май, с. 242, 243, 248, 249, 266, 1884, январь, с. 96; февраль, с. 428, 1890, октябрь, с. 189, 190, 1895, февраль, с. 639, 1896, апрель, с. 157, 159, 163, 164, 1900, июль, с. 282; октябрь, с. 248, 1905, апрель, с. 89-98, 1908, январь, с. 271.
Сборник для люб. дух. чтен. М., 1888, с. 345.
Христ. чтен., 1872, апрель, с. 648-709; май, с. 71-150; июнь, с. 183-229, 1900, март, с. 389-395.
Душеп. чтен., 1897, ч. 2, с. 431.
Церк. вестн., 1891, № 25, с. 395.
Ж. М. П., 1954, № 4, с. 47, 1959, № 11, с. 37.
Рус. архив, 1870, № 4 и 5, с. 844 п/с. 3, 1872, № 3, с. 456, 1887, кн. 3-я, с. 71 (Филарет, архиеп. Черниговский), 1888, кн. 2-я, с. 312 (Рассказы о Пушкине); кн. 3-я, с. 395, 587, 593 (Рассказы митр. Филарета), 1889, кн. 2-я, № 11, с. 80, 185, 578; кн. 3-я, с. 105, 1893, кн. 1-я, с. 141, 227 (Письма митр. Филарета к С. Д. Нечаеву); с. 419 (Письма кн. А. Н. Голицына к С. Д. Нечаеву), 1895, кн. 2-я, № 6, с. 189; № 12, с. 486, 1897, кн. 1-я, с. 236 (Записки гр. М. Д. Бутурлина), 1898, кн. 1-я, с. 301 п/с. 14 (Два письма архим. Виталия Щепетова к архим. Фаладельфу Пузыне); кн. 3-я, с. 85 (Пам. записки игум. Евгении Озеровой), 1899, кн. 2-я, № 6, с. 187-194, 203, 209, 217, 1900, кн. 3-я, № 9, с. 136, 367; № 11, с. 427, 1901, кн. 1-я, № 2, с. 306, 1903, кн. 1-я, № 1, с. 59, 76; № 3, с. 335; кн. 3-я, № 9, с. 126, 1910, кн. 1-я, № 4, с. 492.
БЭЛ, т. III, с. 1182.
БЭС, т. I, с. 593; т. II, с. 1569, 1602, 1676, 2040.
ЭС, т. XXIX-а, с. 590, 591.
РБС, т. XVIII, с. 344-346.
Н. Д., с. 14, 15, 19, 21, 33, 42, 56, 67.

 
Должности и места служения

ректор
Академия Московская духовная

28.09. 1798 г. 18 век   —  
1799 г. 18 век
  
  

архимандрит
Монастырь Заиконоспасский

1798 г. 18 век   —  
1799 г. 18 век
  
  

Вятская епархия

29.01/10.02. 1804 г. 19 век   —  
07/19.07. 1805 г. 19 век
  
  

Московская епархия (г. Москва)

15/27.03. 1819 г. 19 век   —  
29.06/11.07. 1821 г. 19 век
  
  

Санкт-Петербургская епархия

26.03/11.07. 1821 г. 19 век   —  
17/29.01. 1843 г. 19 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–