Биография
Серафим (Чичагов Леонид Михайлович), митрополит Ленинградский.
Родился 9 июня 1856 года в Санкт-Петербурге, в дворянской семье.
В 1875 году окончил Пажеский корпус, состоял в военной службе. В чине поручика артиллерии участвовал в Турецкой кампании 1877-1878 годов, герой Плевны, Георгиевский кавалер.
Ради служения Господу и по совету св. Иоанна Кронштадтского (чьим духовным сыном он был на протяжении долгих лет) бросил блестящую военную карьеру и в 1890 году в чине полковника вышел в отставку и переехал в Москву.
28 февраля 1893 года рукоположен во иерея Московской Синодальной Конторы.
Священник Московской церкви Двенадцати Апостолов. Восстановил этот храм на собственные средства. С 1895 года священник церкви св. Николая на Старом Ваганькове.
В 1898 году овдовел, принял монашество и причислен к братству Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
В 1899 году назначен настоятелем Спасо-Ефимово-Суздальского монастыря.
В 1904 году — настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.
10 апреля 1905 года хиротонисан во епископа Сухумского. Хиротония состоялась в Москве в Успенском соборе. Чин хиротонии совершали: митрополит Московской Владимир, епископ Григорий, викарий Московский и другие.
С 3 февраля 1906 года — епископ Орловский и Севский.
В Орловской епархии он деятельно проводил возрождение христианской жизни в народе. Для этой цели он распространял среди духовенства литературу, проводил частые собеседования и умножал благотворительность среди народа.
С 16 сентября 1908 года — епископ Кишиневский и Хотинский.
16 мая 1912 года возведен в сан архиепископа.
В течение семи лет, которые он находился в Бессарабии вел настойчивую борьбу с "Иннокентьевщиной" — зловредным движением, опасным для народной молдаванской массы.
С 20 марта 1914 года — архиепископ Тверской и Кашинский.
В этом же году награжден крестом на клобук.
Осенью 1917 года постановлением съезда духовенства и мирян удален с Тверской епархии за очень суровое управление и крайне строгое обращение с духовенством.
Участник Священного Собора 1917-1918 годов в Москве.
В 1918 году возведен в сан митрополита, назначен на Варшавскую и Привисленскую кафедру, на которую не вступил в связи с отказом польских властей выдать ему въездную визу. Остался в Москве.
С февраля 1928 года — митрополит Ленинградский.
С сентября 1933 года проживал на покое в окрестностях Москвы (ст. Малаховка, Казанской ж. д.) почти до самой смерти.
30 ноября 1937 г. митрополит Серафим был арестован. 7 декабря решением тройки при УНКВД СССР по МО по обвинению в контрреволюционной монархической агитации был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Мученическая кончина святителю была предсказана о. Иоанном Кронштадтским и прп. Серафимом. Митрополит Серафим (Чичагов) был расстрелян и похоронен в Бутове, на так называемом полигоне НКВД 11 декабря 1937 г. Настоятельница Новодевичьего монастыря в Москве игумения Серафима (Черная) указывала другую дату расстрела: 12 февраля 1938 г. Реабилитация состоялась 10 ноября 1988 г.
Глубоко чтил память реп. Серафима Саровского. Однажды, решив съездить к местам подвигов прп. Серафима Саровского, где встретился с одной из трех монахинь, помнивших старца. Уже старая и больная женщина, монахиня Пелагея, обрадовалась приходу будущего митрополита, сказав: "Вот хорошо, что ты пришел, я давно тебя поджидаю. Преподобный велел тебе передать, что наступило время открытия его мощей и прославления". В недоумении будущий святитель ответил, что в силу своего общественного положения не может быть принят Государем, но Пелагея больше ничего не сказала. Через некоторое время Серафим (Чичагов) начал работу над "Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря". К моменту завершения этого труда автор был уже архимандритом. Вскоре ему удалось встретиться с Государем и, поднеся ему книгу, сумел убедить Царя в необходимости открытия мощей преподобного.
Несмотря на трудности (при открытии гроба в нем оказался скелет, а не нетленные мощи), будущему святителю все-таки удалось добиться канонизации угодника. Еще в 1913 году исходатайствовал для себя разрешение, по кончине быть погребенным в основанной преп. Серафимом Дивеевской обители.
Духовный писатель. Энергичный и красноречивый проповедник. С редкой энергией заботился об укреплении строгого порядка, основанного на незыблемых основах православия. Живое мощное слово его раздавалось за каждым богослужением. Отличался кипучей, идейной деятельностью и горячим стремлением поставить духовенство на подобающую высоту. Митрополит Серафим был разносторонне одаренным человеком: музыкант, живописец, писатель, врач. В храме во имя св. прор. Илии на Обыденке хранится икона кисти Серафима (Чичагова), изображающая Спасителя в белом хитоне.
Канонизирован 23 февраля 1997 года.
Труды:
"Доблести русских воинов" (описание из прошлой войны. Описание отдельных подвигов 1877-1978 гг.) Вып. I-II, изд. 3-е, СПб, 1891.
"Дневник пребывания императора Александра II в Дунайской армии 1877-1978 г. СПб, 1885.
"Записки адмирала Чичагова (Пав. Вас.)", заключающие то, что он видел и что, по его мнению, знал.
"Русская Старина" 1886, т. 50-52.
"Русская Старина" 1887, т. 55.
"Русская Старина" 1888, т. 58-60.
"Адмирал П.В. Чичагов. Записки о событиях его жизни и времени императора Павла I"
"Русская Старина" 1883, т. 38, с. 487-5-6.
"Что служит основанием каждой науке". М. 1890.
"Медицинские беседы" ч. I-II. М.1892. ч. III-IV. M. 1895.
"Житие Ефимия преп. священно-архимандрита Суздальского чудотворца". СПб. 1904.
"Опыт возрождения приходской жизни в Орловской епархии".
"Приб. к "ЦВ" 1908, № 18-19, с. 841-846.
"Приб. к "ЦВ" 1908, № 20, с. 890-899.
"Приб. к "ЦВ" 1908, № 21, с. 900-948.
"Зосимова пустынь во имя Смоленской Божьей Матери" Летописный очерк" Москва. 1899, 1913, 1 и 3 издание. Сергиев Посад 1912, 2 издание.
"Слова и речи, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом". Кишинев, 1911.
"Живое слово пастыря к народу". Проповеди. Кишинев, 1910.
"Слова, беседы и речи1908-1909 гг. с епархиальной хроникой и его распоряжения". Кишинев, 1910.
"Житие преп. Серафима Саровского чудотворца" СПб, 1903, 2-е изд.
"Краткое содержание летописи Серафимо-Дивеевского монастыря". Москва, 1896.
"Речь К Преосвященному Гавриилу Измальскому по рукоположении его". "Приб. к "ЦВ" 1910, № 51, с. 182.
"Речь при вручении жезла новопоставленнному епископу Зиновию" "Приб. к "ЦВ" 1911, № 51-52, с. 2238.
"Слово в день присоединения Бесарабии к России 16 мая 1912 года.
Литература:
"Церк. Ведом." 1905, № 14, с. 100.
"Церк. Ведом." 1906, № 6, с. 71.
"Церк. Ведом." 1908, № 39, с. 297-298.
"Церк. Ведом." 1910, № 24, с. 263.
"Церк. Ведом." 1912, № 20, с. 193.
"Церк. Ведом." 1914, № 12, с. 95.
"Церк. Ведом." 1918, № 19-20, с. 114.
"Приб. к "ЦВ" 1908, № 18-19, с. 841.
"Приб. к "ЦВ" 1908, № 20, с. 890.
"Приб. к "ЦВ" 1908, № 21, с. 944.
"Приб. к "ЦВ" 1918, № 3-4, с. 153-159.
"Приб. к "ЦВ" 1918, № 5, с. 211.
"Приб. к "ЦВ" 1918, № 19-20, с. 597.
"Русск. Паломн." 1905, №19, с. 297.
"Русск. Паломн." 1914, №28, с. 456.
"Мисс. Календ." 1907, с. 138.
"Церк. Вести" 1908, № 1, с.20.
"Церк. Вести" 1908, № 2, с. 53.
"Церк. Вести" 1908, № 39, с. 1222.
"Церк. Вести" 1908, № 40, с.1253.
"Церк. Вести" 1910, № 20, с. 602.
"Орлов. ЕВ" 1906-108, Кишинев, 1909.
"Прав. Собес." 1905, май, с. 169.
"Изв. Каз. Еп." 1911, № 27-28, с. 841.
"Изв. Каз. Еп." 1912, № 13-14, с. 421.
"Изв. Каз. Еп." 1912, № 37, с. 1113.
"Изв. Каз. Еп." 1913, № 21, с. 655.
"Изв. Каз. Еп." 1914, № 6, с. 178.
"Русск. Старина" 1883, № 6, с. 487-506.
"Красн. Архив" 1928, т. 26, с. 121.
"Списки архиереев 1897-1944гг. Патриарха Алексия", с. 15.
Булгаков, с. 1402. 1408. 1413.
БЭС т. II, стб. 1322, 1709, 2041, 2135.
БЭЛ т. Стб. 531-533.
ФПС I, № 17, с. 1.
ФПС III, с. 6.
ФАМ I, № 221, с. 18.
Илиодор, с. 107, 146.
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год". 234-235.
Теодорович Т.П. "К 40-летию пастырства", ч. I, c. 30.
"ЖМП" 1934, № 18-19, с. 8.
Regel'son Tragedija Russkoj Cerkvi 1917 (1945. Paris 1977, с. 274, 346, 467, 535).
F. Heyer, Die orthodoxe Kirche, 130, 133, 137.
Церковный Вест. Западно-европ. Епархии 1928 , 18, 14.
А. Краснов-Левитин, Лихие годы 1925 (1941, Париж 1977, 101с.
I.M. Andreyev, Russia's Catacomb Saints 217, 508.
D. Poshilovski, The Russian Churche 24.
A. Levitin (V. savrov, Ocerki po istorii I, 226 (Ссылка в Архангельск); II, 20, 215, 239, 259, 266, 268, 293 (Очерки по истории русской церковной смуты, в 3 томах, Кюзнах, 1978).
Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II, 208. (История Церкви России в новое время. В 3-х томах Мюнхен / Зальцбург 1965-1968 гг).
"Vest. russ. chr. dv. (Вестник русского христианского движения) 150 (1987) 246.
Митр. Евлогий, Путь моей жизни 215.
В. Черная, митрополит Серафим (Чичагов), в: "ЖМП" 1989, № 2, с. 13-18.
|