link12905 link12906 link12907 link12908 link12909 link12910 link12911 link12912 link12913 link12914 link12915 link12916 link12917 link12918 link12919 link12920 link12921 link12922 link12923 link12924 link12925 link12926 link12927 link12928 link12929 link12930 link12931 link12932 link12933 link12934 link12935 link12936 link12937 link12938 link12939 link12940 link12941 link12942 link12943 link12944 link12945 link12946 link12947 link12948 link12949 link12950 link12951 link12952 link12953 link12954 link12955 link12956 link12957 link12958 link12959 link12960 link12961 link12962 link12963 link12964 link12965 link12966 link12967 link12968 link12969 link12970 link12971 link12972 link12973 link12974 link12975 link12976 link12977 link12978 link12979 link12980 link12981 link12982 link12983 link12984 link12985 link12986 link12987 link12988 link12989 link12990 link12991 link12992 link12993 link12994 link12995 link12996 link12997 link12998 link12999 link13000 link13001 link13002 link13003 link13004 link13005 link13006 link13007 link13008 link13009 link13010 link13011 link13012 link13013 link13014 link13015 link13016 link13017 link13018 link13019 link13020 link13021 link13022 link13023 link13024 link13025 link13026 link13027 link13028 link13029 link13030 link13031 link13032 link13033 link13034 link13035 link13036 link13037 link13038 link13039 link13040 link13041 link13042 link13043 link13044 link13045 link13046 link13047 link13048 link13049

Архиереи



Даниил

  
  
Сан:  митрополит
Дата смерти:  1547 г. 16 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Даниил (Рязанец), митрополит Московский.
Первое известие о нем относится к 1515 г., когда он братией Иосифова монастыря был избран игуменом. Основанием для избрания послужило то, что Даниил представлял из себя образец деятельного инока, наделенного большими умственными и дипломатическими способностями, всесторонней начитанностью и образованием.
Вступив на пост игумена, он свято хранил заветы преп. Иосифа, строго поддерживал устав, данный монастырю его основателем. При Иосифе в Волоколамском монастыре была составлена значительная богословская библиотека. Даниил продолжил труд приобретения книг и умножения их посредством переписки.
Он проявил себя в монастыре деятельным администратором и опытным хозяином.
В этот же период он начал заниматься и литературной деятельностью.
Кроме названных положительных качеств, Даниил отличался значительным честолюбием и умением входить в доверие к нужным ему людям.
Волоколамский монастырь часто посещал вел. кн. Василий. Этими посещениями и воспользовался Даниил для своего возвышения. Он сумел своим внешним поведением понравиться великому князю, который своей волей, без собора епископов, 27 февраля 1522 г. возвел Даниила на Московскую митрополию.
В сане митрополита Даниил проявил излишнюю, доходящую до предосудительности угодливость великому князю.
В 1523 г. он вместе с вел. кн. писал грамоту Северскому кн. Василию Ивановичу Шемячичу, приглашая его в Москву и гарантируя ему полную безопасность. Однако, как только Шемячич приехал, он был схвачен и заключен под стражу. При этом Даниил, несмотря на свое обещание, не только не вступился за него, но и еще открыто одобрил поведение вел. кн. Этим он сильно уронил свой нравственный авторитет в глазах русских людей.
В таком же дурном свете он зарекомендовал себя в 1525 г., когда вопреки евангельскому учению и всем церковным правилам он допустил развод вел. кн. и сам же затем вторично венчал его.
Такие поступки были вызваны честолюбивым желанием сохранить за собой высокий сан и опасением лишиться благоволения вел. кн.
Отрицательную роль сыграл митр. Даниил и в деле преследования Максима Грека. Вооружив против него вел. кн., он добился заточения преп. Максима в монастырь.
Несмотря на враждебное отношение к нему общества, Даниил пользовался большим значением в церковных и государственных делах во время княжения вел. кн. Василия.
После смерти Василия Даниил еще некоторое время прочно держался на своем месте, но роль его в боярской думе была уже пассивной. А когда у власти стал Василий Шуйский, затем брат его Иоанн, партию которых в свое время не поддерживал Даниил, он был насильственно "сведен" с митрополии 2 февраля 1539 г. и сослан в Волоколамский монастырь, где 26 марта написал грамоту об отречении от митрополии и от святительства.
"Митр. Даниил, как нравственная личность, — говорит профессор Е. Голубинский, — представляет из себя далеко не светлого человека. Но тот же митр. Даниил занимает совершенно выдающееся положение среди других наших митрополитов в качестве учителя не делом, а письменным словом. Он писал не два-три поучения, как другие митрополиты, а целую большую книгу учительных слов и такую же книгу учительных посланий".
Скончался митр. Даниил 22 мая 1547 г. в Волоколамском монастыре, где провел остаток своей жизни в полной безвестности. Погребен в малом приделе главной церкви.

Труды:
Сборник митр. Даниила, состоящий из 16 догмат. и поучит. слов.
Сборник с 14-ю посланиями Даниила к разным лицам.
Послания (числом 6 в рукописных сборниках).
Отреченная Грамота. Духовная.
Сборник актов, грамот и дарственных записей.

Литература:
Жмакин В. Митр. Даниил и его сочинения. М., 1881.
М. Евгений Словарь дух. писат., ч. I. СПб, 1818, с. 114-115.
Беляев Историч. чтения о языке и словесности в Известиях импер. акад. наук по отдел. русск. яз. и словесности, 1856, т. V, с. 194-209.
Горский и Новоструев Описание рукописей синод. библ., отд. II, кн. III. М., 1862, № 237, с. 147-164.
М. Макарий И. Р. Ц., с. 168-207.
Гинбов, свящ. Даниил, митр. Московский как проповедник.
Шемякин В.И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896, с. 27.
Толстой М.В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 287.
Геронтий, архим. Истор. опис. Волоколам. м-ря. СПб, 1903, с. 47, 101.
Поторжинский М.А. История рус. церк. проповеди. 2-е изд. Киев, 1891, с. 138-151.
Соловьев С.М. История России, кн. I, с. 1653, 1657, 1660-1662, 1705, пр. I, 1707, 1725, пр. I, 1726; кн. II, с. 2, 8, 31, 415, 440.
Булгаков, с. 1405.
Строев П., с. 5.
Зверинский, т. II, № 845, с. 154.
Ратшин, с. 97.
Денисов, с. 95, 439, 441, 467.
Летопись Е. А., с. 583.
Журнал Мин. нар. просв., 1868, с. 137-138 (Русская проповедь в XI-XVI вв.).
Рязан. еп. вед., 1874, № 6.
Истор. вестн., 1881, апрель, с. 775.
-"- 1882, февраль, с. 471-474.
-"- 1884, август, с. 664.
-"- 1887, май, с. 259.
Р. ПР. Нкр., т. I, с. 240.
Н. Д., с. 13.
БЭЛ, т. IV, с. 922-928.
БЭС, т. I, с. 706-707.
РБС, т. VI, с. 84-93.
Христ. чтен., 1872, октябрь, с. 181.
Обзор рус. дух. лит., с. 139-140.

 
Должности и места служения

игумен
Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Волоколамский Иосифов (ставропигиальный) (мужской)

1515 г. 16 век   —  
1522 г. 16 век
  
  

Московская епархия (г. Москва)

27.02/08.03. 1522 г. 16 век   —  
02/11.02. 1539 г. 16 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–