Монашество



Филипп (Хорев)

  
Другое имя:  Филарет
Ф.И.О.:  Хорев Филипп Андреевич
  
Сан:  схимонах
Место:  рождения — дер. Стряпкова Вязниковского уезда Владимирской губернии
погребения — храм Боголюбской иконы Божией Матери, Боголюбивая Киновия
Дата рождения:  1802 г. 19 век
Дата смерти:  1868 г. 19 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Юродивый Филиппушка (1802-1868) (впоследствии в монашестве Филарет, в схимне Филипп) родился в деревне Стряпковой Вязниковского уезда Владимирской губернии. Его мирское имя — Хорев Филипп Андреевич.
После смерти жены он остался с четырьмя малолетними детьми. С этого времени Филипп стал более замкнутым, еще усерднее посещал церковь, подолгу молился. Родители настояли на том, чтобы он вновь женился. Несмотря на новый брак и рождение еще одной дочери, в его поведении стали проявляться отчужденность от семьи, замкнутость, склонность к странным для окружающих поступкам. Односельчане приписывали все это помешательству или "порче". Желая избавить семью от насмешек и неприятностей, Филипп покинул деревню и десять лет скитался по всем святым местам, юродствуя Христа ради. Со всеми Филиппушка был добр, кроток, незлобив. Долгое время ходил он по России зимой и летом босиком, с обнаженной головой, в веригах и с тяжелым посохом в руках. К железному посоху (весом 37 фунтов — 14,8 кг, вериги его весили 21 фунт — 8,4 кг) был прикреплен литой из меди голубок. Оттого и прозвали в народе юродивого "Божьим человеком, Филиппушкой блаженниньким с голубком". а то и проще называли Филиппушка Голубок. О голубке на посохе Филипп говаривал: "Дух Святый птичку любит, вид ее приял. У голубка головка не величка, да умна, носок востер, на добро шустер; а унас голова величка, да дурочка, и нос туп адский нюхает путь". Ни на минуту не выпускал свой посох Филиппушка из рук, ложась спать, клал к себе под бок. Никому и никогда не давал его подержать и даже прикоснуться, а тому, кто просил его об этом, говорил: "Это вес грехов моих! Что чужую тяготу греховную пытать?!"
Во время своих странствий Филиппушку неоднократно сажали в тюрьмы или пересылали по этапу с конвоем как "бродягу безпаспортоного". Но все Христа ради юродивый сносил с кротостью и терпением.
Бывая нередко в Москве, Филипп стал лично известен владыке Филарету. От него Филиппушка получил благословение пойти на поклонение в Сергиево-Троицкую Лавру и остаться там пожить. Посылая юродивого, он писал наместнику Лавры отцу Антонию: "Бог благословит раба своего Филиппа и да сотворит благое душе его". Так после многих лет юродства, сопровождаемых неимоверными лишениями: голодом, холодом, унижениями, побоями, насмешками, остановился на жительство в Лавре по благословению святителя Филарета Филиппушка Голубок.
Слова и поступки Филиппушки нередко носили пророческий характер. Лишь только появлялся он на Красной площади перед Лаврой, его тотчас окружал народ. "С ангелом! С ангелом! С Божьим вестником!" — приветствовал он всех. Каждый, имевший какую-либо тяжесть на сердце, стремился услышать от Филиппушки прозорливое назидание, надежду или утешение в полной уверенности, ято "его устами слова с неба идут". Иногда, встретив на площади посада торговца калачами или чем-то иным, Филипп собирал "богатых купцов", как он называл нищих, и раздавал им все, что было у торговца. Боясь обидеть "человека Божия", торговцы ему не припятствовали, тем более, что Филиппушка, тут же приводил кого-нибудь к торговцу и тот оплачивал с лихвой за все розданное. Часто зазывали его в свои лавки купцы — было поверье, что если Филиппушка возьмет что-нибудь из товара, то торговля пойдет бойче и в дальнейшем коммерческий успех был купцу гарантирован.
Прожив в Лавре чуть больше месяца, постоянно окруженный людьми, видевшими в нем прозорливца, не имея того покоя, тишины, молитвенных трудов — того, что желал обрести в монастыре, он стал искать болееуединенное место и переселился по совету о. Антония в зарождавшихся тогода Гефсиманский скит. Но не в самом скиту, а вблизи за прудом, в густой чаще, в ветхой лесной сторожке.
К тому времени здесь уже были отдельные келийки монахов Гефсиманского скита, склонных к особому строгому пустынному и молитвенному уединению. Но итам находили его богомольцы. Тогда во время одного из посещений скита архимандритом Антонием Филиппушка явился к нему со словами: "Благослови меня, Широкий (так звал он Антония), выкопать погреб!" Странной показалась эта просьба о.Антонию: "Зачем это тебе понадобился погребок?" "А ты только благослови — погребок то нужен", — настаивал Филиппушка. "Ну, Бог благословит, копай!" — сказал о. Антоний и распорядил дать ему в помощь двух послушников из монастыря. С ними Филиппушка вначале выкопал небольшую квадратную яму. Затем стал ее расширять, делая подземные коридоры и в них небольшие отдельные пещерки для келий. Средняя и самая большая предназначалась для собрания пещерников на общую молитву. Спустя три недели о. Антоний посетил Филиппушку, осмотрел пещерки и увидел, что копается не погреб, а пещеры наподобие Киево-Печерских пещер. Он сообщил об этом митрополиту Филарету: "Господь да просвещает ищущих Его в темноте пещерной", был ответ владыки.
Пещеры копались все четыре года жизни Филиппушки в одной из келий в Исаковской роще. С 1849 по 1851 г. в пещерах работали уже лаврские землекопы, плотники, каменщики. Подвижничество Филиппушки привлекло многих желающих перейти из скита.
Сам Филипп незадолго до 27 сентября 1851 года (дня освящения пещерной церкви) тяжело заболел и согласно его желанию пострижен в монашество и наречен был именем Филарет. Вскоре после пострижения здоровье его пошло на поправку, и он по-прежнему продолжал трудиться над улучшением пещер. Одно только с принятием монашества вызвало у него огорчение — ему пришлось оставить свой посох и одеть обувь. "Владыко святый! Обуваться я больно ленив, все не хочется!" — упрашивал он митрополита, благословлявшего его на новый образ жизни. Но святитель, разрешив ему носить вместо сапог ботинки и заменить посох с голубком посохом с головкой из меди, не позволял ему сохранить образ юродивого: "Да не соблазняться другие монахи". К этому времени Филипп уже не юродствовал, и психическое здоровье его восстановилось. Через три года явились трое его сыновей: Игнатий, Василий и Порфирий. Каждый из них стал жить в пещервх, ископанных своими руками.
Но не пришлось монаху Филарету долго прожить в пещерах: из-за общего неудовольствия скитской братии, что к старцу ходит много народу и нарушается их безмолвие, наместник Антоний посоветовал старцу оставить пещеры. Так он и ушел, взяв с собой трех сыновей, и поселился около пруда, в 2,5 верстах от скита. Здесь узким мысом пригорка скитский пруд разделялся на два залива. Архимандрит Антоний распорядился поставить для Филарета с сыновьями келию. На чердаке келии они совершали свое обычное правило и церковные службы.
Почитатели отца Филарета нашли его и здесь. Московская купчиха Логинова пожертвовала деньги на храм, и 27 сентября 1859 года митрополит Филарет совершил освящение верхней церкви в честь Боголюбской иконы Божией Матери. При церкви построили братские келии, и образовалась новая обитель, известная впоследствии под именем Боголюбивая Киновия. Спустя некоторое время все три сына старца приняли монашество. Старший из них иеромонах Прокопий по благословению отца впоследствии приложил много труда и претерпел немало испытаний, возобновляя Зосимову Смоленскую пустынь.
В царствующем доме известно было о старце Филарете. Посетив в сентябре 1855 года Лавру, скит и пещеры, Александр II пожелал увидеть его. Предстал он перед государем в монашеской одежде. "Да ты уже монах теперь?" — спросил его государь. "Не знаю, монах ли, — смиренно отвечал старец, — а хотел бы монахом побыть хоть один час".
Прошло несколько лет, монах Филарет принял схиму с прежним своим именем Филипп. По своей кончине он был похоронен в Боголюбивой Киновии в нижнем храме Боголюбской иконы Божией Матери.

 
Должности и места служения

инок
Скит Гефсиманский во имя прп. Кирилла и Марии

19 век   —  
19 век
  
  

инок
Киновия Боголюбивая

  —  
1868 г. 19 век
  
  

 
Библиография

   1   Шарганов Петр.. Святые окрестности Лавры.. Духовная Нива.. Большие Вяземы. Преображенский храм. 1996 . № 5. с.5-6..
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–