|
Алексий (Бяконт), св.
|
Ф.И.О.: Бяконт Елевферий Федорович |
|
|
Сан:
митрополит
|
Место:
рождения: Москва
погребения: Москва, Чудов монастырь
|
Дата рождения:
1292-1300
13 век
|
Дата пострига:
1304 г.
14 век
|
Дата хиротонии:
06.12.
1354 г.
14 век
|
Дата смерти:
12.02.
1378 г.
14 век
|
Церковная принадлежность
|
Биография
Св. Алексий (Бяконт Елевферий Федорович), митрополит Московский и всея России.
Родился в конце ХII века (между 1292 и 1300 гг.) в г. Москве в семье черниговского боярина Федора Бяконта.
На 20-м году жизни ушел в Московский Богоявлений монастырь.
В 1304 году принял монашество с именем Алексия и находился под руководством опытного старца Геронтия.
В 1340 году митр. Феогност определил его жить при своем святительском дворе и заведывать судебными делами Церкви.
6 декабря 1354 года митрополитом Феогностом хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского.
В 1354 году патриархом Каллистом был утвержден "архиепископом Киева и Великой России с титулом всечестного митрополита и экзарха".
Скончался 12 февраля 1378 года в Чудовом монастыре.
20 мая 1431 года в Чудовом монастыре обрушилась церковь, в которой был погребен свт. Алексий. Падавшими камнями был разбит гроб его, в котором и обрели нетленные мощи святителя.
Свт. Алексий явил собою образ доброго пастыря и деятельного патриота. Он сумел сочетать в себе эти два великих качества. Это был муж славный в добродетелях, отличавшийся силою слова, сведущий в канонах и искусный в знании как церковных, так и гражданских законов. Эти качества и послужили причиной представления его, как достойного и способного, к иерархическому управлению самой святейшею митрополией Киевскою и всея Руси.
Со времени возведения свт. Алексия в [сан] митрополита началась его деятельность по устройству и восстановлению церквей и монастырей.
В 1361 году были восстановлены монастыри: Чудов, Спасский, [Спасо-]Андрониев и Алексеев[ский] в Москве; в 1362 году — Симонов, Серпуховской Владычний вне Москвы. Из развалин восстановлены в 1365 году Константинов близ Владимира, Благовещенский в Нижнем Новгороде.
Свт. Алексию пришлось вести напряженную борьбу за единство Русской Церкви. Благодаря своей настойчивости, энергии и твердости характера в соединении с умом и образованием он смог поставить архипастырскую власть в России на небывалую высоту. Призванный волею Божиею к управлению дел церковных и государственных, он, как первоиерарх Русской Церкви, всегда оставался первомолитвенником за православных людей, церковным пастырем, кротким аскетом, человеком безупречной иноческо-подвижнической жизни.
Духовно-нравственный облик святителя раскрывается из его поучений, которых сохранилось два. Одно к Нижегородской пастве, а другое вообще к христианам.
Содержание этих посланий выявляет смирение святителя и его глубокое понимание высоты архиерейского сана. Сознавая свою ответственность пред Богом как архипастырь, он наполняет свою душу заботою о спасении вверенной ему паствы. "Дети, — пишет святитель, — пишу вам и побуждаю вас на благое, игуменов, священников, диаконов и всех православных христиан, дабы вы последовали Спасову Евангелию".
Мы видим, что святитель заботился обо всех: о пастырях и мирянах. Всех охватывает его пастырская попечительность.
Он учил пастырей избегать нерадения, лености, страха человеческого пред сильными мира сего, заступать немощных и учить пасомых добрым взаимоотношениям между собою.
Из этого видно, что свт. Алексий был пастырем ревностным, мужественным, заступником бедствующих.
Мирян он призывал иметь любовь между собою и страх Божий, исполнять заповеди Божии и искренно каяться, любить храм Божий, благоговейно стоять и молиться нерассеянно в нем и всегда помнить час кончины.
Особо поучал святитель князей, бояр и вельмож. Их он учил справедливости на суде, бескорыстию и защите ими вдовиц, сирот и обидимых.
Таким образом, свт. Алексий имел следующие духовно-нравственные качества: смирение, или глубокое сознание своего недостоинства пред высотою архиерейского сана, всестороннюю заботу о пастырях и пасомых, ревность духовную, мужество, заступничество бедных, мир душевный, непорочность, милосердие, справедливость, любовь к храму Божию, молитвенность, любовь к пасомым и богопреданность.
Самою яркою чертою его духовно-нравственного облика является горячая и преданная любовь к своему отечеству. В этом отношении свт. Алексий был поистине печальником и мудрым государственным мужем Русской земли. Его содействие великому князю Московскому окончательно возвысило Москву и способствовало с одной стороны подчинению удельных княжеств Московскому, а с другой — положило начало свержению монгольского ига.
После смерти великого князя на попечении свт. Алексия остался малолетний сын усопшего Димитрий. Как опекун Димитрия, он принимал самое активное участие в дальнейшем возвышении Москвы. В заботе об отечестве были проявлены святителем мудрость, миротворчество, строгость и в то же время осторожность, обдуманность и выдержанность во всех поступках.
Подвергая свою жизнь опасности, он дважды ездил в Золотую орду на защиту отечества. При этом открылся и дар чудотворения свт. Алексия, когда он после дерзновенной молитвы пред Богом исцелил жену хана Чанибека Тайдулу.
И вторично он ездил к грозному хану с ходатайством за всю Русскую землю. Кроткой и разумной беседой он укротил ярость хана и благополучно возвратился в свое отечество, неся радость и восторг своим соотечественникам.
Свт. Алексий был связан с преп. Сергием узами тесной дружбы. Он так высоко ценил преподобного, что имел намерение сделать его своим преемником, но скромный угодник Божий уклонился от этого.
Существует любопытное предание о посещении свт. Алексием Самары. Говорят, что следуя в одну из своих поездок в Золотую орду (в 1353 или 1357 г.), святитель остановился на неизвестной ему реке, которая впадала в Волгу. Находившиеся при нем люди, идя по берегу, поросшему густым лесом, увидели одну тропинку и, идя по ней, к ужасу своему, нашли в необитаемом лесу человека, забравшегося в эту глушь, как оказалось, для спасения души. Тотчас же донесли об этом святителю. Свт. Алексий, интересуясь жизнью пустынника, призвал его к себе, потом сам был у него, распрашивал об этой местности и между прочим полюбопытствовал узнать название реки. "Названия ей не знаю, сам я зову ее Самарой", — ответил пустынник.
Как говорит летописец, свт. Алексий, видя добродетельное житие сего пустынника, не только оное название подтвердил, но, благословляя его и место, духом пророчески предрек: "Будет на сей реке град того же имени, в нем просияет благочестие и оный никакому разорению подвержен не будет".
Кончина свт. Алексия была мирна и безболезненна. Летопись сообщает, что святый, почувствовав приближение своей кончины, призвал своего сына великого князя Димитрия Иоановича, преподал ему мир и благословение и конечное целование и заповедал положить его тело не в церкви, а вне близ алтаря и тако предаде дух свой в руце Божии.
По другим источникам, он пред самою своею кончиною совершил Божественную литургию и приобщился Св. Таин, затем, пожелав всем мира и любви, воздав последнее целование, мирно предал Господу свою душу.
Труды:
Окружное послание к пастве.
Послание к христианам Нижегородской области (1-е изд. в "Приб. к творениям св. отцев", 1849; 2-е с приб. Невоструева в "Душеп. Чтен.", 1861. кн. 1).
Евангелие, собственноручно написанное, изд. в 1892 г.
Литература:
Попов А. Сборник статей в православной памяти св. Алексия митр. Московского и всея России чудотворца. СПб., 1911.
Ключевский. Древнерусск. житие св. с. 132.
Анатолий, архим. Житие Алексия митр. всея России, Московского чудотворца. Одесса, 1905.
Питирим, еп. Житие митр. Алексия.
Пахомий Лагофет. Житие митр. Алексия.
Едлинский М., свящ. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю русскую. СПб., 1899. т. II. с. 12, 23.
Браил. Церковные вопросы в России или Русское духовное ведомство. 1896. с. 46.
Токмаков И. Историческое и археологическое описание Московского Алексеевского монастыря. 2-е изд. М., 1896.
Макарий митр. История Русской Церкви. т. I. с. 260-261; т. IV. с. 24, 63, 111.
Соловьев С.М. История России. кн. I. с. 953, 959-961 и прим. 2, с. 964, 1247, 1248; кн. III. с. 650, 651.
Приб. к творениям св. отцев. 1848. ч. VI.
Филарет (Гумилевский). Русские святые. СПб., 1882.
Указатель полн. сбор. русск. лет. с. 14.
Степная книга. 1. с. 444-450.
Никоновская летопись. с. 3, 4, 30, 55-58, 209.
Жития святых. синод. изд. 1916, II. с. 439, 445.
Рассказы из истории Русской Церкви. с. 137, 141-144, 148-151.
Летопись Е.А. с. 499, 501, 509.
Свт. Димитрий Ростовский. // Четьи-Минеи. февраль.
Обзор русской духовной литературы. с. 72-75.
Святая Русь. 1891. № 515. с. 130.
Православный собеседник. 1858. февр. с. 279.
-"- -"- 1860. май. с. 71.
-"- -"- 1867. март. с. 195.
-"- -"- 1907. сент. с. 31 прим.
-"- -"- 1909 февр. с. 193.
Пастыр. Собесед. 1895. № 18-19; с. 265-275; № 20. с. 289-296.
Самарские епархиальные ведомости. 1878. № 19.
-"- -"- 1886. № 17. с. 351-357.
Булгаков. с. 1396, 1402.
Денисов. с. 103-104, 404-406, 423-427, 417-422, 524, 527, 930.
Строев. стб. 654.
Исторический вестник. 1881. март. с. 519; апр. с. 738-739, 740, 742.
-"- -"- 1884. янв. с. 204.
-"- -"- 1885. дек. с. 35.
-"- -"- 1890. нояб. с. 490.
-"- -"- 1893. май. с. 467; июль. с. 418.
-"- -"- 1894. июль. с. 168 п/с. 2.
Русская старина. 1888. март. с. 752, 754.
Русский архив. 1893. кн. 3. № ?. с. 7 п/с. 2, с. 33-34.
-"- -"- 1903. кн. 2. № 8. с. 594.
-"- -"- 1904. кн. 1. № 4. с. 291; кн. 2. № 6. с. 231.
-"- -"- 1912. № 6. с. 214-215.
БЭС. т. I. с. 119-120.
БЭЛ. т. I. с. 523-531.
БЭЮ. т. 17. с. 717.
ЭС. т. I. с. 417.
РБС. т. II. с. 17-18.
Большая энциклопедия. т. 1. с. 350; т. 20. с. 135.
Русский паломник. 1909. № 20. с. 310, 311.
-"- -"- 1914. № 7. с. 11З.
ЖМП. 1945. № 4. с. 13-14.
-"- 1947. № 5. с. 36-44.
-"- 1954. № 4. с. 43-45.
Н.Д. с. 13, 34.
|
Должности и места служения
Библиография
1
|
Мануил (Лемешевский), митр., Иоанн (Снычев), еп..
Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно). (Машинопись)..
Куйбышев.
1971
.
5 ч..
|
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|