link9715 link9716 link9717 link9718 link9719 link9720 link9721 link9722 link9723 link9724 link9725 link9726 link9727 link9728 link9729 link9730 link9731 link9732 link9733 link9734 link9735 link9736 link9737 link9738 link9739 link9740 link9741 link9742 link9743 link9744 link9745 link9746 link9747 link9748 link9749 link9750 link9751 link9752 link9753 link9754 link9755 link9756 link9757 link9758 link9759 link9760 link9761 link9762 link9763 link9764 link9765 link9766 link9767 link9768 link9769 link9770 link9771 link9772 link9773 link9774 link9775 link9776 link9777 link9778 link9779 link9780 link9781 link9782 link9783 link9784 link9785 link9786 link9787 link9788 link9789 link9790 link9791 link9792 link9793 link9794 link9795 link9796 link9797 link9798 link9799 link9800 link9801 link9802 link9803 link9804 link9805 link9806 link9807 link9808 link9809 link9810 link9811 link9812 link9813 link9814 link9815 link9816 link9817 link9818 link9819 link9820 link9821 link9822 link9823 link9824 link9825 link9826 link9827 link9828 link9829 link9830 link9831 link9832 link9833 link9834 link9835 link9836 link9837 link9838 link9839 link9840 link9841 link9842 link9843 link9844 link9845 link9846 link9847 link9848 link9849 link9850 link9851 link9852 link9853 link9854 link9855 link9856 link9857 link9858 link9859

Святые



Иосиф Волоцкий (Волоколамский), преподобный

  
Ф.И.О.:  Санин Иоанн
  

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Житие


прп. Иосиф Волоцкий


Иосиф Санин, первый игумен Волоколамского, им самим созданного, монастыря. Родился Иосиф в 1440 г., ноября 12-го, близ города Волоколамска, в селе Язвище, и при крещении назван Иоанном. Это село, Язвище, дано было в поместье деду его, Александру Сане, перешедшему на службу в Россию из Литвы. Иоанн обучался в Волоколамске в Крестовоздвиженском монастыре, а в монашество под именем Иосифа он был пострижен преподобным Пафнутием, игуменом Боровским, чьим учеником был Иоанн в течение 18-ти лет. По кончине Пафнутия игуменом избрали Иосифа. Он хотел ввести между братиею общежительный устав, но как никто из монахов на это не соглашался, то Иосиф удалился навсегда из Боровского монастыря и пришел в Волоколамск, где с согласия князя Бориса Васильевича Волоколамского основал в 1479 г., июня 6-го, в лесу близ Волоколамска особую пустынь на общежительных правилах и собрал братии до ста человек. Строгость жития, для всех равного, а особливо попечение о неимущих и больных, для которых устроил Иосиф подле монастыря особый двор, известный под именем Богородичной обители, прославили его братство. Каменный храм во имя Успения Богоматери сооружен Иосифом в 1485 году. Иосиф известен в церковной Русской истории ревностью, направленной на опровержении жидовской ереси. Ересь сия, получившая начало в Новгороде (в 1471 г.) от некоего жида, именем Захарии, потом достигла и Москвы, соблазнив многих, не только простолюдинов и бояр, но и знатнейших духовных особ и даже часть великокняжеского дома. Иосиф первый начал писать убедительные письма к православным архиереям и сочинил жаркие обличения на самих еретиков. Он смело приступил к самому великому князю и обрисовал ему опасность, грозящую Церкви. Геннадий, архиепископ Новгородский, описал также все буйства, происходящие в епархии его от жидовствующих. Тогда великий князь повелел быть собору, на котором присутствовал вместо него сын, князь Василий, ревностно вступившийся за Церковь. Иосиф настоятельно требовал казни для еретиков, за что сам подпал нареканиям в жестокости. Наконец, еретики преданы были анафеме, а главные из них гражданскому наказанию. Обстоятельную историю о начале, распространении и о следствиях этой ереси сочинил сам Иосиф, и сверх того — 15 обличительных слов на все ея учение. По важности описываемого случая и самого предмета Иосифовой книги, она была прозвана от всех Просветителем, и под сим именем более известна. В XIV и XVI частях древней Российской Вивлиофики (изд. 2) напечатана выписка из Иосифовой истории о ереси и содержание всех 15-ти слов его, взятое из 3-го послания Игнатия, митрополита Сибирского, на Сибирских еретиков. Но самая книга Иосифова, с принадлежащими к ней же разными посланиями, остается доныне только в рукописях и находится в Патриаршей, Новгородской Софийской, Александро-Невской академической и других библиотеках. Другой замечательный случай из жития Иосифа Санина — это распря и суд его пред Московским архиерейским собором с Новгородским архиепископом Серапионом. Повод к тому подал Волоколамский удельный князь Феодор Борисович, требовавший от Иосифа частых угощений. Иосиф на это прямо ответил жалобою Всероссийскому митрополиту Симону и самому великому князю, который и принял монастырь его в непосредственное свое ведомство, а Волоколамскому князю от ведения монастырем отказал. Князь Феодор в отместку принес жалобу на Иосифа епархиальному его начальству, архиепископу Новгородскому Серапиону. И хотя Санин извинялся перед владыкою чрез посланного, но Серапион извинения не принял и отправил на игумена неблагословенную и отлучительную грамоту. Иосиф принес великому князю и митрополиту жалобу, из-за которой назначен был в Москве собор, и на оный призван был Серапион, который, однако же, не хотел давать собору никаких ответов, за что сам был от епархии отлучен и сослан в Сергиев монастырь, где и умер, успев примириться перед кончиною с игуменом Волоколамским. Всю историю спора и оправданий своих сам Иосиф описал пространно в послании своем к боярину Челядину. Оно находится в Новгородской Софийской библиотеке. Сверх того, в Патриаршей библиотеке есть еще особая, сим же отцем сочиненная, книга под названием "Устав Иосифа Волоколамского монастыря", а несколько грамот и духовных его завещаний напечатано в вышеупомянутых частях древней Российской Вивлиофики. В Волоколамском монастыре доныне сохраняются многие собственноручные его рукописи, между коими замечательная Триодь Постная, списанная им в 6998 (1490) г. Игумен Иосиф преставился в 1516 г., сентября 9-го, 76-ти лет от рождения. Он причислен к лику святых Московским собором 7087 (1579) года, декабря 20-го, который повелел совершать ему службу в монастыре. На соборе, последовавшем в 1591 г., июля 1-го, служба, составленная в честь прп. Иосифа, была освидетельствована патриархом Иовом, внесена в Минеи и празднуется теперь повсюду. Мощи его почивают под спудом в соборной церкви Волоколамского монастыря, в раке, обитой серебром с позолотою. Церковь совершает память Иосифа сентября 9-го. Житие его описано кратко в Прологе, а обстоятельно — в надгробном слове ему, сочиненном сродником и учеником его, Досифеем, а также особо — учеником и пострижеником Иосифовым, Саввою, епископом Сарским и Подонским. Списки сих жизнеописаний находятся в Новгородской Софийской библиотеке. Досифей в похвальном своем слове среди всего прочего пишет, что прп. Иосиф игумен в 7014 (1506) г. построив каменную в своем монастыре колокольню, поставил на ней боевые часы.

 
Должности и места служения

игумен
Монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутьев Боровский

15 век   —  
15 век
  
  

игумен
Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Волоколамский Иосифов (ставропигиальный) (мужской)

15 век   —  
16 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–