Биография
Св. Гурий (Руготин Григорий Григорьевич), архиепископ Казанский и Свияжский.
Родился в конце XV в. (около 1500 г.) в г. Радонеже, Московской губ. в небогатой боярской семье.
До поступления в монастырь он находился на службе у богатого боярина кн. Пенкова. Здесь ему пришлось перенести тяжелое испытание. Злые люди оклеветали его перед князем, и последний в гневе хотел убить Григория, но затем приказал бросить его в погреб и давать ему скотскую пищу: по одному снопу в три дня и по определенной мере воды. Это испытание длилось в течение двух лет, но оно не сломило духа Григория. Глубокое религиозное чувство спасло его от попыток к бегству или самоубийству.
Освободившись от своего заключения, Григорий сразу же отправился в Иосифо-Волоколамский монастырь и там принял монашество с именем Гурия.
В 1543 г. он был избран игуменом монастыря и управлял им около 9 лет.
В начале 1552 г., тяготясь игуменской властью, Гурий оставил игуменство и в течение двух лет жил в этом монастыре простым монахом.
В 1554 г. назначен игуменом Селижарова монастыря Тверской епархии.
3 февраля 1555 г. хиротонисан во епископа Казанского с возведением в сан архиепископа.
Преосвящ. Гурий — первый Казанский архиепископ. Вскоре после завоевания Казани он был направлен туда царем Иоанном Грозным с наказом заботиться о привлечении иноверцев к христианской вере, "приучать их к себе" ласкою и приветом, беседовать с ними "тихо и с умилением, а жестокостью с ними не говорить".
Архиеп. Гурий с честью выполнил возложенное на него трудное поручение. Он положил прочное основание Православию в Казанском крае.
Немногими чертами охарактеризовал митр. Гермоген (впоследствии патриарх Всероссийский) св. Гурия, как епископа, но и из них ясно выступает высокий духовный облик первого святителя Казанского. "И жил преподобный, — пишет Гермоген, — богоугодно, кормя нищих и удовлетворяя неимущих всем потребным, заступаясь за бедных, больных и сирот и избавляя их от бед, труды к трудам прилагая и всенощное стояние постоянно совершая в молитвах пред Богом. И угождал всякими добрыми делами Богу, крепким житием по Боге живя и обращая к верным слово здравое, кроткое и учительское, уча и наставляя и неверных познать истинного Бога и Творца всего, и многих неверных в веру привел и крестил их множество".
Внешними памятниками деятельности св. Гурия в Казани остались устроенные им в миссионерских целях монастыри: Спасо-Преображенский и Троицкий в Казани, Зилантов близ Казани и Успенский Богородицкий в Свияжске. Им же построен Благовещенский кафедральный собор и большая часть церквей г. Казани.
С 1561 г. св. Гурий сильно заболел. Тяжелая болезнь не оставляла его в течение трех лет, до самой смерти. По великим праздникам его приносили в церковь, где он сидел или лежал, а стоять уже не мог.
Почувствовав приближение смерти, св. Гурий 2 декабря 1563 г. принял великую схиму от своего сотрудника и друга св. Варсонофия, архимандрита Спасо-Преображенского монастыря. Через два дня после этого 4 декабря 1563 г. святитель скончался. Погребен у алтаря соборного храма Спасо-Преображенского монастыря.
Добрую память надолго оставил о себе архиеп. Гурий у жителей Казани. Его забота о просвещении казанцев была так им памятна, что спустя 300 лет они не начинали учить детей не испросив благословения на могиле святители.
Через 30 с лишним лет, 4 октября 1595 г., были обретены его нетленные мощи.
Вот как описал это событие митр. Гермоген: "Когда начали копать рвы, то пришлось снять каменные гробницы, которые были построены над могилами св. Гурия и Варсонофия, так как новую церковь предполагалось устроить больших размеров, чем прежняя. Когда же, 4 октября, дошли до гробов св. отцов, то пришли сказать мне, смиренному. Принесши со всем освященным собором бескровную жертву Господу Богу и отпев панихиду, мы отправились в монастырь и, пришедши на место, поклонились гробам препободных отец, Гурия и Варсонофия, вскрыв гроб, мы увидели нечто совсем неожиданное: рака святого была полна благоуханного мира, мощи же св. Гурия носились, как губка, поверх мира; ни одна часть не была погружена. Нетлением одарил Бог честное и многотрудное тело его. Я, недостойный, многогрешною рукою коснулся св. тела (а св. тело плавало), осязал ризы, в которых он был погребен, и они были весьма крепки".
Таким образом, и после своей смерти св. Гурий не оставил свою паству и утверждал ее в вере не меньше чем при жизни нетлением своих мощей, чудесами и примером своей святости.
Литература:
Богословский, свящ. Кратк. ист. очерк Казан. еп. Казань, 1893, с. 12, 16, 37, 49-52.
Едлинский, свящ. Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю рус., 3-е изд. СПб, 1903, т. III, с. 59-63.
Толстой М.В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 355-359, пр. II.
Никанор, архиеп. Собрание сочинений. Казань, 1909, с. 66-72, 80, 95-98, 476.
Соловьев С.М. История России, кн. II, с. 409-411, 533.
Петров Л., Словарь, с. 71.
Поселянин Е. Жит. святых, октябрь, с. 18; декабрь, с. 41.
Булгаков, с. 1401.
Денисов, с. 237, 835.
Строев П., с. 182, 287, 462.
Святая Русь, № 779.
Цветник Пешношский. М., 1898, с. 19-20.
Тр. Патер., с. 91-97.
Летопись Е.А., с. 595.
Прав. собес., 1872, январь, с. 3-12; декабрь, с. 353-360.
-"- 1901, январь, с. 8-9.
-"- 1907, март, с. 330; июнь, с. 1.
Русск. старина, 1904, июль, с. 124; октябрь, с. 47.
Изв. Казан. еп., 1870, № 14, с. 443-448.
-"- 1885, № 2, с. 27-29; № 14, с. 460-462; № 17, с. 572-573; № 20, с. 651-656.
-"- 1887, № 19, с. 471-477.
-"- 1902, № 4, с. 158-159.
-"- 1905, № 28, с. 817-828.
Рус. архив, 1904, кн. 1-я, № 4, с. 638.
Н. Д., с. 49.
БЭС, т. I, с. 692-693; т. II, с. 1137.
БЭЛ, т. IV, с. 802-813; т. VII, с. 699-700.
ЭС, т. IX-а, с. 912.
БЭЮ, т. 7, с. 748.
|