link20300 link20301 link20302 link20303 link20304 link20305 link20306 link20307 link20308 link20309 link20310 link20311 link20312 link20313 link20314 link20315 link20316 link20317 link20318 link20319 link20320 link20321 link20322 link20323 link20324 link20325 link20326 link20327 link20328 link20329 link20330 link20331 link20332 link20333 link20334 link20335 link20336 link20337 link20338 link20339 link20340 link20341 link20342 link20343 link20344 link20345 link20346 link20347 link20348 link20349 link20350 link20351 link20352 link20353 link20354 link20355 link20356 link20357 link20358 link20359 link20360 link20361 link20362 link20363 link20364 link20365 link20366 link20367 link20368 link20369 link20370 link20371 link20372 link20373 link20374 link20375 link20376 link20377 link20378 link20379 link20380 link20381 link20382 link20383 link20384 link20385 link20386 link20387 link20388 link20389 link20390 link20391 link20392 link20393 link20394 link20395 link20396 link20397 link20398 link20399 link20400 link20401 link20402 link20403 link20404 link20405 link20406 link20407 link20408 link20409 link20410 link20411 link20412 link20413 link20414 link20415 link20416 link20417 link20418 link20419 link20420 link20421 link20422 link20423 link20424 link20425 link20426 link20427 link20428 link20429 link20430 link20431 link20432 link20433 link20434 link20435 link20436 link20437 link20438 link20439 link20440 link20441 link20442 link20443 link20444
Монастыри
Поиск


Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Волоколамский Иосифов (ставропигиальный) (мужской)

  
Адрес : Россия, 143615, Московская обл., Волоколамский р-н, с. Теряево.
Телефон(ы): (8-236) 6-51-02, 6-52-89
  
Организация: [действующ.]
  
Дата учреждения:    1479 г. 15 век
  
  

Схема подчинения

Московская епархия (Московская область) (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История


прп. Иосиф Волоцкий


Монастырь был основан в 1479 г. стараниями прп. Иосифа Волоцкого, выходца из дворянской семьи Саниных, ученика прп. Пафнутия Боровского. Прп. Иосиф Волоцкий был одним из ярчайших церковных и политических деятелей своего времени. Прп. Иосиф известен прежде всего как сторонник православных догматов и ревностный борец с еретическими толками в церкви. Его работы по обличению ереси жидовствующих, появившейся в XV в. на Руси, и спустя долгое время после смерти святого.


Рака с мощами прп. Иосифа


С юных лет отрок Иоанн, — так звали прп. Иосифа в мире,- мечтал всецело посвятить себя служению Господу. Жажда духовных подвигов вынудила Иоанна тайно покинуть родной дом и уйти к известному тогда подвижнику старцу Варсонофию Неумою, жившему в Тверском Саввином монастыре. Убедившись в твердости намерений юноши, Варсонофий отправил его в Боровский монастырь, где игуменом был прп. Пафнутий Боровский. В этой обители 13 февраля Иоанн принял постриг, получив имя Иосифа. Перед своей смертью прп. Пафнутий назначил Иосифа своим преемником. Однако вскоре братия взроптала на нового игумена, нежелая принимать строгий общежительский устав предложенный прп. Иосифом. Иосиф со своим единомышленником старцем Герасимом тайно от других монахов оставил монастырь и удалился в Белозерскую обитель, общежительная жизнь в которой восхитила Иосифа. Затем Иосиф и Герасим побывали в монастыре прп. Саввы, после чего вернулись домой. Не найдя снова взаимопонимания с иноками, всячески противодействовавшими введению общежительного устава, прп. Иосиф отправился в Волок Ламский (Волоколамск), и испросил разрешения местного князя Бориса Васильевича на основание обители. Место было выбрано по знамению княжьему ловчему, отправленному с целью изыскания подходящей для монастыря местности. Лишь только ловчий отправился в знакомый ему лес к северо-востоку от Волоколамска, как поднялась буря и, повалив многие деревья, расчистила место для будущей обители, а среди этого пространства открылась поверхность волновавшегося большого озера. Усматривая высшее провидение, прп. Иосиф сам отправился на чудесное место с тем, чтобы положить основание обители.
Строительство монастыря было начато с устройства небольшой деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы, а вскоре на ее месте был воздвигнут каменный собор, в росписи которого принимал участие Дионисий (1486 г.). В 1490 г. рядом с собором был построен восьмигранный храм — колокольня во имя иконы Смоленской Божией Матери, в 1504 г. была возведена Богоявленская церковь и трапезная со службами. В 1543-1566 гг. монастырь был обнесен каменными стенами.
Обитель стала одним из первых общежительных монастырей на Руси. Братия монастыря придерживалась строгих правил общежития. Несмотря на то, что обитель располагала сначительными средствами, пища иноков была самая простая и умеренная, одежда — грубая и худая, обувь из лыка, в кельях не держалось ничего, кроме книг, икон и бедных одежд, а потому они не запирались. В монастырских работах должны были участвовать все, независимо от прежнего своего происхождения. Никто без благословения настоятеля не мог выйти за ворота обители. Женщинам и детям входить в обитель не разрешалось.
Заботясь об устроении обители и снабжении ее всеми необходимыми средствами, прп. Иосиф никогда не отказывал обращавшимся к нему за помощью. Однажды во время страшного голода, когда многие люди приносили к стенам обители своих детей и оставляли их там, прп. Иосиф поспешил построить для них дом при входе в обитель и всех их принял там Бога ради. Впоследствии этот дом с устроенной в нем церковью стал постоянной странноприимницей под названием Богарадного монастыря, где находили приют и пищу бедные и странники, болящие и страждущие, так что обитель ежедневно кормила по шестьсот-восемьсот человек!
Для кормления голодавших, которые в тяжелые голодные годы приходили к обители, прп. Иосиф открыл все монастырские житницы, а когда все запасы истощились, несмотря на ропот братии, делал еще займы. Вскоре обитель посетил великий князь Василий Иоаннович, который, заметив ее оскудение и великое христианское усердие прп. Иосифа, приказал отпустить монастырю из собственных сел столько хлеба, сколько было нужно. Вскоре в обитель прислали свои пожертвования братья великого князя и многие другие лица. При преемниках прп. Иосифа монастырь продолжал оставаться крупнейшим мужским монастырем на Руси. В XVI веке отсюда вышли 17 архипастырей; монах Иосифова монастыря прп. Кассиан Босой (прозванный так потому, что никогда не носил обуви, даже зимой) был крестным отцом Иоанна Грозного, не раз посещавшего обитель и делавшего в монастырь крупные вклады. Среди дарителей монастыря — Афанасий Нагой, Борис Годунов и его жена Мария Григорьевна, отец которой, Малюта Скуратов, похоронен во дворе обители. В тюрьме для государственных преступников, находившейся на территории обители, в разное время содержались писатель и переводчик прп. Максим Грек, нестяжатель Вассиан Косой (князь Патрикеев), вольнодумец Матвей Башкин. В Германову башню монастыря в нач. XVII в. был заточен сведенный с престола боярский князь Василий Шуйский. Из обители за первые пятьдесят лет ее существования вышли такие иерархи, как Даниил, митрополит Московский; архиепископы Ростовский Вассиан II, брат прп. Иосифа, Новогородский Феодосий II, Казанские Гурий, Герман, Лаврентий, Тихон и Иеремия; епископы Соленский Савва (Слепушкин), Полоцкий Трифон, Коломенский Вассиан (Топорков), Тверской Акакий, Крутицкие Савва (Черный), Нифонт, Галактион и Симеон, Рязанский Леонид и другие.
В 1679 г. был построен храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла (надвратный).
В XVIII в. с введением политики ограничения монастырских вотчин монастырь превратился в обитель второго класса со штатом в 17 монахов.
Существующий ныне облик монастыря был сформирован в XVII в.


Ранее построенный собор был за ветхостью разобран, старые стены, разрушенные во время польского нашествия, вновь возведены под руководством мастера Трофима Игнатьева.Трапезная была перестроена и украшена изразцами. Колокольня была надстроена до девяти ярусов (разрушена в 1941 г.). Был также выстроен новый пятиглавый собор Успения Пресвятой Богородицы, украшением которому послужили изразцовые пояса мастера Степана Иванова Полубеса.
Монастырь был закрыт в 1922 г. После закрытия обитель пришла в запустение. Монастырская утварь, не взятая экспедициями Третьяковской галереи и Русского музея отошла местному краеведческому музею. Среди монастырских книг работниками Ленинской и Исторической Библиотек были отобраны около четырехсот самых ценных, монастырский архив и летописи. Все остальное было отдано на волю случая. В отобранных у православных зданиях располагались детский дом и школа с. Теряево. Библиотека обители еще больше пострадала из-за того, что дети разворовывали оставшиеся в ней книги для устройства костров.
Предпринятые росреставрацией меры по восстановлению архитектурного комплекса монастыря дали мало результатов. По-видимому, безвозвратно утеряна существовавшая когда-то традиция колокольного звона.
В настоящее время обитель возвращена Русской Православной Церкви.
Определением Св. Синода от 29.12.1999 г. монастырю присвоен статус ставропигиального.
Монастырь имеет подворье в с. Язвище (Свято-Троицкий храм). Адрес: Россия, 143615, Московская обл., Волоколамский р-н, с. Язвище; тел.: (236) 66-2-64 (казн.). Настоятель подворья — иеромонах Никон (Белаванец).

  
  

Изменения названия

   Иосифо-Волоцкий монастырь
   Иосифо-Волоколамский монастырь
  
  

Служители

 Глава
  
   игумен
   Иосиф Волоцкий (Волоколамский), преподобный
15 век   —  
16 век
  
  
   игумен
   Даниил
1515 г. 16 век   —  
1522 г. 16 век
  
  
   игумен
   Нифонт (Кормилицын)
1522 г. 16 век   —  
1543 г. 16 век
  
  
   игумен
   Гурий (Руготин), св.
1543 г. 16 век   —  
1552 г. 16 век
  
  
   игумен
   Галактион
1552 г. 16 век   —  
1558 г. 16 век
  
  
   игумен
   Леонид (Протасов)
1563 г. 16 век   —  
1566 г. 16 век
  
  
   игумен
   Лаврентий I
16 век   —  
16 век
  
  
   игумен
   Леонид (Протасов)
1568 г. 16 век   —  
1573 г. 16 век
  
  
   архимандрит
   Александр
1681 г. 17 век   —  
17 век
  
  
   архимандрит
   Пахомий (Симанский)
1753 г. 18 век   —  
1758 г. 18 век
  
  
   архимандрит
   Геннадий (Драницын)
1758 г. 18 век   —  
1761 г. 18 век
  
  
   настоятель
   Евгений (Романов)
25.04. 1789 г. 18 век   —  
12. 1789 г. 18 век
  
  
   настоятель
   Виктор (Антонский-Прокопович)
1794 г. 18 век   —  
1799 г. 18 век
  
  
   настоятель
   Иона (Василевский / Васильевский)
1811 г. 19 век   —  
1812 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Григорий (Постников)
29.07. 1817 г. 19 век   —  
19 век
  
  
   настоятель
   Михей (Алексеев)
1897 г. 19 век   —  
1901 г. 20 век
  
  
   настоятель
   Геронтий (Кургановский)
  —  
1903 г. 20 век
  
  
   настоятель
   Иннокентий (Бобцов)
11.12. 1915 г. 20 век   —  
20 век
  
  
   настоятель
   Питирим (Нечаев)
20 век   —  
2003 г. 21 век
  
  
 архимандрит
  
   Геннадий (Челноков)   —  
19 век
  
  
 казначей
  
   Иннокентий (Просвирнин)     
  

 
Библиография

   1   Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне... [1910]. (Репр. изд. СПб., 1994).. С.-Петербург. Сойкин П.П.. 1994 .
  
   2   Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский.. История Русской Церкви.. Москва. 1996 .
  
   3   Медведкова О.А.. Иосифо-Волоколамский монастырь: зодчество и изразцовые декоры: [Набор открыток].. Москва. 1989 .
  
   4   Жилкина М.. Пятилетие перенесения мощей преподобного Серафима Саровского.. Журнал Московской Патриархии.. Москва. 1996 . № 9. с. 19-23.
  
   5   Латышева Е.. И воззовет прошедшее.. Наука и религия.. Москва. 1991 . № 3. с. 13-16.
  
  
  

Состав

   Храмы
 

Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (монастырский)

Храм во имя свв. апп. первоверховных Петра и Павла (надвратный)



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–