Архиереи



Пимен (Хмелевский)

  
Ф.И.О.:  Хмелевский Дмитрий Евгеньевич
  
Сан:  архиепископ
Место:  рождения: г. Смоленск
Дата рождения:  26.09. 1923 г. 20 век
Дата пострига:  17.02. 1944 г. 20 век
Дата хиротонии:  10.01. 1965 г. 20 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

Образование

Семинария Минская духовная

20 век   —  
1949 г. 20 век  

  

Академия Московская духовная

20 век   —  
1953 г. 20 век  

  

 
Биография

Архиепископ Пимен (в миру Дмитрий Евгеньевич Хмелевский) родился 26 сентября 1923 года в городе Смоленске.
Его отец Евгений Михайлович Хмелевский окончил юридический факультет Московского университета, работал юрисконсультом в Москве, в 1918 году был направлен в Смоленск в качестве юрисконсульта Смоленского госбанка. Здесь он познакомился со своей будущей женой Марией Евгеньевной Львовой из старинного дворянского рода, состоявшей в родстве с Меландерами, а через них с родом Ганнибалов. Дмитрий был единственным ребенком в семье, крестил его иеромонах Симфориан, который при крещении сказал, что мальчик будет монахом, и не просто монахом, а архиереем. Родители были людьми глубоко верующими и интеллигентными в самом высшем значении этого слова. Они привили сыну любовь к Церкви, к красоте богослужения. Впоследствии Владыка вспоминал: "В Церковь меня привело восхищение перед красотой, которую я, будучи еще ребенком, видел, посещая храмы с матерью. Потом пришли годы, когда Церковь стали преследовать, церковнослужителей и сами храмы уничтожать, а иконы, собранные в громадные кучи, сжигать. При виде всего этого крепло во мне чувство — защитить эту красоту, отдать вере жизнь и связать с ней свою судьбу навсегда и бесповоротно".
В Смоленске юноша окончил среднюю школу. Началась война. Годы оккупации он частично провел в Смоленске, частично в Белоруссии, в Жировицком монастыре. От болезни и голода умерли его родители, сам он тяжело болел и трижды чудом спасался от рук фашистов. В это время он знакомится с протоиереем Иоанном Голубом и его супругой Стефанидой Ивановной Голуб, которые после смерти родителей становятся его духовными наставниками. Постоянная связь с ними, неизменная духовная забота с их стороны давала ему поддержку, помогала в жизни.
В 1943 году Дмитрий поступает в Жировицкий монастырь, где исполняет должности секретаря канцелярии, а затем кладовщика. Вскоре отец Боголеп рукополагает его в монахи с именем Пимен и назначает ризничим. Работая келарем, он вставал в пять часов утра, просеивал муку, будил звонаря, а иногда и сам звонил в колокол. Все эти самые простые работы он делал с любовью и христианским смирением.
В 1945 году иподиакон Пимен поступил в Минскую духовную семинарию, которую с отличием окончил в 1949 году.
В том же году он был рукоположен в иеромонаха и направлен в Московскую духовную академию. В 1951-1953 годах иеромонах Пимен — студент академии, исполняет обязанности благочинного академического и семинарского духовенства. В 1953 году он окончил академию со степенью кандидата богословия (Кандидатское сочинение он писал на тему "Святоотеческое учение о духе, душе и теле человека в связи с его нравственным совершенствованием) и был оставлен в ней профессорским стипендиатом. Затем его назначили преподавателем катехизиса в академии и одновременно исполняющим обязанности священника домовой церкви в резиденции Святейшего Патриарха Алексия 1 в Москве.
В 1955 году Пимен был возведен в сан игумена и назначен заместителем начальника, а потом начальником Русской духовной Миссии в Иерусалиме. Там он был рукоположен в сан архимандрита Патриархом Иерусалимским и всея Палестины Венедиктом.
Находясь на Святой Земле, в месте, откуда начала свое победное шествие наша вера, архимандрит Пимен впитывал в себя всю целительную чистоту и силу святыни, ощущал дух самого Христа, ходившего по сей земле. Духовное богатство, приобретенное им в Святой Земле, он пронес через всю свою жизнь и впоследствии щедро делился им со своей паствой. Но, кроме духовной стороны, в его служение входили и мирские заботы. Иногда возникали трудности во взаимоотношениях с израильскими властями, когда, например, они, не считаясь с правами Миссии, проводили шоссейные дороги по земле, принадлежавшей Русской Церкви, и т. п. Архимандрит Пимен был официальным представителем советской стороны на переговорах с израильской властью и с трудом, но улаживал большинство таких конфликтов.
В 1957 году решением Святейшего Патриарха Алексия 1 и Святейшего Синода архимандрит Пимен был вызван в Москву и назначен помощником, а затем наместником Троице-Сергиевой Лавры. В том же году он посетил Югославию в составе делегации, возглавляемой Святейшим Патриархом Алексием 1. Русские иерархи совершали богослужения в югославских православных храмах, посетили Иосифа Броз Тито в его резиденции в Белграде.
В феврале 1958 года Совет Московской духовной академии присвоил архимандриту Пимену звание доцента за его работу (стипендиатский отчет): "Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия Брянчанинова". В 1957/58 учебном году он преподавал в Московской духовной академии пастырское богословие, а в 1960-1966 годах — логику.
Пребывание его в должности наместника Лавры пришлось на трудное для Церкви "хрущевское время", когда опять закрывались церкви, семинарии, запрещалось под разными предлогами, а чаще и без всяких причин совершать обряды, верующих забирали в милицию или их увозили на милицейских машинах прямо из Лавры. Архимандрит Пимен старался максимально помочь Церкви в этой трудный для нее час. Он добивался от местных властей, чтобы милиция не трогала прихожан, старался уладить все конфликты непосредственно в милиции. Помогал Патриарху находить контакт с высшим начальством и Советом по делам религий.Но и в то сложное время не уменьшалась тяга людей к Богу, не ослабевало у многих из них желание послужить Церкви в трудный для нее час. За время пребывания архимандрита Пимена наместником Лавры с благословения Патриарха Алексия I он постриг в монахи многих воинов Христовых, ставших в дальнейшем видными деятелями Церкви, в том числе нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, митрополита Минского Филарета, митрополита Краснодарского Владимира, митрополита Нижегородского Николая, архиепископа Омского Феодосия и многих других.
Много внимания уделял архимандрит Пимен производившимся в Лавре ремонтно-реставрационным работам. Как человек, основательно разбирающийся в искусстве, он понимал и значение Лавры как важнейшей части национального художественного достояния России.
В эти годы он знакомится со многими деятелями культуры и дружбу с ними проносит через всю свою жизнь. Круг этих людей так велик, что трудно всех перечислить; вот только некоторые из них: художники Р. Кент, А. Н. Бенуа, композитор Б. Бриттен, виолончелист М. Растропович, певица Г. Вишневская, писатель К. Чуковский и многие другие.
Годы, проведенные в Лавре, были для архимандрита Пимена незабываемыми, душой и сердцем он привязался к этому святому месту, чтил Преподобного Сергия и Животворящую Троицу и потому, когда узнал о скором назначении его архиереем, не без грусти принял эту весть.
10 января 1965 года в трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Пимен был рукоположен в сан епископа Саратовского и Волгоградского. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий 1, митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен и епископ Волоколамский и Юрьевский Питирим.
По приезде в Саратов Владыка узнает, что кафедральный собор его епархии также посвящен Святой Троице, Троица как бы повсюду сопровождает его: в Русской духовной Миссии в Иерусалиме, в Сергиевой обители, теперь в Саратове. Владыка принял это как знак Господнего попечения о нем и его служении, он очень чтил этот храм и в течение двух лет (1965-1966 годы) провел в нем большие реставрационные работы. Каждую среду он читал акафист Иисусу Сладчайшему перед чудотворным образом Спаса Нерукотворного.Работы в епархии было очень много. Владыка занял весьма активную христианскую позицию, он начал с того, что стал добиваться возвращения Церкви пяти приходов в Волгоградской области, закрытых в хрущевское время. Дело это потребовало двухлетних усилий. Сначала он пытался решить вопрос в местных органах, но ничего не смог сделать; тогда он обратился с соответствующей просьбой к председателю Совета по делам религий В.А. Куроедову, и тот обещал решить положительно этот вопрос. Сам Владыка так описывал открытие прихода в Нижней Добринке: "Верующие пришли к секретарю райисполкома просить об открытии храма, тот показал им свою палку-трость и сказал: "Видите: как на этой палке никогда не будут зеленеть листья, так никогда вам не видать этого храма". И вдруг — распоряжение из Москвы: "церковь открыть". Это событие как раз совпало с двухлетием архиерейской хиротонии Владыки. Епископ Пимен старался с самого начала своего архиерейства лучше узнать свою епархию. Об объезжает все приходы, проповедует, благословляет народ, узнает нужды паствы и клира. Рачительных священников, хороших хозяев своих приходов, он выделяет наградами, и, если храм бедный, но содержится в чистоте и порядке, Владыка всегда находит теплое слово для пастыря и прихожан. Богослужение епископ Пимен совершал вдохновенно, для него оно было целью жизни; в своих воспоминаниях он пишет: "Каждую минуту пасхального богослужения я ощущаю большую духовную радость и утешение". Проповеди его были не только на богословские темы, но часто и на исторические, он рассказывал о святых местах, в которых побывал сам и хотел, чтобы его паства больше о них знала.Важной составной частью своего епископского служения Владыка считал дело христианской проповеди среди русской интеллигенции. Он был настоящим миссионером в этой небольшой, но обладающей большим влиянием на умы и сердца сограждан группе людей. Непосредственно общаясь с писателями, художниками, актерами, Владыка Пимен открывал для них вечное евангельское слово. Так, он был очень дружен с М. Растроповичем и Г. Вишневской, а 2 мая 1970 года по их просьбе обвенчал их у себя в домовой церкви. Позже он крестил актрису И. Муравьеву. Сохранилась его переписка с Б. Бриттеном, большая дружба связывала Владыку с выдающимся деятелем русской культуры, главным художником театра "Ла Скала" А.Н. Бенуа. Он знал многих солистов Большого театра, Кировского театра: А. Огнивцева, Б. Штоколова и других. Его портреты были написаны И. Глазуновым, А. Шиловым. В те трудные для Церкви и интеллигенции годы, когда многие боялись посещать храмы, он как бы наводил мосты, прокладывал дорогу нашей интеллигенции к храму.
Такая насыщенная жизнь была возможна только благодаря тому, что епископ Пимен был очень пунктуален в обращении со временем. День его был расписан по минутам, и расписание это выполнялось неукоснительно. Уже с утра было известно, где он будет служить обедню, какие у него дела на день, скольких человек и кого именно он примет, куда поедет служить всенощную. Конечно, активность Владыки, его постоянная забота о церковном благе не нравились ни в Совете по делам религий, ни в местных органах. И в 1975 году, когда он вновь ставит вопрос о возвращении храма в селе Балакове, закрытого в 60-е годы и превращенного в Дом культуры, Владыка наталкивается на резкий отпор: "Если вы не успокоитесь, — отвечали ему на все ходатайства, — Совет по делам религий примет меры: вы и так чрезмерно расширили молитвенный дом в городе Энгельсе". Эта неудача не остановила Владыку, он сосредоточил свои усилия на том, чтобы был разрешен церковный звон в Саратове, и добился его восстановления.
В 1977 году он был возведен в сан архиепископа, в котором усердно трудится и все дальнейшие годы. Особенно большую работу архиепископ Пимен проводил в последнее время, когда стало возможно и осуществимо то, чего он всегда добивался ценой огромных усилий. Он постоянно заботится об открытии новых храмов, создании новых приходов, церковных общин, часто делает доклады, выступает в школах, консерватории, университете, воинских частях и в тюрьме. После докладов по нескольку часов отвечает на вопросы слушателей. Вся его энергия направлена на расширение круга прихожан в церквах Саратовской епархии. Каждый месяц он проводит епархиальные собрания, объясняет, какие возможности и права предоставили Церкви, как вести ремонт во вновь открывшихся храмах. Храмов открывается все больше и больше, и в каждом даже в самом отдаленном селе он старается побывать и провести архиерейское служение. В 1989 году с благословения и при участии архиепископа Пимена была открыта первая в России духовно-певческая школа "Конкордия" под руководством Н.Н. Рубцова при Казанском кафедральном соборе города Волгограда.
Общественные интересы глубоко волновали Владыку Пимена. Так, он был членом Общественного комитета спасения Волги со дня его основания. Он обращался лично к бывшему Председателю Верховного Совета СССР А. И. Лукьянову и написал ему письмо, где изложил ряд конкретных мероприятий для улучшения экологии бассейна Волги. Большое место в жизни архиерея занимала музыка. Он любил и хорошо знал симфоническую и оперную классику. У него была огромная фонотека, состоящая из 3600 пластинок, многие из которых были подписаны авторами сочинений или их исполнителями. В 1990 году архиепископ Пимен был даже приглашен на конкурс им. Чайковского почетным членом жюри.
В 1990 году архиепископ Пимен по приглашению местных властей посетил город Ковентри (Англия), где проходили траурные мероприятия, связанные с пятидесятилетием разрушения города немецкими бомбардировщиками. Он участвовал в богослужениях и освящал часовни и иконы. Здесь состоялось знакомство архиепископа с королевой Великобритании Елизаветой II. В беседе Владыка кратко рассказал о своей родословной и добавил, что состоит в родстве с королевой. Владыка всегда чтил своих предков, изучал генеалогию, занимался изысканиями для составления своего родословного древа, он даже сделал научное открытие, установив родственные связи между Пушкиным и Гоголем.
В результате деятельности архиепископа Пимена епархия Саратовская и Волгоградская чрезвычайно расширилась, за два года было открыто 70 храмов. В связи с этим Святейшим Синодом был решено разделить епархию на две, и с 1990 года Владыка Пимен стал архиепископом Саратовским и Вольским. В этом же году он начинает хлопотать о восстановлении в Саратове Свято-Алексеевского скита женского монастыря, а также о передаче бывшего архиерейского дома епархиальному управлению для возобновления работы в нем Саратовской семинарии, печальная судьба которой (она дважды закрывалась) очень волновала архиерея. Два года огромных усилий потребовалось на что, чтобы стало возможным открытие семинарии. На этом праздничном акте Владыка подарил семинарии более двухсот книг из своей личной библиотеки.
В 1991 году после семидесятилетнего молчания при непосредственном участии Владыки был возобновлен журнал "Саратовские епархиальные ведомости". Для многих номеров журнала архиепископ Пимен давал свои статьи, отражающие широкий круг его интересов. В 1992 году по благословению Владыки была отстроена и освящена архиерейским служением часовня Блаженной Ксении в Саратовской исправительно-трудовой колонии № 33. В этом же году был наконец возвращен Свято-Алексеевский скит.В последний год своей жизни архиепископ Пимен много болел, чувствовал себя плохо, но, несмотря на это, все помыслы его и заботы были о епархии. Он посещал экзамены в семинарии, интересовался уровнем знаний ее воспитанников. Понимая, что храмы, возвращенные Церкви, находятся в запущенном состоянии, он старался добиться от местных властей субсидий на их ремонт, а также выделения средств на семинарию и журнал. У мэра города решался вопрос о создании особого фонда для финансирования вновь открывающихся храмов. Кроме этого, Владыка заботился о духовном образовании и воспитании подрастающего поколения: он занимался открытием православной гимназии — был уже создан оргкомитет и разработан устав. Незадолго до смерти, в ноябре 1993 года, архиепископ Пимен передал в мэрию список из 44 принадлежавших Церкви объектов города Саратова, которые должны быть возвращены в ведение епархии.
За годы своего служения в сане архимандрита, а затем епископа и архиепископа Владыка Пимен неоднократно награждался различными церковными наградами: орденом святого равноапостольного князя Владимира I степени, орденами Преподобного Сергия (I и II степени), орденами св. Даниила Московского (I и II степени). Кроме этого, он имел награды и от других Православных Поместных Церквей: Патриаршие кресты от Болгарского и Румынского Патриархов, орден Александрийской Церкви святого апостола Павла (II и III степени), ливанский орден Христа Спасителя (II и III степени), орден Архиепископа Синайской Горы (I, II и III степени) и орден Гроба Господня от Иерусалимской Церкви.
10 декабря 1993 года архиепископ Пимен скончался. Чин отпевания архипастыря был совершен 12 декабря 1993 года после Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе города Саратова. Службу возглавил архиепископ Волгоградский и Калининский Герман. Погребение новопреставленного архиепископа Пимена было совершено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в ограде Свято-Троицкого кафедрального собора, в алтарной нише.
Почти тридцать лет назад во время своей архиерейской хиротонии архимандрит Пимен в своем слове сказал: "Я твердой рукой приму жезл епископа и здесь, перед всей Церковью, даю слово отдать всю свою жизнь на честное и самоотверженное служение Церкви Божией, на благо нашей Родины, право правя слово Истины (2 Тим. 2, 15) и благовествуя Евангелие Царствия Божия (Мк. 16,15)". Всей своей жизнью архиепископ Пимен оправдал эти слова.

Т р у д ы:
На торжествах интронизации Патриарха Иерусалимской Церкви.
ЖМП. 1957, № 4.
По святым местам Палестины.
ЖМП. 1957, № 3.
Благотворное влияние Лавры преп. Сергия на формирование пастырского самосознания у питомцев духовных школ.
ЖМП. 1958, № 4.
Англиканские монахи — гости Русской Православной Церкви.
ЖМП. 1958, № 7.
Иноческий постриг.
ЖМП. 1959, № 5.
Кафедральный собор в Смоленске и икона Божией Матери Одигитрия.
ЖМП. 1967, № 9, с. 23-27.
Выступление на первом заседании 2-й рабочей группы Конференции представителей всех религий в СССР, 2 июля 1969 г.
ЖМП. 1969, № 10, с. 36-37.
Речь при наречении во епископа Саратовского и Волгоградского.
ЖМП. 1965, № 2.
Воскресение из мертвых. (Слово на Пасхальной неделе).
ЖМП. 1978, № 4, с. 34-37.
Неуслышанные молитвы.
ЖМП. 1978, № 6, с. 37.
Ходатаица о мире. ЖМП. 1978, № 8, с. 56.
Слово злое и слово доброе.
ЖМП. 1980, № 10, с. 27.
О трезвости. ЖМП. 1981, № 3, с. 37-38.
Из истории Смоленской епархии.
ЖМП. 1984, № 10, с. 6.

Литература:

ЖМП. 1960, № 2, с. 53; № 7, с. 6, 7-9; № 8, с. 7-9; № 9, с. 6; № 11, с. 4.
-"-, 1961, № 3, с. 12, 63; № 6, с. 37; № 7, с. 6.
-"-, 1963, № 1, с. 5, 6; № 2, с. 14; № 7, с. 10.
-"-, 1965, № 2, с. 15-17.
-"-, 1966, № 1, с. 35; № 4, с. 20; № 11, с. 20, 28.
-"-, 1967, № 1, с. 42; № 5, с. 35; № 9, с. 7; № 10, с. 11; № 12, с. 21.
-"-, 1968, № 1, с. 27; № 2, с. 15; № 3, с. 4; № 9, с. 5, 12; № 11, с. 11.
-"-, 1969, № 4, с. 7; № 6, с. 18; № 8, с. 1; № 9, с. 5, 30; № 10, с. 23.
-"-, 1970, № 2, с. 43; № 9, с. 26; № 11, с. 4, 5.
-"-, 1971, № 2, с. 12; № 6, с. 2, 45; № 8, с. 46; № 9, с. 35; № 11, с. 13, 15.
-"-, 1972, № 9, с. 24; № 12, с. 7, 17, 24.
-"-, 1973, № 8, с. 18-19; № 9, с. 11; № 10, с. 30, 31; № 11, с. 9, 16, 32.
-"-, 1974, № 9, с. 9.
-"-, 1975, № 1, с. 19; № 4, с. 19; № 12, с. 9.
-"-, 1976, № 1, с. 16; № 7, с. 29; № 9, с. 5; № 12, с. 10.
-"-, 1977, № 10, с. 9; № 11, с. 2.
-"-, 1978, № 1, с. 29; № 4, с. 24; № 10, с. 7; № 12, с. 10.
-"-, 1979, № 9, с. 8; № 10, с. 24; № 12, с. 6.
-"-, 1980, № 1, с. 28; № 3, с. 28; № 3, с. 23; № 9, с. 12, 34, 38; № 12, с. 28.
-"-, 1981, № 2, с. 32.
-"-, 1982, № 1, с. 20, 40; № 8, с. 11; № 12, с. 53, 64.
-"-, 1983, № 1, с. 27; (?)11; № 5, с. 27; № 9, с. 5; № 11, с. 20; № 12, с. 9.
-"-, 1984, № 1, с. 16; № 2, с. 5; № 3, с. 30; № 8, с. 29; № 9, с. 6; № 12, с. 37.
-"-, 1985, № 2, с. 7, 29; № 6, с. 22; № 10, с. 13, 56; № 12, с. 10.
-"-, 1988, № 12, с. 4.

 
Должности и места служения

преподаватель
Семинария Московская духовная

1953 г. 20 век   —  
1955 г. 20 век
  
  

член миссии
Русская духовная миссия в Иерусалиме

1955 г. 20 век   —  
1956 г. 20 век
  
  

начальник
Русская духовная миссия в Иерусалиме

1956 г. 20 век   —  
1957 г. 20 век
  
  

наместник
Лавра во имя Святой Живоначальной Троицы Сергиева

1957 г. 20 век   —  
1965 г. 20 век
  
  

преподаватель
Академия Московская духовная

1957 г. 20 век   —  
1965 г. 20 век
  
  

Астраханская епархия

14/27.02. 1968 г. 20 век   —  
17/30.07. 1968 г. 20 век
   в/у
  

 
Сан

патриарх

17.02. 1944 г. 20 век   —  
27.02. 1944 г. 20 век
  
  

иеродиакон

27.02. 1944 г. 20 век   —  
20.05. 1949 г. 20 век
  
  

иеромонах

20.05. 1949 г. 20 век   —  
1955 г. 20 век
  
  

иеромонах

1955 г. 20 век   —  
1956 г. 20 век
  
  

архимандрит

1956 г. 20 век   —  
10.01. 1965 г. 20 век
  
  

епископ

10.01. 1965 г. 20 век   —  
02.09. 1977 г. 20 век
  
  

архиепископ

02.09. 1977 г. 20 век     
  

 
Библиография

   1   Владышевская Л.. Памяти архиепископа Саратовского и Вольского Пимена: [Некролог].. Журнал Московской Патриархии.. . 1994 . № 4. с. 139-144..
  
   2   Пимен (Хмелевский).. Дела Божии: [Проповедь].. Журнал Московской Патриархии.. Москва. 1993 . № 4. с. 51..
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–