Биография
Св. Петр, митрополит Московский, Киевский и всея России.
Родился на Волыни.
12 лет поступил в монастырь, где с большим успехом и прилежанием занимался иконописью.
Впоследствии был игуменом созданного им на р. Рате монастыря.
В 1308 г. Цареградским патриархом Афанасием хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского.
В 1325 г. перенес свою митрополию из Владимира в Москву, чем способствовал расширению новой столицы.
Скончался 21 декабря 1326 г. Погребен в заложенной им церкви Пресвятой Богородицы.
Через 20 дней после его погребения (в 1327 г.) у гроба его открылись чудесные врачевания разных болезней.
В 1339 г. при митр. Феогносте причтен к лику святых.
В 1472 г. обретены мощи св. Петра при перестройке Успенского собора.
24 августа 1479 г. его мощи перенесены в Успенский собор.
Память его празднуется 24 августа, 6 октября и 21 декабря.
Чтобы понять, какое сокровище для паствы был святитель митр. Петр, достаточно вспомнить о дне его рукоположения Константинопольским патр. Афанасием в храме св. Софии в Царьграде. "Когда Петр явился в храм св. Софии, храм наполнился благоуханием, и патриарх пророчески сказал тогда: "Повелением Божиим притек к нам дивный муж, который благодатию Божией упасет вверенное ему стадо".
Подобно вселенским учителям и святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту святитель учил христиан правой вере, толковал и излагал апостольские писания, всюду со смирением утверждал истинное учение в людях, обходя земли Волынскую, Киевскую и Суздальскую.
Кротость и милосердие его были беспредельны. Он отдавал бедным все, что имел, до убогой своей власяницы.
Великий святитель председательством своим пред Господом много раз оберегал землю нашу от вражеских нападений. Он именуется "заступником земли русской". Словом и примером он поучал вверенное ему стадо, щедро благотворил бедным, примирял враждующих князей, но когда надо умел быть и строгим. Так он обличил и предал анафеме опасного еретика Сеита.
В 1313 г. он ездил в Орду к хану Узбеку, от которого получил ярлык с подтверждением прежних прав православного духовенства. Вскоре после своего посвящения митр. Петр был оклеветан из зависти Тверским архиеп. Андреем, обвинившим его перед патриархом в тяжких грехах. Патр. Афанасий не поверил обвинению, но в 1311 г. все-таки назначил собор в г. Переяславле-Залесском, на который прислал одного из своих клириков.
Клеветник был обличен, но сам кроткий первосвятитель взял его под свою защиту, сказав: "Не ты сие сотворил, но древний завистник рода человеческого — диавол".
Обходя города Суздальской области, узнавая и испытывая людей и князей, он особенно полюбил кроткого и миролюбивого князя Ивана Даниловича Московского. В то время как из великокняжеской Твери шла крамола и вражда, здесь в малом Московском городке тихолюбивый князь заботился более всего о тишине и своим нравом давал уверенность, что желанное спокойствие будет крепко и на будущее время. По желанию и совету митр. Петра вел. князь Иоанн Данилович заложил в Москве первую каменную церковь во имя Успения Божией Матери. "Если ты, — сказал святитель, — упокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то и сам прославишься с родом своим паче иных князей, и град твой будет славен перед всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плечи врагов его, и прославится Бог в нем".
Князь с усердием приступил к постройке храма, но свят. Петр не дождался окончания строительства. Он только успел собственными руками приготовить себе в алтаре гроб, но освятить церковь не успел. Перед смертью он завещал все свое имение на строительство этой церкви, заочно благословил отсутствовавшего князя и во время пения вечерни скончался с молитвой на устах и с воздетыми к небу руками.
Труды:
Поучение (окружное послание) к духовенству.
Послание перед наступлением Великого Поста.
Ярлык хана Узбека митр. Петру в 1315 г. (составлен по записке св. митрополита). Изд. Григорьева, О ярлыках, с. 112-118.
Литература:
Едлинский М., свящ. Подвижники и страдальцы за веру прав. и землю русскую, 2-е изд. СПб, 1899, т. II, с. 1-12.
Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 128-132, 213.
Хойнацкий А. Ф. Патерик Волыно-Почаевский. М., 1888, с. 65-80.
Его же Очерки из ист. прав. церкви и древн. благоч. на Волыни. Житомир, 1878, с. 85-90.
Филарет, архиеп. Русские святые, сентябрь, с. 124.
Гатцук Календарь на 1883 год, с. 155.
Соловьев С. М. История России, кн. I, с. 903, 916, 917, 1244, 1245, 1269, 1270; кн. III, с. 670.
М. Макарий ТИ. Р. Ц., т. IV, кн. I, с. 16-21, 172, 248, 256.
Эристов Словарь ист. о святых, с. 197-199.
Булгаков, с. 1402.
Голубинский Е., с. 67, № 17.
Барсуков Н., с. 431, 432.
Строев П., с.2.
Поселянин Е. Жития святых, декабрь, с. 159.
Ратшин, с. 95, 320.
Н. Д., с. 13.
Летопись Е. А., с. 483, 484, 487.
Церк. вопросы в России или рус. дух. вед. Браила, 1896, с. 46.
История Владим. каф. Успен. собора. Владимир, 1877, с. 73, 74, 81.
Краткие свед. моск. о собор. М., 1871, с. 5.
Обзор. рус. дух. лит., с. 68, 69.
М. Нкр., т. II, с. 417.
Святая Русь, № 513.
Верный месяцеслов, с. 28, 46.
Истор. вестн., 1881, март, с. 500, 517, 1885, декабрь, с. 35, 1906, август, с. 566.
Прав. собес., 1858, февраль, с. 276, 281, 1907, июль-август, с. 206, 207.
Рус. старина, 1876, июнь, с. 288, 1904, июнь, июль, с. 643.
Приб. к Ц. В., 1901, № 35, с. 1501.
Богосл. вестн., 1893, январь.
Рус. архив, 1895, кн. 1-я, № 2, с. 251, 1912, № 6, с. 214.
Приб. к твор. св. отц. (в рус. переводе), 1844 (Св. Петр, митр. Киевский).
Ж. М. П., 1945, № 4, с. 11-18, 1959, № 8, с. 54-59.
БЭС, т. II, с. 1801, 1573.
БЭЮ, т. 15 c. 125.
ЭС, т. XXIII-а, с. 484.
Н. Д., с. 13.
|