Биография
Павел II (Пономарев Петр), архиепископ Ярославский и Ростовский.
Родился 4 октября 1749 г. в с. Александровой Слободе, Дмитровского уезда, Московской губернии, в семье диакона.
10 января 1760 г. поступил в Троицкую Лаврскую семинарию.
В 1768 г. отправлен в Москву для изучения языков в университете и для слушания лекций по богословию в Славяно-Греко-Латинской академии.
В 1772 г. по окончании курса в академии и университете поставлен учителем французского и немецкого языков в Троицкой Лаврской семинарии.
В июне 1775 г., по совету митрополита Платона, принял монашество и 28 августа того же года назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
С 1779 г. — преподаватель истории.
С 1782 г. — ректор Славяно-Греко-Латинской академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря.
С 27 ноября 1783 г. — архимандрит Симонова монастыря.
С 13 октября 1785 г. — настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.
С 14 января 1786 г. — настоятель Ново-Спасского монастыря.
С 1792 г. — член Св. Синода.
12 февраля 1794 г. хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского.
С 26 октября 1798 г. — епископ Тверской и Кашинский.
15 мая 1799 г. возведен в сан архиепископа.
С 26 декабря 1799 г. — архиепископ Ярославский и Ростовский.
Скончался 19 марта 1806 г. Погребен в Успенском соборе в г. Ярославле.
Архиепископ Павел, тогда еще Петр Пономарев, для завершения образования поступил в Московскую Славяно-Греко-Латинскую академию и с разрешением митрополита Платона, благоволившего к нему, слушал в Московском университете философию и элоквенцию. Он учился настолько хорошо, что немецкий информатор университета Сергей Иванов дал такой отзыв о нем: "Немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал ежечасно, почему и успехи оказал достойные всякой похвалы. Что же касается до его поступков, то оказал такие, которые благородному и честному человеку всегда приличными и достойными быть казались".
Приняв монашество по настоянию митрополита Платона и сделавшись наместником Лавры, архимандрит Павел стал заниматься преимущественно переводами с французского языка. Его перевод истории о Фивском полководце Эпаминонде, пользовался большой известностью в конце XVIII в.
Пылкий и непреклонный его характер был причиной частых переводов его из монастыря в монастырь. Он управлял всеми ставропигиальными монастырями.
Будучи епископом Нижегородским, по рассказам современников, оставил среди подвластного ему духовенства далеко не добрую память, как епископ злой и немилостивый.
Преосвящ. Макарий Миролюбов говорит: "Усматривая беспорядки Павел с твердой волей и строгостью начал искоренять их".
При нем невежество и пороки не оставались без должного наказания. По различию преступлений одни посылались под надзор и в работу в монастыри, другие долгое время находились под запрещением, а некоторые лишались и совсем священства и по приказу преосвященного отдавались в солдаты.
Такой строгий надзор епископ не ограничивал одними священно-церковно-служителями, но простирал его и на детей духовного звания, требуя, чтобы с 10 лет они поступали в семинарию.
Особенно жесток он бывал при частых своих объездах епархии. Павел с первых же дней своего приезда обратил особое внимание на Нижегородскую семинарию и хотя строго взыскивал с начальства и учеников, но зато улучшил положение последних. Конечно, Павел в своих решениях был отчасти прав. При пылком своем характере, знакомый с иностранной литературой, находившийся в частом общении с французскими эмигрантами, он не мог относиться равнодушно к невежеству и грубым поступкам своих подчиненных.
Решительно выступал преосвящ. Павел против раскольников. Он воскрешал, по возможности, "Питиримовские времена", тем более, что светские власти ввиду выгоды преследовали раскольников, всегда были к услугам Нижегородского преосвященного.
В бытность свою на Нижегородской кафедре преосвящ. Павел сделался известен имп. Павлу, который во время поездки в Казань дважды был в Нижнем. Для встречи императора преосвященный приказал с необыкновенной быстротой если не исправлять, то хотя бы замазать ветхости в кафедральном соборе, построенном в 1632 г. и угрожавшем падением. Всем священникам были сшиты новые ризы, в певчим форменные платья.
Как член Св. Синода, преосвящ. Павел долго жил в Петербурге, Первоприсутствующим тогда в Синоде был митр. Амвросий Подобедов. Сравнивая Амвросия с Павлом, обер-прокурор Яковлев в своих записках замечает, что Амвросий отличался мягкосердечием и откровенностью до болтливости, тогда как Павел — мстителен, корыстолюбив, зол, скрытен, упрям, многосведущ. И в Нижнем, и в Ярославле о нем сохранились предания, как о человеке суровом.
Он был очень дружен с первоприсутствующим в Синоде митр. Амвросием. Но по своей плохой натуре Павел был плохой товарищ. В своих записках обер-прокурор Яковлев рассказал следующий случай. Павел, будучи как-то в размолвке с Амвросием, предложил Яковлеву действовать заодно против Амвросия, высказав при этом и программу действий и главную цель — Амвросия отправить в Новгород, а ему (Павлу) надеть белый клобук и занять место первоприсутствующего. Яковлев решительно отказался от союза с ним. Увидев себя в крайне неловком положении и опасаясь, что обер-прокурор передаст Амвросию их разговор, Павел поспешил к митрополиту и прямо от прокурора поскакал в Невскую Лавру. Притворяясь оскорбленным и вместе с тем, вполне преданным митрополиту, сказал, что обер-прокурор сейчас предлагал ему действовать с ним заодно в деле удаления его (Амвросия), за что обещал выхлопотать ему белый клобук. Амвросий поверил, помирился с Павлом и с того времени между ними был заключен самый тесный союз.
7 октября 1803 г. Павел уволен из Синода и отправлен на свою епархию. Удаление из Синода и неблаговоление государя так подействовали на самолюбивого архипастыря, что он, обладавший до этого цветущим здоровьем, заболел, и развивавшаяся в нем после удара болезнь истощила его силы и свела в могилу.
Почил он на 56 году от рождения.
Труды:
Краткое историч. описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с приложением знатных происшествий, случившихся в оной. СПб, 1782; М., 1790, 1794, 1796, 1801, 1809, 1815, 1818, 1825.
Слово, говоренное 24 ноября 1793 г. в Большой Придворной Церкви в день тезоименитства имп. Екатерины Алекс. СПб 1793.
Отрывки из проповедей (Макарий Ист. Нижегор. иерархии).
Примечания на 5-ю и 6-ю части Словаря Академии наук.
Перевод с французского Истор. о Епаминонде, Фивском полководце Серана де ла Тура. М., 1774.
Литература:
Чередеев Н. Биографии тверских иерархов. Тверь, 1859, с. 147-149.
Снегирев Описание Моск. Новоспасского м-ря. М., 1863, с. 58.
Пассек В. Историч. описание Моск. Симонова м-ря. М., 1843, с. 222.
Макарий, архим. История Нижегородской иерархии (1672-1850). Спб, 1857, с. 180-187.
Смирнов История Троицкой Лаврской семинарии. М., 1867, с. 350-352, 372, 374, 505-506.
Его же История Московской Славяно-Греко-Латинской академии. М., 1855, с. 323, 324, 354, 355.
Евгений, митр. Словарь о писателях духовного чина. СПб, 1827, т. II, с. 144, 145.
Лебедев А. Успенский кафедр. собор в г. Ярославле, 2-е изд. Ярославль, 1869, с. 38.
Булгаков, с. 1406, 1414, 1418.
Денисов, с. 399.
Толстой Ю., № 166.
Строев П., с. 145, 147, 152, 160, 334, 445, 607.
Н. Д., с. 24, 42, 58.
Списки архиереев, № 166.
Обзор рус. дух. лит., с. 389.
Летопись занятий археогр. комиссии. СПб, 1868, в. IV, отд. II, с. 68, 69.
Собрание мнений и отзывов митр. Моск. Филарета, т. доп., с. 17-19.
Истор. сведения о г. Арзамасе, 1911, с. 142.
Нижегор. губ. вед., 1849, № 10, с. 37-39.
Рус. вестн., 1868, № 4, с. 462.
Прав. обозрен., 1868, кн. 9, с. 10-13.
Вестн. Европы, 1873, т. 6, с. 238.
Истор. вестн., 1888, февраль, с. 428, 429, 1896, апрель, с. 175.
Рус. архив, 1869, № 7 и 8, с. 1109, 1870, № 4 и 5, с. 772, 1895, кн. 1-я, № 3, с. 295 и п/с. 1, 1910, кн. 1-я; № 1, с. 98; кн. 2-я, № 7, с. 439-445.
БЭС, т. II, с. 1633, 1730, 2149, 2403.
ЭС, т. XXII-а (кн. 44), с. 547.
РБС, т. XIII, с. 71, 72.
|