Архиереи



Вениамин (Казанский)

  
Ф.И.О.:  Казанский Василий Павлович
  
Сан:  митрополит
Дата смерти:  13.08. 1922 г. 20 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Вениамин (Казанский Василий Павлович), митрополит Петроградский и Гдовский.
Родился в 1873 (по др. данным: 03.07.1874) году в в с. Нименское Каргопольского уезда Олонецкой губернии в семье священника.
В 1897 году окончил С.-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.
В 1895 году пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, а в 1896 г. — во иеромонаха.
Много лет был преподавателем духовных училищ и семинарий.
В 1897 году назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую духовную семинарию.
В 1898 году — инспектор Холмской духовной семинарии.
С 1899 г. — инспектор С.-Петербургской духовной семинарии.
С 1902 по 1905 гг. был ректором Самарской духовной семинарии в сане архимандрита.
В 1905 году перемещен ректором С.-Петербургской духовной семинарии.
34 января 1910 года хиротонисан во епископа Гдовского, вик. С.-Петербургской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры.
Чин хиротонии совершали: митрополит СПБ Антоний, митр. Московский Владимир, митр. Киевский Флавиан и другие святители.
В 1910 году, во время отпуска митрополита Антония заведовал делами духовной семинарии и училища.
6 марта 1917 года возведен в сан архиепископа Петроградского и Ладожского.
25.05.1917-12/13.08.1922 архиепископ (митрополит с 14.08.1917) Петроградский и Гдовский.
13 августа 1918 года на Всероссийском Поместном Соборе возведен в сан митрополита Петроградского и Гдовского.
Расстрелян 12/13.08/30/31.07.1922 около Петрограда.
В обновленческом журнале "Сибирская Церковь" № 2 за 1922 год, с. 15, пытались очернить митрополита Вениамина даже после его кончины, а в 1928 году в обновленческом журнале "Вестн. Св. Синода Правосл. Церкви" № 5, с. 5 через шесть после смерти упоминают митрополита Вениамина, как сочувствовавшего обновленческому течению. Все эти данные, конечно, не были подтверждены и личность митрополита Вениамина (Казанского) осталась незапятнанной.
Доказательством этого служит его послание к пастве от 15/28 мая 1922 года. В этом послании, по поводу слухов об отречении патриарха Тихона, он говорит, что никого сообщения от Патриарха о его отречении и образовании ВЦУ не получал, а поэтому во всех храмах по-прежнему должно возносится имя Патриарха. Потом митр. Вениамин сообщает, что петроградские священники Александр Введенский, Владимир Красницкий и Евгений Белков без его воли отправились в Москву и приняли там высшее управление Церковью, этим поставили себя в положение отпавших от общения со Св. Церковью. Далее митрополит Вениамин предупреждает перечисленных выше священников, чтобы они покаялись, а паству, чтобы не присоединялись к ним и через тот не лишили бы себя общения со Св. Церковью и ее благодатных даров, — "чтобы никто из вас не погиб".

Из воспоминаний о нем его почитателей.
Ни блеском церковного красноречия, ни остротой богословского ума не отличал-ся приснопамятный Вениамин, митрополит Ленинградский, но это не помешало ему оставить по себе память одного из любимых и популярных архипастырей. Одна его чисторусская внешность располагала к себе. Простое открытое лицо, круглое с румянцем на щеках и длинной русой бородой.
Был он прост, доступен и приветлив. Говорят, что в ранние годы мечтал об исповедничестве. Временами в обществе он был молчалив и с ним трудно было поддержи-вать беседу.
При воспоминании о нем ней неизменно рядом встает фигура обновленческого митрополита Александра Введенского, сыгравшего роковую роль в его жизни. Митрополит Вениамин, не распознав обновленческих замыслов Введенского, в начале его священнослужения искренне его полюбил, всюду выдвигал, возил с собой и во время своего служения поручал ему проповедь. Вскоре для нецерковного слуха и неправославного взора эффектная фигура обновленческого протоиерея заслонила собою облик смиренного истинно-христианского архипастыря, а красивая, несколько истерическая проповедь его, заглушила задушевное, кроткое, простое, строгоправославное слово скромного митрополита.
Но всеосвещающее время скоро выявило смертельный яд обновленческого миросозерцания Введенского и открыло непереходимую пропасть, образовавшуюся между этими двумя противоположными церковными деятелями, подобно пропасти лежащей между Лазарем и богатым.
Церковная история навечно сохранит оба эти облика, как сохранило Евангельское повествование яркие образы из последних дней земной жизни Спасителя — образы Иосифа Аримофейского, Никодима, первосвященников, фарисеев, садукеев, Пилата, Ирода, Иуды.
Рассказывали, будто бы, когда митрополиту Вениамину пришлось в неожиданном присутствии Введенского покидать свои покои, он, обратившись к присутствовавшим, сказал: "мне представляется, что сегодня не первая неделя Великого поста, а один из первых дней Страстной седмицы".

Литература:
"Церк. Вед." 1910, № 24, с. 263.
-"- 1911, № 50, с. 416.
-"- 1914, № 12, с. 96.
-"- 1917, № 35, с. 295.
"Приб. к "ЦВ" 1910, № 5, с. 208.
-"- 1914, № 25, с. 1122.
-"- 1918, № 5, с. 200.
"ЖМП" 1959, № 11, с. 39.
Булгаков, с. 1412.
"Сибирская Церковь" (обновленч.) 1922, № 2, с. 15.
"Вестн. Свящ. Син. Прав. Церкви" (обнов.), 1928, № 5, с. 5.
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 28-29.
M. Pol'skij Novye muceniki I, 25-57; 58-65; 179.
Joh Chrysostomus, Kirchegeschichte I, 161 u.a., II, 94, 186, 187, 198, 239, 240; III, 20, 82, 91, 115, 157, 158, 247.
Regel'son 286, 294, 299, 310.
A. Levetin-V Savrov, Ocerki po istorii I, 67ff., 100ff., 112, 114, 274-292.
Struve 27, 39f., 85, 129, 161, 167, 170, 503, 509.
N. Rklickij, Zizneopisanie VI, 70.

См. также Вениамин Петроградский, священномученик

 
Должности и места служения

преподаватель
Семинария Рижская духовная

1897 г. 19 век   —  
1898 г. 19 век
  
  

инспектор
Семинария Холмская духовная

1898 г. 19 век   —  
1899 г. 19 век
  
  

инспектор
Семинария Санкт-Петербургская духовная

1899 г. 19 век   —  
1902 г. 20 век
  
  

ректор
Семинария Самарская духовная

1902 г. 20 век   —  
1905 г. 20 век
  
  

ректор
Семинария Санкт-Петербургская духовная

1905 г. 20 век   —  
1910 г. 20 век
  
  

Санкт-Петербургская епархия

12/25.06. 1914 г. 20 век   —  
25.07/07.08. 1914 г. 20 век
   в/у
  

Санкт-Петербургская епархия

06/19.03. 1917 г. 20 век   —  
25.05/07.06. 1917 г. 20 век
   в/у
   паки
  

член Собора
Собор Поместный 1917-1918 гг.

1917 г. 20 век   —  
1918 г. 20 век
  
  

Санкт-Петербургская епархия

25.05/07.06. 1917 г. 20 век   —  
30.07/12.08. 1922 г. 20 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–