Архиереи



Амвросий (Ключарев)

  
Ф.И.О.:  Ключарев Алексей Иосифович
  
Сан:  архиепископ
Место:  рождения: г. Александров Владимирской губ.
смерти: Харьков
Дата рождения:  17.03. 1820 г.
Дата пострига:  7.11. 1877 г. 19 век
Дата хиротонии:  15.01. 1878 г. 19 век
Дата смерти:  3.09. 1901 г. 20 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Амвросий (Ключарев Алексей Иосифович), архиепископ Харьковский и Ахтырский.
Родился в 1820 году в семье протоиерея г. Александрова Владимирской губернии.
Первоначальное образование получил в Вифанской духовной семинарии, а высшее в Московской Духовной Академии, которую окончил в 1844 году со степенью кандидата богословия.
Время академического образования Алексея Ключарева было той порой в жизни Московской Духовной Академии, когда в особенности процветал в ней знаменитый профессор философии протоиерей Ф.А. Голубинский. По великим путям Промысла Божия Алексей Ключарев, а позднее о. Алексей, находился под ближайшим руководством таких святителей, какими были Филарет и Иннокентий Московские. В своих воспоминаниях о митрополите Филарете он подробно объясняет, в каких отношениях стоял он к этому великому святителю с самого начала своего священнического служения; как мудрый и милостивый Филарет и миловал его и "сторожил над ним", и как отечески воспитывал его к предстоящему высокому служению, которое было принято его питомцем уже по кончине великого святителя при его преемнике.
В отношении влияния на него святителя Иннокентия о. Алексей говорил, что "святитель силой своего духа и веры овладел моей душой и в одиннадцатый час моей жизни увлек меня на предстоящее делание в вертограде Христовом".
В следующем, 1845 году, Алексей Ключарев получил степень магистра богословия.
По окончании академического курса был назначен профессором философских наук в Вифанскую семинарию, где преподавал логику, психологию и латынь.
17 ноября 1848 г. был рукоположен во священника к церкви Московского Рождественского девичьего монастыря, а в марте следующего года переведен в церковь Казанской Божией Матери у Калужских ворот. Благодаря своему всестороннему образованию, стройному истинно философскому направлению ума, молодой священник занял сразу выдающееся положение среди московского духовенства. "В лучших дворянских и купеческих домах тогдашней Москвы он пользовался редким уважением, как даровитый и глубокомысленный проповедник, как опытный духовник, законоучитель, советник, духовный наставник". Богослужение он совершал с истинной церковной сановитостью, ни одного из воскресных и праздничных дней не оставлял без проповеди и его церковь скоро стала сборным пунктом всех любителей церковного благолепия и красноречия. С самого начала его проповеди нашли себе место на страницах "Московских Ведомостей".
В 1860 году он стал издавать собственный журнал "Душеполезное Чтение", скоро приобретший себе широкую популярность среди духовного мира.
4 марта 1864 г. возведен в сан протоиерея.
Со времени кончины митрополита Филарета, протоиерей Ключарев был уже большой силой в Москве. Не занимая ни одного начальнического места, он был чтим всеми за свои высокие таланты и заслуги. Преемник митрополита Филарета, митрополит Иннокентий сразу приблизил его к себе и во многом пользовался его советами и указаниями. Ценя по достоинству великие дарования протоиерея Ключарева, митрополит Иннокентий привлек его к ближайшему участию в своем миссионерском деле, и он был главным после владыки деятелем вновь учрежденного в Москве Православного Миссионерского Общества. Святитель Иннокентий пожелал, наконец, иметь его не только на деле, но и по имени своим ближайшим помощником, и он убедил прот. Ключарева (к тому времени уже вдового) принять иночество и высшее церковное служение в сане епископа.
7 ноября 1877 г. о. Алексий был пострижен в монашество с именем Амвросия и 8 ноября возведен в сан архимандрита.
15 января 1878 г. был хиротонисан во епископа Можайского, второго викария Московской митрополии.
В апреле того же года перемещен викарием Дмитровским.
22 сентября 1882 г. назначен епископом Харьковским и Ахтырским, где оставался до самой своей кончины.
Был почетным членом Киевской и Казанской Духовных Академий. При переходе своем из Москвы в Харьков архипастырь обратился к народу с прощальным заветом: "когда услышите обо мне, что угасла жизнь моя, вспомните обо мне с любовью".
Одним из сильных и воспитательных средств для жизни и деятельности епископа Амвросия, коренного москвича и по воспитанию и по долгому пребыванию в самом сердце России, явилось служение его в Харькове — в самом центре некогда столь противной духу Москвы — Украины. Это служение на первых порах представляло ему великие трудности и тяжкие, едва преоборимые испытания. Сколько затруднений и огорчений пришлось ему потерпеть при попытке ввести на Украине однообразное пение по образцу русских церквей. Но, возложив руки на плуг, он не озирался назад и не только не искал других мест и назначений, но отклонял их, а в трудностях служения видел лишь большее побуждение к духовному бодрствованию и совершению архипастырского подвига, пока, наконец, Господь не дал ему сил и возможности все победить любовью.
20 марта 1886 г. возведен в сан архиепископа.
В Харькове он обращался к духовенству с посланиями об усилении церковного проповедничества, ввел единообразный церковный напев по всей епархии при посредничестве устроенной особой бесплатной школы при архиерейском хоре для псаломщиков. Восстановил два монастыря и открыл 62 прихода. Вновь открыл Казанский Высокочиновский мужской монастырь и Богодуховский Свято-Троицкий женский. Учредил крестные хода с чудотворными иконами. Епархиальные местные ведомости архиепископом Амвросием с 1884 года преобразованы в богословско-философский двухнедельный журнал "Вера и Разум" с приложением "Листка для Харьковской епархии".
Исключительную заботу владыка проявлял о духовно-учебных заведениях и церковно-приходских школах. Им также было благоустроено призрение инвалидов духовенства и сирот. Был учрежден миссионерский совет для борьбы с сектанством. Во все время своего пастырского и архипастырского служения архиепископ Амвросий был снедаем ревностью о славе Бога Спасителя и Церкви — истинной православной, которой вверил Господь совершение нашего спасения. В последние дни своей пастырско-подвижнической жизни Преосвященный Амвросий в особенности страдал скорбью Церкви и недоброжелательных ее и с особенной пламенной ревностью обличал лжеучителей сектантов и развратителей современного ему поколения, усиленно желая, ввиду близкой кончины, высказать все, чем томилась его душа, являя необыкновенную силу духа в готовом к разрушению теле.
6 мая 1898 г. архиепископ Амвросий награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
3 сентября 1901 г. Преосвященный Амвросий скончался на архиерейской даче близ г. Харькова на 83-м году от рождения, после кратковременной тяжелой болезни.
Проповеди Высокопреосвященного Амвросия в период его приходской деятельности печатались в московских периодических изданиях. За время архиерейства издано два сборника: "Проповеди Амвросия, епископа Дмитровского, вик. Московского, за последние годы служения его в Москве" (1873-1882 гг.) М. 1883 г. и "Проповеди Преосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского, произнесенные во время служения его в Харьковской епархии (1882-1894 гг.)" г. Харьков, 1895 год.
О характере проповедей можно привести следующий наиболее характерный отзыв: "Проповеди Преосвященного Амвросия уже и ныне стали классическими в собственном смысле, как образцы церковного ораторского искусства. Трудно в кратких словах верно очертить характер проповеднической деятельности Преосвященного Амвросия. Кроме живого картинного, увлекательного изложения, стройности и цельности плана, строго логической последовательности мыслей, особенностью проповедей Преосвящ. Амвросия необходимо признать выбор темы и способ ее раскрытия. Знаменитый проповедник всегда останавливает свое внимание на вопросах жизни, волнующих и интересующих всех, и ни для кого не чуждых. Он говорил: О назначении и истинном достоинстве женщины; О нравственных средствах сохранения жизни; О начальных приемах христианского воспитания; О свободе совести и ее правах; О нравственных плодах посещения храмов; О значении для врача христианских убеждений; О степенях любви христианской; Об истинном значении войны; О неравенстве состояний; О союзе Государства с Церковью; О внутреннем опыте; О чувстве собственного достоинства; О любви; О б особенных нравственных свойствах детей; О молитве за отечество; О верности в малом; О средствах к возвращению утраченной веры; Об удовольствиях; О семейном счастье; Об общественном мнении; О самоизвинении; О наших обязанностях в отношении к потомству; О повиновении властям; О том, что исправление общественной нравственности каждый должен начинать с самого себя и т.п. Каждая проповедь представляет прекрасно разработанный трактат на определенную, почти всегда злободневную тему, и могла бы явиться в издании совершенно самостоятельным сочинением".
Кроме проповедей, на которых создавалась известность и слава архиепископа Амвросия, известна еще его книга, посвященная характеру и качествам церковной проповеди: "Живое Слово". Харьков, 1892 год.
Архиепископ Амвросий страстно боролся против ложного направления науки и против ложно понятой свободы совести, свободы печати, женского образования и т.п.

Труды:
"Проповеди Амвросия, еп. Дмитровского, вик. Московского за последние годы служения его в Москве". (1873-1882 гг.). Москва, 1883.
"Проповеди Преосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского, произнесенные во время служения его в Харьковской епархии". (1882-1894 гг.). Харьков, 1895.
"Полное собрание проповедей с приложениями". т. 1-5. Харьков, изд. Совета Харьковского епарх. жен. уч. 1902-1903 гг. "Рус. Паломн." 1904, № 15, с. 261 (пер.). Библиография.
Список проповедей, вышедших отдельным изданием, см. Венгеров. Крат. биограф. сл. т. 1, с. 481-482.
Два публичных чтения о свободе печати с точки зрения Православной Церкви. (В зале Городской думы 17-18 марта 1882 г.). Москва, 1882.
Приветственная речь в Харьковской университетской церкви. "Приб. к "ЦВ" 1888, № 44, с. 1204.
Речь, произнесенная 2-го октября в Харьковской Благовещенской Церкви. "Приб. к "ЦВ" 1888, № 44, с. 1205.
Слово на Новый год. "Об отношении христиан к сему веку". "Приб. к "ЦВ" 1889, № 2, с. 21.
Слово о христианском единомыслии. "Приб. к "ЦВ" 1888, № 10, с. 252.
Слово об опасностях для современных христиан со стороны философии. "Приб. к "ЦВ" 1888, № 36, с. 973.
Слово по освящении храма при Сумском духовном училище 8 сентября. "Приб. к "ЦВ" 1888, № 39, с. 1063.
Пастырское увещание православным христианам Харьковской епархии. "Добродетель храмоздания". "Приб. к "ЦВ" 1889, № 27, с. 779.
Речь при освящении Спасова скита. "Приб. к "ЦВ" 1889, № 35, с. 1029.
Слово в Спасовом Святогорском скиту 17 октября "О знамении времени". "Приб. к "ЦВ" 1889, № 44, с. 1311.
Слово на Новый год о прекращении торговли по праздникам. "Приб. к "ЦВ" 1890, № 3, с. 69.
Слово о христианском прогрессе. "Приб. к "ЦВ" 1890, № 36, с. 1187.
Слово в Спасовом скиту 17 октября 1890 г. о благодарности к Богу. "Приб. к "ЦВ" 1890, № 44, с. 1475.
Ответ на письмо профессора Университета св. Владимира М. Тихомирова. "Приб. к "ЦВ" 1891, № 11, с. 329.
Слово в день Усекновения главы св. Иоанна Крестителя. "О стыде и стыдливости". "Приб. к "ЦВ" 1891, № 37, с. 1241.
Речь о причинах отчуждения от Церкви нашего образованного общества. "Церк. Вестн." 1891, № 10, с. 45, № 28, с. 446, № 34, с. 531.
Воззвание к Харьковской пастве. "Приб. к "ЦВ" 1891, № 38, с. 1283.
Слово, произнесенное в Спасовом скиту 17 октября 1891 г. "О христианском уединении". "Приб. к "ЦВ" 1891, № 44, с. 1527.
Слово на Новый год — о двоедушии в деле веры. "Приб. к "ЦВ" 1897, № 1, с. 2.
"О религиозном сектанстве в нашем образованном обществе". СПБ, 1891.
"О причинах отчуждения от церкви нашего образованного общества". СПБ, 1891.
"О причинах отчуждения от церкви нашего образованного общества". СПБ, 1891.
Речь. "О делателях на жатве Божией". Харьков, Москва, 1901.
"О воспитании детей у русского купечества". Харьков, 1902.
"Об обязанности каждого православного христианина поучаться в слове Божием". Харьков, 1902.
"Вразумление свыше". Харьков, 1902.
"Вера жены хананеянки". Харьков, 1902.
"Замечательные случаи при исповеди и приобщении больных". Харьков, 1902.
"Евангельское повествование об исцелении Господом слепорожденного". Харьков, 1902.
"Евангельское повествование об исцелении Господом десяти прокаженных". Харьков, 1902.
"Евангельское повествование об исцелении Господом жены кровоточивой". Харьков, 1902.
Книга "Живое Слово", посвященная характеристике церковной проповеди и импровизации. Харьков, 1 изд. 1882, Харьков 2 изд. 1892.
Наставление детям, учащимся в сельских школах о кротости и жалостливом обращении с животными. 1903 год.
"Преосвящ. Тихон, епископ Воронежский". М. 1844.
"Сила привычки к вину".
"Христианский обычай начинать каждое дело молитвой о благословении Божием". Харьков, 1902.
Речь воспитанникам Московской духовной семинарии 8 ноября 1878 года после годичного акта Московской семинарии. "Изв. Казан. епарх." 1878, № 24, с. 683-688.
Речь при выпуске воспитанниц Московского Николаевского института. "Изв. Казан. епарх." 1880, № 15, с. 409-416.
Речь при открытии общества любителей церковного пения. "Правосл. обозр." 1881, май- август, с. 547-551.
Слово, произнесенное 26 февраля в Московском большом Успенском соборе по случаю заключения мира с оттоманскою портой. "Правосл. Обозр." 1878, с. 442-448.
Речь, произнесенная в Московском Архангельском соборе на панихиде в 9-й день по кончине госуд. Александра Николаевича. "Правосл. Обозр." 1881, январь-апрель, с. 636-639, "Изв. Казан. епарх." 1881, № 9, с. 229-232.
Отзывы о нем и его проповедях:
Отзывы о нескольких проповедях в "Листке Духовной библиографии". 1873, № 6, с. 81-88.
"Домашние беседы". 1873, № 26, с. 856.
"Русский проповедник". 1871. СПБ, с. 326-328.
Отзыв Экзарха Грузии архиепископа Иннокентия (Беляева), б. Сумского, вик. Харьковской епархии, написанный в виде статьи. "Приб. к "ЦВ" 1901, № 40, с. 1439-1445.

Литература:
"Церк. Вед." 1897, № 1, с. 2.
"Приб. к "ЦВ" 1888, № 10, с. 252, № 21, с. 551, 1898, № 47, с. 1785-1791, 1901, № 36, с. 1283-1286, № 40, с. 1439.
"Прав. Собес." 1897, декабрь, с. 4, 1901, декабрь, с. 8, 1907, март, с. 9, 1899, январь, с. 4.
"Истор. Вестн." 1889, август, с. 369, 1890, октябрь, с. 202.
"Церк. Вестн." 1891, № 8, с. 113, № 16, с. 252, № 30, с. 469, № 39, с. 627, 1895, № 34, с. 1094-1095, № 40, с. 1277, № 47, с. 1507.
"Изв. Каз. еп." 1878, № 2, с. 34, 1882, № 20, с. 529, 1889, № 23, с. 651-652, 1899, № 8, с. 336.
"Христ. чтен." 1902, март, с. 351-354.
"Прав. Обозр." 1878, сентябрь-декабрь, с. 672-674, 682-684, 863-865, 1880, сентябрь-декабрь, с. 690.
"Мисс. Обозр." 1898, июль-август, с. 1661, 1901, ноябрь, с. 481.
"Душеполезн. Чтение" 1898, 1899.
"Slovo pri pogrebenii Vysokopreosv. Innokentija, Mitr. Moskovskogo i Kolomenskogo", in: ZMP 1979, 3, 30-33.
Труды К.Д.А. 1891, сентябрь, декабрь, с. 300.
Юбилейный сборник М. 1914, с. 81, 82, 98, 104, 187, 196, 197, 644.
"ЖМП" 1945, № 9, с. 74.
"Рус. Архив" 1910, кн. 1-я, № 1, с. 100, 103, 96-97, 1912, кн. 1-я, с. 129, 1916, кн. 1-я, № 1, с. 165.
Венгеров, Критико-биограф. словарь, т. 1, с. 481-485.
Багрецов Л. Несколько слов по поводу двух характерных писем, присланных Преосвящ. Амвросию, архп. Харьковскому. Харьков, 1901, Тузов 23.
Багрецов Л. "Памяти в Бозе почившего Высокопреосвящен. Амвросия, архп. Харьковского". Москва, 1901, Тузов 23.
Буткевич Т.И. "Высокопреосвященный Амвросий, архп. Харьковский". Библиограф. очерк (с двенадцатью фотографическими снимками и факсимиле). Харьков, 1902, Тузов 40.
Буткевич Т. Странные суждения Р.И. Сментковского, высказанные по поводу речи Преосвященного Амвросия "О практической борьбе христиан с современными заблуждениями и пороками". Харьков, 1901, Тузов 40.
"Венок на могилу в Бозе почившего Амвросия, архиепископа Харьковского". От редакции журнала "Вера и Разум". Харьков, 1902, Тузов 55.
Виноградов В. "Последний из Могикан", эпохи великих реформ. (Памяти Высокопреосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского). Сергиев Посад, 1912, Тузов 47.
Ромашко Д. "Амвросий, как народный проповедник и ревнитель духовно-нравственного просвещения". Харьков, 1905, "Русск. Паломн." 1888, № 23, с. 267, 268, 270.
Митисов И. "Высокопреосвященный Амвросий, архиепископ Харьковский и Ахтырский". "Прав. Собес." 1901, октябрь, с. 508-530.
Митисов И. "Педагогические воззрения Высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Харьковского". "Прав. Собес." 1902, январь, с. 91-103.
Булгаков, с. 1405, 1406.
БЭС, т. I, стб. 141, т. II, стб. 1374, 2272.
БЭЛ, т. I, стб. 594.
НЭС, т. II, стб. 334, доп. т. I, с. 95.
БЭЮ, т. I, с. 486.
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1894 г., с. 22-23, 1901 г., с. 32-33.
"Списки архиереев Иерархии Всерос.". СПБ, 1896, ? 446, с. 65-66.
Ig. Georgij (Tertysnikov), Zizn' i dejatel'nost' Vysokopreosv. Amvrosija (Kljucareva), archiepiskopa Char'kovskogo, in: ZMP 1976, 8, 74-77.
Karl Christian Felmy, Predigt im orthodoxen Ru?land, Gottingen 1972, bes. S. 99-169.

 
Должности и места служения

Московская епархия (г. Москва)

31.03/12.04. 1879 г. 19 век   —  
08/20.04. 1879 г. 19 век
   в/у
  

Московская епархия (г. Москва)

09/21.06. 1882 г. 19 век   —  
27.06/09.07. 1882 г. 19 век
   в/у
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–