Биография
Ириней (Клементьевский Иоанн Андреевич), архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский.
Родился в феврале 1753 г. в с. Клементьевке, Ковровского уезда в семье священника.
Обучался во Владимирской семинарии и Московской духовной академии. По окончании последней оставлен в ней учителем и проповедником.
В 1774 г. пострижен в монашество.
С 12 сентября 1776 г. — игумен Московского Николо-Перервинского монастыря и префект Перервинской семинарии.
В сентябре 1782 г. перемещен в Крестовоздвиженский монастырь, а через год — в Московский Знаменский монастырь.
25 декабря 1784 г. возведен в сан архимандрита Ростовского Борисоглебского монастыря и назначен ректором Ярославской семинарии.
В 1787 г. вызван в Петербург на чреду священнослужения и проповеди.
С 30 июня 1788 г. — член Св. Синода, архимандрит Новгородского Юрьева монастыря.
6 июня 1792 г. хиротонисан во епископа Тверского.
24 октября 1796 г. возведен в сан архиепископа.
17 октября 1798 г. перемещен во Псков.
30 августа 1814 г. уволен на покой.
Скончался 24 апреля 1818 г. в Петербурге. Погребен в Александро-Невской Лавре.
Н. С. Маевский в своих "семейных воспоминаниях" описал внешний облик преосвящ. Иринея по его портрету: величавый красавец-старик, с приветливой улыбкой и кротким выражением умных карих глаз. От него так и веет чувством какого-то задушевного чисто родственного привета. Он был личностью известной в свое время, будучи человеком хорошо образованным, знавшим латинский и греческий языки. В то же время он отличался необыкновенной простотой, не лишен был чувства юмора. Как вспоминает его повар Фаддеич, однажды в присутствии гостей он подал к столу на блюде поросенка. Преосвященный, взглянув на Фаддеича, перекрестил блюдо большим крестом сказал: "сие порося да обратится в карася", и сам первый начал с аппетитом вкушать.
Будучи человеком ученым, преосвящ. Ириней состоял членом Российской Академии, занимался литературной деятельностью, сделал много переводов отцов церкви с греческого языка.
После него остались проповеди, отличающиеся простотой слога и ясным изложением основной мысли.
Труды:
Толкование на послание к римлянам. М., 1787.
Толкование на послание к евреям. М., 1787.
Толкование на псалмы. М., 1791, 1807 и 1814.
Толкование на двенадцать малых пророков. СПб, 1804 и 1809.
Толкование на пророка Даниила. СПб, 1816.
Богословские трактаты: О смерти, суде, о вечном блаженстве и вечных мучениях. СПб, 1795.
О семи изречениях Иисуса Христа со креста. СПб, 1795.
Руководство к благочестивому житию или О внутреннем доме, т. е. устроении своей совести. СПб, 1796 и 1809.
Проповеди, изд. в 1791 и 1794 гг.
Воздыхание голубицы или о пользе слез (перев. из Беллярмина, изд. 1793 г.).
Переводы с греческого:
Избранные беседы Златоуста. М., 1784; его же Беседы на послание коринфлянам. М., 1806.
Беседы на послания к римлянам. М., 1806.
Иустина философа разговор с Трифоном Иудеянином. СПб, 1787.
Слова Григория Богослова. М., 1798.
Слова Селевкийского. М., 1802.
Слова Петра Хризолога. М., 1794.
Литература:
Списки архиереев, № 161.
Толстой Ю., № 161.
Строев П., с. 47, 193, 213, 214, 343, 381, 445.
Денисов, с. 434, 570.
Гатцук Календарь на 1883 год, с. 131.
Чередеев Биографии тверских иерархов.
Булгаков, с. 1410, 1414.
Обзор рус. дух. лит., с. 422.
Портреты имян. мужей Рос. Церкви. М., 1843, с. 53, 54.
Пб. Нкр., т. 2, с. 275.
Сборн. для любит. дух. чтен. М., 1888, с. 336.
Старч. сов. подв. благоч. XVIII-XIX вв. М., 1913, с. 215.
Изв. Казан. еп., 1883, № 7, с. 225.
Русская старина, 1873, апрель, с. 498, 1874, март, с. 526.
Истор. вестн., 1881, октябрь, с. 330-332, 1890, август, с. 404.
Русская старина, 1904, сентябрь, с. 692.
Церковн. вестн., 1895, № 35, с. 1118.
Рус. архив, 1869, № 7 и 8 (статья Н. И. Григоровича), 1870, № 4 и 5, с. 772, 1899, кн. 3-я, № 11, с. 409, 1904, кн. 1-я, № 2, с. 210, 226 п/с.
Ж. М. П., 1945, № 3, с. 72.
БЭС, т. I, с. 954; т. II, с. 1936, 2149.
БЭЛ, т. V, с. 1024.
РБС, т. VIII, с. 133, 134.
ЭС, т. XIII (кн. 25), с. 318-319.
Н. Д., с. 42, 51.
|