link5365 link5366 link5367 link5368 link5369 link5370 link5371 link5372 link5373 link5374 link5375 link5376 link5377 link5378 link5379 link5380 link5381 link5382 link5383 link5384 link5385 link5386 link5387 link5388 link5389 link5390 link5391 link5392 link5393 link5394 link5395 link5396 link5397 link5398 link5399 link5400 link5401 link5402 link5403 link5404 link5405 link5406 link5407 link5408 link5409 link5410 link5411 link5412 link5413 link5414 link5415 link5416 link5417 link5418 link5419 link5420 link5421 link5422 link5423 link5424 link5425 link5426 link5427 link5428 link5429 link5430 link5431 link5432 link5433 link5434 link5435 link5436 link5437 link5438 link5439 link5440 link5441 link5442 link5443 link5444 link5445 link5446 link5447 link5448 link5449 link5450 link5451 link5452 link5453 link5454 link5455 link5456 link5457 link5458 link5459 link5460 link5461 link5462 link5463 link5464 link5465 link5466 link5467 link5468 link5469 link5470 link5471 link5472 link5473 link5474 link5475 link5476 link5477 link5478 link5479 link5480 link5481 link5482 link5483 link5484 link5485 link5486 link5487 link5488 link5489 link5490 link5491 link5492 link5493 link5494 link5495 link5496 link5497 link5498 link5499 link5500 link5501 link5502 link5503 link5504 link5505 link5506 link5507 link5508 link5509

Монашество



Серафима (Черная)

  
Ф.И.О.:  Черная Варвара Васильевна
  
Сан:  игумения
Генеалогия:  дед — Серафим (Чичагов), митрополит
Дата рождения:  12.08. 1914 г. 20 век
Дата смерти:  16.12. 1999 г. 20 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Игумения Серафима (Варвара Васильевна Чёрная) родилась 12 августа 1914 года
в Петрограде.
Отец — Василий Августович Резон — служил в Финляндском статс-секретариате.
Пропал без вести во время 1-й Мировой войны в 1914 году.
Мать — Леонида Леонидовна Чичагова, по профессии врач, в 1953 году по
благословению Патриарха Алексия I поступила в Пюхтицкий Успенский женский
монастырь, где приняла монашество с именем Серафима. Скончалась в 1969 году
и похоронена в Пюхтицком монастыре.
Отец матери — Леонид Михайлович Чичагов, офицер-артиллерист, участник
русско-турецкой войны, в будущем Митрополит Серафим (Чичагов) — иерарх
Русской Православной Церкви, подготовивший канонизацию старца Серафима
Саровского, принял мученическую кончину в 1937 году. В 1997 году причислен к
Лику Святых Русской Православной Церкви.
Муж — Николай Валентинович Черный, искусствовед, умер в 1983 году.
После окончания школы в Подмосковье в 1929 году Варвара Васильевна
поступила в Московский нефтехимический техникум. С 1931 года работала в
Военно-технической академии в Институте Органической химии АН СССР. В 1939
году закончила Московский институт тонкой химической технологии и была
направлена на работу на Московский завод "Каучук". С 1942 года она -
заместитель главного инженера завода, в 1946 году переведена на научную
работу в Институт резиновой промышленности (в частности, участвовала в разработке космических скафандров), где проработала до 1986 года, до
ухода на пенсию в возрасте 72 лет.
Имела научные звания: кандидата химических наук (1951 год), доктора
технических наук (1970 год), в 1972 году была утверждена в звании
профессора, в 1975 году ей присвоено звание Заслуженного деятеля науки и
техники СССР, в 1979 году присуждена Государственная премия СССР.
Имела правительственные награды: Орден Трудового Красного Знамена, Орден
Октябрьской Революции, 8 медалей за различные заслуги.
Варвара Васильевна родилась в религиозной семье. Мать и тетя провели свои последние дни в монастыре. Еще девочкой будущая настоятельница соблюдала строгий порядок дня и каждый день ходила в церковь. В 1917 г. бросив Петроградскую квартиру Варвара вместе с сестрой и матерью бежали в Москву к деду — митрополиту, тот в свою очередь отправил их в женский монастырь под Кимры — "переждать революцию". Через некоторое время мать Варвары была уволена с работы за религиозные убеждения, но в церковь продолжали ходить всей семьей.
Однажды, уже после смерти мужа, придя в храм Илии на Обыденке, Варвара Васильевна обнаружила там образ, писанный дедом, митрополитом Серафимом, изображающий Спасителя, который помнила с детства. Она стала все чаще посещать этот храм, помогать ему, и затем, для стяжания христианского смирения с 1986 года Варвара Васильевна несла послушание за свечным ящиком в этом храме.
Параллельно у себя на дому вела православные семинары, благодаря которым
воцерковилась немалая часть московской интеллигенции.
Происходя из старинного дворянского рода Чичаговых, с детства воспитанная в
православной вере и верности Святой Церкви, Варвара Васильевна всей своей
жизнью в науке показывала, что подлинное знание, серьёзная наука не только
не противоречит вере в Бога, но помогает истинную веру сделать ещё более
убедительной. И уже в почтенном возрасте, когда, как правило, человек
стремится к заслуженному покою и отдыху от жизненных трудов, Варвара
Васильевна избирает для себя едва ли не самый трудный подвиг — деятельное
служение Церкви.
Имея своим духовным наставником Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и под его руководством матушка активно занималась сбором архивных материалов, которые стали основой для канонизации её деда Митрополита Серафима (Чичагова).
С её именем связано возобновление пять лет назад монашеской жизни в стенах
древней московской обители. 13 октября 1994 г. в Успенском храме
Новодевичьего монастыря в Москве Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил монашеский постриг Варвары Васильевны Чёрной с именем Серафима в честь преподобного старца Серафима Саровского (иноческое имя, данное Варваре Васильевне в постриге было выбрано не случайно: так звали в монашестве ее мать (монахиню Пюхтицкого монастыря) и тетку, и ее деда и крестного отца митрополита Серафима), а 27 ноября 1994 г. за Божественной литургией в том же храме возвёл её в игумении с вручением игуменского жезла.
Можно было, наблюдая жизнь матушки Серафимы в монастыре, бесконечно
поражаться, как много заключалось в этой маленькой пожилой женщине подлинной
силы духа, неутомимого трудолюбия и неиссякаемой веры в помощь Божию.
Невозможно перечислить всего, что сделано матушкой игуменией за пять лет
существования обители. Это и благоустройство монастырских помещений (и,
прежде всего, создание прекрасных условий для повседневной жизни сестёр), и
постоянная забота о благолепии храмов, богослужении в монастыре, а также на
двух монастырских подворьях.
Велик её личный вклад в сооружение храма — памятника Новомученикам и
Исповедникам Российским в Бутове, где в годы безбожного режима пострадали за
Христа многие из тех, кто сохранил верность Матери-Церкви.
Именно по ходатайству матушки Серафимы и, благодаря её неустанным поискам в
исторических и церковных архивах, летом 1999 года Святейший Патриарх Алексий
II благословил возобновить молитвенное почитание схиигумении Елены
Девочкиной — первой настоятельницы Новодевичьего монастыря.
За усердные труды по возрождению монашеской жизни в Новодевичьем монастыре,
по представлению Высокопреосвященнейшего Митрополита Крутицкого и
Коломенского Ювеналия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
удостоил игумению Серафиму награждения Крестом с украшениями в 1997 году и
Орденом святой равноапостольной великой княгини Ольги II степени в 1999 году
ко дню 85-летия.
Матушка Серафима прожила по человеческим меркам удивительно долгую жизнь,
исполненную непрестанных трудов на благо нашего Отечества и Русской
Православной Церкви. Но и этой большой жизни не хватило ей, чтобы совершить
всё то, что она задумывала и чем ещё хотела прославить родную обитель. В
своих трудах она находила помощь у огромного числа самых разных людей.
Матушка Серафима всегда была так искренна в своей любви к благу Святой
Церкви, так умела вдохновить на труды ради пользы церковной, что помощь
приходила всегда в нужное время и подчас совершенно неожиданно. Её нельзя
было не любить — такой удивительной души была матушка Серафима.
16-го декабря 1999 года на 86-м году жизни матушка Серафима скончалась.
Известие о её кончине опечалило многих: в день её погребения просторный
Успенский храм Новодевичьего монастыря не смог вместить всех, кто пришёл
проводить матушку в "путь всея земли". В этот день, 18 декабря 1999 года
заупокойную Божественную Литургию и Чин монашеского погребения совершил
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении Архиепископа
Можайского Григория и Епископа Видновского Тихона, а также духовенства
Москвы и Московской епархии. Перед отпеванием Владыка Митрополит Ювеналий
сказал пространное и прочувствованное надгробное слово, а перед этим было
оглашено утешительное послание, которое направил Владыке Митрополиту по
этому поводу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Соболезнования были получены от Правительства Москвы, от Префектуры
Центрального административного округа и Управы "Хамовники". Проводить
матушку игумению Серафиму в последний путь и участвовать в погребении
прибыли министр Правительства Москвы, Префект Центрального административного
округа А.И. Музыкантский, Глава Наро-Фоминского района Московской области
В.И. Крамков, Директор Государственного исторического музея А.И. Шкурко,
сотрудники музея "Новодевичий монастырь".
К глубокому утешению насельниц и прихожан обители погребена матушка Серафима в ограде Успенского храма с северной стороны.

Литература:
Возобновление монашеской жизни в Новодевичьем монастыре: Слово митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, произнесенное по окончании Божественной литургии в Успенском соборе Новодевичьего монастыря при вручении игуменского жезла настоятельнице монастыря игумении Серафиме (Черной) 27.11.1994 г.
ЖМП. 1995. [№] 5. С. 37-38.
Никольская Ольга. "Обитель созидается молитвой...": Интервью с игуменией новой обители монахиней Серафимой
ЖМП. 1995. [№] 5. С. 38-39.

 
Должности и места служения

настоятельница
Монастырь в честь иконы Божией Матери "Смоленская" Новодевичий (женский)

27.11. 20 век   —  
16.12. 1999 г. 20 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–