Архиереи



Амфилохий (Сергиевский-Казанский)

  
Ф.И.О.:  Сергиевский-Казанцев Павел Иванович
  
Сан:  епископ

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Амфилохий (Сергиевский-Казанцев Павел Иванович), епископ Угличский, викарий Ярославской епархии.
Родился в семье священника с. Любец Боровского уезда Калужской губернии 20 июня 1818 г.
Окончил Калужскую духовную семинарию и Московскую духовную академию.
14 ноября 1842 г. на втором курсе академии постригся в монашество.
1 августа 1844 г. был рукоположен во иеромонаха и 1 августа 1845 г. по окончании академии назначен в Суздаль учителем и смотрителем Духовного училища.
В 1852 году получил назначение на должность настоятеля в Ростовский Борисоглебский монастырь, с возведением в сан архимандрита.
Как начальник о. Амфилохий отличался величайшим добродушием и полным отсутствием формализма.
28 июля 1858 г. назначен настоятелем Ставропигиального Воскресенского монастыря, именуемого "Новый Иерусалим", обладающего драгоценной библиотекой из старинных рукописей. Это назначение определило дальнейшую деятельность о. Амфилохия. Ранее в 1845 году он издал в Москве свое академическое сочинение о трех обетах монашества — девстве, настяжании и послушании, теперь же он занялся исключительно палеографическими трудами.
В 1860 году, после четырехлетнего (?) управления Новоиерусалимским монастырем, он переселился в Москву и в течение 10 лет состоял в числе братии Московского Покровского миссионерского монастыря, предаваясь научным занятиям.
В 1863 году избран членом-корреспондентом Академии Наук по греческой и славянской палеографии.
30 декабря 1874 г. назначен настоятелем Московского Данилова монастыря. За время пребывания в монастырях архимандрита Амфилохия, труды по палеографии потекли обильным потоком. Труды приносили ему неоднократно ученые премии от Академии Наук (уваровскую, демидовскую, ломоносовскую), сделали его ученое имя известным не только в России, но и за границей и принесли ему звание почетного члена многих ученых учреждений. Живя в Москве, он занимался изучением древне-славянских и греческих богослужебных рукописей, хранившихся в Румянцевской и Синодальной библиотеках. Все его сочинения по палеографии, изданные, конечно, не для широкого круга читателей, имеют неоспоримое значение для науки и многие содержащиеся в них данные, касающиеся древних рукописей и в особенности древнего церковного искусства, особенно по иллюстрировании книг, вошли уже в общенародный обиход.
1 мая 1888 г. хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии, с пребыванием в г. Ростове. Хиротония состоялась в Спасо-Яковлевском монастыре г. Ростова, совершал ее митрополит Московский Иоанникий с сослужащими ему святителями.
Епископ Амфилохий состоял действительным и почетным членом почти всех столичных и провинциальных исторических и археологических обществ. Оставил очень много работ по археологии, филологии и истории древней русской литературы; составил описание рукописей библиотеки Воскресенского монастыря; впервые списал многие древние рукописи. Весьма важны его труды по сравнению греческих и древне-славянских рукописей и по составлению словарей к древним памятникам.
В этом славном археологией городе преосвященный и скончался 20 июля 1893 г.

Труды:
"О трех обетах монашества (девстве, настяжании и послушании)". Издано в 1845 году.
"Краткая жизнь Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке, чтеца Алексея Стефановича с его портретом". Москва, 1863.
"Снимки из кондакария XII-XIII вв.". М. 1879. Изд. литографированное.
"Палеографическое описание греческих рукописей", с таблицами снимков. М. 1879-1880. т. I — рукописи IX-X вв., т. II — XI-XII вв., т. III — XIII-XIV вв., т. IV — XV-XVII вв.
"Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки, с приложением снимков со всех пергаментных рукописей и некоторых писанных на бумаге". М. 1875.
"Летописание и другие древние сказания о св. благоверном вел. кн. Данииле, сыне св. благоверного великого кн. Александра-Невского и о построенном им за Москвой-рекой Даниловом монастырей". М. 1875.
"Кондакарий в греческом подлиннике XII-XIII вв." по рукописи Московской Синодальной библиотеки. М. 1879.
Словарь из Пандекта Антиоха XI века Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки. М. 1880.
"Четвероевангелие Галичское 1147 г., сличенное с древнеславянскими рукописными Евангелиями XI-XVII вв. и печатными: Острожским 1576 г. и Киевским 1788 г. с греческим евангельским текстом 635 г., сличенным с греческими четвероевангелиями X и X-XI вв. графа Орлова-Давыдова и с разночтениями, выбранными Преосвященным Порфирием из Евангелий Публичной Библиотеки в С.-Петербурге и печатными 1757 г. изданиями Рейнекция и 1854 г. издания Тишендорфа". С гравированными изображениями евангелистов. т. I-III, М. 1882-1883.
"Древне-славянский Карпинский апостол XIII в. с греческим текстом 1072 года, сличенный по древним памятникам славянским XII-XVII вв. с разночтениями греческими, заимствованными из "Нового Завета", изданного Рейнекцием в 1747 г. М. 1885.
"Сборник изображения Спасителя, Божией Матери и святых угодников с X по XV в., конечных украшений, заставок, заглавных букв с 835 по XVII в.". М. 1885.
"Апокалипсис XIV века Румянцевского музея, сличенный с древним памятником Алексия, помещенным в его Новом Завете, с греческим текстом V в. из кодекса св. Ефрема Сирина". изд. Тишендорфа 1072 г., где недоставало в кодексе V в." в изобр. М. 1886.
"Апокалипсис XIV в. исправленный преимущественно по Апокалипсису, исправленному и писанному св. Алексием митрополитом", с картинками. М. 1887.
"О древнем переводе Апостола — об исправлении его. Дополнение к описанию рукописей Охридского и Слепченского Апостолов. Снимки с более замечательных рукописей. Новозаветный древне-славяно-греко-русский словарь, сравненный по древним памятникам". М. 1888.
Речь при наречении его во епископа Угличского, викария Ярославского.
Труды с неизвестными датами их издания
Стихи на страсти Господни. В "Ярославских Губерн. Ведомостях".
Стихи на богачей. В "Моск. Церк. Ведомостях". Приблиз. 1888 г.
Седмица крестных страданий Иисуса Христа, Воскресение Его, вознесение и судьбы мира. Тифлис. 1904.
Издал неизданные сочинения Димитрия Митрополита Ростовского.

Литература:
"Церк. Вед." 1888, № 16, с. 79, 1892, № 20, с. 177.
"Приб. к "ЦВ" 1888, № 19, с. 506.
"Прав. Собес." 1897, № 12, с. 17.
"Церк. Вестн." 1891, № 33, с. 523.
"Прав. Обозр." 1888, май-июнь, с. 485.
Булгаков, с. 1418.
БЭЛ т. I, стб. 638, 641.
НЭС т. II, с. 452, доп. т. I, с. 105.
"Сборн. МДА". М. 1915, с. 284, 697.
Денисов, с. 924.
Поселянин Е. "Русская Церковь и русские подвижники XVIII в.". СПБ, 1905, с. 328.
Ягич И.В. "Четыре критико-палеографические статьи". СПБ, 1884.
"Краткое жизнеописание и ученые труды архимандрита Амфилохия, настоятеля Московского Данилова монастыря". М. 1887.
"Хроника моей жизни". Записки Высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского". 1901, т. III, с. 123, 124, 578, 1911, т. IX, с. 379, 415.
Титов А. "Рукописи Преосв. Амфилохия еп. Угличского". М. 1892.
Корсунский И.Н. "Преосвященный Амфилохий, еп. Костромской". М. 1898.
Венгеров. "Критико-биографический словарь", т. I, с. 953.
Титов А. "Памяти Амфилохия, епископа Угличского". "Русск. Арх." 1903, кн. 2-я, № 8, с. 593-599.
Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1893 г., с. 11.
"Списки архиереев Иерархии Всерос." СПБ, 1896, № 510, с. 77.
Труды К.Д.А. 1890, июль, с. 494.

 
Должности и места служения

смотритель
Училище Суздальское духовное

1.08. 1845 г. 19 век   —  
1852 г. 19 век
  
  

настоятель
Монастырь во имя свв. блгвв. кнн. Бориса и Глеба (мужской)

1852 г. 19 век   —  
1858 г. 19 век
  
  

настоятель
Монастырь в честь Воскресения Христова Ново-Иерусалимский (ставропигиальный) (мужской)

28.07. 1858 г. 19 век   —  
1860 г. 19 век
  
  

настоятель
Монастырь во имя прп. Даниила Столпника (ставропигиальный) (мужской)

30.12. 1874 г. 19 век   —  
1888 г. 19 век
  
  

Угличское викариатство

01/13.05. 1888 г. 19 век   —  
29.07/10.08. 1893 г. 19 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–