Монастыри
Поиск


Монастырь в честь Воскресения Христова Ново-Иерусалимский (ставропигиальный) (мужской)

  
Адрес : Россия, 143500, Московская обл., г. Истра, ул. Советская, 2.
Телефон(ы): 950-63-61, 952-26-11
  
Организация: [действующ.]
  
Дата учреждения:    1656 г. 17 век
  
  

Схема подчинения

Московская епархия (Московская область) (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Основателем и первым строителем монастыря был патриарх Никон. Патриарх, пользуясь расположением царя Алексея Михайловича, захотел устроить обитель с храмом Воскресения Господня подобным иерусалимскому храму с Гробом Господним. Цель его была ознакомить русских верующих, не имеющих возможности самим побывать в Иерусалиме, со священными местами воскресения и погребения Христова. Выбрав красивое место, напоминающее местность Палестинскую, и получив разрешение от царя, патриарх Никон посылает ученого иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Арсения Суханова в Иерусалим, чтобы привезти оттуда чертежи и планы Воскресенского храма.


Новый Иерусалим, Воскресенский храм


Арсений благополучно совершил свою поездку и привез Никону не только чертежи и план, но и модели храма Гроба Господня и Вифлеемской церкви. Тогда же под личным наблюдением самого патриарха, который жил здесь в построенном им скиту, стали воздвигаться стены храма и другие постройки. Но Никону не суждено было окончить предпринятую им постройку и увидеть ее осуществление. Осужденный Московским собором святителей и лишенный патриаршего сана, Никон был сослан в Ферапонтов монастырь простым монахом. В 1679 году, после смерти Алексея Михайловича, сын и преемник его Федор Алексеевич повелел продолжить строительство обители, возвратив из ссылки и самого Никона. Но первосвятителю и на этот раз не суждено было увидеть свое детище, как называл он свой скит и обитель. Удрученный годами и ссылкой Никон скончался в пути, а его тело было привезено и погребено в приделе Иоанна Предтечи под Голгофой. Только спустя сто лет, при императрице Елизавете Петровне, храм и монастырские корпуса были достроены, а сам монастырь обнесен каменной стеной.
Назвав обитель «Новым Иерусалимом», Никон и самой окрестности дал Палестинские наименования. Село Микулино, расположенное на севере от монастыря, было названо Скудельничим. Две горы, находящиеся на северо-западе от обители, носили названия Фавора и Ермона. Ручей, протекающий вокруг монастыря, был назван потоком Кедрским. В большой березовой роще, названной Гефсиманским садом, одиноко стоял старый развесистый дуб, которому Никон дал название Мамврийского. Там была и Силоамская купель, и колодец Самарянки. Река Истра, окружающая большой полуостров, на котором расположен монастырь, носила название Иордана. Скит Никона устроен в виде восточных жилых башен. Это каменное четырехярусное здание с небольшими окнами. В нижнем ярусе скита находятся четыре комнаты с одной печью. Узкая каменная лестница ведет во второй ярус, где располагается небольшая комната, служившая трапезой Никона, и тут же снизу окно, куда ему подавали пищу. Из трапезы есть ход в третий ярус. Здесь находится небольшая русская хлебная печь. В этом ярусе устроена небольшая церковь во имя Богоявления Господня. Четвертый ярус составляет плоская железная крыша, обведенная кругом перилами, и здесь же находится особая келья — спальня Никона с небольшим каменным ложем, заменявшим ему кровать. Напротив спальни на той же площадке устроена церковь во имя свв. апостолов Петра и Павла, а позади ее — колокольня с одним небольшим колоколом.
В монастыре было пять храмов, в которых находилось 39 престолов.
Соборный храм обители посвящен Воскресению Христову. Эта церковь устроена по образцу Иерусалимского храма. В алтаре в семь ярусов — хоры, красные и судные ворота. Перед красными воротами — камень повития и помазания, на котором в Иерусалиме Иосиф и Никодим обвили плащаницей и помазали снятое с креста Тело Господне. Под главным куполом храма находится место гроба Господня. Над ним устроена роскошная высокая кувуклия. Над ней поставлена сень из нескольких золоченых колонн, и в ней — резное изображение воскресшего Спасителя, сияющего лучами. На самом верху кувуклии — золоченый крест. У стены, на каменной четырехугольной гробнице распростерта плащаница, заменяющая гроб, в которую вделана небольшая частица от Гроба Господня. Над ней изображение воскресшего Спасителя с хоругвию в руке — знамением победы над смертью. В 1720-е годы главный собор монастыря претерпел разрушение, затем в период управления монастырем архимандрита (впоследствии архиепископа Московского) Амвросия (Зертис-Каменского, + 1771), который явился вторым устроителем обители, Воскресенский собор был восстановлен, причем было создано новое, роскошное убранство его интерьера в стиле барокко.
Воскресенский собор в Новом Иерусалиме — храм необычный: это единственное точное воспроизведение храма Гроба Господня в Иерусалиме. От своего образца он воспринял необычайную сложность строения, множество приделов (29 в одном соборе), особенности Устава и богослужения, утвержденные еще при Патриархе Никоне и вопринятые им из чинопоследований в храме Гроба Господня в Иерусалиме. С 1744-го по 1765 год архимандрит Амвросий с помощью своего брата-художника (впоследствии архимандрита Никона, управляющего монастырем с 1765-го по 1771 год) и его учеников создает единственное в своем роде живописное убранство храма. В иконах и настенной росписи оно воплощает православное учение о прообразовательном смысле Ветхого Завета по отношению к Новому и в то же время служит пояснением к особенностям строения храма и чинопоследований, присущих ему как подобию храма в Иерусалиме.
В храме Воскресения Христова помещалась чудотворная икона Божией Матери «Троеручицы». Этот образ был прислан патриарху Никону из Хилендарского монастыря на Афоне в 1663 году. Здесь же находилась икона Господа Вседержителя с припадшими к Нему митрополитом Московским св. Филиппом и патриархом Никоном.
В 19 веке у южных врат в Воскресенский собор богомольцев встречала надпись: "Всякая душа благочестивая, желающая пречудный храм Воскресения Христова, иже во Иерусалиме, видети и тамо в нем сущим святым местам поклонитися, но ради расстояния дальнего оного дойти не могущая, созерцая семо, вшедши и разумей внутрь заключенных вещей душеполезную тайну, яже Спаситель твой тамо между неверными, здесь же среди благочестивых христиан в воспоминание Спасителевых страстей, смерти и тридневного Воскресения в сем храме Ново-Иерусалимском представляет".
Вторая монастырская церковь была посвящена Рождеству Христову (конец 17 века). Этот храм был создан по образу Вифлеемской базилики, построенной святой равноапостольной царицей Еленой в 4 веке; в храме внизу находились приделы, связанные с Рождеством Христовым, были устроены ясли и вертеп.
Другие храмы обители — в честь Входа Господня в Иерусалим, во имя Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (конец 17 века), во имя преподобного Иоанна Рыльского.
В Воскресенской обители ежегодно совершалось множество крестных ходов: 6 января в Никоновский скит; 2 февраля и 25 марта вокруг обители; в Вербное воскресенье из теплой церкви в собор; в Великую Пятницу внутри собора при обряде спуска плащаницы для помазания на «камне помазания»; в Великую Субботу внутри главного храма; в понедельник и среду Светлой седмицы в церковь св. Константина; в преполовение Пасхи к «силоамской купели; в среду отдания Пасхи; в Вознесение Господне в часовню на Елеонской горе; в неделю Всех Святых; 29 июня в скит; 1 августа из собора на реку Истру; 25 декабря из церкви Рождества Христова в нижний ярус храма, где находилось подобие вифлеемских вертепа и яслей. В Великую Субботу совершалось соборное освящение елея в главном храме обители.
При Воскресенском монастыре имелась церковно-приходская школа и странноприимный дом для богомольцев.
Управлял обителью архимандрит.
В 1919 году монастырь был закрыт, а в его стенах расположился краеведческий музей. Во время войны город Истра был захвачен немцами, которые при подходе Красной Армии взорвали башни монастыря, колокольню и собор. В 1956 году начались восстановительные работы. Они ведутся до сих пор и все еще далеки от завершения.
Через 75 лет после закрытия обители, 18 июля 1994 года, на заседании Священного Синода наместником монастыря был назначен архимандрит Никита (Латушко), который до этого был начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а 28 июля 1994 года Министерством юстиции РФ был зарегистрирован Устав ставропигиального Воскресенского Новоиерусалимского монастыря.
Особым стал день 25 августа 1994 года, когда Новоиерусалимскую обитель посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
В 1995 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, и в нем возродилась монашеская жизнь. 11 октября 1995 года администрацией Московской области было издано постановление "О поэтапной передаче намятников архитектуры комплекса Воскресенского Новоиерусалимского монастыря в г. Истре" во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 года, в котором было определено на первом этапе передать Церкви Воскресенский собор с храмом святых равноапостольных Константина и Елены, храм Рождества Христова, Восточный братский корпус и скит Патриарха Никона.
Обитель восстанавливается: увеличивается братия, приходят послушники, крепнет молитва.Уже отреставрированы храм Рождества Христова, где установлен иконостас, приделы Архангела Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, Усекновения главы Иоанна Предтечи с гробницей Святейшего Патриарха Никона, поновлен подземный храм святых Константина и Елены, восстанавливается Восточный братский корпус. В храме Рождества Христова теперь находятся мощи святой мученицы Татианы, которые все советское время были погребены в фонде музея. Десницу мученицы Татианы в конце 18 века подарила Новоиерусалимской обители великая княжна Татьяна Михайловна, сестра государя Алексея Михайловича. Мощи были украшены драгоценными камнями, что сильно осложнило их возврат монастырю.
В монастыре организована экскурсионно-паломническая служба, формируется монастырская библиотека, оборудуется воскресный класс, в котором будут обучаться юные прихожане.
6 декабря 1997 года Святейший Патриарх Алексий прибыл в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь и был торжественно встречен братией во главе с архимандритом Никитой. В сослужении архиепископа Истринского Арсения и епископа Орехово-Зуевского Алексия Предстоятель Русской Православной Церкви освятил храм Рождества Христова и совершил в нем первую после семидесятилетнего перерыва Божественную литургию. За богослужением Его Святейшество рукоположил иеродиакона Алексия (Терентьева) во иеромонаха и монаха Тита (Буканова) во иеродиакона. После Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий совершил литию у гробницы Патриарха Никона, находяйщейся в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского храма. Наместник обители преподнес Святейшему Патриарху Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы, а также скульптуру Патриарха Никона. Священноархимандрит Воскресенского Новоиерусалимского монастыря Святейший Патриарх Алексий передал в дар обители икону святителя Московского Иннокентия с частицей его мощей.
Монастырь имеет подворье (храм Воскресения Христова, С.-Петербург, ул. Камская 11, лит А)
  
  

Служители

 Глава
  
   настоятель
   Киприан (Скрипицын)
1723 г. 18 век   —  
1727 г. 18 век
  
  
   архимандрит
   Иларион (Григорович)
17.12. 1744 г. 18 век   —  
1748 г. 18 век
  
  
   архимандрит
   Амвросий (Зертис-Каменский)
05.04. 18 век   —  
17.11. 1753 г. 18 век
  
  
   архимандрит
   Никон
1765 г. 18 век   —  
1771 г. 18 век
  
  
   настоятель
   Павел (Пономарев) II
13.10. 1785 г. 18 век   —  
1786 г. 18 век
  
  
   настоятель
   Аполлос (Байбаков)
1786 г. 18 век   —  
1788 г. 18 век
  
  
   архимандрит
   Гедеон (Ильин-Замацкий)
19.07. 1802 г. 19 век   —  
1805 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Аполлос (Алексеевский)
1820 г. 19 век   —  
1837 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Амфилохий (Сергиевский-Казанский)
28.07. 1858 г. 19 век   —  
1860 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Христофор (Смирнов)
13.12. 1890 г. 19 век   —  
1892 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Серафим (Чичагов)
1904 г. 20 век   —  
1905 г. 20 век
  
  
   настоятель
   Тихон (Никаноров), сщмч.
1907 г. 20 век   —  
1912 г. 20 век
  
  
   наместник
   Никита (Латушко)
18.07. 1994 г. 20 век   —  
21 век
  
  
   наместник
   Феофилакт (Безукладников)
11.05. 2008 г. 21 век     
  
 инок
  
   Алексий (Терентьев) 20 век   —  
20 век
  
  
   Тит (Буканов) 20 век   —  
21 век
  
  
 иеромонах
  
   Диодор (Соловьев)     
  
 иеродиакон
  
   Давид (Вишняков)     
  

 
Библиография

   1   Никандр (Анпилогов), архим., сост.. Преподобный Авраамий Городецкий, Чухломской и Галичский чудотворец, и созданный им Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь.. Москва. Родник. 1996 . 157,[3] с., ил..
  
   2   Зверинский В.В.. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи: Вып. 1-3.. С.-Петербург. 1890  - 1897.
  
   3   Михайлова Н., Жилкина М.. Светися, светися, Новый Иерусалиме.... Московские Церковные вестник. Москва. Издательство Московской Патриархии. 1997 . № 11-12 (96-137)..
  
  
  

Состав

   Храмы
 

Собор в честь Воскресения Христова (монастырский)

Храм в честь Рождества Христова (монастырский)

Храм во имя свв. равноапп. Константина и Елены (монастырский)

 
   Святыни
 

Гробница Святейшего Патриарха Никона

Икона свт. Иннокентия Московского с частицей мощей

Мощи св. мц. Татианы (частица)

 
   Библиотеки, архивы, музеи
 

Библиотека Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–