|
Феогност Грек, св.
|
|
|
Сан:
митрополит
|
Церковная принадлежность
|
Биография
Св. Феогност, митрополит Киево-Московский и всея Руси.
По происхождению грек.
В конце 1327 (или начале 1328) года в Константинополе патр. Исаею был поставлен на Русскую митрополию.
В 1328 году прибыл в Россию.
Это был архипастырь хорошо образованный, отличавшийся мудростью в делах церковного управления. Основные усилия он направил на централизацию церковной власти и на объединение всего Русского государства. В этом направлении деятельности святителя раскрывается и весь его духовно-нравственный облик.
Сразу по приезде в Россию (1328 г.) святитель Феогност посетил западно-русские епархии, которые по просьбе галицких и литовских князей были выделены в отдельную митрополию. Святитель заблаговременно заручился согласием Константинопольского патриарха на восстановление единой общерусской митрополии. Это был первый шаг митр. Феогноста в деле укрепления Русского государства, так как церковное единство было залогом единства государственного. В мае 1328 года он собрал на Волыни собор епископов упраздняемой митрополии и с их участием хиротонисал епископов Владимиро-Волынского и Галицкого, став, таким образом, действительным первоиерархом всей Руси. После этого митрополит отправился в Москву, чтобы сделать ее своей постоянной резиденцией. С первых дней прибытия в Москву митр. Феогност начал заботиться о внешнем украшении города. К этому он побуждал вел. князя.
Святитель закончил строительство Успенского храма в Москве, начатое его предшественником митр. Петром. В 1329 году построил две каменные церкви — во имя ап. Петра и преп. Иоанна Лествичника. Укреплению Москвы как центра русской митрополии способствовало прославление мощей свят. Петра и причисление его к лику святых (в июле 1333 года) по ходатайству святителя Феогноста. С этого времени Москва становится и политическим и церковным центром Русского государства.
Свят. Феогност всецело стал на сторону Московского князя и всячески содействовал ему в его планах о подчинении других княжеств Москве. Так свят. Феогност оказал большую услугу князю Ивану Даниловичу, наложив на псковичей церковное отлучение за то, что они не хотели выдать провинившегося перед ханом Узбеком тверского князя Александра Михайловича. Этим мероприятием митр. Феогност предотвратил неминуемое кровопролитие и дал возможность князю Александру уехать в Литву, после чего отлучение было снято с псковичей, а позже и с самого князя, когда он согласился ехать в Орду.
Чтобы утвердить централизацию церковной власти, митр. Феогност предпринимал трудные поездки по своей митрополии и даже в Константинополь. Он первый сумел полностью подчинить своей власти непокорных новгородцев, хотя это не обошлось без жалоб на святителя в Константинополь. Тяжелое испытание пришлось перенести святителю в 1341 году. В это время в Золотой Орде сменился правитель. Смена хана сопровождалась усилением притеснений Церкви со стороны татар. От нового властелина требовалось получить ярлык, ограждающий Церковь. С этой целью и поехал святитель в Золотую Орду. Но новый хан Чанибек, ссылаясь на сведения своих сборщиков дани, которые докладывали о якобы больших больших доходах Русской Церкви, потребовал от святителя ежегодной дани в больших размерах. Отстаивая независимость Церкви, свят. Феогност был подвергнут суровым истязаниям и пыткам. Святой муж с доблестью истинного мученика вынес все. Хан был сломлен мужеством митрополита и вынужденно согласился предоставить Церкви некоторую возможность распоряжаться своими средствами. А эти средства при митр. Феогносте и его предшественниках шли в основном на ликвидацию страшного ущерба от Батыева нашествия, на церковно-монастырское строительство и многообразное христианское благотворение. Новое испытание для митрополита принесло отделение (под давлением литовских и польских князей) Галицкой митрополии. Митр. Феогност энергично воспрепятствовал этому и добился у Константинопольского патриарха упразднения образовавшейся митрополии. В 1347 году святитель лично объехал воссоединенные епархии, поднимая нравственные чувства и сознание народной единокровности паствы юго-западных епархий. Вскоре святитель предпринял путешествие в Кострому. Там провел собор четырех архиереев и поставил на Суздальскую кафедру нового еп. Даниила (1351 г.), а затем разрешил спор о церковном подчинении района Черного [Червленого ?] Яра между Рязанской и Сарайской епархиями.
Так в трудах о церковном благоустроении протекала жизнь святителя. Митр. Феогност готовил себе достойную смену в лице свят. Алексия, который при митр. Феогносте за 14 лет прошел все иерархические ступени и под его руководством получил прекрасное церковное и светское образование. В 1352 году митр. Феогност поставил свят. Алексия епископом Владимирским, а после своей смерти благословил его на свое место. В этом случае митр. Феогност вел себя как добрый пастырь Церкви. Поставление митрополита на Русскую митрополию из среды русских было нежелательно для греков. Но святитель Феогност преследовал только интересы Церкви. На всероссийскую кафедру он искал, прежде всего, достойного по совокупности качеств предстоятеля, независимо от национального происхождения.
Митр. Феогност скончался 11 марта 1353 года от свирепствовавшей тогда "черной смерти". Погребен на 4-й день после кончины в Московском Успенском соборе, рядом с митр. Петром.
В 1471 году мощи его обретены нетленными.
Причислен к лику святых. Память празднуется 14 марта.
Труды:
Грамота митр. Феогноста на Червленный Яр о принадлежности тамошнего края к Рязанской епархии. // Павлов. Памятники древне-русского канонического права. № 18. с. 163.
Книга, нарицаемая Власифилия, рекше хула на еретики, — главы различныя от Евангелия и от канон св. отец, в них же обличения Богом ненавистных злочестивых духопродажных ересей.
К духовным чадам... о божественных писании, о смиреннолюбии, яко не подобает играти и смеятиси бещанно... и якоже недостойнии приходят к божественным тайнам, в муку себе в нетерпеливую ввергнут, и како подобает чтити честного и животворящего креста.
Литература:
Хойнацкий А. Православие на западе России, или патерик Почаево-Волынский. с. 81-84.
Он же. Очерки из истории Православной Церкви и древнего благочестия на Волыни. Житомир, 1878. с. 100-101.
Шемякин В.И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896. с. 26, 75, 91, 119.
Макарий (Булгаков). И.Р.Ц. т. IV, кн. 1. с. 22, 25-26, 30-32.
Филарет, архиеп. Русские святые. СПб., 1882. март. с. 354.
Он же. Обзор рус. дух. лит. с. 70-71.
Евгений (Болховитинов). Словарь духовных писателей. СПб., 1827. ч. II.
Никольский Н. Материалы для истории древне-русской духовной письменности. // Изв. отдел. рус. яз. и слов. И. А. Н., 1903. т. VIII, кн. I.
Голубинский Е. с. 191, 560.
Он же. И.Р.Ц. т. II, 1-я пол. М., 1900.
Он же. Митрополит всея России Феогност. Сергиев Посад, 1893.
Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. вып. VII. Тверь, 1898.
Толстой М.В. Рассказы из истории Р.Ц. с. 131, 136, 137, 138.
Барсуков Н. с. 584.
Эристов. Словарь исторический о святых. с. 241-242.
Строев. стб. 2.
Соколов Пл. Русский архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV века. Киев, 1913.
Булгаков. с. 1402, 1405.
Святая Русь. № 514.
Московский некрополь. т. III. с. 412.
Жития святых, доп. синод. 2-е изд. 1916. с. 433-434 прим. 1, c. 435, прим. 2, с. 438-439.
Приб. к твор. св. отцев. 1848. с. 33.
Летопись Е.А. с. 487.
Верный месяцеслов. с. 12.
Церковные вопросы в России или Русское дух. вед. Браила. 1896. с. 46.
Рус. ист. библ. 2-е изд. СПб., 1908. т. 6, ч. 1.
ПСРЛ. т. I, II, III, IV, V, VII, XXI.
Исторический вестник. 1881. апр. с. 736.
-"- 1891. сент. с. 642.
-"- 1895. янв. с. 95.
Православный собеседник. 1867. март. с. 216.
ЖМП. 1953. № 8. с. 39-46.
БЭС. т. II. с. 1573, 2409.
ЭС. т. 41-а. с. 893.
РБС. т. XXV. с. 236-238.
Н.Д. с.13.
|
Должности и места служения
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|