Биография
Св. Филипп (Колычев Феодор Степанович), митрополит Московский и всея России.
Родился 11 февраля 1507 г.
Принадлежал к одному из знатных боярских родов Московского государства.
Воспитание получил соответствующее положению родителей.
В 1537 г. во время начавшегося восстания сторонников кн. Андрея Старицкого против вел. кн. Елены, к которому примкнули родственники Филиппа, за что подверглись преследованиям, Филипп тайно покинул Москву и ушел в Соловецкий монастырь, где не открывая своего звания поступил послушником. Выдержав продолжительное и суровое послушание, принял монашество.
В течение 11 лет, до поставления во игумена, вел трудную, суровую жизнь простого инока, предаваясь физическим трудам и духовным подвигам.
В 1548 г. соловецкий игумен Алексий по старости и болезни сложил с себя звание игумена и указал на Филиппа, как на достойного своего преемника.
По избранию монастырского собора Филипп был возведен в сан игумена Новгородским архиеп. Феодосием.
В Соловецком монастыре игумен Филипп положил много труда по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность Филиппу выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня. В этот последний были перенесены мощи основателей монастыря святых Зосимы и Савватия. Но особенное внимание привлекает к себе образцовая хозяйственная деятельность игумена Филиппа, благодаря которой Соловецкий монастырь сделался богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья. Строгий аскет и подвижник Филипп явился образцовым хозяином, обладавшим большим практическим умом, хозяйственной энергией и предприимчивостью. На островах и в поморских вотчинах появились новые хозяйственные и промышленные сооружения, введены были механические усовершенствования в производстве промыслов. Так Филипп устроил сеть каналов между многочисленными озерами на Соловецком острове, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведен железный промысел. Филиппу также приписываются разные технические изобретения и усовершенствования в промышленных орудиях и приспособлениях.
Своей праведной жизнью соловецкий игумен стяжал себе всеобщее уважение, и слава о нем и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Иоанна Грозного, который вызвал Филиппа из Соловецкой обители для занятия кафедры митрополита Московского. После долгих отказов Филипп, наконец, согласился принять высокий святительский сан.
25 июля 1566 г. он был хиротонисан в митрополита Московского и всея Руси.
Принимая посвящение Филипп ставил условие иметь за своею совестью право говорить открыто о правде Евангельской и печаловаться за опальных, которых в то время свирепой и бессердечной опричницы было очень много. Царь же требовал, чтобы он "в опришнину и в царский домовой обиход не вступался", но вместе с тем, соглашался выслушивать советы митрополита по государственным делам, как это было при прежних государях. Это решение было изложено в особом приговоре, подписанном Филиппом и семью епископами.
Первый год святительства Филиппа прошел спокойно. Митрополит занимался делами Церкви, поставил несколько епископов, выстроил в Москве церковь во имя св. Зосимы и Савватия. Отношение его к царю наружно были благоприятными. Неистовства опричнины временно прекратились. Но вскоре вспыхнула новая смута, пошли доносы, клеветы и казни, а опричники опять принялись за грабежи и буйства.
Неустрашимый митрополит стал открыто укорять царя в разорении своего царства и в напрасном пролитии крови народной, заступался за невинно гонимых. Царь в гневе на святители дошел до озлобления, которое особенно усилилось после открытых столкновений. 22 марта 1568 г. в Успенском соборе митр. Филипп обратился к царю с речью, в которой напоминал ему о долге христианства, об ответственности перед судом Божиим за кровопролития и беззакония. Иоанн вспылил и ушел из собора, грозя митрополиту судом и казнями.
В другой раз, 28 июля, в Новодевичьем монастыре, где был царь с опричниками, Филипп упрекнул одного из опричников в том, что он стоял в тафье во время чтения Евангелия. На этот раз царь не сдержал себя, назвал святители лжецом, мятежником и злодеем и решил низложить митрополита.
В начале ноября 1568 г. действительно был созван собор для суда над митр. Филиппом. И хотя на суде не оказалось материала для обвинения Филиппа, тем не менее 8 ноября 1568 г. во время литургии в Успенском соборе, которую совершал митр. Филипп, сюда ворвался с толпою опричников царский любимец Басманов и всенародно прочел осуждение митрополиту. После этого опричники бросились в алтарь, сорвали с Филиппа облачение, вытолкали его из храма и с бранью и побоями повезли на дровнях в Богоявленский монастырь, где скованного цепями и с колодкою на шее заточили в смрадную келью. Отсюда Филиппа вскоре перевели в заточение в Отроч монастырь Тверской губернии. Через год, 23 декабря 1569 г., Иоанн Грозный проезжал мимо этого монастыря, и начальник опричников, личный враг митрополита, Малюта Скуратов зашел в келью святителя и задушил его подушкой, а настоятелю сказал, что бывший митрополит умер от угара. В присутствии этого палача тело св. Филиппа было немедленно предано земле в монастыре за алтарем храма.
В 1591 г., по просьбе братии Соловецкого монастыря, мощи Филиппа были перевезены из Тверского Отроча монастыря в Соловки и положены в церкви свв. Зосимы и Савватия.
В 1652 г. царь Алексей Михайлович по совещании с патриархом Иоасафом и всем священным собором определил перенести мощи святителя в Москву. В Соловецкий монастырь было отправлено посольство из духовных и светских лиц во главе с Никоном, митр. Новгородским. За литургией в церкви, где почивали мощи святителя, Никон прочел грамоту царя, в которой Алексей Михайлович молил св. мученика отпустить вину прадеда.
9 июля 1652 г. мощи святители Филиппа были торжественно принесены в Москву. 19 июля мощи были положены в серебряную раку в большом Успенском соборе около иконостаса. Память его празднуется 9 января, 3 июля и 5 октября.
Труды:
Грамота в Кириллов монастырь (1567 г.).
Уставные грамоты для управления монастырскими имениями (Акт. эксп., т. I, № 221, 258, 269).
Чудеса соловецких угодников (дополнит.).
Литература:
Толстой М.В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 377-382, прим. 11, 12.
Шемякин В.И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896, с. 38.
Его же Краткое описание Соловецкого м-ря. СПб, 1899, с. 23-30, 41, 42.
Щегольков Н. Историч. сведения о г. Арзамасе, 1911, с. 19.
Самбикин Д. Месяцеслов, 1901, вып. XI, июль, с. 26-29.
Протопопов Жития святых, кн. 1, с. 147-169.
Волкова Е. Митрополит Филипп (исторический очерк). Петроград, 1915.
Соловьев Е.А. Жизнь замечательных людей.
Едлинский М., свящ. Подвижники и страдальцы за веру прав. и землю русскую. 2-е изд., т. II. СПб, 1899, с. 101-111.
Поселянин Е. Жития святых, январь, с. 75-79.
Леонид, еп. Дмитр. Жизнь Филиппа, св. митр. Московского и всея Руси. М., 1861.
Никодим, иером. Архангельский Патерик. СПб, 1901, с. 18-29, 169, пр. 9, 10.
Мелетий, архим. Историч. опис. ставропиг. Соловецкого м-ря. М., 1881, с. 57, 68, 99, 167-171.
Филарет, архиеп. Русские святые, ч. 1, январь, с. 18-41.
Досифей, архим. Летописец Соловецкий на четыре столетия с 1429-1833 гг., 3-е изд. М., 1833.
Его же Географическое, историческое и статистическое описание Соловецкого м-ря. М., 1836.
Барсуков Н., с. 566-575.
Булгаков, с. 1405.
Денисов, с. 10, 18, 404, 819.
Карамзин Н., т. IX, гл. II, с. 54, 63; гл. III, с. 86.
Портреты имен. мужей Рос. Церкви. М., 1843, с. 3, 4.
Летопись Е. А. , с. 601, 602.
Краткое историч. описание монастырей Архангельской епархии. Архангельск, 1902, с. 17-23. (Соловецкий м-рь).
Церковные вопросы в России и рус. дух. вед. Браила, 1896, с. 46.
Соловецкий Патерик. М., 1906, с. 44-66.
М. Нкр., т. III, с. 259.
Святая Русь, № 524.
Живописное обозрен. рус. святых мест. Соловецкий Зосима-Савват. первокл.
м-рь. Одесса, 1898, вып. 6, изд. 1, с. 51-55, 92.
Начертание жития митр. Филиппа. М., 1860.
Обзор рус. дух. лит., с. 125, 162.
Александро-Невская летопись в трех томах "Русской исторической библиотеки".
П. С. Р. Л., т. III, с. 162, 253.
Собрание государственных грамот и договоров, т. 1, № 193.
[Устрялов Н.?]. Сказание князя Курбского, 2-е изд., с. 108, 109, 117-121, 227.
Боярский род Колычевых. М., 1886, с. 77-96.
Древняя и Новая Россия (статья Я.М. Уманца).
Библиотека для воспитания, 1845 (статья Д.А. Валуева).
Истор. вестн., 1884, май, с. 275.
-"- 1888, декабрь, с. 115.
-"- 1889, май, с. 315-316.
-"- 1896, март, с. 920; январь, с. 212.
-"- 1906, август, с. 521.
-"- 1908, октябрь, с. 168.
Рус. старина, 1879, апрель, с. 736-747.
-"- 1904, июнь, с. 645; ноябрь, с. 454-455.
Рус. архив, 1893, кн. 3-я, с. 16 (Скворцов Н., свящ., Московский Кремль).
-"- 1889, кн. 2-я, с. 129, 504-505 ("Боярин и воевода князь М.В. Скопин-Шуйский).
-"- 1912, № 6, с. 214.
Ж. М. П., 1945, № 4, с. 11-18.
-"- 1957, № 8, с. 59-66.
БЭЮ, т. 19, с. 215.
БЭС, т. II, с. 2237-2238.
ЭС, т. 35-а (кн. 70), с. 762-764.
РБС, т. XXI, с. 116-121.
Н. Д., с. 13.
|