Архиереи



Иона (Одноушев / Опаушев), св.

  
  
Сан:  митрополит

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Св. Иона (Одноушев), митрополит Московский, Киевский и всея Руси.
Родился в 90-х годах XIV в. в с. Одноушеве близ г. Солигалича в семье служилого землевладельца.
Двенадцатилетним мальчиком он поступил в Галичский монастырь, где принял монашество, а через несколько лет перешел в Московский Симонов монастырь. В монастыре он исполнял послушание пекаря. Однажды, утомленный работой, он уснул в пекарне. А в это время монастырь посетил митр. Фотий. Он обошел все монастырские постройки и заглянул в пекарню. Увидев спящего инока Иону, он предсказал, что "сей юноша будет первым святителем земли русской".
Выдающаяся ревность будущего святителя к монашеским подвигам, глубокий ум, строгое и непорочное житие выдвинули его из среды других иноков.
В 1430 г. (около 40 лет от роду) митр. Фотием он был хиротонисан в сан епископа Рязанского и Муромского. Вскоре же ему пришлось возглавить управление Русской Церковью.
1 июля 1431 г. митр. Фотий скончался и преемником ему был наречен еп. Иона. Первым шагом в деятельности нареченного митрополита было прославление и причисление к лику святых митр. Алексия.
Для утверждения в сане митрополита Иона должен был поехать в Константинополь, но в связи со сложившейся напряженной обстановкой в России (вражда князей) нареченный митр. Иона выехал в Константинополь только в 1435 г. Когда в начале 1436 г. Иона прибыл в Царьград, там уже был поставлен на Московскую митрополию свой кандидат — митр. Исидор, сторонник намечавшегося соединения церквей.
Чуждый и тени властолюбия, кроткий Иона смиренно возвратился в Россию вместе с митр. Исидором. Когда новый митрополит, побывав на Флорентийском соборе, начал вводить в Москве различные латинские новшества, был созван собор под председательством еп. Ионы. Митр. Исидору было предложено отказаться от всех нововведений и покаяться. Исидор отказался от этого предложения и был взят под стражу, а 15 сентября 1441 г. бежал в Рим. С этого времени еп. Иона снова вступил в управление митрополией, а 15 декабря 1448 г. Освященный Собор русских иерархов самостоятельно без Константинопольского патриарха поставил Иону митрополитом Московским.
Первоиерарх Русской Церкви прославился и как великий святитель и как известный политический деятель своего времени. Он активно участвовал в государственной жизни Московского княжества, содействуя князю Василию в объединении разрозненных русских княжеств в единое государство. Причем слово святителя имело большую силу, и его авторитет для кн. Василия был непререкаем. Надо сказать, что имея такое влияние на князя, митр. Иона не старался часто посещать княжеские покои. Но, если видели, что старец-митрополит отправился к князю, то знали, что стране грозит какая-то внутренняя или внешняя опасность.
В спокойное же время святитель любил предаваться уединению и молитве. Это был великий подвижник, кроткий и незлобивый. Он прославился даром прозорливости и чудес. Святитель исцелял больных. Он всегда заступался за обиженных и помогал неимущим. Ревностно насаждал благочестие и искоренял дурные привычки и обычаи.
Большую заботу проявил святитель в отношении западно-русских епархий, старался своими посланиями и грамотами оградить в них Православие от влияния униатства.
Вся жизнь святителя была целенаправленной и напряженной. 30 лет св. Иона управлял Русской Церковью, охраняя ее независимость.
31 марта 1461 г. митр. Иона скончался. В самый год его кончины ему была уже написана служба (известным агиобиографом Пахомием Сербом).
В 1472 г. (через 11 лет) были открыты мощи святителя и установилось местное почитание и празднование в Успенском соборе.
В 1547 г. митр. Иона был причислен к лику святых, и ему было установлено торжественное общецерковное празднование 31 марта (день кончины); 27 мая (день перенесения его мощей) и 5 октября вместе с другими святителями московскими — Петром, Алексием и Филиппом.

Труды:
Окружное послание Литовским епископам, о соблюдении православной веры и несообщения с Исидоровым учеником Григорием (Павлов, Памятники древн. рус. канон. права. СПб, 1880, ч. I, № 81).
Послание к литовским боярам и панам, о твердом стоянии за православную веру и Церковь (Там же, ч. I, № 80).
Послание Полоцкому еп. Симеону с выговором за неуважение к нему (Там же, ч. I, № 78).
Послание в Вятку с обличениями народных пороков (Там же, ч. I, № 77).
Послание к Верейскому князю Михаилу Андреевичу с жалобою на Вышегородских соборных попов и горожан, об обиде митрополичьего десятника (Там же, ч. I, № 70).
Послание Киевскому князю Александру Владимировичу о поставлении своем в сан митрополита, с убеждением охранять в Литве православние и с просьбою содействовать воссоединению Киевской митрополии с Московской (Там же, ч. I, № 66).
Послание в Псков о соблюдении православной веры во всей чистоте и о верности вел. князю (Там же, ч. I, № 90).
Послание одному из Литовских епископов похвальное за охранение православния в Литве (Там же, ч. I, № 89).
Грамота адресованная: 1) Смоленскому епископу Мисаилу и 2) Черниговскому еп. Евфимию — о непризнании митрополитом ученика Исидорова Григория (Там же, ч. I, № 88).
Послание литовским епископам о незаконном Киевском мирополите Григории (Там же, ч. I, № 87).
Послание к Новгородскому архиеп. Ионе об охранении паствы от наветов Киевского митр. Григория (Там же, ч. I, № 86).
Послание литовским князьям и панам о непоколебимом пребывании в православной вере и о непризнании митрополитом Исидорова ученика Григория (Там же, ч. I, № 85).
Послание в Боголюбов монастырь о послушании братии игумену и о соблюдении иноческих обетов (Там же, ч. I, № 75).
Послание Вятским воеводам и всем вятчанам, с убеждением их покориться вел. князю, прекратить грабежи и разбои и возвратить полон; Вятскому духовенству с предписанием наставлять мирян в христианских обязанностях (Там же, ч. I, № 73).
Послание к польскому королю Казимиру (Там же, ч. I, № 68).
Послания в Новгород: 1) архип. Евфимию и 2) гражданам — о прекращении междоусобиц.
Послание нареченного на митрополию еп. Ионы в Нижегородский Печерский монастырь, о соблюдении иноческих обетов и с известием о поставлении иером. Павла в архимандриты (Там же, ч. I, № 61).

Литература:
М. Макарий И. Р. Ц., т. IV, кн. 1-я, с. 107; т. VI, с. 7-45.
Ключевский Житие святых, как исторический источник.
Карпов Очерки из истории Рос. Церк. иерархии.
Дьяконов Власть Московских государей.
Терновский Исследование о подчинении Киевской митрополии Московскому патриарху.
Барсуков Н., с. 226-272.
Васильев История канонизации русских святых.
Соловьев С. М. История России, кн. 1, с. 1069, 1070, 1076, 1078, 1080, 1086, 1088, 1106-1107, 1153, 1259-1260, 1261-1265, 1272, 1278, 1279.
Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 211, 223-225, 231 пр. 13; 233-240, 244-245.
Малышевский И. Зап. Русь в борьбе за веру и народность. СПб, 1895, с. 57, 58.
Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896, с. 54, 152.
Едлинский, свящ. Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю русскую, 2-е изд. СПб, 1899, т. II, с. 94-101.
Браил Церковные вопросы в России или Русское духовное ведомство, 1896, с. 46.
Самбикин Д. Месяцеслов, вып. IX, ч. II, с. 1670168.
Успенский А. И. Житие св. Ионы, митр. Переводы с иконы 1644 г., писанной Яковым Тарасовым. М., 1905.
Голубинский, с. 79.
Булгаков, с. 1402, 1410.
Ратшин, с. 96.
Языков Д. Д. Писатели, умершие в 1882 г.
Строев П., с. 5, 413.
Эристов Словарь дух. писат., с. 121-122.
Летопись Е. А., с. 537, 540, 546.
Святая Русь, № 519.
Рус. палом., 1895, № 21, с. 321-323 (Крыжановский О., Св. Иона, митр. Московский), 1907, № 44, с. 700-701 (Калистов Н. Архиеп. Иона).
Прав. собес., 1867, март, с. 200; июнь, с. 91.
Истор. вестн., 1881, апрель, с. 769, 1882, май, с. 368, 1885, декабрь, с. 34, 36, 1893, май, с. 467, 1894, июнь, с. 707.
Русская старина, 1880, июнь, с. 224.
Духовный вестн., 1862, т. I, кн. 4-я.
Рус. инок, 1911, март, вып. 5, с. 64.
Рус. архив, 1895, кн. 1-я, № 4, с. 546; кн. 3-я, № 11, с. 407, 1904, кн. 2-я, № 5, с. 47, 1912, № 6, с. 214.
Ж. М. П., 1944, № 9, с. 13, 1945, № 4, с. 11-18, 1946, № 8, с. 32-37; № 10, с. 52-56.
М. Нкр., т. I, с. 513.
Тр. Патерик, с. 174-190.
Н. Д., с. 13, 35.
БЭЛ, т. VII, с. 278-283.
БЭС, т. I, с. 1109; т. II, с. 1574.
РБС, т. VIII, с. 313-314.

 
Должности и места служения

Московская епархия (г. Москва)

07. 1431 г. 15 век   —  
1437 г. 15 век
  
  

Московская епархия (г. Москва)

04. 1441 г. 15 век   —  
15/23.12. 1448 г. 15 век
   паки
  

Московская епархия (г. Москва)

15/23.12. 1448 г. 15 век   —  
31.03/08.04. 1461 г. 15 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–