Биография
Макарий, митрополит Московский и всея Руси.
С 1506 г. — игумен Рождество-Богородичного монастыря близ г. Можайска.
4 марта 1526 г. хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан архиепископа.
19 марта 1542 г. избран на Московскую митрополию.
Скончался 31 декабря 1563 г. Погребен в Московском Успенском соборе.
Многоразличные заботы митр. Макария об искоренении суеверий и заблуждений, о распространении просвещения, учреждении типографии, попечение о поднятии иноческой жизни, распространение христианства на севере и востоке Руси сделали имя его досточтимым в грядущих поколениях.
Святитель владел блистательным даром слова, замечательны его речи, обращенные к Иоанну IV перед походом в Казань и по возвращении из похода.
Он оставил ценнейший памятник 20-летних трудов — "Великая книга Минеи-Четьи", представляющая собой целую библиотеку "Четьи-Минеи" были рассмотрены на соборах 1547 и 1549 гг., на которых и установлены угодникам праздники. За время его управления Русской митрополией канонизовано 45 святых. В книге о русских святых имя митр. Макария поставлено в числе святых.
Митр. Макарий не принадлежал к числу политических деятелей XVI в. Занятый церковными делами, он не играл сколько-нибудь видной политической роли в бурное время царствования Иоанна IV, другие деятели совершенно заслоняли его. По этой же причине Макарий удержался на митрополичьем престоле и при падении Шуйских, которые доставили ему митрополию, и при падении Адашева и Сильвестра, которого он перевел из Новгорода в Москву.
Он (Макарий) сумел так поставить себя, что грозный царь всегда с любовию и уважением говорил о своем отце-митрополите. Впрочем, по словам М. В. Толстого, "Макарий умер, когда Иоанн уже совратился с доброго пути, но не успел еще стать ужасом человечества".
Митр. Макарий занимает видное место в истории нашей церкви. Он много потрудился над введением общежития в монастырях, сначала новгородских, а потом и всей России. По его инициативе собирались один за другим соборы русских святителей для обсуждения таких важных вопросов, как канонизация святых, народное образование, возвышение народной нравственности и др. Под его руководством составлен свод канонических правил, так называемая сводная Кормчая, и была продолжена начатая еще митр. Киприаном "Степенная книга" — первая попытка обработки Русской истории. По-видимому, он сам описал в ней 26 лет царствования Иоанна Грозного.
Некоторые приписывают устранение от политической деятельности его слабохарактерности, но это едва ли так. Человек со слабым характером не мог бы провести ту обширную и тяжелую работу по преобразованию самых разнообразных сторон церковной жизни, какую сделал митр. Макарий.
Труды:
Великие Четьи-Минеи.
Слово к Иоанну IV при браке его.
Слово к Иоанну IV перед походом в Казань.
Слово к Иоанну IV по возвращении из Казани.
Послание к войску в Свияжск перед началом Казанского похода.
Послание к царю с увещанием идти смело против врагов Христовых.
Послание о молитве против разных ересей.
Послание в Водскую пятину об искоренении язычества.
Литература:
Попов М. С., свящ. Свят. Дим. Ростовский и его труды. СПб, 1910, с. 55.
Толстой М. В. Рассказы и И. Р. Ц., с. 337, 339, 352-358, прим. II (?)
Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896, с. 47, 80.
Протопопов Д. Жития святых, VI, с. 499.
Ратшин, с. 97.
Гатцук Календарь на 1883 год, с. 133.
Голубинский, с. 361.
Барсуков Н., с. 344.
Сергий Месяцеслов, ч. II, с. 566.
Булгаков, с. 1405, 1406.
Строев П., с. 5, 36, 179.
Попов Н. Автобиогр. митр. Макария собирателя "Великих Миней". СПб, 1913.
Летопись Е. А., с. 598.
Цветник Пешношский. М., 1898, с. 11, 14, 17, 19.
Карамзин, т. IX, гл. I, с. 27, 28.
Святая Русь, № 523.
М. Нкр., т. II, с. 210.
Сборн. для любит. дух. чтен. иером. Никифора. М., 1888.
Описание Псково-Печерского первокл. м-ря. М., 1909, с. 22.
Жития святых Дим. Ростовского, кн. 1-я, 2-е изд., сентябрь, с. 18-20.
Церковн. вопросы в России или русск. дух. вед. Браила, 1896, с. 46.
Прав. собес., 1907, с. 31, прилож. сентябрь, 1914, январь, с. 29, 1916, май-июнь, с. 203.
Кормчий, 1912, № 50, с. 502-503; № 52, с. 531.
Рус. палом., 1893, № 39, с. 614.
Истор. вестн., 1887, май, с. 259, 1893, май, с. 466.
Ж. М. П., 1945, № 12, с. 45, 46, 1947, № 6, с. 26-40, 1953, № 5, с. 49-52.
Рус. старина, 1910, август, с. 375; октябрь, с. 34, 47, 54.
Душеп. чтен., 1897, ч. 2, с. 562, 570.
Макарий, архипастырь Московский при посещении Иосифовского монастыря и г. Волоколамска. М., 1916.
Рус. архив, 1889, кн. 1-я, с. 37 (Из царст. Ивана Васильевича Грозного), 1893, кн. 3-я, с. 7 (Московский кремль), 1901, кн. 1-я, № 2, с. 195-197, 1910, кн. 1-я, № 2, с. 312.
БЭЮ, т. 12, с. 505.
БЭС, т. II, с. 1546.
ЭС, т. XVIII (кн. 35), с. 396, 397.
Всемирный календарь. СПб, 1917 (истор. отдел), с. 104.
Н. Д., с. 13, 18.
|