Биография
Василий I (Преображенский), епископ Можайский, викарий Московской епархии.
Родился 25 декабря 1854 года в с. Круглом, Козловского уезда Тамбовской губернии.
Сын священника.
В 1876 году окончил Тамбовскую духовную семинарию и в 1880 году СПБ Духовную Академию со степенью кандидата-магистра.
В этом же году назначен преподавателем Воронежской духовной семинарии.
В 1881 году утвержден в степени магистра богословия за сочинение "Восточные и западные школы во время Карла Великого, их отношение между собою, к классическим и древне-христианским и постановка в них богословия".
10 июля 1883 года определен священником к церкви при СПБ 1-м кадетском корпусе и законоучителем корпуса.
В 1897 году возведен в сан протоиерея.
С 1906 года — помощник главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в военно-учебных заведениях столицы.
Принимая деятельное участие, как член в трудах епархиального комитета Православно-миссионерского Общества, Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, комиссии по вопросам о соединении Церквей старокатолической с нашей Православной и другими.
Овдовев, он 1 марта 1908 года принял монашество, а 2 марта возведен в сан архимандрита.
9 марта 1908 года хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. Чин хиротонии совершали: митрополит СПБ Антоний; митрополит Московский и Коломенский Владимир; митрополит Киевский и Галицкий Флавиан и др. епископы.
26 августа 1912 года награжден панагией, украшенной драгоценными камнями.
В том же году временно управлял Московской епархией, оставаясь викарным епископом Можайским.
11 мая 1914 года уволен на покой по болезни.
Скончался 6 октября 1915 года. Погребен был в Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде, Московской Губернии.
Будучи в сане протоиерея, почти четверть века был законоучителем кадетского корпуса и пользовался редкой любовью своих питомцев. Благостный, задушевный, простой, незлобливый, всем доступный, нищелюбивый, поразительно трудолюбивый, многоученый и учительный — таким знал его Петроград, таким был он в сане епископа Можайского, таким отошел в вечность. Он глубоко любил простой народ и льнул к нему душой. Он обладал редким даром влиять на сердца народные.
Москва глубоко чтила его и прозвала его "народным святителем".
Труды:
"Восточные и западные школы во времена Карла Великого, их отношения между собой, к классическим и древнехристианским и постановка в них богословия". (Магистерская диссертация). СПБ., 1881.
"Св. Предтеча и Креститель Господень Иоанн". Внебогослужебные беседы. Москва, 1890.
Борьба за иконопочитание в Византийской империи". Москва, 1890.
"Разделение Церкви на две половины — восточную и западную". Москва, 1891.
"Фотий, Патриарх Константинопольский", Тысячелетие со дня кончины. СПб., 1892.
"Св. Тарасий, Патриарх Царьградский и седьмой Вселенский Собор". СПб., 1893.
"Преподобный Федор Студит и его время". Москва, 1896.
"Святитель Стефан Пермский". Москва, 1896.
"Притчи Господа нашего Иисуса Христа". Внебогослужебные беседы. Два выпуска. Москва, 1897.
Святые учителя веры и благочестия" — 12 книг житий. Душеспасительное чтение на каждый день года. СПБ и Москва, 1899-1908.
"Чудеса Господа нашего Иисуса Христа". Москва, 1901.
"Святой мученик Вонифатий". СПб., 1908.
"История христианской Православной Церкви". Москва, 1908.
Св. Алексий, митрополит всея Руси и чудотворец". Чтение для народа. СПб., 1909.
Пространный христианский катехизис Православной Церкви, в изложении безвопросном. Курс повторительный. Москва, 1909.
Беседа на святое Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 31, с. 1239.
"Гол. Церкви" 1912, июль, с. 33-49.
"Успение Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии".
"Приб. к "ЦВ" 1912, № 32, с. 1263.
"Гол. Церкви" 1912, август, с. 19-37.
"Жизнь Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии". Душеспасительные беседы. Сергиев Пасад, 1914.
"Поучение в день Пятидесятницы".
"Гол. Церкви" 1912, апрель, с. 21-32.
"Святые первоверховные апостолы Петр и Павел".
"Гол. Церкви" 1912, май, с. 27-52.
Слово на день Воздвижения Честного и Живородящего Креста.
"Гол. Церкви" 1912, сентябрь, с. 13-26.
"Притча Спасителя о богаче и нищем Лазаре". (Лк. XVI, 19-31 ст.)
"Гол. Церкви" 1912, октябрь, с. 16-43.
"Вход во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии".
"Гол. Церкви" 1912, ноябрь, с. 36-51.
"Притча о званных на Вечерю".
"Гол. Церкви" 1912, дек., с. 19-35.
Слово на Рождество Пресвятыя Богородицы".
"Гол. Церкви" 1912, авг.-сент., с. 25-33.
Литература:
"Церк. Вед." 1908, № 11, с.55.
-"- 1912, № 34, с.332.
-"- 1913, № 48, с. 534.
"Приб. к "ЦВ" 1908, № 10, с. 492-493.
-"- 1908, № 11, с. 541.
-"- 1912, № 48-49, с. 1964.
-"- 1913, № 11, с. 507.
-"- 1914, № 20, с. 932.
"Моск. ЕВ" 1915, № 46-47.
"Ист. Вестн." 1908, май, с. 265.
"Русск. Инок" 1915, № 23, с. 1384, 1385.
"Душесп. Чтение" 1915, № 6, с. 111, 112.
Булгаков, с. 1406.
НЭС т. IX, стб. 658, 659.
БЭС т. II, стб. 1898.
В. Г(линский), с. 47, 49.
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1910 год", с.18-19.
Заметки и дополнения Е. М. № 102.
|