link19575 link19576 link19577 link19578 link19579 link19580 link19581 link19582 link19583 link19584 link19585 link19586 link19587 link19588 link19589 link19590 link19591 link19592 link19593 link19594 link19595 link19596 link19597 link19598 link19599 link19600 link19601 link19602 link19603 link19604 link19605 link19606 link19607 link19608 link19609 link19610 link19611 link19612 link19613 link19614 link19615 link19616 link19617 link19618 link19619 link19620 link19621 link19622 link19623 link19624 link19625 link19626 link19627 link19628 link19629 link19630 link19631 link19632 link19633 link19634 link19635 link19636 link19637 link19638 link19639 link19640 link19641 link19642 link19643 link19644 link19645 link19646 link19647 link19648 link19649 link19650 link19651 link19652 link19653 link19654 link19655 link19656 link19657 link19658 link19659 link19660 link19661 link19662 link19663 link19664 link19665 link19666 link19667 link19668 link19669 link19670 link19671 link19672 link19673 link19674 link19675 link19676 link19677 link19678 link19679 link19680 link19681 link19682 link19683 link19684 link19685 link19686 link19687 link19688 link19689 link19690 link19691 link19692 link19693 link19694 link19695 link19696 link19697 link19698 link19699 link19700 link19701 link19702 link19703 link19704 link19705 link19706 link19707 link19708 link19709 link19710 link19711 link19712 link19713 link19714 link19715 link19716 link19717 link19718 link19719
Монастыри
Поиск


Монастырь во имя свт. Николая Чудотворца Верхотурский (мужской)

  
Адрес : Россия, 624390, Свердловская обл., г. Верхотурье, ул. Воинская, 1а.
Телефон(ы): (219) 218-26, 218-20; факс: 224-44
  
Организация: [действующ.]
  
Дата учреждения:    1604 г. 17 век
  
  

Схема подчинения

Екатеринбургская епархия (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Верхотурский Николаевский мужской монастырь основан в царствование Бориса Годунова в 1604 году, т.е. вскоре после основания на реке Туре форпоста Верхотурье в 1598 году. Основателем монастыря был "черный поп" (иеромонах) Иона Пошехонец. Он прибыл сюда (очевидно, из Пошехонья Ярославской губ.) в числе других "выкликанцев", то есть выходцев из ближайших губерний для заселения новооснованных сибирских городов.
Вначале устроение мужского монастыря было произведено в виде "мирской дачи"; затем, с соизволения царя Бориса Федоровича, была устроена первая церковь — деревянный храм во имя св. Николая Чудотворца с приделом св. мучеников Бориса и Глеба. По имени храма и обитель стала называться Николаевской. В следующем, 1605 году, по челобитной строителя Ионы царь лично обеспечил новый храм церковной утварью, ризницей, богослужебными книгами и всем необходимым для богослужения, а также указал Верхотурскому голове наделить Иону — с дьячком и братствующими, которых в то время было шесть человек — пашнею, сенным покосом и прочими угодьями для прокормления. Спустя еще три года был разрешен отпуск леса на построение монастырских зданий. Где и как закончил свою земную жизнь сам игумен Иона, осталось нам неизвестным.
9 мая 1615 года, в царствование Михаила Федоровича Романова, когда монастырь был уже устроен окончательно, он был передан в управление игумену Герасиму, который и исполнял возложенные на него обязанности до 1621 года.
Можно упомянуть, что с ноября 1617 года до конца 1620-го в Верхотурье проживала бывшая царственная невеста Мария Хлопова с дядей Иваном Желябужским, матерью и его женой; сохранились свидетельства, что несостоявшаяся царица часто посещала монастырский храм, была богомольна и милостива.
В 1621 году была учреждена в Тобольске архиепископская кафедра, благодаря чему монастырь встал под непосредственное ведение архипастырей, стремившихся к улучшению монастырских порядков.
Так, первый сибирский архипастырь, поставленный для новооткрывшейся кафедры архиепископ Киприан (Старорушенин) по пути в Тобольск, прибыв в Верхотурье — первый город своей епархии, в четыре дня своего пребывания учредил там новый и лучший порядок. В Николаевский монастырь он поставил и нового игумена Германа, из постриженников Волоколамского Иосифова монастыря, рукоположил его в священника, поставил старцем Феодосия, монастырь отписал и приказал заведовать и строить вместе с братией. Однако ясно, что игумен Герман управлял монастырем очень короткое время, потому что уже в 1622 году по челобитной нового игумена Авраамия, старца Макария и братии разрешено царским указом принимать вклады в монастырь от пашенных крестьян, служилых людей и ямских охотников.
В 1627 году управлял монастырем игумен Вениамин, с 1642 года — игумен Игнатий. О них также не осталось никаких биографических сведений. При Вениамине монастырской братии было 12 человек.
В первое столетие обители инокам ее жилось нелегко. Большое количество пашни обрабатывали собой из-за отсутствия лошадей, а также при помощи жертвователей (вклады делали в виде разрабатываемой земли). Нередко при этом обитель терпела обиды и притеснения от местных властей и только благодаря царскому покровительству поддерживала свое благосостояние.
Ввиду крайней скудости в Верхотурском монастыре до 1704 года он был известен мало. С этого же времени монастырь начинает пользоваться большей известностью и доходами и украшаться каменным строением. Причиной оживления монастыря послужило перенесение 12 сентября 1704 гола честных мощей св. праведного Сименона Чудотворца из села Меркушино за полсотни верст от Верхотурья в сей монастырь, где ныне они открыто почивают. Со времени водворения чудотворных мощей в Николаевском монастыре слава о дивной помощи в недугах и иных бедствиях праведного Симеона разнеслась далеко за пределы Верхотурского края. Множество богомольцев стало стекаться в Верхотурский монастырь, и всякий из них по силе усердия и возможности делал пожертвование на обитель праведного Симеона, что и послужило ее оживлению и дало средства обустроиться.
По благословению св. Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского и всея Сибири в 1712 году заложен каменный храм в честь Николая Чудотворца на месте старого, с приделом с северной стороны во имя свв. и прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Начинался храм при архимандрите Герасиме, а через 26 лет закончен при наместнике Иеромонахе Иоасафе. Сразу же после освящения нового храма в него были перенесены св. мощи прав. Симеона.
В 1752 году вокруг монастыря была выстроена каменная стена с воротами, из которых особенно выделялись смотрящие на юг и назывались "святыми вратами". Эти ворота извне и снаружи были украшены иконами.
В 1716 и 1762 гг. монастырь подвергался пожарам. В 1764 г. монастырю присвоен статус третьеклассного, с 1853 — второклассный.
В 1821 году было разрешено построить новый каменный храм с колокольней в честь Преображения Господня с двумя приделами: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и архистратига Божия Михаила, по плану и фасаду, взятому из книги Высочайше утвержденных планов. В том же 1821 годе Преображенский храм был заложен, а к 1828 году полностью закончен. К 1834 году были написаны иконы для храма и изготовлен иконостас. Тогда же был освящен главный храм. Приделы же освящены уже в 1837 году.
В 1853 году, по ходатайству настоятеля архимандрита Герасима была разрешена постройка надвратной церкви (над "святыми вратами"), которая была осуществлена в азиатском стиле и освящена Высокопреосвященнейшим Неофитом (Сосниным) в 1863 году во имя свв. праведных Симеона и Анны, а старый придел в их честь заново освящен во имя праведного Симеона Верхотурского Чудотворца
Из прочих каменных зданий Николаевского монастыря на первом месте стоит настоятельский корпус, который строился в 1800-1808 годах. Это ближайшее здание к входу в обитель. В нем помещались настоятельские келии, архиерейские покои, канцелярия, архив, на нижнем этаже — келии иеромонахов и послушников. (а также ризница, библиотека, рухольня, домашний храм, трапезная, гостиничные комнаты для священнослужителей).
У монастырской братии было множество попечений. В обители, помимо монастырских гостиниц существовали в разное время: живописная и переплетная мастерские, иконная и книжная лавка, больница, школа для глухонемых детей и монастырская церковно-приходская школа, фотография, кузница. С 1852 года монастырь обладал заимкой на левом берегу реки Октай в восьми верстах от Верхотурья, которая со временем превратилась в скит "Октай" с храмом, часовней и жилыми домами.
Есть много свидетельств, что царь-мученик Николай II, царица Александра и их дети много лет любовно покровительствовали монастырю (они, возможно, могли узнать о святом праведном Симеоне, чудотворце Верхотурском, от Григория Распутина, который в 1892 году работал в монастыре как паломник). Императрица Александра и Великие Княжны сшили богато украшенную плащаницу — изысканно расшитый иконами покров на раку праведника. В монастырских архивах хранятся также копии поздравительных телеграмм, посланных царской семьей архимандриту Ксенофонту к монастырским праведникам. Большинство — от Царя, Великой Княжны Татьяны, Великой Княжны Марии и Великой Княжны Анастасии (которая снова и снова писала о своем страстном желании посетить монастырь). По этим телеграммам и датам их отправления видно, что Семья преданно чтила праведного Симеона и неукоснительно соблюдала дни его памяти. Сильная любовь их к праведному Симеону сопровождалась, несомненно, молитвами к нему за Царевича Алексея, жизнь которого часто находилась в опасности из-за трагической его болезни — гемофилии.
12 сентября 1905 года Преосвященным Владимиром, епископом Екатеринбургским и Ирбитским, был заложен новый большой каменный храм в честь Воздвижения Честнаго Креста Господня к востоку от имеющихся двух храмов. Кроме главного, в план входили два придельных алтаря: правый в честь Успения Пресвятой Богородицы, а левый во имя праведного Симеона. Храм строили "миром", потому что, несмотря на то, что монастырская казна постройкой совсем опустошилась, этого было совершенно недостаточно. Все приходящие паломники считали для себя долгом потрудиться на строительстве нового храма. Оно продолжалось 8 лет, и собор был закончен и освящен как раз к 300-летнему юбилею Дома Романовых, т.е. в 1913 году. В 1913 г. монастырю присвоен статус первоклассного.

В Никольской церкви Верхотурского монастыря почивают мощи блаженного Козьмы, калеки, Христа ради юродивого, который, когда мощи праведного Симеона переносили в Верхотурье в 1704 году, весь путь от Меркушина — около пятидесяти верст — прополз на коленях. Сохранилось свидетельство, что, когда блаженный Козьма совсем обессилевал, он взывал громко к праведному Симеону, говоря: "Ты видишь, я изнемог. Давай отдохнем". И рака с мощами вдруг делалась столь тяжелой, что люди, несшие ее, не могли двинуться с места. Он преставился двумя годами позже, в 1706 году.
В Преображенском храме под полом у восточной стены в южном и северном углах в кирпичных склепах погребены:
Высокопреосвященнейший Неофит (Соснин), архиепископ Пермский и Верхотурский, много потрудившийся на этой кафедре и скончавшийся в 1868 году во время ревизии церквей епархии;
И настоятель монастыря архимандрит Гавриил, умерший от старости и болезни в 1880 году. От последнего при вскрытии его останков в 1991 году исходило весьма ощутимое благоухание.
На север от храмов и хозяйственных построек располагалось древнее монастырское кладбище, весьма обширное и занимающее две трети всей огороженной территории монастыря. В 1870-м году из бывшего дома-усыпальницы на этом кладбище выстроен храм св. мученика Неофита в память приснопамятного архипастыря.
На монастырском кладбище из наиболее выдающихся подвижников погребены:
Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, живший примерно в то же время, что и блаженный Козьма (т. е. в кноце 17-го — начале 18-го века) и, возможно, находившийся под его влиянием.
в 1900 году — схимонах Илия, подвизавшийся в Валаамском монастыре и числе других валаамских иноков прибывший в 1894 году вместе с архимандритом Иовом для введения в здешнем монастыре общежительного устава взамен штатного, отличившийся опытностью духовной жизни; прожил в монастыре год в конце 19 века и затем укрылся в глубине окрестных лесов, уйдя в полный затвор;
в 1903 году — св. преподобный Арефа, только недавно причисленный к святым Сибири — настоятель монастыря, много потрудившийся для обители, редкостный в духовной жизни и скончавшийся на 38 году;
в 1905 году — схимонах Трифиллий, сотрудник известного подвижника и основателя Кыртомского монастыря монаха Ардиана.
Архимандрит Ксенофонт, единогласно избранный братией последний игумен монастыря перед его закрытием в 1925 году.
Иеросхимонах Иоанн, единственный из верхотурских монахов, выживший в большевистских лагерях. Он умер в 1961 году.

Монастырь закрыт в 1925 г. Монастырское кладбище уничтожено.
Обитель вновь открыта 1 октября 1990 г.

  
  

Служители

 Глава
  
   настоятель
   Иона
1604 г. 17 век   —  
1615 г. 17 век
  
  
   настоятель
   Герасим
1615 г. 17 век   —  
17 век
  
  
   настоятель
   Герман
1621 г. 17 век   —  
17 век
  
  
   настоятель
   Авраамий
1622 г. 17 век   —  
17 век
  
  
   настоятель
   Вениамин
1627 г. 17 век   —  
17 век
  
  
   настоятель
   Игнатий
1642 г. 17 век   —  
17 век
  
  
   настоятель
   Василий
1668 г. 17 век   —  
17 век
  
  
   настоятель
   Варлаам
1672 г. 17 век   —  
1679 г. 17 век
  
  
   настоятель
   Игнатий
около 1687 17 век   —  
17 век
  
  
   настоятель
   Киприан
1691 г. 17 век   —  
17 век
  
  
   настоятель
   Александр
1693 г. 17 век   —  
1695 г. 17 век
  
  
   настоятель
   Израиль
1704 г. 18 век   —  
18 век
  
  
   настоятель
   Герасим
1714 г. 18 век   —  
18 век
  
  
   настоятель
   Сильвестр
не позднее 1716 18 век   —  
1727 г. 18 век
  
  
   настоятель
   Филарет
18 век   —  
18 век
  
  
   настоятель
   Игнатий
1751 г. 18 век   —  
1759 г. 18 век
  
  
   настоятель
   Тихон
1759 г. 18 век   —  
1769 г. 18 век
  
  
   настоятель
   Феодосий
1770 г. 18 век   —  
1776 г. 18 век
  
  
   настоятель
   Александр
1777 г. 18 век   —  
1778 г. 18 век
  
  
   настоятель
   Симон
1778 г. 18 век   —  
1787 г. 18 век
  
  
   настоятель
   Иринарх
1787 г. 18 век   —  
1791 г. 18 век
  
  
   настоятель
   Триадий
1791 г. 18 век   —  
1796 г. 18 век
  
  
   настоятель
   Иоасаф
1795? 18 век   —  
1803 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Иоасаф
1803 г. 19 век   —  
1804 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Парфений
1804 г. 19 век   —  
1807 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Ириней
1807 г. 19 век   —  
1813 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Иероним
1814 г. 19 век   —  
1819 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Афанасий
1819 г. 19 век   —  
1844 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Павел
1845 г. 19 век   —  
1848 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Герасим
1848 г. 19 век   —  
1855 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Гавриил
1855 г. 19 век   —  
1880 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Григорий
1880 г. 19 век   —  
1890 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Макарий
1890 г. 19 век   —  
1893 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Досифей
1893 г. 19 век   —  
1894 г. 19 век
   врио
  
   настоятель
   Иов
1894 г. 19 век   —  
1899 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Арефа (Катаргин), св.
1899 г. 19 век   —  
1903 г. 20 век
  
  
   настоятель
   Евгений (Кибардин)
1903 г. 20 век   —  
1905 г. 20 век
  
  
   настоятель
   Ксенофонт (Медведев)
1905 г. 20 век   —  
1925 г. 20 век
  
  
   наместник
   Тихон (Затекин)
01.10. 1990 г. 20 век   —  
1.04. 1999 г. 20 век
  
  
   наместник
   Флавиан (Матвеев)
1.04. 1999 г. 20 век   —  
1999 г. 20 век
  
  
   наместник
   Климент (Бояренко)
1999 г. 20 век   —  
2000 г. 20 век
  
  
   наместник
   Филипп (Ельшин)
2000 г. 20 век     
  
  
  

Статистика

По состоянию на 1 января 1906 года в братии Верхотурского Николаевского монастыря состояло:
архимандрит,
иеромонахов — 11,
иеродиаконов — 6,
монахов — 14,
послушников причисленных — 18,
лиц, проживающих по паспортам и готовящихся к вступлению в братство — 123,
малолетних и певцов — 15.
Итого 188 человек постоянного населения монастыря.

1917 -
80 монахов, 109 послушников.

1999 -
6 монахов, 10 послушников.

 
Библиография

   1   Верхотурский Николаевский монастырь: Краткая история. Екатеринбургский епархиальный вестник.. Екатеринбург. 1995 . № 9-12, с. 57-63.
  
   2   Города России: Энциклопедия.. Москва. 1994 .
  
   3   Мак-Лис Нектария. По святым местам Сибири: Фрагмент. Православная Москва. Москва. 1995 . № 11 (35). с. 7..
  
   4   Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне... [1910]. (Репр. изд. СПб., 1994).. С.-Петербург. Сойкин П.П.. 1994 .
  
   5   Монастыри — это острова спасения: Интервью с ... игуменом Тихоном (Затекиным).. Православная газета.. Екатеринбург. 1998 . № 13. с. 8-9..
  
   6   Нечаева М.Ю.. За стенами древней обители: Четыре века истории Верхотурского Николаевского монастыря. Екатеринбург. 2000 .
  
  
  

Состав

   Монастыри
 

Скит Верхотурского монастыря "Октай"

 
   Храмы
 

Собор в честь Воздвижения Креста Господня в Верхотурском монастыре

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Верхотурском монастыре

Храм в честь Преображения Господня в Верхотурском монастыре

Храм в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (Большеактайский скит)

Храм во имя свв. Симеона и Анны пророчицы в Верхотурском монастыре (надвратный)

Храм во имя свт. Николая Чудотворца в Верхотурском монастыре

 
   Святыни
 

Мощи блж. Космы калеки

Мощи прп. Симеона Верхотурского



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–