Архиереи



Киприан (Цамблак) Сербианин, св.

  
  
Сан:  митрополит

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Св. Киприан, митрополит Московский, Киевский и всея Руси.
По национальности болгарин или серб из г. Тернова.
В молодости жил на Афоне. Затем был в константинопольском клире.
В 1373 г. он был отправлен в Россию в качестве патриаршего посла для расследования жалоб князя Ольгерда и митр. Алексия и возможного примирения их. Однако Киприан поступил нечестно. Посетив святителя Алексия, он заверил его, что будет ходатайствовать за него в Константинополе и, получив от святителя богатые дары, удалился в Литву. Войдя в доверие к литовскому князю Ольгерду, Киприан получил от него грамоты к Константинопольскому патриарху, в которых литовские князья просили патриарха поставить им митрополитом Киприана. В противном случае угрожали просить себе митрополита у латинской церкви.
Патр. Филофей уступил просьбам литовских князей и в 1375 г. (И. Р. Ц. в 1376 г.) возвел Киприана в сан митрополита Киевского и Литовского с правом и на всю Россию по кончине митр. Алексия.
В 1378 г. после смерти митр. Алексия Киприан отправился в Москву в надежде, что его примут как митрополита всей Руси. Но вел. кн. Димитрий не захотел признать Киприана, т. к. намечал на русскую митрополию своего кандидата. А Киприана не только не признали в Москве, но предали его бесчестию и поруганию. Оскорбленный до глубины души, митр. Киприан возвратился снова в Киев и управлял литовским духовенством.
В 1380 г., по смерти выбранного вел. кн. кандидата Митяя, Киприан был признан митрополитом Московским, но ненадолго. В 1383 г., заподозрив его в союзе с Ольгердом, князь Дмитрий Донской вернул его обратно в Киев, а на его место призвал Пимена.
В 1383 г. Киприан отправился в Константинополь на патриарший суд. Пребывание его там затянулось, но хлопоты не увенчались успехом; при жизни вел. князя Димитрия он не смог добиться Московской митрополии. Только собор 1389 г. (в Константинополе) подтвердил права Киприана как митрополита всея Руси.
В феврале 1390 г. Киприан прибыл в Киев, а в начале марта был уже в Москве, в которую вошел торжественно в полном святительском облачении, встреченный самим вел. кн. Василием Димитриевичем и всей столице. Так, через 14 лет борьбы и страданий Киприан был, наконец, принят в Москве как первосвятитель.
Управляя русской иерархией, митр. Киприан умело поддерживал единство церквей и строго преследовал неправды епископов.
Он всю свою деятельность направил на "утверждение православных в благочестии". Участвовал на соборе, осудившем патр. Макария, обратил в православие трех ханских вельмож.
Митр. Киприан был пастырь образованный, отличавшийся святостью жизни. Его называли мужем "всякого целомудрия и разума божественного исполненным и вельми книжным". Он старался непрестанно учить народ страху Божию и своими умными, одушевленными наставлениями услаждал всех.
Любя безмолвие, митр. Киприан часто удалялся в свое загородное село Голенищево и там в тишине предавался размышлению, чтению слова Божия и собственноручно писал книги.
Он был знатоком церковных канонов, о чем свидетельствуют его послания и грамоты юридического содержания.
Святитель Киприан отличался ревностью к церковному богослужению, сам перевел с греческого языка некоторые чинопоследования и службы, а одну молитву — разрешительную даже сочинил сам.
Будучи пастырем образованным, свят. Киприан заботился о развитии просвещения в России. В истории русской церкви он занимает важное место как деятель в области исправления церковно-богослужебных книг и церковных обрядов. Правда, он только положил начало этому делу, можно сказать, поставил вопрос, но осуществить до конца начатое дело не успел.
Митр. Киприан объединил под своей властью Московскую и Киевскую митрополии и все время святительства (после признания его) управлял единолично, и церковная жизнь в этот период протекала мирно.
Скончался святитель 16 сентября 1406 г. Погребен в Московском Успенском соборе.
27 мая 1472 г. обретены его мощи. Память его чтится в день кончины — 16 сентября.

Труды:
9 посланий и грамот юридического характера.
4 послания исторического характера. См. Павлова А. С. Памятники древн. рус. канон. прав., ч. I. СПб, 1880.
Духовное завещание (прощальная грамота). См. Акты, относящ. до юрид. быта древн. России, т. I, № 83. СПб, 1857, с. 544.

Литература:
Хойнацкий А. Ф., прот. Патерик Волыно-Почаевский. М., 1888, с. 84-89.
Его же Очерк из ист. пр. церкви на Волыни. Житомир, 1878, с. 102-107.
Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 150, 166, 177, 201-206 пр. 16.
Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896, с. 47, 63, 77, 93, 133.
Филарет, архиеп. И. Р. Ц., пер. II, с. 35, 54, 59, 61-67, 89, 90-91 и др.; пер. III, с. 7, 151, 160, 170.
Его же Обзор рус. дух. лит., с. 86-93.
Соловьев С. М. История России, кн. I, с. 982, 983, 1015, 1016, 1018, 1019 и пр. 2, 1159, 1249 и др.
М. Макарий И. Р. Ц., том IV, с. 63-85; т. V, с. 183-196.
Протопопов Д. Жития святых. М., 1885, сентябрь, с. 220-229.
Самбикин Д. Месяцеслов св. тв., 1899 вып. IX, ч. II, май, с. 167, 168.
Булгаков, с. 1402.
Ратшин, с. 95.
Языков Д. Д. Писатели, умершие в 1885 г.
Строев П. Словарь истор. о свят., с. 129-132.
Летопись Е. А., с. 508, 509, 512, 521.
История литературы Галахова и Порфирьева, ч. I.
Никоновская летопись, ч. IV, V.
Чтен. общ. любит. дух. просвещ., 1892, № 2, с. 358-424, 1894, № 9, с. 454-457.
Чтен. Моск. общ. ист. и древн. Рос., 1867, кн. II, отд. I, с. 11-32.
Прибавл. к твор. св. отцев. М., 1848, с. 295-369, 1882, кн. I, с. 152-205; кн. II, с. 413-495; кн. III, с. 71-175.
Прав. собес., 1858, февраль, с. 279, 1860, апрель, с. 448; май, с. 75, 76, 78, 84, 85-106.
Прав. собес., 1866, февраль, с. 88, 1867, март, с. 181, 187, 217, 1907, сентябрь, с. 31 прим.
Истор. вестн., 1881, апрель, с. 750, 751, 1885, декабрь, с. 35, 105.
Русская старина, 1880, март, с. 753.
Русский архив, 1903, кн. 2-я, № 5, с. 92, 1910, кн. 1-я, № 2, с. 312, 313.
М. Нкр., т. II, с. 39.
Святая Русь, № 517.
Н. Д., с. 13.
БЭЛ, т. X, с. 41-60.
БЭС, т. I, с. 1276; т. II, с. 1574.
РБС, т. VIII, с. 636-644.
ЭС, т. XV (кн. 29), с. 87-88.
Верный месяцеслов, с. 33.
Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно). Ч. III. Куйбышев, 1971 (машинопись).

 
Должности и места служения

Московская епархия (г. Москва)

03/10.05. 1380 г. 14 век   —  
10. 1382 г. 14 век
  
  

Московская епархия (г. Москва)

03. 1390 г. 14 век   —  
16/24.09. 1406 г. 15 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–