Биография
Александр (Светлаков Андрей Иванович), епископ Калужский и Боровский.
Родился в 1839 году в селе Нижняя Маза, Сызранского уезда, Симбирской губернии. Отец его занимал должность пономаря при местной церкви. Среди убогой обстановки пономарского дома и протекли первые годы жизни будущего святителя.
Среднее образование он получил в Симбирской семинарии, по окончании которой в 1860 году 27 сентября был рукоположен во священника в село Городищи, откуда перешел в Кильдюшево и, наконец, в село Киртели.
Более десяти лет наслаждался о. Андрей тихой, счастливой семейной жизнью.
Будучи в инородческом приходе, молодой священник ревностно занялся проповеданием слова Божия, имея редкий дар импровизации. В 1871 году о. Андрей, овдовев, поступил в Казанскую Духовную Академию, которую окончил в 1875 году со степенью кандидата магистра. По окончании Академии был назначен на должность законоучителя Нижегородской классической гимназии.
Через пять лет по окончании Академического курса о. Андрей представил в Совет Академии и публично защитил магистерскую диссертацию на тему: "История иудейства в Аравии и влияние его на учение Корана". За это сочинение был удостоен степени магистра богословия. Получив высшее образование и заняв более высокое положение, он не ограничился проповедями, но уже перешел на более серьезную работу и занялся литературной деятельностью.
24 сентября 1883 г. принял иночество с именем Александра и был назначен ректором Вифанской Семинарии и 25 сентября возведен в сан архимандрита.
30 июня 1885 г. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии.
11 января 1892 г. переименован во епископа Дмитровского, 1-го викария Московской епархии. Во время болезни митрополита Леонтия управлял некоторое время Московской митрополией.
Добрый, благожелательный, кроткий, всем доступный своей церковно-административной деятельностью он приобрел уважение со стороны Московского духовенства и искреннюю любовь всех москвичей.
В то же время Преосвященный Александр продолжал и свою учено-литературную деятельность. Сразу после защиты диссертации им было написано ряд духовно-нравственных сочинений.
Преосвященный Александр хотя и не получил специального музыкального образования, но был искусным знатоком пения и музыки и композитором духовных песнопений. Из его композиций наиболее известны: "Божественная Литургия Св. Иоанна Златоуста, М. лит. В. Гросса"; "Литургия Преждеосвященных Даров"; "Служба преп. Сергию", написанная к юбилею 500-летнему со дня кончины преподобного; "На реках вавилонских", две "Херувимских"; "Догматики 8-ми гласов" — рукопись и некоторые каноны на двунадесятые праздники; "Единодорный Сыне"; гимн "Надежду мою в Бозе полагаю" св. Димитрия Ростовского.
Все музыкальные композиции преосвященного, по некоторым отзывам, чужды искусственности, умилительны, мелодичны и отличаются глубоко трогательным и возвышенным характером. Он написал и теоретическое сочинение — "Реализм в церковном пении".
В период временного управления Московской митрополией появились его статьи об "Англиканской церкви", об "Ультрамонтанстве Утрехтской церкви" и многие другие. Тогда же начал печататься в "Душеполезном чтении" еще один труд Преосв. Александра: "Иисус Христос по Евангелию". В это же время были изданы им в большом количестве общедоступные для народа брошюрки религиозно-нравственного содержания.
29 января 1894 г. епископ Александр был назначен епископом Калужским и Боровским.
Радостно и торжественно встречала Калуга своего нового епископа. Здоровым, бодрым и энергичным предстал он пред взором жителей Калуги. Его открытое, умное лицо, светлый и располагающий к себе взгляд, ласковое обращение и приветливая речь сразу возбудили к нему симпатию. Со словом "мира" обратился он тогда к своей новой пастве. И этот мир, взаимное согласие и единение всех своих пасомых поставил он желанной целью своей деятельности. К миру, согласию и взаимной любви призывал он всех своих калужских чад в своих частых поучениях, без чего не обходилось почти ни одного его служения. Для нравственного назидания своих чад продолжал он издавать и общедоступные брошюрки.
Чутко стоял он на страже духовно-нравственных интересов своей паствы и всегда спешил своим простым, но ясным и высокоавторитетным словом разъяснить и уврачевать всякое уклонение от закона евангельского, какое только замечал в вере и жизни своих многочисленных пасомых. Беседы его по поводу секты хлыстов — одно из проявлений бдительности архипастыря.
Для всех доступный, ко всем внимательный и ласковый, замечательно простой в обхождении, он невольно располагал к себе всех и всякого, от всякого последнего человека до высокопоставленного в гражданском ранге сановника, от бедного псаломщика до заслуженного городского протоиерея. Все безбоязненно шли к своему архипастырю и отцу, всех ожидала у него радушная встреча, сочувственное слово, добрый совет, полезное наставление. Как литератор, епископ Александр заботился о распространении литературы в своей епархии. Он в Калуге открыл епархиальную библиотеку и по разным местам епархии книжные склады. Способствовал открытию братств, церковно-приходских попечительств. Улучшил церковное хозяйство в своей епархии, радел об обновлении храмов. Вообще, в епархиальной деятельности преосвященный отличался своей ревностью о благе епархии. Служение его, всегда искренно благоговейное, сердечное и внятное, производило сильное впечатление на слушателей своим простым величием и невольно возбуждало в них молитвенное настроение. Глубокий знаток церковного пения и сам композитор, Преосвященный Александр строго следил за "церковностью" в богослужебных напевах и всячески старался вывести из употребления столько несвойственное Православной Церкви, но, к сожалению, весьма распространенное по калужским церквам (благодаря некоторым непризнанным местным регентам-композиторам) так называемое "итальянское" пение. Особенно любил владыка участвовать в торжественных крестных ходах, на которые всегда смотрел, как на могучее средство для возбуждения и поддержания в народе истинно благочестивых чувств. Не долго пришлось управлять Калужской епархией епископу Александру. Тяжелая болезнь — рак горла и шеи свела в могилу епископа. Бессильным оказались и крепкое дотоле здоровье епископа, и горячие молитвы о нем пасомых, и искусство лучших врачей, и народные домашние средства. Все мучения владыка переносил твердо, с смиренной покорностью воле Божией, неся ниспосланный ему свыше крест.
Скончался 8 октября 1895 г. Кончина его была мирная и безмятежная. Погребен в Лаврентьевском монастыре г. Калуги.
Труды:
Речь при наречении во епископа. "Прав. Обозр.", 1885, июль, с. 558-562.
"История иудейства в Аравии и влияние его на учение Корана". (Магистерская диссертация). Казань, 1875.
"Опыт объяснения заповедей Божиих". Н. Новгород, 1878.
"Изложение учения Православной Церкви о церковной иерархии, благодати, таинствах с приложением статьи о загробной жизни". Н. Новгород, 1879.
"Изложение учения Православной Церкви". "Церк. Общ. Вестник", 1879, № 117.
"Нравственный образ Иисуса Христа и его благотворное влияние на жизнь человечества". 1880 год.
"Слово в первый день Пасхи". Н. Новгород, 1881.
"Вечное блаженство святых". Перевод с франц. СПБ, 1881.
"Евангельские чтения для народных школ на славянском языке". Н. Новгород 1882.
"Основание нравственной жизни — религия и высочайший образ нравственно-общественной жизни Богочеловек Иисус Христос". Публичная лекция. Н. Новгород, 1882.
"Нравственные уроки в словах и речах". Н. Новгород, 1882.
"Акты св. мучеников и их религиозно-нраственное значение". Н. Новгород, 1882.
"Христианские храмы, их история и значение". Н. Новгород, 1882.
"На память в Бозе почившего имп. Александра II. Нравственный образ его". Н. Новгород, 1882.
"Слово в день тезоименитства имп. Александра Александровича". Н. Новгород, 1882.
"Нравоучительные уроки священника к бывшим прихожанам в письмах". "Евг. Чт." 1887.
"Уроки по предмету православного катехизиса". М., 1889.
Свв. мученики и религиозно-нравственное значение их. М., 1889.
"Церковь англиканская по праву ли присвояет себе название кафолической?" М., 1892.
"Крещение Господне". М. 1892.
"К торжеству 500-летия памяти преп. Сергия Радонежского чудотворца со дня блаженной кончины его". М., 1892.
"Сретение Господне". М. 1893.
"Иисус Христос по Евангелию". М., 1891-1893 гг.
"Рождество Христово". М., 1893.
"Спасительность Великого поста". М., 1893.
"Св. Великий пост". М., 1893.
"Пиршество Иродов". М., 1893.
"Слова, речи и поучения". М., 1889-1894 гг.
"О необходимых признаках истинности Св. Церкви". М., 1894.
"День Пятидесятницы". М., 1895.
"Вознесение Господне". М., 1895.
"Торжественный вход Спасителя в Иерусалим". М., 1895.
"Светлое Христово Воскресенье". М., 1895.
Отзывы о нем
О прощании с ним учеников Виф. Семинарии. "Моск. Церк. Вед.", 1885, № 27 и № 28.
Память Преосв. Александра, епископа Калужского. Калуга, 1895, БЭЛ, т. 1 c. 503.
Литература:
"Церк. Вед." 1892, № 3, с. 20, 1894, № 6, с. 57.
"Приб. к "ЦВ" 1889, № 2, с. 43, 1895, № 41, с. 1426-1429, 1888, № 9, с. 240.
"Церк. Вестн." 1885, № 27/28, 1885, № 42, с. 1346, 1891, № 19, с. 298, 1891, № 51-52, с. 817.
"Прав. Обозр." 1885, июль, с. 563, 1885, т. III, с. 615-616, 1886, т. III, с. 414, 1888, июль, с. 560.
"Изв. Казанск. епарх." 1885, № 11, с. 260.
НЭС т. XXIX, с. 213.
"Крат. Биогр. Слов." Венгерова т. I, с. 374, 375, 935.
Булгаков т. I, с. 117.
БЭС т. I, с. 117, т. II, с. 2012-2013.
БЭЛ т. III, с. 114.
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1895 г.", с. 92-93.
"Списки архиереев Иерархии Всерос. СПБ, 1896 г." № 489, с. 73.
"Красный Архив" 1893, т. 39, с. 138 (прим. 53).
|