Биография
Св. Фотий, митрополит Московский, Киевский и всея Руси.
По происхождению грек.
Родился в Морийском городе Монемвазии (иначе Мальвазии).
Чувствуя влечение к уединенной жизни, еще отроком удалился в монастырь к старцу Акакию. Когда Акакий был избран в митрополита Монемвазийского и должен был оставить пустыню, Фотий последовал за любимым наставником.
В 1408 г. Константинопольский патриарх получил известие о смерти в России митрополита Киприана и одновременно просьбу вел. кн. Василия Димитриевича о назначении в Россию нового митрополита. В это время Фотий по поручению митрополита Акакия находился в Константинополе и, как питомец всеми ценимого митрополита Монемвазийского, обратил на себя внимание патр. Матфея. Вопреки своему горячему желанию остаться в монастыре, Фотий был избран патриархом в митрополита Киевского.
2 сентября 1408 г. он был хиротонисан в митрополита.
1 сентября 1409 г. Фотий прибыл в Киев, где пробыл около полугода.
22 марта 1410 г. он торжественно въехал в Москву. Сразу же по прибытии в столицу Фотий главное внимание обратил на свою паству, которая почти четыре года оставалась без митрополита.
Видя распространение разных пороков среди мирян и среди духовенства, Фотий рассылал по городам послания, писал поучения для проповедей.
Найдя свою митрополию разоренной, церковное имущество расхищенным, святитель начал добиваться возвращения похищенного. Энергичные действия Фотия скоро вооружили против него многих знатных людей, в руках которых оказались бывшие церковные ценности. Однако между митрополитом и вел. кн. установились дружественные и даже близкие отношения. Через год после его приезда в Москву (в 1411 г.) значение Фотия было настолько велико, что многие его недоброжелатели вынуждены были покинуть Московское княжество.
Но в то время, когда в Москве несколько уладились дела Фотия, в Литве возникли новые невзгоды. Там в 1412 г. стали притеснять православных в русских областях, соединенных с Польшей, а католикам с 1413 г. предоставлены исключительные права. Наряду с этим в 1414 г. появилось движение за отделение от Москвы литовской части Киевской митрополии.
В 1415 г. после отказа Константинопольского патриарха в просьбе Витовта об учреждении самостоятельной митропол. кафедры для Литовского княжества, собор литовско-русских епископов, по приказанию Витовта, избрал своего самостоятельного митрополита. Попытка Фотия предупредить это избрание окончились для него плачевно — при поездке в Литву он был ограблен, а наместники его выгнаны. Произошло разделение Всероссийской митрополии. Но отдельное существование Литовской митрополии продолжалось недолго. В 1419 г. литовский митрополит Григорий Цамблак скончался, а нового митрополита Витовт не назначал, и Фотий, с его согласия, с 1 июня 1420 г. вступил в управление Литовской областью.
Митр. Фотий принимал горячее участие в трудных политических обстоятельствах московского князя, хотя после 1419 г. чаще посещал западные области.
Скончался 2 июля 1431 г. Погребен в Московском Успенском соборе.
Св. Фотий был человеком образованным, хорошо знакомым с Св. Писанием, правиласи Церкви и творениями св. отцов. Пастырь заботливый, обращавший внимание на нужды паствы, поучавший ее своими многочисленными посланиями и поучениями. Духовный писатель.
Сообразно с нуждами Церкви митр. Фотий в своих посланиях написал правила относительно церковного имущества, клира, иноков, таинств богослужения, праздников, постов.
Его служение совпало с трудным для России временем. На Руси не прекращались усобицы князей, набеги татар, сильные морозы, засухи, лесные пожары, повальные болезни, голод, дороговизна, неурожаи. Все эти явления были нередки в эти годы и представлялись указанием близкого конца мира. Природные бедствия способствовали развитию бедствий духовных, распространению разврата и пороков среди мирян и духовенства, церковных неустройств, ересей и пр. В борьбе с этим злом прошла пастырская деятельность святителя Фотия. В своем духовном завещании он написал, что время пребывания его на митрополии было для него временем непрерывных скорбей, слез и рыданий.
Причислен к лику святых. Память его празднуется 27 мая и 2 июля.
Труды:
Поучение о достоинстве священства и обязанностях его с догматическими мыслями о священстве, об евхаристии, об исповеди, о браке, о елеосвящении и с назидательными правилами.
Поучение на праздник Благовещения — о достоинстве христианского храма.
Поучение при вторичном вступлении в управление южною паствою, с призыванием к покаянию, по зову Божию, в казнях.
Два поучения печерским инокам — об обязанностях иноков.
Эти пять поучений напечатаны в Доп. к актам историч., т. I, с. 180-183.
(?) Не изданы:
На Сретение Господне.
В неделю мясопустную — о страшном суде.
В неделю Православия — о посте.
В неделю блудного сына — о долготерпении Божием.
Поучения во время бездождия (два).
Поучения во время язвы (два).
Послание в Печерскую Лавру о житии преп. Антония и Феодосия.
13 посланий митр. Фотия изд. в Актах историч., т. I, № 19-23, 26, 30, 33-35, 256, 257.
Духовное завещание Фотия (П. С. Р. Л., т. VI, с. 144-148).
Литература:
Толстой М.В. Рассказы из Ист. Р. Ц., с. 208-220 пр. 51.
Невоструев Монограмма Всероссийского митр. Фотия (сборн. 1866 г., изд. Общ. древне-русского искусства, с. 175 и 181).
Кротков Плащаница всероссийского митр. Фотия, 1864 г.
Филимонов Иконные портреты на большом саккосе Фотия митр. (Вестн. общ-ва древне-русского искусства, 1875).
Павлов Первоначальный славяно-русский номоканон, 1869, с. 11-12.
Чистович И. Очерк истор. зап. рус. церкви, 1882, ч. 1.
М. Евгений Словарь историч. о писат. дух. чина, 1827, т. 2.
Шевырев С. История русской словесности, ч. 3, 1858 г.
Строев Библиографический словарь, 1882, с. 278-287.
Захарченко М. Киев прежде и теперь, 1888, с. 53.
Шемякин В.И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896, с. 47, 75, 172.
Протопопов Д. Жития святых. М., 1885, июль.
Поселянин Е. Жития святых, июль, с. 5.
М. Макарий И. Р. Ц., т. IV, кн. I, с. 86, 87, 104, 380, 385.
Самбикин Д. Месяцеслов, 1899, вып. IX, ч. 2, май, с. 167-168; 1901, вып. XI, июль, с. 6-11.
Горский Фотий, митр. Киевский и всея России (Приб. к твор. св. отцов, 1852, ч. II, с. 206-221).
Соловьев С.М. История России, кн. I, с. 1052, 1053, 1255, 1258, 1259, 1271, 1272, 1273, 1275, 1276, 1277 и др.
Хойнацкий А.Ф., прот. Православие на Западе в лице ближ. представит. или патерик Волыно-Почаевский. М., 1888, с. 89-94.
Его же Очерки из истории Правосл. Церкви и древн. благоч. на Волыни. Житомир, 1878, с. 107-112.
Вадковский А. (еп. Антоний) О поучении Фотия, митр. Киевского и всея Руси (Прав. собес., 1875, ч. II, с. 284-315; ч. III, с. 57-86).
Сементовский Н. Киев, его святыни, древности, достопамятности. Киев, 1900, с. 31.
Санковский А. Краткое опис. церквей Смол. еп., вып. I. Смоленск, 1898, с. 228.
Экземплярский Великие удельные князья сев. Руси.
Николаевский Рус. проповедь в XV и XVI вв. (Журнал мин. нар. просвещ., 1868, № 2 и 4).
Филарет, архиеп. Русские святые, 1882, ч. II.
Барсуков Н., с. 575-578.
Голубинский, с. 85, 108, 191, 351, 426, 559.
Карамзин Н., т. V.
Н. Д., с. 13.
Булгаков, с. 1402.
Денисов, с. 437.
Обзор рус. дух. лит., с. 100-103.
Летопись Е. А., с. 522, 525, 531.
Верный месяцеслов, с. 23.
М. Нкр., т. III, с. 265.
Святая Русь, № 518.
Церк. вопросы в России и Русское дух. вед. Браила, 1896, с. 46.
Словарь историч. о святых, 1836.
Русский сводный иконописный подлинник XVIII в. (Вестн. общ. древне-рус. искусства).
Самар. еп. вед., 1876, № 17, с. 345.
Рус. старина, 1879, апрель, с. 731, 735.
Истор. вестн., 1885, декабрь, с. 35.
-"- 1886, июнь, с. 616-617.
Прав. собес., 1860, август, с. 453-473; сентябрь, с. 97-112; октябрь, с. 222; ноябрь, с. 357-366; декабрь, с. 481-500.
Прав. собес., 1866, февраль, с. 88-103.
-"- 1867, июнь, с. 83.
-"- 1875, март, с. 284-315.
Ж. М. П., 1951, № 10, с. 39.
БЭС, т. II, с. 1574, 2259.
ЭС, т. 36 (кн. 71), с. 394-396.
РБС, т. XXI, с. 203-205.
|