Архиереи



Зосима Брадатый

  
  
Сан:  митрополит

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Зосима Брадатый, митрополит Московский и всея Руси.
С 1485 г. — архимандрит Московского Симонова монастыря.
26 сентября 1490 г. хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Московского и всея Руси.
17 октября 1491 г. участвовал на соборе, созванном для обличения ереси "жидовствующих" и произносил проклятие еретикам.
17 мая 1494 г. отрекся от митрополичьего престола ("не своею волею") и ушел в Симонов монастырь.
9 февраля 1495 г. лишен митрополичьего сана и послан в Троице-Сергиев монастырь.
Год кончины неизвестен.
Имя митр. Зосимы тесно связано с ересью "жидовствующих", которая проникла из Литвы сначала в Новгород, потом в Москву и другие города.
Согласно сведениям, помещенным в "Просветителе" Иосифа Волоцкого, это учение отрицало Троичность Божества, Божество Иисуса Христа, таинство причастия, поклонение св. иконам, монашество и духовную иерархию. Короче, ересь представляла собой просто отрицание христианства. Но в нее были обращены и некоторые лица духовного звания, а также и некоторые влиятельные лица, при княжеском дворе. Сам митрополит Зосима, по мнению многих исследователей, был на стороне "жидовствующих", другие же утверждают, что он выступал только против преследования еретиков и был заподозрен в ереси именно поэтому. Наконец, существует и такое мнение, что он энергично боролся против этой ереси и очень много сделал в защиту Православия.
Анализируя различные мнения историков о митр. Зосиме, а также исследуя его личную жизнь, можно сделать вывод, что порочная жизнь митрополита, сходная с жизнью еретиков, дала повод причислить его к сторонникам ереси "жидовствующих". Фактами же причастность его к еретикам не подтверждается, а наоборот отрицается (осуждение им еретиков на соборе). Недостойная высокого сана жизнь, а не причастность его к еретикам, явилась причиной его удаления от митрополии.

Литература:
М. Макарий И. Р. Ц., т. VI, кн. I, с. 80-112.
Голубинский Е. История Русской Церкви, т. II, с. 566, 577, 608-610.
Иловайский Д. Еще об ереси жидовствующих. М., 1884.
Бантыш-Каменский Словарь, ч. 2.
Соловьев С.М. История России, кн. I, с. 1542, 1547, 1550-1552.
Карамзин Н.М., т. VI, с. 50, 122-125, 222, прим. 106, 107, 320, 321, 326, 618-620, 629.
Строев П., с. 5.
Булгаков, с. 1405.
Ратшин, с. 97.
Н. Д., с. 13.
Летопись Е. А., с. 574.
П. С. Л. Р., т. II, III, IV, VI, VIII.
Прав. собес., 1860, ч. II.
Современ. известия, 1884, № 253, 266.
БЭЛ, т. V, с. 765-766.
БЭС, т. I, с. 885, 922.
Рус. архив, 1895, кн. 1-я, № 1, с. 7-14.
-"- 1900, кн. 2-я, № 7, с. 330-341.
ЭС, т. XII-а, с. 686.
РБС, т. VII, с. 468-469.

 
Должности и места служения

архимандрит
Монастырь Симонов

1485 г. 15 век   —  
1490 г. 15 век
  
  

Московская епархия (г. Москва)

26.09/04.10. 1490 г. 15 век   —  
17/25.05. 1494 г. 15 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–